Говоря о пятидесятилетии БАМа надо вспомнить несколько событий его истории: 27 апреля 1974 года на строительство Байкало-Амурской магистрали отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд; 8 июля 1974 г. было принято  Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР N 561 “О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали” (приложение);  в конце сентября 1984 г. была произведена стыковка западного и восточного участков БАМа; окончание строительства  ж.д. связывают с пуском Северомуйского тоннеля в декабре 2023 г.

Небольшие комментарии к сказанному: на центральном участке БАМа строительные работы велись еще в апреле  1972 г. на дороге ст.БАМ – ст.Тындинская. Еще в 1967 г. рассматривался проект постановления о строительстве БАМа, подготовленный правительством (А. Косыгин, Н. Байбаков, Н. Гундобин, Е. Кожевников, М. Захаров) (приложение). Однако дело ощутимо сдвинется спустя семь лет. В Постановлении 8.07.1974 г. многие пункты касаются Тайшета, например, строительство ТКСИ. Этот документ цитировался в нашем довольно большом исследовании “Павшие цитадели БАМа” (18 статей, сайт Тайшетская история, 19.09.2019 г.).

На перроне тайшетского вокзала состоялся митинг в честь прибытия поезда посланцев 17 съезда ВЛКСМ. 6 мая 1974 г. в районной газете был опубликован репортаж  А.Диденко “БАМ – эстафета поколений” о встрече поезда, но дата прибытия поезда в Тайшет  не была им указана по какой-то причине.  Да и поместить репортаж в номере за 6 мая как-то поздновато, событие ведь неординарное. Кстати сказать, на сайте Бирюсинского краеведческого музея в материале “Апрель 1974 года – 50 лет назад началась стройка века – БАМ” тоже нет точной даты прибытия поезда – “В конце апреля 1974 г.”.  В нашем архиве тоже нет сведений. Не предавали , получается, большого значения событию. Вы , мол , приехали, а мы вас встретили и отправили далее по назначению . Это чуть позже дела на БАМе станут в центр внимания всех ,  а тайшетцы начнут ясно определяться со своей ролью во всенародной стройке и районная газета будет постоянно рапортовать о ее исполнении (статья А.Диденко в приложении).

История строительства всего БАМа, его западного участка (700 км. дороги Тайшет – Братск –Усть-Кут) в частности есть большая и значимая страница истории Тайшета. Положение города, особенности развития, его роль в общенародных делах , судьбы тайшетцев в прошлом определялись планами  государства. Это ныне появилась зависимость от частного капитала. Строительство БАМа сказалось чрезвычайно в большом и малом. Например, в ноябре 1935 г. Тайшет получил статус рабочий поселок, а буквально через два года и пять месяцев он стал городом районного значения. Хотя по уровню благоустройства и промышленного развития на город он был вовсе не похож, село да и только. Почему так быстро изменился статус? Потому что предстоящее строительство Ленской ж.д. магистрали требовало соответствующего бюджета и самостоятельного оперативного принятия решений местной властью,  активно должно было повлиять на все стороны тайшетской жизни.

Еще факты связанные с БАМом: механические мастерские со ст. Костомарово были отправлены Южлагом на обслуживание строительных машин на Волжскую рокадную железную дорогу, а после войны вернут их в Тайшет. Это был вклад заключенных в Победу над в фашистской Германией. Мы ошибочно считали , что это был единственный случай помощи  сооружений БАМа фронту. Оказывается нет: в конце марта 1942 г. ГКО СССР постановил снять 35 км ж.д. рельс и 15 комплектов стрелочных переводов на приостановленных строительств ж.д. линий БАМа в т.ч. Тайшет – Братск для сооружения Волжской рокадной железной дороги (ст. Иловля – Саратов – Сызрань – Ульяновск –Свияжск) . В 1942 г. было уложено от Тайшета в сторону Чуны – Братск всего то чуть более полусотни километров главного пути, без учета станционных и иных путей. (Постановление ГКО в приложении).

Приближающаяся кульминация нынешнего бамовского праздника активизировала внимание медиа. Тайшет-24, например, опубликовал статью из “Комсомольской правды” Григория Кубатьяна “Поворот на северо-восток. Как выглядит точка на карте, c которой начинается БАМ” / Комсомольская правда, 17.06.2024 г.и Тайшет-24 от 18.06.2024. Обратим внимание вот на такой посыл статьи “Вот уже 50 лет «Комсомольская правда» рассказывает своим читателям про БАМ. С первых дней грандиозной стройки наша газета стала ее главным рупором”. Это побуждает думать, что ее статьи  о БАМе в историческом плане широки , глубоки, достоверны. Жаль, что оказалось не совсем так в этот раз.

