Благодаря книгам Хобты А.В. мы располагаем сейчас важными сведениями дополняющими и уточняющими некоторые страницы нашей брошюры. В его книге “Сооружение Транссибирской магистрали” (глава “Сооружение Средне-Сибирской железной дороги”) он пишет: “…Строительство разрешено 27 февраля 1893 г….; …Всю Средне-Сибирскую железную дорогу для удобства выполнения работ раздели на две части: Обь – Красноярск, Красноярск – Иркутск. …; …На участке от станции Красноярск до станции Иркутск участки и дистанции были распределены следующим образом: …11-й участок , село Бирюсинск (Бирюса), начальник участка М.Ф.Придонов (впоследствии его заменил Манучаров); 1-я дистанция , деревня Половино Черемхово, М.Г. Борисевич; 2-я дистанция, деревня Бирюса , В.Л.Манучаров; 3-я дистанция , село Байроновка (Бояроновка) , Л.А. Водопьянов; 4-я дистанция, село Никольское, С.А.Араратьянц. Помощник начальника дистанции Д.И.Гапаев, село Бирюса. Техник конторы участка, село Бирюса, Н.И.Мазенов. …Таким образом, на Средне-Сибирской железной дороге было 17 строительных участков…; Постройкой больших мостов руководили особые производители работ”. (стр.39).
“Министерство путей сообщения обратилось в феврале 1894 года в Комитет Сибирской железной дороги с ходатайством о необходимости начать строительные работы на всем протяжении от Красноярска до Иркутска в 1894 г. (вместо 1986 г.)…; …в феврале 1894 г. было разрешено до составления сметы на строительные работы расходовать более 2.9 млн.руб. из кредита в три миллиона рублей по смете на чрезвычайных расходов Министерства путей сообщения на 1894г…; …Торжественное открытие строительных работ ссыльнокаторжными на Красноярск – Иркутском участке состоялось 14 июля 1894 г. у с.Тельма (в 47 верстах западнее Иркутска)…; Начали работы и вольнонаёмные артели…в районе Иркутска,…у села Черемхово; …В 1895 г. работы выполнялись от Красноярска на протяжении 435 верст и от Иркутска на протяжении 250 верст. На одном участке длиной 110 верст шли изыскания, а два участка протяжением 210 верст еще не были организованы…”
Отметим , что 11 строительный участок , то есть тайшетский , это 328 – 429 верста от Красноярска. Здесь в 1895 году производились строительные работы. Это к вопросу о возникновения станции Тайшет. Как известно в краеведческих статьях и книгах датой возникновения считается весна – лето 1897 г. – главный путь уложен до Тайшета. Мы же предлагаем считать годом возникновения Тайшета как станции и пристанционного поселка 1894 г. – начало строительных работ на ІІ-ом участке Средне-Сибирской ж.д. (Красноярск – Иркутск). Ищем обоснования этого варианта датировки возникновения Тайшета , в том числе и в работах Хобты А.В.
“На строительстве Среднесибирского участка от Красноярска до Иркутска в 1895 г. …максимальное число рабочих доходило до 36 тыс. человек (летом 1895 г.), местное население составляло 3/4 от общего числа рабочих. Крестьяне в сенокос и страду уходили со строительства.; …Укладка рельсов началась в 1896 г. и была доведена до 331 версты от Красноярска; в 1897 г. было уложено …до 368 версты от Красноярска, а в 1898 г. были уложены оставшиеся 366 верст.”
В его же книгах есть сведения об инженерах путей сообщения, чьим трудом сооружалась Великая Сибирская железная дорога. И среди них чрезвычайно важная для тайшетцев личность – Манучаров Василий Львович. Именно он является первостроителем Тайшета, ж.д. станции и поселка при ней. На сайте “Тайшетская история” ранее публиковался материал о нем. И в упомянутой в названии этой статьи брошюре тоже. Теперь возьмем сведения о нем из книг Хобты А.В. и других источников.
Манучаров Василий Львович (Асланович) (1858—1912 гг.)
Инженер путей сообщения, коллежский секретарь. Дворянского происхождения. Вероисповедание армяно-григорианское. Родился на Кавказе, в городе Тифлисе. Отец его, Манучарьякц Аслан (Аслан, в переводе на русский, — Лев), обер-офицер (офицерский чин от прапорщика до капитана), принадлежал к старинному роду армянских дворян, выслуживших дворянство Российской Империи по военной и государственной службе (окончание “…янц» в фамилии только потомкам знати, дворянским или княжеским родам.
После гимназии Василий Манучаров поступил в Институт Путей сообщения императора Александра. По окончании полного курса наук в институте, 28 мая 1883 г. Василий Манучаров был удостоен звания гражданского инженера, с правом на чин губернского секретаря. Состоял причисленным к Министерству путей сообщения штатным инженером 8- го класса и прикомандированным к Управлению по сооружению Железных дорог
Выпускников института в 1883 г. отбирали па новое железнодорожное строительство – постройку, один из крупных государственных проектов Александра III, дорогу длиной в 106 верст, строившейся за казённый счёт. В.Л. Манучаров, по всей вероятности, принимал участие в осуществлении этого проекта, поскольку местная печать отмечала присутствие инженера В.Л. Манучарова в 1885 г. в Брест-Литовске, где он мог быть только по службе. Брест – Холмская железная дорога была введена в строй в июне 1887 г., уже позже, – с 1898 г. она вошла в Привислинские железные дороги (Белоруссия).
