Почитаем некоторые публикации, поищем в них новую для себя информацию, обратим внимания на допущенные фактологические ошибки и ложные толкования . Сделаем это для обогащения себя и предостережения других читателей от ложного восприятия прошлого от читаемых текстах.
Сначала зайдем на сайт администрации Тайшетского района, материалы которого давно не смотрели. Это надо сделать по причине упорного непризнания администрацией района факта образования Тайшетского района в 1924 году, а не в 1925 г. Следовательно, и 95 — летия нет в этом году. Если даже хочется юбилея, то стоило бы сменить герб района, который отчего-то на главной странице сайта по-прежнему красуется герб района, признанный неправильным (вот он на фотографии). А вот признание его неправильным : «Герб, утвержденный решением Тайшетского Районного Совета от 21 сентября 1999 года № 200, не был внесен в Государственный геральдический Регистр РФ, так как он не соответствует требованиям геральдики, так как не допускается следующее: размещение на щите герба наименования муниципального образования; размещение на поле герба шестерни, так как она символизирует разрушение; имеющееся изображение шестерни и колоса является распространенным случаем в современной геральдике, что обезличивает герб муниципального образования.» Правда , и те писавшие это заключение сами внесли не правильное толкование содержания герба: на гербе не шестерня, а циркулярная пила. Впрочем обо всем этом написано на сайте «Тайшетская история», не будем повторяться, но вновь спросим — отчего герб-то не сменили к юбилею?
* * *
- Администрация Тайшетского района, как и адм. г.Тайшета, не оставила без внимания День памяти жертв политических репрессий: » 30.10.2020 г. Новости Тайшетского района . Жителей Тайшетского района с днем памяти жертв политических репрессии». Странный какое-то текст: украшенный почему-то красными бантами и лентами, отдаленный по содержанию от земли тайшетской, недосказанный , в котором так и напрашивается слово поздравляем. Да и употребленное слово справить как-то выпадает из контекста статьи. Чаще это слово ассоциируется с нуждой. В тексте утверждается , что День памяти жертв «политических репрессий «справляют» на официальном уровне 30-й раз«. Не будем придираться к словам, но никак не можем согласиться с цифрой 30. Непонятно что имеется в виду «на официальном уровне». Наверное, на государственном уровне. Однако День памяти жертв политических репрессий на этом уровне был утвержден 18 октября 1991 года, было принято Постановление Верховного Совета РСФСР «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий», после которого 30 октября стало официально признанным Днём памяти. Следовательно, в 2020 г. на официальном уровне День памяти жертв политических репрессий отмечается 29 раз. Читаем далее текст. Отчего — то речь идет о населении страны (совокупность людей), а не найдено более теплое , объединяющее нас в этот памятный день, слово. Нас объединяет в этот день не общая территория проживания, а нечто иное. Затем не понятно почему речь идет о населении «России«. Разберемся. День памяти жертв политических репрессий был установлен в связи с принятием Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» 18.10.1991 г. В Законе сказано: Статья 2 .Настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется: на граждан Российской Федерации, граждан государств — бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года». Одним словом , говорить «население России не удалось избежать политических репрессий…» неправильно. Следует говорить о населении СССР.
Стоило бы автором этого текста , поданного за авторством мэра Тайшетского района, вспомнить происхождение названия РФ — Россия, нашего нынешнего государства . Тогда бы не было непонимания выражения «населению России не удалось избежать политических репрессий!». Это о ком идет речь? Если в Законе РФ о реабилитации жертв политических репрессий речь идет о насильственных действиях в период Советской власти, то в эти годы слово Россия не употреблялось, а РСФСР — СССР.
Самое печальное в тексте мэра Тайшетского района следующее: он говорит о всей России, как Президент России, и ничего о Тайшетском районе, о тайшетцах. И глава администрации г.Тайшета, тоже не говорил в этот день о тайшетцах, посетив памятник жертвам репрессий. Он говорил о заключенных тайшетских лагерей ГУЛАГа. Впрочем, он всегда говорит о заключенных, но не о тайшетцах , жертвах репрессий. Вероятно, оба не знают истории репрессий на вверенных им территориях. Выходит, оба в своих выступлениях к 30 октября не разделили с репрессированными и реабилитированными тайшетцами их трагическое прошлое. Сказали лишь общие слова. И уж вовсе некрасивы на этом фоне вот такие – «…мы все делаем для того , чтобы сохранить нашу историческую память…». В тексте выступлений руководителей города и района не названо ни одного мероприятия состоявшегося в Тайшетском районе в День памяти жертв политических репрессий. Ни одно из них они не удосужились посетить.
В тексте говорится, что люди были подвергнуты репрессиям (цитируем дословно): «за свои убеждения по национальным, социальным и другим признакам«. Не знаю кто писал этот текст, но допущена пунктуационная ошибка – после слов за свои убеждения нужна запятая. Эта ошибка коверкает смыл истории политических репрессий Советского периода.
