О сельском музее

 
Краеведческий музей в с.Нижняя Заимка  существует уже 45 лет. И в этом большая заслуга Анцифировой Анастасии Васильевны,    учителя, краеведа. Краткая биография ее включена в наш Тайшетский именослов 26.12.2018 г.:

Родилась в 1927 г. в Чунском районе в многодетной семье.   Закончила школу в 1944 г.,   поступила в Тулунский учительский институт.  Через два года вышла из стен института учителем естествознания, географии, физики и военного дела. В августе 1946 г. прибыла на работу в с.Нижняя Заимка.  

Учительский талант   Анастасии Васильевны проявился  сразу. Её уважали и в педагоги ,   дети и их родители. В 1950 г.  Анастасия Васильевна вышла замуж. Иван Иванович Анциферов был знатным трактористом, фронтовиком.  Анастасия Васильевна,  бывалый турист, ни один районный туристический слёт не обходился без неё.   Её ученики-туристы занимали призовые места на областных краеведческих конференциях, поощрялись поездками в города Москву, Ленинград,  Иркутск и на озеро Байкал.  

В 1976 году в Нижней Заимке   стараниями Анастасии Васильевны был открыт историко-краеведческий музей, прославившийся не только в   Тайшетском районе, но и за его  пределами. На протяжении двадцати пяти лет музей жил под её чутким руководством.  Анциферова А.В. награждена многочисленными   почетными грамотами, благодарственными письмами, в том числе   грамотой   Министерства образования СССР, областного отдела образования Иркутской области.   Награждена медалями  «За трудовую доблесть», имеет звание «Ветеран труда», значки ударника нескольких пятилеток социально-экономического развития СССР  и «Победитель социалистического соревнования, «Отличником народного образования».

   Музей  размещался в здании на территории школы, сейчас   в здании бывшего детского сада по ул.Депутатской , №4.

     Так вот получилось – и новоселье и 45-летие разом. Экспонаты разместили в прежних витринах, на столах, и даже на лавках в двух довольно просторных комнатах и  прихожей. Используются для хранения экспонатов даже холодные сени. Многое надо изменить в  музее, ведь кроме нынешнего переезда да новых жалюзи на маленьких окнах  ничего не кардинально не менялось в тематике экспозиций и их художественном оформлении. Печное отопление, слабое освещение, устаревшие витрины и экспозиции…  А ведь речь ведем об одном из первых   музеев   района, что уже само по себе ценность.  Годами собираемые экспонаты сохранились, и  с удовольствием узнаю  многие из них, радуюсь новым небольшим стендам и успехам школьников-краеведов, подопечных Ганиной Елены Александровны. Вот она на фотографии у стен краевого краеведческого музея в Красноярске.

  Думаю что органам местного самоуправления Тайшетского района следует уделить музею серьезное внимание , найти и  вложить в его реконструкцию большие деньги. 

  

Тем более что родилась мысль начать поиск и накопление информации по истории села и сельхозпредприятий. Странно, до сих пор нет раздела в музее о тружениках колхоза “1 мая”  и местного отделения совхоза ” “Бирюсинский”. Есть экспозиции посвященные быту сельчан, Шиткинскому  партизанскому движению, участию нижнезаимцев в Великой Отечественной войне , а вот о колхозно-совхозном прошлом нет. И это неправильно.

   Фонд музея пополнился новыми документами по истории церкви   Казанской иконы Божьей Матери, о которой кратко сказано в альбоме И.В.Красновой “Православные храмы Иркутской епархии, ХVII – начало XX века” (2000 г.), в Вестнике Тайшетского районного краеведческого музея   “История православных приходов Тайшетского района
 (Храмы дореволюционной постройки)” (2012 г.).

Церковь была построена в 1880 г., и этому предшествовали долгие восемь лет ходатайств и прошений жителей д.Нижнезаимской Тинской волости Канского округа Енисейской губернии, крестьянина Тимофея Ефимова (Ефимович) Кочергина и Благочинного священника Иоана Коновалова.  ( фотографии здания церкви  взяты из  1.  Фонд музея с.Н.Заимка; 2. https://pastvu.com/; Православные храмы Иркутской епархии (аннотированный каталог церквей №229; Вестник районного краеведческого музея). В приложенных к этому Обзору документы по нижнезаимской церкви весьма информативно интересны. Оказывается что ее возведение было тесно связано с интересами жителей с.Конторского, высказывалась просьба о передаче конторского временного молитвенного дома нижнезаимцам взамен на их помощь в строительстве храма в с. Конторском взамен сгоревшего. Действительно ли в основе нижнезаимской церкви здание конторского молитвенного дома, неизвестно доподлинно. Может быть это были лишь предложения Благочинного 2-го участка Канского округа священника Коновалова. Конторцы были щедры в 1872 г.  –  за помощь нижнезаимцев в сооружении храма в их селе, решили передать будущей церкви в Н.Заимке еще и иконостас. В один день,  17 марта 1872 г. на строительство церкви пожертвовано было 635 руб. 52 коп. серебром.  

   Интересен список жертводателей на постройку церкви , жителей “деревни Кочергиной”, так она значилась в Клировой  ведомости , а не Нижняя Заимка,  числом жителей 474 душ обоего поля. По списку значится 60 человек, пожертвовавшие на строительство храма, из них 19 человек, а это 31.6 %, это Кочергины. Так что не спроста деревня называлась Кочергиной. Москвитиных 16.6%, Горенских 11.6 %, затем Лифантьевы, Криволуцкие.

   К месту будет сказано, что на нашем сайте в разделе “Исследовательские работы школьников” 8.02.2020 г. опубликована работа Кочергиной Н. “Кочергины в истории Тайшетского района”, выполненная в 2008 – 2009 уч. году. К работе приложен список 82 человек с фамилией Кочергин- Кочергина .  Нет смысла пересказывать содержание исследования, но приведем лишь выводы:

” Проведенное исследование позволяет сделать такой вывод: Кочергины сыграли важнейшую роль в истории нашего района, они были на переднем крае многих важнейших исторических событий, определяли их ход. Временем активной роли Кочергиных является огромный период – с 1690 года до 1945 гг., более 250 лет. Мы определили, что они были активны в более пяти важных исторических процессов: от заселения нашего района до 32 Помним всех поименно/ Документальный сборник. Сост. Макагон Л., Буртовой В. – Ирк.: Облмашинформ, 2007, 192 стр. 13 участия в Великой Отечественной войны, включая создание новых форм экономической жизни (кооперация, коллективизация), гражданская война и установление Советской власти. Не обошли Кочергиных и массовые репрессии. Видимо, они были люди критического мышления и увидели недостатки новой власти, критиковали ее и за это пострадали. Кочергины принадлежали к различным социальным слоям, но в подавляющей массе – это крестьяне-труженики. Основным районом из проживания была Нижняя Заимка. Интересно, что на протяжении более 300 лет династии Кочергиных так компактно проживали, имели прочные жизненные корни в одном месте. Сколько же было семей Кочергиных, и как они были связаны между собой, установить не удалось – не хватило времени на проведения этого анализа. Следующее что нам удалось определить: социальная активность Кочергиных постепенно снизилась, они перестали быть на острие исторических событий примерно с 60-х годов ХХ века. Во всяком случае, нам не удалось определить их роль в наши дни. Историческая активность Кочергиных иссякла. Почему? Этот вопрос остается основанием для дальнейшего исследования. Таким образом, наша тема имеет научную перспективу.

   Уходя из музея, у которого, надеемся, будут новые фонды и экспозиции, сделали худо-бедно несколько фотографий в новом его помещении.

Loading