Подвергнем обнаруженные публикации анализу  и озвучиванию замечаний во избежание повторения допущенных фактологических ошибок, ложных интерпретаций, бездоказательности утверждений.  

*   *   *

    Начнем с информации Посёлку Соляная — 75 лет! (Тайшет 24, 5.09.2020 г.; сайт администации МО Соляновское (на 7.09.2020 г. ):

   

“Основой для образования посёлка послужила большая лесосырьевая база. В мае 1945 года открылся мастерской (правильно МАСТЕРСКИЙ – Е.С.) лесозаготовительный участок в Соляной (участок , вероятно, открылся на месте будущего пос. Соляная – Е.С.)). Посёлок (будущий поселок – Е.С.) расположился на притоке Бирюсы, реке Солянушке, в которой вода имеет солоноватый вкус. Этим объясняется его название. На берегу реки стоял барак, в нём жили рабочие. Первоначально работало 20 человек. Среди них были Иван Михальченко, Иван Бурганов, Тимофей Безруких, Константин Иванов. Вместе с леспромхозом рос посёлок…”

   Внимательно прочтем эту информацию:

1.Населенный пункт – это место постоянного проживания людей.

2. Речь идет о мастерском лесозаготовительном участке, то есть о структурном  промышленном подразделении какого-то лесозаготовительного – лесоперерабатывающего предприятии . Какого – не сказано. Откуда прибыли временные рабочие тоже не сказано. Следовательно, в мае создан не населенный пункт, а производственный участок с временным проживанием 20 рабочих в единственном бараке.

3. Вероятно, со временем здесь появляются постоянное население в связи по мере  развития предприятия. Об этом и говорится в статье. Но не сказано когда появилось постоянное население, что и будет главным признаком образования населенного пункта.

4.  В статье не говорится о первоначальном административно-территориальном подчинении поселка, о дате образования первого органа местного самоуправления – поссовета. Нет и документа вышестоящих органов власти об образовании населенного пункта и самостоятельного  органа местного самоуправления, или подчиненности населенного пункта иным органам самоуправления.  Например, Тальскому сельскому Совету.

   Такие документы следует найти, чтобы с уверенность писать на сайте администрации МО Соляновское дату основания поселка. 

     Есть   иные, косвенные документы  , корректирующие предположения по дате основания Соляной. В 1945 г., как написано на сайте администрации МО Соляновское,  в Тайшетском районе такого населенного пункта не было. Что позволяет так говорить?   Список избирательных участков по выборам в Верховный Совет  СССР. В нем нет избирательного участка пос.Соляная, а ,следовательно, не было и поселка. Более того, ни к одному из ближайших избирательных участков , согласно списка в газете, соляновцы не были приписаны, так как в 1945 году не было населенного пункта Соляная. Судите сами, читая представленную копию газеты. Есть населенные пункты Сереброво, Красное, Патриха, а нас.пункта Соляная нет.

     В основе датировки основания поселка устные воспоминания , которые , к сожалению, не приведены в статье, не зафиксированы как положено – под воспоминаниями надо указывать имя информатора, его подпись, дата записи рассказа, имя записавшего. Такие воспоминания следует подкреплять другими воспоминаниями и документами. Иначе все рассказы лишь легенды.

*   *   *

   

 Следующий текст привлек внимание фактологическими и интерпретационными ошибками:  “Аллея героев-земляков появилась в Тайшете” на Тайшет 24 от 30.08.2020 г. : На территории районного краеведческого музея в Тайшете установлена аллея (вряд ли уместно слово аллея для обозначения стендов с информацией – Е.С.)   Героев Советского Союза.  С тайшетской землей тесно связаны судьбы восьми Героев Советского Союза: Николай Трофимович Андреев, Яков Андреевич Антонов, Степан Степанович Брюханов, Иван Павлович Гореликов, Михаил Денисович Капустин, Алексей Александрович Кублицкий, Иван Степанович Мясников, Николай Дмитриевич Пахотищев. Своими героями-земляками мы также считаем Зою и Александра Космодемьянских. В годы войны все они сражались, не жалея себя, отстаивали честь и достоинство нашей Родины”.

