Стараемся найти самые ранние документальные и иные упоминания о школе пос. Колючий. Мемуары учителя этой школы не писали, и расспросить сегодня кого-то из них не возможно. Разрозненные и осколочные воспоминания бывших учеников школы, эдакий взгляд внутрь школьного окна, стараемся свести в некое логичное повествование. С трудом получается, тем не менее другого выхода нет.
Посмотреть Шиткинский фонд, а потом характеризовать базу Достаточной , разнообразной документальной источниковедческой базы по истории школы пос.Колючий нет. Сохранились тарификационные списки учителей школы с середины 50-х годов ХХ в.; имеются акты проверки качества преподавания в школе. Нет совершенно сведений о вне учебной жизни школы, состоянии пионерской и комсомольской организаций, о спортивных соревнованиях. Крайне мало, а фактически и вовсе нет, заметок о школе в районных газетах (Шиткинской «Большевистский путь», Тайшетской «Заветы Ленина», «Путь к коммунизму». Коротко говоря, неведома нам школьная жизнь, ни в стенах школы ни вне их.
Будем собирать крупицы сведений, чтобы посмотреть внутрь школы , т.е. какая она была и как жила.
Прежде всего поищем ответ о самых ранних годах существования Колючинской школы Шиткинского района. Неизвестна дата образования самого населенного пункта, это мы уже выяснили. Время открытия школы не может совпасть с появлением поселка. Таков посыл. Поищем информацию более поздних времен.
В январском 1941 года тарификационном списке, в котором поименно планируют заработную плату педагогов с учетом установленной нагрузки, всех доплат и иных выплат Черчетской семилетней школы , названа Зеньчковская Лидия Андреевна. Она работала учителем в пос.Колючем и позднее — в июне-августе-сентябре 1941 г. На сегодня это самая раннее упоминание даты существования Колючинской школы и ее единственного учителя. Лидия Андреевна учила первоклассников и еще преподавала историю в каких-то классах, не понятно. Недельная нагрузка — 96 часов плюс 6 часов истории, в январе 1941 г. ей выдано на руки 293 руб.12 коп.
В июне- августе- сентябре 1941 г. она получала зарплату почтовым переводом. Любопытно было бы знать где находилась почта или почтальон. В Колючем , вероятно, не было почтового отделения, и поселковый почтальон куда-то ездил за ней? Почта надо полагать, доставляли в поселок редко. Лидия Андреевна получала зарплату в июне в почему-то два раза больше чем в январе 447.30 рублей. С чем было связано увеличение зарплаты осталось, конечно, нами не выясненным.
Что касается шести уроков истории: в период Великой Отечественной войны в стране существовали три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы) 1 . В 1934 г. в начальной и неполной средней школах был введен элементарный курс всеобщей истории и истории СССР2 . В 1941 г. Наркоматом просвещения были пересмотрены учебные планы и программы для всех типов общеобразовательных школ: исключались второстепенные предметы (во всех классах — рисование и пение; в б—7 классах — черчение, в 9 классе — основы дарвинизма); история, география и естествознание становились самостоятельными предметами в 4 классе.
Если Лидия Андреевна вела шесть уроков истории , то это в четвертом классе, следовательно школа была начальной , четырехклассной с единственным учителем.
Помимо Черчета начальные школы были в Волнистом, Черингачете, Шегашете, Кочетаре, Тремино, Джогино.
Иных сведений о Колюченской школе и ее учителях в довоенный периода обнаружить не удалось.