 Автор пишет: “Чуть в стороне высится кирпичная водонапорная башня, похожая на католический собор. Её построили в 1906 году для заправки паровозов.” Это водоналивное здание (так называется по документам) было построено во время переустройства горный участков ж.д. Красноярск – Иркутск и предназначалось оно для водоснабжения всей станции , а не только паровозов.

Некоторые неточности допущены по вине тайшетцев. Например , автор статьи пишет: “…Ну, ещё здание вокзала с памятной табличкой о том, что в 1919 году его заняли красные партизаны, выбив отсюда колчаковский гарнизон. «В бою было уничтожено много белогвардейцев», — сурово и многозначительно поясняет надпись”. Все что написано на этой мемориальной доске неправда, т.е. сознательная ложь. О чем мы писали неоднократно (например, Незапланированная экскурсия, о памятниках привокзальной площади, 23.01.2019 г. сайт Тайшетская история). Надо что-то делать с этой мемориальной доской, снять и сдать в музей, или изменить текст в память о павших тайшетцах в указанном бою.

Далее по тексту “Станции больше 120 лет. Первое паровозное депо здесь построили в 1903 году. О тех временах напоминает стоящий у вокзала паровоз-памятник…”. Иначе говоря станция существует с 1897 г. В тайшетских краеведческих публикациях этот год считается датой основания Тайшета как ж.д. станции и поселка при ней, ибо в мае-июне этого года прибыл первый поезд. Однако это не совсем правильно, так как нет этому официального документального подтверждения. Мы предлагали считать начальной датой истории станции “Тайшет” , неотъемлемой частью которой был одноименный  поселок железнодорожных рабочих и служащих, 1894 год. В этом году был принят новый план строительства дороги Красноярск – Иркутск и созданы строительные участки в т.ч. 11-й – тайшетский во главе с Придоновым М.Ф., с ноября 1895 г. с Манучаровым В.А. Станцию “Тайшет” предстояло построить на 380 версте от р.Енисей. Станция была сдана в эксплуатацию в 1899 году. И стоящий вблизи станции памятник в виде паровоза конструктора Лебедянского Л.С. напоминает не о строительстве железных дорог, а о вкладе тайшетских железнодорожников в Победу над Германией 1941 – 1945 гг. Конкретно этот паровоз был построен в 1954 г.  на Ворошиловградском  паровозном заводе (г.Луганск с 1990 г.).

Далее по тексту статьи: “В глобальном смысле история Транссиба и БАМа — это пожелтевший от времени архив трагедий и подвигов. В царское время участок дороги возле Тайшета строили каторжники. Потом, в 30-е, —узники ГУЛАГа. После войны — японские и немецкие военнопленные.”  Каторжане Тайшетский участок Сибирской ж.д. не строили, как и немецкие военнопленные западный участок БАМа

“В перестройку над БАМом смеялись. Потрачены такие средства, и ради чего?! Пророчили ему печальную судьбу заброшенных 501-й и 503-й строек ГУЛАГа”.

В Перестройку многое вызывало грустные мысли, чувство утрат, но тайшетцы не смеялись, а глубоко переживали как об утере  роли БАМа, так и утрате Тайшетского комбината строительной индустрии (статья на нашем сайте “Павшие цитадели БАМа) , благодаря которому и Ангарстрою были построено много благоустроенного жилья. Приведенное в статье    воспоминания “…Мы не верили, когда нам говорили, что БАМ — «дорога в никуда». Конечно, это всё было не зря!” тому подтверждение.

Невозможно согласиться с оценкой политики Хрущева и  вызывают досаду ошибки в написании географических топонимов Тайшетского района (:  ” В 60-е и 70-е отношения с Китаем из-за глуповатой политики Хрущева стали натянутыми.” ; “…началась вьюга, садимся на снегоочиститель и едем от станции Чуна 100 км до Вихаревки, чистим снег. …Едем до станции Кульшет ещё 100 км.”. 

Теперь, с нашими комментариями статья стала лучше в некоторой ее части. Хорошо стремиться к чистоте исторического повествования о своей малой родине.

Встреча поезда 17 съезда ВЛКСМ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 июля 1974 г. N 561 О СТРОИТЕЛЬСТВЕ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ

Loading