Праздник акатуй в с.Джогино, 2016 г.

1. Тайшет 24, 12.11.2021 г.  “Район, который известен в Тайшете как «Райисполком», по логике вещей ещё два с половиной десятилетия назад должен был получить какое-то иное название. Никакого районного исполнительного комитета уж давно нет и в помине. А те остатки администрации, которые до последнего прозябали в изображённом на фото здании, уже давно нашли приют в других помещениях.

Кстати, исторически это строение принадлежало НКВД.”

    Во первых, никакой район Тайшета   не называется  так. Была и есть остановка общественного транспорта “Райисполком”, и ее следовало давно назвать иначе. Во вторых, здание  Исполнительного комитета Тайшетского районного Совета народных депутатов (райисполком) никогда не принадлежало Народному Комиссариату  Внутренних Дел , оно было собственностью Управления Особого лагеря №7 “Озерный” МВД СССР . НКВД было реорганизовано в МВД в 1946 г., затем еще раз в 1953 г.

*  *  *

2.Тайшет 24.  Фото дня. Книга, непохожая на себя, 11.11.2011 г.

По задумке авторов, установленные в 1998 году вблизи железнодорожного вокзала вертикальные камни, на которых обозначены основные вехи развития магистрали в наших краях, символизируют собой ни что иное, как страницы раскрытой книги. Не правда ли, не очень похоже?”

    Вертикальные “камни” , строго говоря, правильнее назвать стелами,   если уж речь идет об формах малой архитектуры. Похожи на раскрытую книгу или нет. не важно. Такая цель вероятно , и не преследовалась. Важнее обратить внимание читателей на фактические ошибки в текстах на стелах. О них было написано еще 23 января 2019 г. на сайте Тайшетская история в статье “Незапланированная экскурсия” :  “От бюста Ленина перейдем к памятным камням в сквере —  двум каменным стелам. На правом камне поясняющая надпись – установлены в честь 100-летия Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) в августе 1898 г. На левом камне высечено семь дат, в том числе 1934 год – образование Восточно-Сибирской железной дороги. Простой математический расчет показывает, что 100-летие ВСЖД еще только предстоит праздновать   —  в   2034 году, то есть через двадцать лет! Почему тогда стелы поставили в 1998 году? На левой стеле нет ни одного события, которому в год сооружения этого объекта культурно –исторического наследия  исполнилось бы 100 лет. Остается лишь гадать, почему эти камни установили в 1998 г. Вероятно, в честь 100-летия завершения строительства II участка (Красноярск – Иркутск) Средне — Сибирской железной дороги (1894 – 1898 гг.).    Помещенную   на левом камне первой дату 1897 г.- год прибытия в Тайшет первого поезда, дополнить другой: 1899 г. — год сдачи станции Тайшет в постоянную эксплуатацию.”. Дополним этот отрывок из статьи таким замечанием: ни в каких документах нет упоминания о мифическом первом поезде на ст.Тайшет. Правильнее было бы говорить о дате укладки главного ж.д. пути до станции Тайшет.  Но и упоминание об этом автору обзора в свое время  не удалось найти в документах РГИА.  О чем подробно написано в брошюре “2431 – я верста Из истории строительства станции и поселка Тайшет” (2013 г.).

*  *  *

   3.  Администрация Джогинского МО Тайшетского района, официальный сайт: 

     Работники администрации, депутаты, общественность села Джогино не озаботились изложением на сайте исторической справкой своего поселения. Изложили лишь краткие сведения истории  преобразования органа  местной власти:    “Историческая справка. Дата образования учреждения, организации — 1954 год 05 апреля;  05.04.1954- 26.12.1991 г. – Джогинский сельский Совет народных депутатов; 26.12.1991 г. Джогинская сельская администрация, согласно постановления главы администрации Тайшетского района от 26.12.1991г.;  04.07.2000 г. Муниципальное учреждение «Джогинская сельская администрация» согласно постановления главы администрации Тайщетского района № 410 от 04.07.2000г.; 01.01.2006 г. администрация Джогинского муниципального образования  (Основание: Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003г., Устав Джогинского М.О., принятый Думой Джогинского М.О. (решение № 5 от 14.12.2005г.)”

   Это как-то странно, на сайтах всех МО имеются исторические сведения своих поселений, путь даже порой неполные и с фактическими ошибками.

     Бич А.И. делится такой информацией в надежде она пригодится если администрация села Джогино  пожелает написать более менее полную и документально подтвержденную историю своего поселения, органа местной власти:  “п.уч.Джокин (сельское общество Волконское) комиссия разделила на 2 самостоятельных участка : Большой Джокин на левой стороне реки Оны и Мыс Джокин на правой стороне реки Оны ( ф.941оп.1д.61 ГАКК ). Среди переселенцев обоих участков фамилии Джокин точно нет. Ну а насчёт имени – я не знаю, объём информации просто колоссален, это просто нереально ещё и имена читать…… ( Хотя Селезнев Е.С. утверждает , что встречал информацию о человеке по фамилии Джокин.) …Теперь по другим пер.участкам :  пер. уч. Калиник – образован по имени переселенца Калины (Калиника) Федосиев Замятина, пожелавшего туда переселиться с п.уч.Шегашет, об этом можно прочитать в двух делах : ф.941оп.1д.56 и ф.160оп.1д.2392; п.уч.Ломтик – название произвольное: фото № 006 из ф.941.оп.1д.54;  п.уч.Гишук – назван по названию утёса на правой стороне реки Оны напротив земель участка  – фото с экрана компьютера № 007 из ф.941оп.1д.45;  п.уч. хутор Бутусин – на территории п.уч.Большой  Джокин по ходатайству его жителя заимщика  Якова Бутусина (он же Мутовин) был выделен особый хуторской отруб земли – ф.941оп.1д.45;  п.уч.Яманчеть – назван по названию реки Яманчеть – притока реки Пенчеть,фото № 156 ф.941оп.1д.11;  п.уч. хутор Ефимов – назван по фамилии крестьянина Ефимов Георгий Ефимов, который получил этот хутор, переселяясь с п.уч Шегашет (д. Ново-Николаевской) -ф.160оп.1д.2325 ГАКК).

*   *   *

  Возвращаясь к напечатанному. В первой книге “Тайшет – город стальных магистралей”  , посвященной 70-летию города, помещена фотография депо якобы станции Тайшет. На самом деле это депо ст.Мариинск.  Затем в книге   “Город – стальных магистралей”  к 80-летию города Тайшет, на  стр 9 фотография того же депо, правда названное локомотивным, хотя правильно исторически оно называлось паровозное депо на три стойла. Составители и авторы этой книги не указали  это депо ст.Тайшет или ст Мариинск. Обошли молчанием это. В таком случае с какой целью помещать фотографию депо в книгу, если не имеет отношение к 11-му  участку строительства ж.д. Красноярск-Иркутск. Впрочем, как и другие фотографии в книге.

Loading