20 января 1947 г. Шиткинский райисполком рассмотрел вопрос о итогах Всеобуча по району за 1-е полугодие 1946 — 1947 уч.год . Выяснилось, что всеобщее начальное образование в районе не обеспечено полностью — вне сети школ находится, просто говоря не учились, 351 человек школьного возраста, отсеялось за 1-е полугодие 248 учеников, особенно плохо работают по всеобучу школы Шелаевского сельсовета — не учатся 7 человек, отсеялось (перестали ходить в школу — ЕС) 32 ученика. …Неудовлетворительно работали школы Треминского, Черенгачетского, Черчетского, Шиткинского сельсоветов. Как обстояло дело в пос. Колючий не было сказано в материалах райисполкома…
* * *
1948-1949 уч. год
В Шиткинском районе имелось 45 школ: 46 первых классов, 694 учеников., 47 вторых классов, 628 уч-ся; 44 третьих классов, 483 уч-ся, 44 четвертых классов, 424 уч-ся, 10 пятых классов , 268 уч-ся, 7 шестых классов, 137 уч-ся, 6 седьмых классов, 78 уч-ся, один восьмой класс на 11 учеников, 9-х классов — нет, 10-х классов — нет Всего 205 классов и 2721 учеников. Закончить семилетку значит закончить образование и пойти работать. Такой принцип, продиктованный жизнью.
Выяснить !!!!
В цитируемом отчете не указана Колючинская школа, наряду с Джогинской, Черенгачетской и др, вероятно, статистика по школе учтена была как черчетская: Черчетская — 3 учителя, подлежит обучению: 1-х — 7 учеников, 2х- 12 учеников, в 3-х 49 учеников, в 4-х 15 учеников, в 5 кл. — 10 учеников. Охвачено: 1 кл. — 30, 2кл — 19, 3 кл. — 20, 4кл — 9 , всего 78 учеников.
В 1948-1949 уч. год в Шиткинском районе имелось 45 школ: 46 первых классов, 694 учеников., 47 вторых классов, 628 уч-ся, 3 кл — 44 третьих классов, 483 уч-ся, 4 кл — 44 четвертых классов, 424 уч-ся, 10 пятых классов , 268 уч-ся, 6 кл — 7 шестых классов, 137 уч-ся, 7 кл 6 седьмых классов, 78 уч-ся, 8 кл 1 восьмой класс на и уч-ков, 9-х кл — нет, 10-х нет Всего 205 классов и 2721 учеников
1954 -1955 уч. год
В Шиткинском районе было 32 школы , 22 начальных, 9 семилетних, одна средняя , всего 1746 учеников, недобор 278 учеников. 1-4 кл — должно 875 ученика , на деле 794; 8-10 кл — надо 209 , на деле 136
В школе не обучалось по раз причинам 46 учеников. Успеваемость по всем школам — 82 % Не успевало много учеников по русс языку… В Колючинской, Каенской школах не хватало мебели, иных сведений по Колючинской школе не обнаружено.
1955 год — в Шиткинском районе 32 школы, в т.ч. начальных 22, семилеток 9, средних — 1 , 1733 ученика , в т.ч. в 1-4 кл — 860 учеников, 5-7 кл. — 693 , в 8-10 кл — 180, 45 классов комплектов
В 1955 г. в Шиткинском районе было на начало года 86 классов (на конец года — 81) в том числе 1-4 кл. 46 классов на начало года и 44 на конец года; 5-7 классы — 36 и 31 кл. соответственно; 8-10 классы — 4 на начало года и на конец года 5 классов. Такое количество школ и учеников предполагало 50 педставок, 873 тыс руб фонд оплаты труда учителей, Обслуживающий персонал школ — 99 работников, фонд зарплаты 303 тыс.руб. Все школы , находящиеся на финансировании в сельских Советах, не дорасходовали выделенные средства на приобретение оборудования, мягкого инвентаря. Вероятно, по причине отсутствия нужных товаров в торговой сети. Районо не организовала обучение малограмотных и осталось неосвоенными 4 тыс. рублей выделенных на это.
В районе имелось 31 школа (21 начальные, 9 семилетние и всего одна средняя) , в них 1578 учеников, недовыполнен план по ученикам на 155 чел.: 1-4 классы — 860 учеников по плану, факт 803, в 5-7 классы — план 693 факт 621, в 8-10 кл. — план 180 факт 154 ученика. Надо было принять в 1 кл. 240 учеников, в 5-е — 150, в 8-е — 90, а приняли 208, 159, 68 учеников соответственно. Из 155 учеников не обучалось 64, из них 17 чел. к 1 сентября не исполнилось 7 лет, переростков 31 чел.; уехали их района до нач. уч.года 43 чел.
