Станция Тайшет, акварель Пясецкого Павла Яковлевича

Перелистываем имеющийся краеведческий архив постоянно, всегда возникает потребность в какой-либо информации для текущей работы. Архив стал большой, трудно найти нужное, затратно по времени. Надо еще смотреть сайт – нет ли там искомой и уже опубликованной информации? Сегодня, во время поиска материалов по истории тайшетского лыжного завода времен Великой Отечественной войны,  попались под руку следующие материалы. Спешим поделиться интересным.

1. Сведения к истории ж.д. школ. Для  проекта «Виртуальный музей школы № 85» будет нужен  материалы газет начала века.

     Газета «Сибирская жизнь», № 94, 1901 г.: «Школьное дело на Сибирской  жел.дороге.», в статье сообщалось о весьма любопытном способе определения необходимого ассигнования на содержание школ: по 15 рублей на версту пути, или на 3136 верст 47040 руб.  На эту сумму содержится в текущем году 18 министерских школ и 5 церковно — приходских, а именно а)министерские на станциях Челябинск, Омск — 2-х классные и с параллельными классами для девочек; 2-х классные школы на 12 станциях и плюс на ст Тайшет…  В статье перечисляются школы и на др.станциях дороги, мы не будем их перечислять, нам это без надобности. Любопытно другое. Газета поднимает проблему недостаточного финансирования школьного образования. Автор статьи некий «С.Л.» пишет так: всех станций на ж.д. 104 , то на 80 станциях нет школ, это подсчет по приведенному в статье перечню школ. «…И служащие (дороги — Е.С.) принуждены изыскивать средства и способы воспитания детей не в пределах своего местожительства. Это обстоятельство, равно как рост числа учащихся, теснота школьных помещений, служащая  поводом к отказу многим в обучении, малонаселенность мест, по которым пролегает ж.д., и недостаточность ассигнуемых кредитов, составляют больное место развития школьного дела сибирской железной дороги».

    Судя по нашим публикациям о ж.д. школе Тайшета на сайте, тайшетцам повезло что станция «Тайшет» была вновь строящаяся, а следовательно в планах строительства было заложено сооружение школы. На схеме путей и зданий станции на 1903 г. эту школа хорошо видна в зоне прилегающей к ж.д. территории с севера, по нынешней ул.Транспортной.

*   *   *

С 30 декабря по 4 января 1902 г. в г.Томске в помещении директора народных училищ господина Щепетова проходили заседания съезда  господ заведующих железнодорожными школами Сибирской железной дороги, под председательством инженера г.(господина , значит — Н.С.)  Менгерда и в присутствии г. директора народных училищ». Рассматривались следующие вопросы: расширение программы предметов в 2-х классных училищах; о допущении в технические училища в Омске, Красноярске учащихся не только служащих ж.д., но и всех желающих , но после конкурсных испытаний. На съезде было определено 80 (!) вопросов, которые предстояло решать очередному съезду. И созданному при управлении Сибирской железной дороги специальному школьному комитету. Стоит ли доказывать положительность принятых решений.

*   *   *

Сибирская железная дорога образовалась из слияния 1 января 1900 г. Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорог, построенных в период 1892 — 1899 гг. К концу 1911 г.  пропускная способность дороги на участке Челябинск — Иннокентьевская составляла 20 пар сквозных поездов, по Томской ветке 12 пар. Временное движение поездов от ст.Ключи до Иркутска было открыто 1 сентября 1896 г., передано в эксплуатацию 1.01.1899 г. Нами выделена дата не случайно. Среди тайшетцев как-то утвердилась иная дата — весной 1897 г. прибыл первый поезд на площадку строительства станции Тайшет, с чем мы не согласны. И вот вам иная дата, из весьма серьезного документального источника — отчет Сибирской ж.д. за 1911 год. Выходит, станция Тайшет действовала чуть ли не годом ранее принятой официальной даты на сайте адм. г.Тайшета.

    К концу 1911 г. длина главного пути дороги 3053, 02 версты, эксплуатационная 3145 верст.

    Говоря о Великой Сибирской ж.д. не можем не привести следующую цитату из какого-то важного печатного источника (найдем!):

*   *   *

Трагические случаи времен строительства Тайшетского участка Средне-Сибирской ж.д.. Газетные заметки с огрехами копирования и особенностями грамматики конца прошлого времени, но все же текст читается:

» Станция «Юрты” Средне-Сиб. жел. дороги. Исчезновение Начальника станции. «Безследное исчезновение людей въ тайгахъ Сябири. въ средЬ бродячаго элемента дЪло неповое. но что бы люди терялись въ населенные центрахъ и почти на глазахъ всЪхъ — это ужъ явлен!е совершенно необычайное. Такъ налримЬръ начальникъ сганцТи «Юрты», расположенной въ Канскомъ округЬ въ близи почтовой станцм Иркутскаго трак«Половина Чережухово» — г. отправившись въ копцЬ сентября съ ружьемъ на охоту. безслЪдно изчезъ и несмотря на розыски до сего врежени ненайдевъ. Такое загадочное изчезно еже вооруженнаго челонЪ, ка среди мЪстнаго насележя производить ceBcauito и наводятъ на весьма грустныя развышлежя.»  ноябрь 1897 г.

*   *   *

      Газета «Время» 1 марта 1906 г. писала :

 «Законоучитель  железнодорожной школы на ст.Тайшет, священник Шаравин, как председатель строительного комитета по сооружению храма  в поселке при ст.Тайшет, обратился в Управление  дороги с ходатайством о выделении сумм на содержание постоянного притча  при церкви означенной станции, построенной на доброхотные  пожертвования местных жителей и служащих ст.Тайшет, а также о предоставлении всему притчу казенных квартир».

   Этот абзац цитируем по простой причине в данном случае — оно дополняет имеющуюся информацию по истории ж.д. школы ст.Тайшет , ныне СОШ № 85 (принято считать ее правопреемницей первой ж.д. школы).

   И еще о Шаравине Василии. Его можно отнести к людям имевших отношение к указанной школе и репрессированных в 30-х годов ХХ в.:

Шаравин Василий Федорович,

дата рождения: 1871 г.

  • Место рождения: Иркутск
  • Пол: мужчина
  • Образование: духовная семинария
  • Профессия / место работы: священник
  • Место проживания: с. Тайшет Канского р-на, Красноярский край
  • Дата расстрела: 1 апреля 1930 г.
  • Место смерти: в г. Канске.\
  • Мера пресечения: арестован
  • Дата ареста: 23 января 1930 г.
  • Обвинение: 58-10 или ст 74 УК БССР
  • Осуждение: 15 марта 1930 г.
  • Осудивший орган: Особая тройка Постоянного Представительства  ОГПУ СК
  • Приговор: Конфискация имущества; Высылка семьи; Высшая мера наказания
  • Дата реабилитации: 17 мая 1989 г.
  • Реабилитирующий орган: Прокуратура Красноярского края (КК)
  • Архивное дело: Архив УФСБ КК, дело № П-15680
  • Источники данных: БД Красноярского общества «Мемориал»

 Наверное, он был первым репрессированным из среды преподававших в ж.д. школе.

И, возможно, он на этой фотографии 25 июня (по старому стилю, год ? возможно, 1896 г. ) в день памяти императора Николая — 1  основателя российских железных дорог. День рождения этого императора стала первым профессиональным праздником железнодорожников России.

Loading