   Автором текста слово земляк понимается иначе, чем в словарях:

  1.Земляк – это уроженец одной с кем-либо местности (словарь Ожегова). Уроженец – человек, родившийся в каком-л. месте, родом из какой-л. страны, города, деревни и т. п. Скажем сразу , в тексте краеведческого музея на стендах нет слова земляки.

2. Фактологические ошибки в тексте: Посмотрите биографии героев Советского союза – уроженцы Тайшетского района лишь Антонов Я.А., Брюханов С.С., Гореликов И.П., Кублицкий А.А., Мясников И.С., Пахотищев Н.Д., то есть шесть человек. Это наши земляки, остальные таковыми не являются.

3. И еще подобная ошибка. Судьбы всех Героев связаны не только с тайшетской , но и с шиткинской землей, если быть строгими к хронологии (то есть с годами жизни названный людей). Например, Капустин М.Д. проживал до и после войны именно в Шиткинском районе , а не в Тайшетском. Это на момент получения высокой награды и звания.

4.    Жизнь не всех Героев была тесно связана с тайшетской и шиткинской землями. Зоя и Александр Космодемьянские прожили в Шиткино   с конца августа 1929 г. июнь 1930 г. Они ничем не проявили себя за эти месяцы, так что  о тесной связи   не приходится говорить.

5. Чего не скажешь о Максвитисе  Франсе Иосифовиче, получившего звание Героя Социалистического труда в ноябре 1943 г., в годы, как видим, Великой Отечественной войны. Это достойно особого внимания и места на пилонах музея.  Родился он на  железнодорожном разъезде Суетиха в 1908 г., призван в армию в 1930 г., участник войны с Финляндией 1939 – 1940 гг, Великой Отечественной войны. (более подробно о нем написано в книге “Тайшет – город стальных магистралей” 2-е изд., 2018 г., стр.79). Да, это не Герой Советского союза, но это наш земляк, Герой времен Великой Отечественной войны, фотография и рассказ о котором должны быть на аллее Героев.

6. Всю эту архитектурную конструкцию краеведческого музея правильнее назвать       пилонами с информацией о Героях Советского союза,  графически расположенной на каком-либо полотне (собственно баннер) , точнее говоря это бренд-воллы (пресс-воллы), то есть  мобильные баннерные конструкции, состоящие из баннерного полотна и металлического каркаса.  Но никак не аллея в изначальном значении этого слова. Аллеи Героев есть на площади Юбилейной, у школы №5, была когда-то в парке по ул.Пушкина.  

*   *   *

   

Городская библиотека ищет разные способы работы с читателями. На сайте Тайшет 24 демонстрируется одно из творческих работ библиотеки – видео рассказ о Тайшета “Рождение Тайшета.  Краеведческий репортаж” (31.07.2020 г.). Молодцы, конечно, но однако в тексте многое   лично меня расстроило. Я с уважением отношусь к коллективу библиотеки, в том числе и  за краеведческую работы, но, как говорится, “истина дороже”.

    Посмотрим ошибки, неправильные трактовки событий, оценим новизну используемых в “репортаже” источников  информации:

1. Репортажем этот интеллектуальный труд назвать нельзя. Как известно, репорта́ж — сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого.

    В данном случае,   ни автор статьи, ни диктор и их современники , то есть мы с вами,    не являемся и не можем являться в принципе   очевидцами   рождения Тайшета.

2. В рассказе нет новой информации о начальной истории населенного пункта Тайшет , а лишь давние сведения, документально не подтвержденные и ошибочные по интерпретации отдельных фактов. Например, каким образом прибытие “первого” поезда связано с образованием населенного пункта Тайшет? Правильно, никак. Да и о каком поезде идет речь не понятно.