Имелся один детсад в районе на 50 детей. В пионерлагерь надо было направить 50 детей, факт 40. Закон о всеобщ. обязательном обучении в районе выполняется неудовлетворительно, не обучалось по разным причинам 64 ученика школьного возраста.
В течение года выбыло 133 ученика, в т.ч. убытие в др. район 55, по болезни 8, материальная необеспеченность 20 , отдаленность от школы 13, исключено из школы 11 учеников, переростки — 21 ученик. Имевшиеся интернаты при некоторых школах не решали проблему удаленности школ от мест проживания детей.
В пос.Колючем в рассматриваемый 1955 уч.год директором школы был Нехороших Лонгин Васильевич.
. В это время школе не хватало парт, стульев, шкафов ; не было наглядных пособий по химии, физике и др.учебным предметам. Не было учебного оборудования в мастерских, уроки труда велись формально. Совершенно недостаточно было и спортивного инвентаря , впрочем, как и во многих школах
Успеваемость по району в 1955-1956 уч.году составила всего 86%, из 1444 учеников переведено 1246 учеников, на осень, т.е продлен уч.год , оставлено 132, на повторный год обучения — 66 учеников.
В районе слабая дисциплина учеников, на низком уровне идейно — политическое воспитание, методическая работа с учителями.
Пионеров в школах 703 чел, из них не успевают в учебе 92 пионера.
Слабо работали районные пионерская и комсомольская организации.
* * *
В 1955-1956 уч.год — в районе 113 учителей, из них 9 директоров семилетних школ, один средней школы. 27 учителей училась заочно в учительских институтах.
Данные о количестве учеников по классам: 1-4 классов — 120 и 794 ученика, оставлено на второй год 34 уч.; 5-7 кл. — 34 класса, 816 учеников на повторное обучение оставлено 60 учеников; 8-10 кл. — 4 класса, 136 учеников , на второй год — 2 ученика.
Приведенные сведения в целом по району позволяют думать, что и Колючинская школа не обладала большими положительными показателями, была , скажем так, как все, то есть соответствовала общему уровню состояния районной образовательной системы.
* * *
Приведем данные переписи населения 1959 г. по Черчетскому сельскому Совету:
Как видим, пос. Колючий по численности жителей превосходит даже д.Черчет, адм. центр сельского округа.
* * *
1959-1960 уч.год
В феврале 1960 года Шиткинский район был ликвидирован — его объединили с Тайшетским районам. Изменилась статистика образовательной системы, что видно не вооруженным взглядом: всего 126 школ, в т.ч. 8 городских, 118 сельских (начальные городские 2, сельские 98, всего 100 школ, семилетние — городских нет, сельских 12; восьмилетних — 3 городских и сельских 8; средних — 2 городских и 3 сельских; учащихся в городских школах 2645 чел., в сельских 8045 чел., всего 10690 человек. Учителей — городские школы 124 чел., в сельских 434, всего 558 человек.
В 1961 г. по Черчетскому сельсовету население : село Черчет — 411 жителей, участок Волнистый — 184 , уч.Ново — Волнистый — 38, уч.Колючий — 306, это второй по численности нас.пункт после Черчета, но почему-то обозначен как участок, количество жителей сократилось в сравнении с 1959 г.; пос. Шмелиный — 124, уч. Коренный — 64, уч. Борисов лог — 65 , Губаревич — 12 , всего 1202 жителей. Для Черчетской школе обучалось 88 детей.
1960-1961 уч.год
В Колючинской семилетней школе, относящейся к Черчетскому сельсовету училось 154 ученика (55 уч-ков 1-4 классов, 99 5-7 классов), включая детей из п. Лиственичный Н.Ингашского района Красноярского края , здесь располагалась ИТК-11 Краслага или по-новому названного У-235.