С 1 января 1889 г. коллежский секретарь, инженер путей сообщения В. А. Манучаров (штатный инженер Министерства путей сообщения 9 -го класса), исполнял обязанности производителя работ II разряда в местном (в Сураме) управления по постройке обходной линии и тоннеля через Сурамский перевал, с вознаграждением в 2500 руб. (разовое), суточное – 500 ру6.
С 26 августа 1890 г, коллежским секретарь, инженер путей сообщения Василий Асланович Манучаров в должности производителя работ 1 -го разряда направлен в экспедицию по изысканию железнодорожной линии через главный Кавказский
хребет с содержанием: 4200 руб. в год. В государственной службе и в ведомстве состоял с 22 октября 1886 г., в чине — с 22 октября 1889 г.
31 октября 1890 г. награждён Орденом Станислава 3-й степени.
С августа 1892 г. коллежский секретарь Василий Манучаров, числящийся по Министерству путей сообщения штатным инженером, уволен на один год в частное предприятие.
С 1 мая 1895 г. штатный инженер путей сообщения В.Л. Манучаров направлен на постройку Средне-Сибирской железной дороги в город Томск производителем работ по постройке мостов.
С 1896 г. назначен на строительство 2-го участка Средне-Сибирской железной дороги от Красноярска до Иркутска под руководство инженера Н.П. Меженинова, начальником по постройке 11-го участка пути.
По списку чинов ведомства путей сообщения на 1896 г. значился: «Манучаров Василий Асланович. Состоит по Министерству штатным инженером 8-го класса. Женат (на православной), сын и четыре дочери. Место жительства: село Бирюса. В государственной службе с 22.10.1886 г.; в ведомстве с 22.10.1886 г.; в настоящей должности с 1.05.1895 г.; в чине с 22.10.1889 г. Содержание — 5000 руб. в год.
Итак, 11-й участок от 329 версты до 435 версты относился к горной местности, к тому же пересеченной многочисленными реками и ручьями. В результате, пришлось строить множество мостов и водопропускных труб, общее число которых достигало 70 – ти на протяжении 67-ми вёрст пути.
Сооружение линии шло с 1896 по 1898 гг. в одном направлении: от Красноярска на восток. Путь между Красноярском (от берега Енисея) и Иркутском (до реки. Иркут) составлял 1004,455 версты . Между ними находилось всего два небольших города Канск (девять тысяч жителей) и Нижнеудинск (шесть тысяч населения). На участке В.Л. Манучарова встречались лишь редкие поселения в несколько десятков дворов, располагавшихся у почтового тракта. Сложно было найти лиц, которые взялись бы за выполнение подрядов и поставок материалов, не говоря уже о рабочей силе, которую приходилось «выписывать» из европейской России. Строительство затруднялось и удорожалось из за малой заселённости и непроходимости сибирской тайги. Работать здесь было труднее, чем в Западной Сибири.
«К работам в тайге можно было приступить лишь после устройства дорог, состоящих из ряда проложенных бок о бок брёвен; затем требовалось осушить верхние слои почвы при помощи сети водоотливных каналов и расчистить верхний слой валежника, хвои и листвы, перепутанный корнями деревьев и растений»506. Правда, не было проблем со строительными материалами: лесоматериалы брали с земель, принадлежавших Министерству государственных имуществ; камень различных видов — с карьеров, устроенных недалеко от прокладывавшейся линии. С дальних карьеров подвозили камень и песок гужевым транспортом, но стремились развозить балласт рабочими поездами, т. к. это обходилось дешевле.
Следует отметить важный нюанс: начальникам участков были предоставлены большие полномочия. Например, В.Л. Манучаров сам мог определять, какой именно вид хозяйственного способа применить в том или ином случае, чтобы наверняка успеть выполнить весь объем работ в назначенные сроки. Здесь достаточно широко применялся хозяйственный способ строительства объектов.
Под руководством В.Л. Манучарова путь на вверенном ему участке в 104 версты путь был уложен в срок, построено пять станций: Ключи (5-го класса), Юрты (5-го класса), Тайшет (3-го класса), Байроновка (5-го класса), Разгон (5-го класса); а также пять остановочных пунктов и разъездов. Путь к станции Тайшет был готов уже в июне 1897 г., с этого момента строительство зданий и сооружений, а также домов для служащих пошло интенсивнее и успешней, благодаря быстрой доставке рабочими поездами по проложенной линии материалов. Временное движение коммерческих перевозок грузов и пассажиров на участке Ключи—Иркутск открыто было с 16 августа 1898 г.