  Многие ошибки в тексте допущены   из-за пользование устаревшими сведениями.

   3. Если говорить в целом о тексте, то его автор замахнулся на необъятное – как в коротком рассказе поведать 126-летнюю историю населенного пункта Тайшет? (именно так, потому что автор отходит от заданной темы “рождение Тайшета” и начинает говорить о ему приглянувшихся событиях, людях, но не о рождении.  

    Оттого все так поверхностно, отрывочно. Что, собственно,  должно было стать предметом повествования? Рождение населенного пункта Тайшет, судя по названию текста и видео.     Посмотрим словари, которых в библиотеке много и всяких разных,: “В символическом смысле (именно так следует воспринимать название рассказа – Е.С.) понятием  рождение  принято обозначать  начало  любого существования,  реального или вымышленного, в том числе у неодушевлённых вещей.

     Исходя из такого понимания обозначим хронологические рамки рождения населенного пункта Тайшет, как пристанционного поселка.

    1894 г. – начало строительства жд Красноярск – Иркутск , в том числе станции Тайшет (именно в 1894 г. был принят план строительных работ на 11-ом участке, тайшетском, участке, который первым возглавил инженер Придонов М.Ф., а с ноября 1895 г. Манучаров В.Л. В тексте о Придонове ни слова не сказано, и это плохо. Именно этот человек первостроитель Тайшета, как и Манучаров.

    Конечная дата – 1899 г. , началось регулярное движение поездов,   станция Тайшет принята МПС в эксплуатацию. Но это о станции речь, о транспортном предприятии, а не о населенном пункте. Пассажирское движение между станциями Ключинская – Иркутск открылось 1 сентября 1898 г. Тогда же началось товарное движение.

     В 1899 г. была принята в эксплуатацию вся станция, включая и пристанционный поселок для железнодорожников. 

   Не будем пересказывать всю брошюру “2431 -я верста. Из истории строительства станции и поселка Тайшет”, скажем лишь, что первым по времени появился именно поселок Тайшет. Затем появляется выселок Тайшет (южная сторона населенного пункта), произойдет слияние выселка и поселка, и появляется село Тайшет, атрибутом которого обязательно должна быть церковь (1906 г.). В тексте библиотеки первой улицей названа Юго – Вокзальная, на самом деле – Северо-Вокзальная, или как изначально называлась она – Вокзальная.

   Поговорим о других  ошибках в рассказе библиотеки:

1. Новый Акульшет не относится к старожильческим поселениям

2.Манучаров В.Л. не был первым руководителем строительства тайшетского участка железной дороги и не он “со своей конторой  обосновался восточнее Тайшетки”. Автор текста видео не использует информацию из брошюры “2431 верста. Из истории строительства станции и поселка Тайшет” , отсюда и фактологические ошибки, нет осмысления истории и ее полноты. Да нет концепции , идеи, замысла всего затеянного (видео, текст), только перечень каких – то  широко известных и ошибочных , бездоказательные утверждения.

3.Местные крестьяне не были основной рабочей силой на сооружении железной дороги. Рабочих – камнетесов, землекопов, плотников и т.д., нанимали в европейской части России. В отчете Меженинова по строительству второго участка Средне-сибирской жд (Красноярск-Иркутск) об этом сказано так – местное население не обладало нужными знаниями и умения строить, да и заняты были все время с/х трудом.

4. Автор текста не знает новых научных работ по истории строительства Транссиба. Приводятся сведения не относящиеся к тайшетскому участку жд – здесь не использовался труд заключенных , ссыльных политических.  Местные жители , конечно же, нанимались к подрядчикам-субподрядчикам, которые могли всячески притеснять работников, штрафовать, принуждать трудится много. Однако это не относиться к  Управлению  строительства участков жд Красноярск-Иркутск, оно соблюдало трудовые права работников. Изнурительный труд, конечно, был, по 15-16 часов работы, неограниченная эксплуатация – нет. Не стоит переписывать просоветские статьи местных краеведов.