1961-1962 уч.год
6 сентября в Колючинской семилетней школе было 94 ученика: 1 кл-7 учеников, 2 кл.-10, 3 кл — 13, 4 кл-13, 5 кл-17, 6 кл — 19, 7 кл. — 15;
1962-1963 уч.год.
Колючинская ныне уже восьмилетняя школа: 108 учеников, в т.ч. 1 кл. -10, 2 кл. — 7, 3 кл.-8, 4 кл -13, 5 кл. — 17, 6 кл. — 16, 7 кл.- 12, 8 кл -17 учеников, из них девочек 47, на второй годы в 1962 г. было оставлено 5 учеников. Иностранный язык не велся. Было три вакансии учителей — биология, география, физкультура, труды, пение.
1963-1964 уч.год
Колючинская восьмилетняя школа — 1сентября 1963 г. — 108 учеников , для сравнения — Черчетская восьмилетняя школа — 117 учеников
1964-1965 уч.год
Колючинская восьмилетняя школа:132 ученика, 8 классов , 6 классов -комплектов,
1965 — 1966 уч. год.
На 1 сентября 1965 г. в школе 134 ученика, в т.ч. 37 в нач. школе., в 8 кл.- 19 учеников.
1966-1967 уч.год
* * *
Фотография: Колючинская школа , 1966 г. Учитель Селезнева П.С. с классом
На 5 сентября 1966 г. в школе 123 ученика, в т.ч. 1-4 кл — 49 учеников, в 8 кл. — 16 учеников. В этой школе учились дети из соседнего пос. Листвиничный Н.-Ингашского района Красноярского края. Бездубный Д.М. создал ансамбль из 16 баянистов -школьников. Месячная зарплата директора 135 руб, завуч 161 руб, учителя от 60 до 90 рублей, общая зарплата коллектива 761 руб.
1967-1968 учебный год
За парты село 122 ученика (62 девочки), учителей 7 чел., один киноаппарат, 2 радиоприемника, буфет, спортзала нет, библиотека 1455 экз. книг, журналов, газет; опытный участок 0.5 сот. Директор Селезнев С.П.
1968-1969 учебный год
В школе 6 классов и 132 ученика, переведено в сл. класс 129, 5 кружков и в них 85 учеников..
1969-1970 учебный год
На начало года 118 учеников , в т.ч. в 1-4 кл — 30 учеников. 27 учеников выбыло в течение года в связи с предстоящим закрытием п.Колючий как производственного участка Тайшетского ХЛХ (п.Шиткино). На конец года — 91 учеников.
Селезнев С.П. был назначен директором Черчетской школы . Поселок Колючий , участок Тайшетского химлесхоза (п.Шиткино) был закрыт, школа тоже, и он был переведен в с. Черчет и директорствовал он до 1979 года, и еще несколько лет был учителем, а затем переехал в Тайшет.
В марте 1972 г. Тайшетский райисполком принял решение о перенесении здания школы из Колючего в Черчет, что и было закончено в августу 1973 г. Ответственными за эту работу — разобрать брусовое здание школы , перевезти и собрать на новом месте. Эта задача была возложена на председателя Черчетского сельсовета Цицарев И.К., директора школы Селезнева С.П. при материально-технической поддержке колхоза им. ком.Бича. Возведенное здание школы отличалось от первоначального колючинского варианта, оно уменьшилось по площади, исчез треугольный фронтон на кровле и крыльцо на главном фасаде.
Возведенное здание школы принято комиссией с оценкой «хорошо».
В новом здании школы началась новая жизнь…
* * *
В марте 1965 года она была иной. Инспекторы Тайшетского Районного Отдела Народного Образования (РайОНО, РОНО) проверив документацию, посетив 23 урока, походив по школе нашли ее такой: в школе работало 8 учителей, в т.ч. один с высшим образованием, один с н/высшим, четверо со средне-специальным, два с общим средним образованием. У всех учителей учебная нагрузка (кол-во уроков в неделю) нормальная, только у молодого учителя Малышкина Константин Терентьевич (матем., физика),выпускника Куйбышевского (ныне Самарского) пединститута, — 30 часов.