С осени 1900 г. В.Л. Манучаров строил Оренбург—Ташкентскую железную дорогу. В январе 1906 г. дорога Ташкент –Оренбург вступила в строй, открыв для Средней Азии прямой выход в Центральную Россию. Высочайшим приказом от 17 апреля 1905 г. по ведомству Министерства путей сообщения начальник участка по постройке Оренбург Ташкентской железной дороги Манучаров Василий Львович был награждён орденом Св. Анны 2-й степени.
Следующим и последним местом работы В.Л. Манучарова стало Управление но переустройству горных участков и строительству второго пути Сибирской железной дороги от Ачинска до Иркутска. Управление было утверждено в 1907 г., а работы велись с 1906 по 1912 гг. В.Л. Манучаров был начальником 6-го участка длиной 88 вёрст. Он умер в 1912 г., в год окончания строительных работ. По воспоминаниям родных, «у всех Манучаровых были плохие сосуды, — мало кому из близких родственников удалось преодолеть рубеж шестидесяти лет…». В метрической книге церкви Св. Николая села Тайшет
за 1911 г. упоминается имя жены В.Л. Манучарова — Евдокии Александровны.
Семья: жена Евдокия Александровна Манучарова, сын Арсен (1885 г.), дочери Евгения и Мария, имена двух других дочерей неизвестны. Семья Манучаровых проживала в Санкт-Петербурге. По данным Санкт-Петербургского адресного справочника за 1913 г. по адресу: Дегтярный пер., дом № 1 проживали Арсен Васильевич Манучаровы (сын) и его мать
Евдокия Александровна. Дочери были в то время уже замужем.
Инженер путей сообщения В.Л. Манучаров, построив вместе со многими другими инженерами Сибирскую железную дорогу, создав при этом необходимые условия жизни и быта для первых служащих и поселенцев новых станций, внёс огромный вклад в дело осуществления задачи государственной важности, поставленной императором Александром III.
Ярким, завершающим аккордом его «просветительной задачи на востоке» стала созданная им в Тайшете первая общественная библиотека, которой было подарено 700 собственных, с любовью собранных им, книг. Благодарные тайшетские жители назвали эту библиотеку именем Василия Львовича Манучарова”.
Добавим от себя следующее: в Википедии есть статья “Пясецкий, Владимир Николаевич”, 14 сентября 1868, Надеждинск — после 1934, Ленинград) — русский архитектор и гражданский инженер, специалист по промышленному строительству, представитель русского стиля, модерна и эклектики, искусствовед и теоретик архитектуры. Наряду с предпринимателями в качестве инженера-архитектора стоит у истоков города Надеждинска (ныне Серова).
Так вот, в статье говорится , что “Супруга — Нина Васильевна Пясецкая (урожд. Манучарова — дочь В. Л. Манучарова, инженера путей сообщения, строителя Тайшета , ум. 1939).
Эти сведения взяты из работы Гордиенко Т. Н. “Инженеры-просветители конца XIX—начала XX века // Культура. Наука. Образование: Межрегиональный научный журнал. — Иркутск, 2013. — № 1 (23). — С. 67—68.
Татьяна Николаевна Гордиенко − инженер путей сообщения, 1954 г. рожд., закончила Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (1977г.) по специальности «Вагоностроение и вагонное хозяйство». Имеет также диплом с отличием Иркутского областного училища культуры по специальности «Библиотечное дело» (1992 г.). В еѐ послужном списке двенадцать лет работы на инженерных должностях, двадцать один год информационно-библиотечной и два года музейной деятельности. Несколько лет работала на станции Тайшет, в том числе и в технической библиотеке. В 2010 году, уже в должности директора музея истории Восточно-Сибирской железной дороги, она вплотную занялась научной деятельностью в области исследований истории Транссибирской магистрали, являясь соискателем кафедры философии и социальных наук Иркутского государственного университета путей сообщения. 24 апреля 2014 г. Т.Н. Гордиенко защитила диссертацию на степень кандидата исторических наук в Иркутском Государственном университете (по теме «История возникновения и развития библиотечного дела на Транссибирской железнодорожной магистрали. 1890-1917»). На еѐ счету более тридцати публикаций, в том числе в соавторстве. В настоящее время Т.Н. Гордиенко продолжает активную научную и общественную работу, являясь председателем историко-краеведческого клуба «Пути сообщения Сибири», организованного в апреле 2015 г. при Гуманитарном центре – библиотеке им. семьи Полевых в Иркутске, а также заканчивает монографию «Просветительская деятельность инженеров путей сообщения в Сибири».
В интернете найдена фотография на которой запечатлен муж Нины Васильевны Пясецкой, урожденной Манучаровой. Жаль, что нет у нас фотографии самой Нины Васильевны, всей семьи Василия Львовича.
Во втором ряду сидят слева направо: 2-й – В.Н. Пясецкий – гражданский архитектор, 4-й А.А. Ауэрбах – Главноуправляющий Богословского Горного округа, 5-й А.П. Мещерский – управляющий Надеждинского завода, 7-й – мулла. В третьем ряду стоит 1-й слева – купец Шадрин. 1904-1905 годы.