5.Манучаров В.Л. не предлагал селиться крестьянам на южной стороне жд.

6. Понятие кулак не имело хождения во времена основания Тайшета, это позднее, политизированное советское понятие кулак, стало расхожим словом, значение которого многие и сейчас не понимают, не могут назвать все категории кулаков .

7. Ударение в фамилиях первых якобы жителей Тайшета поставлено диктором неправильно, впрочем, неизвестно как надо, но принято делать ударение на последнем слове – КонюкОв.

8. Это не первые жители Тайшета, первыми были жители пристанционного поселка.

9. О каком первом поезде идет речь? Были поезда служебные, товарные. Не было торжественного, специально устроенного прибытия поезда, как, например, в Красноярске, Канске, Н-Удинске. Не сохранилось никаких упоминаний об этом, так что все это выдумки краеведов. А вот укладка главного жд пути до будущей  станции Тайшет была, да и то нет точной даты,  известно лишь примерно – май-июнь 1897 г. И эта дата не может быть началом Тайшета. Отправным событием основания Тайшета было установка первого строительного планировочного колышка на территории будущей станции “Тайшет” и поселка железнодорожников при нем.

    Далее следует весьма поверхностное повествование о разных сторонах жизни Тайшета, не относящееся к заявленной теме разговора.  И эта часть повествование вызывает критику, но оставим его без рассмотрения. Дело, как говорится, авторское о чем писать, что считать достойным и интересным. Однако, многие события , определившие развитие города Тайшета, не вошли в рассказ.

    Содержание текста вызывает большое сожаление   –  почему-то не использованы результаты последних историко-краеведческих изысканий.

    Да и было бы лучше сделать библиографический  обзор всего  опубликовано об основании Тайшета..  Пользы больше было бы, а так мы получили повторение старых ошибок. Но это всего лишь запоздалый совет.

*   *   *

   “Шелаево: через века к запустению (Тайшет 24, 8.09.2020 г. ). Сразу отметим, что на сайте администрации МО Шелаевское более толково, чем на Тайшет 24,  написана историческая справка, хотя и в ней есть с чем нельзя согласиться. Сначала с материалом на Тайшет 24, который чаще читают чем сайт с.Шелаево.

   Редакция от себя, не указывая когда и кем  опубликованная,  рассказывает легенду о Шалае  Рукосуеве, якобы основавшем Шелаево:

— Есть ли выше какой народец?

— Как же! Сколь проплыл, ещё столь греблями отмахаешь, а то более, увидишь заимку. Сородич наш, Шалай Рукосуев её поставил”.

    Между тем  это легенда непонятно кем сочиненная, а пересказанная Черневским А.Ю. (История , уходящая вдаль” Заря коммунизма, июль 1976 г.), процитированная в брошюре “Тайшет – город рожденный Транссибом. На земле древних кетов. 1996 г., стр 20-21.)

    Далее в публикации сказано: “А согласно более серьёзным источникам, Шелаево возникло гораздо раньше, потому как Демьян Кочергин из этой деревни ещё в 1690 году основал Нижнюю Заимку”.

     В каких это серьезных источниках утверждается, что Шелаево основано раньше чем Нижняя Заимка?   В брошюре “На земле древних кетов” сделана уточнение – это легенда и согласно которой получается так , а вот дата основания Н.Заимки указана в серьезном источнике – списки населенных пунктов Енисейской губернии на 1917 г., 1921 г. , составленных губернским статистическим управлением. В этих списках дата основания Шелаева – 1720 г. (на сайте администрации села  Шелаева другая дата  1723 г.  , с присказкой “принято считать”, интересно кем?).

  В следующем отрывке полная неразбериха:   “Наш район осваивали ссыльные, переселенцы и вольные люди, которые бежали от крепостной неволи или наказаний. Поэтому население состояло из коренных сибиряков и переселенцев из губерний Могилевской, Псковской, Витебской, Тамбовской, Орловской и Подольской. Все православные”.