В школе 7 классных комнат, однако нет спортзала (и это, смею заверить, по собственному знанию, очень мешало спортивно-физкультурному развитию, моему в частности!), пионерской комнаты.
В школе было тепло, классы просторные , светлые и чистые. ( в морозные дни без учебы, мы упрашивали директора пустить нас в школу и в большом общем коридоре играли в чехарду до упаду! То-то было весело…, даже без спортзала).
Школьная документация проверяющих удовлетворила: планы есть, учителя пишут порочные планы к каждому уроку и предусматривают инд. работу с отстающими, уроки связаны с жизнью , т.е. воспитывающий. Вряд ли ученики понимали эти все педагогические премудрости…
Классные журналы велись хорошо, чистые, с удовлетворительным накоплением оценок. Планы воспитательной работы классными руководителями составлены.
И как отрицательное весьма серьезное упущение педколлектива — не выполнен всеобуч, то есть не все дети школьного возраста посещают школу. Однако проверяющие не указали сколько таких детей.
На день проверки директор школы посетил 70 уроков у учителей (с сентября по март ), но комиссия решила что контроль администрации школы за работой учителей ослаблен. Практическая часть по ряду уч.предметов не выполняется (например, учителя географии не занимаются с учениками на пришкольном участке по применению теоретических знаний).
Большой минус учебной работы- из 127 учеников за первое полугодие1964-1965 уч. года 15 учеников не успевали , успеваемость по школе всего 91 %.
В начальных классах работает Николаева З.В. и Голято М.Г. Николаева имеет общее среднее образование, работает второй год. Методикой владеет слабо, уроки однообразные, ученики отвечают неуверенно, наглядность отсутствует, практическая часть программы не выполняется — экскурсий нет , предметных уроков нет), что видно по кл. журналам. Проверка тетрадей ведется учителем не очень хорошо, есть пропуски ошибок учеников, устный счет на уроках математики отсутствует
Голято М.Г. работает уже 24 года, есть опыт, спокойная, чуткая, ученики много работают на уроках, учитель применяет разнообразные задания — самостоятельная, работа с книгой, словарная работа, работа с карточками…), учит и воспитывает детей, Но уроки труда, пения, физкультуры не планируются.
Уроки математики не проверялись, учитель отсутствует по ув. причине.
Русский язык преподают опытные учителя с большим стажем Некрасова Анна Михайловна (6-8 кл) и Голято В.А. (5-7 кл). Добросовестно готовятся к урокам, хорошо владеют материалом. В 7 кл. успевают все, в 5 неусп. двое, в 6 кл. — двое , в 8 кл. — один ученик. Накопляемость оценок хорошая, тетради проверяются систематически, доступно объясняется уч. материал. Много внимания уделяют повторению пройденого. Учитель Некрасова А.М. выразительно читает на уроках тексты — «Хамелеон» Чехова, что после этого уже не надо было анализировать действующие лица рассказа, детям все было ясно.
Удачно провел урок русс.яз. в 5 классе Голято В.А. по теме «Степени сравнения имен прилагательных» , объяснил материал наглядно, подобрал интересные примеры для закрепления изученного, чем восполнил знания детей и по географии, литературе.
Учителям русс. яз надо больше заниматься со слабыми учениками в процессе урока, не затягивать опрос, а отдавать больше времени на изучение нового материала и его закрепления. Связывать обучение с воспитанием, использовать эфф. методы обучения.
История
Учитель Некрасова А.М. сумела привить любовь учеников к истории, хорошо провела работу с учениками по учебной картине, постоянно работает с учениками с трудными словами , на проверяемом уроке затянула опрос по проверке домашнего задания.
Биология
Был посещен урок учителя Шаповал Галины Ивановны, наглядность по теме не применялась, ученики мало активны, особенно в 5 кл. На уроке биологии в 5 классе проводилась только проверка домашнего задания. Учитель молодой, выпускница Тиличетской ср.школы, образование общее среднее, работает только третий год, методически учитель подготовлена слабо; ему надо более тщательно готовится к урокам, привлекать дополнительный материал, наглядность (не посоветовали прикрепить наставника к столь слабому учителю со школьной скамьи!)