____________________________________________________________________
Тайшет 24. 10 лет без Адамыча
( 31.10.2020)
Речь идет о Зелезинском А.А. Тайшет 24 зачем — то необъективно пишет: «В условиях жесточайшей конкуренции Анатолий Зелезинский легко одержал победу на выборах, набрав без малого 70 процентов голосов избирателей. Благодаря этому он стал самым легитимным мэром в Иркутской области».
Никакой жесточайшей конкуренции на выборах 2005 года не было. В 2006 г. с участием юных краеведов школы №85 ( Беляев Л.) была проведена исследовательская работа «История выполнения Закона Российской Федерации от 6.10.2003 г. №131 -ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальных образованиях «город Тайшет” и «Тайшетский район”. Приведем сведения о выборах октября 2005 г.: «Эти выборы имели ряд особенностей, но нашей задачей не является анализ выборов. Отметим лишь некоторые моменты: число депутатов всех представительных органов власти на местах — в 9 городских округах, 27 муниципальных районах, в 67 городских и 289 сельских поселениях области, возрастет в семь раз и составит 4,3 тысяч человек. В Тайшетском районе — 26 сельских и 6 городских поселений» — по данным ‘Восточно-Сибирской газеты” от 20 апреля года. Законом Иркутской области было утверждено количество депутатов представительных органов власти: в думе городского поселения Тайшет, в Думе МО Тайшетский район – по 21 депутату. Очень интересны данные о кандидатах в депутаты Думы городского поселения Тайшет; впервые во время выборов были применены “грязные технологии’ По итогам выборов можно сказать, что острой борьбы между Шрайнером Н.Р., и Зелезинским А.А._ не произошло. За кандидатуру Зелезинского А.А. проголосовало больше пришедших на избирательные участки, то есть 17,853 человека из 57 682 внесенных в списки для голосования. За кандидатуру Шрайнера Н.Р. всего 3219 избирателей, из которых только 669 жителей села, Выдвижение кандидатуры Шрайнера Н.P. было ошибкой определенных политических сил города. Данная кандидатура не вызывала симпатий среди жителей города. Косвенно об этом говорит низкая явка избирателей на выборы (43.44%) ; мало было газетных публикаций в поддержку Шрайнера Н, Р. в сравнении с поддержкой Зелезинского А. А. Было заранее ясно что Шрайнер И. Р. проиграет эти выборы» За Зелезинского А.А. проголосовало практически 40 % пришедших на избирательные участки, за Шрайнера Н.Р. 5.6 %. О какой жесточайшей конкуренции идет речь?
* * *
Прочтем еще один текст на Тайшет 24: «В Тайшете возложили цветы к мемориалу в сквере памяти жертв политических репрессий, 2.11.2020 г.
«Тайшет к этой трагической странице имеет самое прямое отношение. Исправительно-трудовой лагерь Озерлаг находился в Тайшете. Тот, кто приехал в Тайшет в 50-60-х годах, хорошо помнит, что из себя представлял наш город – кругом колючая проволока. Многие из так называемых врагов народа – это известные люди, которые своими достижениями прославляли нашу страну. В тайшетском лагере сидела советская певица Лидия Русланова. Здесь же отбывали наказание известные военные, музыканты, поэты, врачи, учёные, которые своими достижениями прославляли нашу Родину.
Отношение к этому дню неоднозначное, так как среди репрессированных были и уголовники. День памяти жертв политических репрессий установлен для того, чтобы вспомнить миллионы тех людей, которые были необоснованно репрессированы и отправлены в исправительно-трудовые лагеря.
До этого года у нас в городе не было такого места, где бы жители могли почтить память невинно репрессированных. В этом году такой Сквер появился. К сожалению, из-за коронавируса мы не делали торжественного открытия. И сегодня по той же причине мы не проводим митинг. Историю, конечно, не перепишешь, но сохранить память о жертвах безумного политического террора мы должны для того, чтобы подобное у нас в стране не повторилось никогда», — сказал глава города».
Замечания и комментарии: Общая оценка: все сказанное и сделанное чистая формальность , что заставляет спросить – а вы зачем памятник установили?
1.Озерлаг был особым лагерем МВД, а не исправительно-трудовым;
2. в тайшетском лагере сидела советская певица Русланова — в каком тайшетском лагере? в лагерях не сидят, а отбывают наказание в виде лишения свободы и работают;
3. Этот перл вовсе вызывает недоумение: «Отношение к этому дню неоднозначное , так как среди репрессированных были уголовники» — эта фраза совершенно неправильная, сказывается якобы знание тайшетцами, заставших лагеря, кто в Тайшете «сидел» законно, а кто нет (дескать мы все знаем это); так еще рассуждают у нас не задумываясь над законом; между тем в законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий ясно сказано, кого считать незаконно репрессированными;
4. Есть много форм и способов , кроме посещения памятника гглавой городской администрации, сделать открытие памятника и в рамках дня памяти жертв репрессий как полагается. Сумел же это сделать краеведческий музей г.Бирюсинска. Продолжает давить тайшетцев ложное понимание противоречивости Дня памяти жертв политических репрессий, лагерное прошлое? Вероятно, да.