     Трудно понять с чего начать анализ этого небольшого текста – так много требующих разъяснений и поправок.

    Ссыльные слишком общее понятие, и если говорить о их роли в хозяйственном освоении тайшетско-чунской земли, то следовало бы говорить конкретнее. Ведь каторжане тоже ссыльные, но каторги в наших краях не было. Далее, переселенцы тоже общее понятие. Вольные  (а кто это?) тоже переселенцы коль прибыли в Сибирь. Нелогичным является вывод – “Поэтому население состояло из коренных сибиряков и переселенцев…”.   Причинно – следственные связи нарушены: формируется население и затем  начинается хозяйственное освоение территории, то есть колонизация тайшетско-чунской земли.

   Автору неведома история колонизации Сибири, в контексте которой и появлялось русское население земли тайшетской. Отсюда и неудачное обобщение исторических сведений. Государственное заселение Сибири было весьма длительным и не всегда активное, заселялись отдельные области и края, исходя из экономико-политических задач. В тексте Тайшет 24 не выделены этапы и периоды государственного заселения наших мест, вовсе не сказано о переселении по реформе Столыпина П.А. Названы не все губернии (Могилевской, Псковской, Витебской, Тамбовской, Орловской и Подольской)  , выходцы из которых перебрались на тайшет-чунские земли. Не названы  переселенцы из Западной Сибири, например.  

   Одним словом, анализ этого текста весьма сложен по причине изобилия мелких ошибочных толкований, отсутствия исторических знаний, ссылок на не выверенные сведения,  и крайней степени обобщения. Вероятно, это чьи-то воспоминания .

  Чье-то бесхитростное повествование формирует ошибочное понимание прошлого, в частности времен начала коллективизации: ”  Голод. Работали за трудодни. Норма на одного человека в день — сжать 15 соток серпом, а косой – 40 соток. Хлеба давали на одного работающего 800 граммов. В колхозе выращивали зерно, лён, коноплю. Было большое стадо коров, немного свиней, кур и уток. Выращенное колхоз отдавал государству. Многие на работе падали в обмороки, кто-то и умирал”.

   Был ли голод? Каковы его масштабы? Или голодала лишь семья рассказчика (вероятно, текст написан по чьим-то воспоминаниям)?

     Речь идет о двух периодах коллективизации крестьянских хозяйств. В конце 30-х годов (1928 г.)   “за трудодни” еще не работали по простой причине –  их не было.  Трудодни – как система учета и мера труда в колхозах внедрялась с 1930 г.  Работали не за трудодни, а за то что на них будут начислять.  

    Интервьюируемый (скорее всего это запись беседы) путается, 800 граммов хлеба – это норма военных лет, но не для колхозников.

  “Выращенное колхоз отдавали государству” – все верно, только не отдавал , а сдавал государству установленную часть продукции по установленным заготовительным  и закупочным ценам. Оставшаяся часть продукции, если речь идет о зерне, идет на семена, на расчеты с машинно-тракторными станциями и др, и на натуральную оплату членам колхоза в соответствии с отработанными трудоднями, которые фиксировались при обязательном выполнении установленных норм выработки.

    Далее не стоит анализировать текст, так как это запись части рассказа пожилого человека , и оно   субъективно.   Нужны воспоминания других людей по теме, и лучше будет если их будем много. Только сопоставление их рассказов даст относительно правдивую картину прошлого, которую по возможности  еще надо документально подтвердить или научными данными.    Важна и личность рассказчика, его осведомленность.

    “К 1900 годам и до самой революции Шелаево было волостным селом. В волость входило 26 селений” – не совсем так, в 1901 г. еще существовало Шелаевское сельское общество, 11 населенных пунктов и четыре переселенческих участков. 26 селений – это 1913 год.

 

Loading