География
Молодой учитель Петрусенко А.С. стремится дать знания, но ей надо хорошо изучить программу по географии, проводить индивидуальную работу на уроках, больше работать с картой на уроках, выполнять практическую часть программы, повторение пройденного материала.
Немецкий язык.
Однообразные (чтение, перевод, запоминание слов) уроки ведет учитель Чернова С.Е. Она сама слабо владеет материалом и методикой преподавания, не учит живой разговорной речи, нет наглядности, нет дисциплины. И суровый вывод — учитель не может дать знаний
Пение
Уроки ведет не специалист Шаповал Г.И. На посещенном комиссией уроке выявлено отсутствие распевки, новую песню читала и разучивала мелодию по куплетам, не объявила авторство песни. Ученики мелодию не усвоили, дисциплина учеников плохая.
Уроки ручного труда не ведутся
Уроки рисования и физкультуры комиссия не посещала
Внеклассная и внешкольная работа
В школе для 40 учеников организованы стрелковый (Голято В.А.) , математический (Малышкин К.Т), русс.яз и лит-ра (Некрасова А.М.) кружки, занятие которых проводится не систематически, работа кружков организована плохо.
В школе есть пионерская комната с хорошим оформлением: ленинский уголок, пионерская атрибутика, уголок пионера, выставка «Своими руками», картинная выставка советских художников о пионерах, работа пионерии неплохая, но сборы проводятся мало. Ведется подшивка газет и журналов, каждый пионер имеет поручение, на переменах в комнате много пионеров играет в шахматы и в шашки, читают газеты.
Проверяющий почему-то не назвал работу пионерских вожатых, мероприятий, имени учителя ведущего пионерской организации, численности ее.
Секретарь комсомольской организации Шаповал Г.И., 13 членов ВЛКСМ. Почему-то организация общая? Собрания проводятся, но не интересные, надо проводить тематических вечеров, вести работу по вовлечению в ряды комсомола.
Методическая работа
В школе есть методический уголок, но бедный по содержанию: нет демонстрации лучших поурочных, тематических планов, образцов проведенных хороших вечеров, бесед, открытых уроков . Проще говоря нет демонстрации лучших образцов методического мастерства, обобщения педагогического опыта. Методическое объединение учителей начальных классов не работает. Неважно что их в школе всего два!
Голято В.А. не регулярно проводит занятия в кружке по изучению марксизма-ленинизма. Удивительно, как знание такие могли бы помочь учителям!
Комиссия отметила что учителя посещают уроки друг друга с целью принятия опыта по повышению эффективности обучения.
Удивительна бедность методической работы! Это в то время как вся страна пристально следила за достижениями советских педагогов — новаторов 60-х годов: Амонашвили Ш.А., Занковой Л.В., Лернера Л.В., Бабанского Ю.К., Лысенковой С.И. и многих-многих других.
Связь с родителями есть, выпускается на предприятии стенная газета «Голос школы», в которой выставляются оценки текущие, четвертные; проводятся родительские собрания, но нет родительских лекториев.
Проверив работу школы группа инспекторов вынесла рекомендации: сохранять контингент учеников; выполнять практические части уч. программ; шире применять наглядность, дидактические материала; учителям начать заочное обучение в институтах; директору проконтролировать планы уроков в начальных классах; учителям нач. классов планировать уроки физкультуры, пения, ручного труда, рисования; соблюдать единые требования к учебе учеников, орфографического режима; учиться объяснению материала и повторению изученного …
Такое заключение комиссии не что иное как желание чтобы колючинские учителя выполняли самое элементарное в обучении детей! Ни каких возвышенных требований, только элементарное. Проверяющие вовсе не отметили уровень образованности учеников, не назвали отличников, участие в олимпиадах, соревнованиях…Этакая серенькая школа во всех отношениях.