5. И наконец о том , что вызывает у меня негодование – почему говорите о заключенных лагерей в этот День? почему нет речи о тайшетцах незаконно репрессированных в 30-50 годы? Потому что не знаете нашей истории, и знать не хотите. Печально это. Ведь есть же списки репрессированных тайшетцев, спецпереселенцев, депортированных и заключенных лагерей НКВД — МВД, детей репрессированных…
—————————————
Тайшет 24 : Центральная библиотека в Тайшете — не просто книгохранилище
( 03.11.2020) с публикацией в газете «Бирюсинская новь».
Тайшет 24 сообщает: » Первая библиотека в Тайшете была открыта 15 августа 1952 года по улице 19 Партсъезда. До неё в городе существовала изба-читальня, но историю её возникновения не помнит никто».
Теперь посмотрим информацию на сайте самой городской библиотеки: «Старожилы помнят, что до 1952 года в нашем городе действовала районная библиотека, которая существовала ещё в годы войны. Старенькое здание библиотеки находилось на месте бывшего ресторана «Тайга», имело вход с улицы Чапаева, одну общую комнату, где обслуживали взрослых и детей, и небольшую пристройку, где жил библиотекарь.
15 августа 1952 года в специально построенном здании по ул. 19-го Партсъезда открывается городская библиотека, организованная на базе районной. Районная библиотека переводится в посёлок Суетиха (ныне город Бирюсинск)». Как видим, информация расходится: сайт библиотеки вовсе не сообщает о первой или второй библиотеках в Тайшете. Далее , ни о какой избе-читальне библиотекари не сообщают.
Первая публичная библиотека в Тайшете появилась в 1910 г. И еще о первой библиотеке в Тайшете (поселок при станции) из работ историков Транссиба и ВСЖД Хобты А.В. и Гордиенко Т.Н. известно следующее : «Ярким, завершающим аккордом его «просветительной задачи на востоке» стала созданная им в Тайшете первая общественная библиотека, которой было подарено 700 собственных, с любовью собранных им, книг. Благодарные тайшетские жители назвали эту библиотеку именем Василия Львовича Манучарова».
Это произошло в период работы Василий Аслановича на тайшетском участке строительства Средне-Сибирской железной дороги на участке Красноярск-Иркутск и реконструкции ее горных участков — 1896 — 1912 гг. , точнее в 1910 г.
Вот как пишет об этом Гордиенко Т.Н в своей статье «Аристократ духа на Транссибе» : Как писала газета «Восточная заря» за 18 января 1910 года, «основу библиотечного фонда составило личное собрание начальника 11-го участка (при строительстве первой колеи) Василия Львовича Манучарова в количестве 700 экземпляров книг, подаренное им библиотеке». А в одном из номеров «Восточного обозрения» за 1904 год читаем: «Отрадное впечатление выносит случайный посетитель железнодорожной библиотеки станции Тайшет имени Василия Львовича Манучарова. Эта опрятненькая, в несколько шкафов, библиотечка с небольшим подбором произведений русской и иностранной литературы и несколькими журналами является единственной духовной пищей для интеллигента, заброшенного судьбой в это захолустье». Рецепт этой духовной пищи. После строительства железной дороги оставалось несколько десятков рублей, и на них-то Манучаров предложил тайшетской интеллигенции основать библиотеку»
Стоящее предложение вносит Гордиенко Т.Н. : » Следовало бы вернуть имя Василия Манучарова главной библиотеке города или назвать его именем улицу, а может быть, установить бюст или памятник. Решать это, конечно, администрации, но думается, что найдётся среди благодарных тайшетцев немало людей, способных сделать посильный благотворительный взнос на памятник зачинателю и строителю самой известной сегодня на Транссибе станции четырёх направлений». Лично я поддерживаю, помнится мы предлагали назвать именем Манучарова В.Л. строящийся городской парк.
Подробнее о Манучаровых читайте на нашем сайте в «Обзоре краеведческих публикаций Дополнение к брошюре «2431 верста. История строительства станции и поселка Тайшет» и в названных книгах и статьях.
Возникает вопрос: с какой целью Тайшет 24 искажает сведения по истории библиотеки ? Впрочем не только ее. Например, автоколонна 1503 по желанию Тайшет 24 была ОРДЕНОНОСНОЙ. Можно еще привести примеры искажения местной истории, учреждений и организаций.