100 лет Тайшетскому району
Довелось недавно воспользоваться железнодорожным транспортом. На вокзале станции Тайшет успел до отправления поезда изучить тематическую (история БАМа) текстовую и видео-фото информации на стендах, на интерактивной панели. Остался доволен, но не совсем. Сделаю замечания к некоторым текстам 1.»
Почему топоним белый камень взят в кавычки? По простой причине – это не имя собственное. Все здесь ясно.
Но вот вызывает несогласие выражение «гряда белой скалы». Наш вариант : возвышенность (проще говоря гора 387 м.), увенчанная вытянутой скалой горных пород белого цвета ( вариант — вытянутая в длину возвышенность из горных пород белого цвета). Никак не гряда скалы, гряда скал другое дело. Это не достопримечательность Тайшета, а всего Тайшетского района, как любая другая возвышенность в районе. Если смотреть территориальную близость к какому нибудь населенному пункту, то белый камень достопримечательность села Конторка, до Тайшета 18 км. Есть в селе и другие объекты заслуживающие внимания, но находящиеся не так явно на вид.
2. «Памятник героям». Такая информация на панели вовсе вызывает протест. Мемориальные сооружения (памятники) имеют имена собственные , то есть официальные названия.
Памятник на фотографии это памятник тайшетцам, павшим в боях за Родину в Великую Отечественную войну, 1941 — 1945 гг. («Вечная память войнам – тайшетцам, павшим в боях за Родину!». На интерактивной панели его назвали «памятником героям» по причине наличия лишь плиты с именами Героев Советского союза. Это стало результатом самостийного переделывания это важного для тайшетцев искусственного мемориального сооружения.
3. На панели написано «Памятник паровозу Л — 3449», весьма странно это, если учесть доску с эпитафией на тендере паровоза: «Тайшетцам — железнодорожникам участникам Великой
Отечественной войны 1941 — 1945 гг от благодарных потомков». Паровоз же лишь усиливает выразительность памятника железнодорожникам . И лишь потом — достопримечательность технической идее конструктора Лебедянского Л.С. Паровозы серии Л (было обозначение П — победа) прошли испытание в 1946 г., серийный выпуск их с 1945 г.
4. Это утверждение льстит, конечно, тайшетцам, но оно неверное. Есть и другие ж.д. , станции которые невозможно миновать в указанных направлениях. Например, Канск. И Тайшет не единственная в стране ж.д. станция четырех направлений движения поездов.
5. В ноябре 1950 г. главный ж.д. путь был уложен до ст.Лена, но сквозное движение поездов сдерживалось строительством моста через р.Ангара. 29 июня 1951 г. по мосту прошел первый поезд. В августе 1951 г. Министр Внутренних дел Круглов С.Н. рапортовал партии и правительству об окончании строительства ж.д. до Усть — Кута (ст.Лена). До декабря 1958 г. Ангарстрой Главного управления железнодорожного строительства Сибири и Дальнего Востока МПС СССР продолжал доводить магистраль Тайшет — Бранск — Усть Кут до нормальных технических требований эксплуатации, но это не строительство. Осуществлялся перенос 140 км. пути из зоны затопления водами Братской ГЭС.
6.Приведено неправильное название комбината. Он назывался Тайшетский комбинат строительной индустрии (ТКСИ) .
7. Понятие «царская Россия» — как понимать в хронологическом смысле? Тайшетская волость была местом политической ссылки, но никогда здесь не было каторги.
8. Выражение «лагерная столица» уместно не в связи с размещением в Тайшете только управления Западного исправительно-трудового лагеря (1938 г.) , а всех ИТЛ и особого лагеря Озерный в совокупности в период 1937-1950 гг. Кстати сказать Заплаг не был «Управлением строительства и лагерей БАМа», а просто Управление ИТЛ. В довоенный период только Тайшетский район во всей Иркутской области был территорией экспансии НКВД силами всех его Главков и Управлений строительств ,управлений лагерей.
9. «Узники БАМлага»- такого лагеря не было на западном участке БАМа. БАМлаг (Байкало — Амурский ИТЛ, управление в г.Свободный) был расформирован в мае 1938 г. и на его базе созданы пять ИТЛ, в том числе Западный ИТЛ для работ по сооружению ж.д. Тайшет — Братск (Падун). «Главные строители западной части» — заключенные исправительно — трудовых лагерей: Тайшетский ИТЛ лесной промышленности , Западный ИТЛ жд строительства, Южный ИТЛ жд строительства, Тайшетский ИТЛ ГУЛАГ (короткое время, каторжный), Тайшетский ИТЛ жд строительства, Братский ИТЛ жд строительства, Ангарский ИТЛ жд строительства, Особый лагерь «Озерный» ( короткое время вел стр.работы), Западное управление строительства и лагерей жд строительство. Подробно о строительстве жд Тайшет — Братск — Усть-Кут читайте в монографии «Лагеря НКВД-МВД СССР на западном БАМе Тайшет — Братск — Усть-Кут 1938 — 1951 гг». (сайт Тайшетская история). В монографии есть подробный статистический ответ на вопрос о главной рабочей силе в сооружении западного БАМа. Приведенная таблица исправляет ошибку на стенде — совершено не названы вольнонаемные строители, занятые практически на всех производственных участках сооружения магистрали.
Численность и процент вольнонаемных работников к общей массе рабочей силы в различных секторах производства лагерно-строительных комплексов западного участка БАМ, тыс. чел.
Сектора производства | Тайшетстрой, 3-й квартал 1946 г. | ЗУС и ИТЛ БАМ, 1948 г. | Озерлаг, 1950 г. | |||||||||||
всего | в/пл. | з/к | в/н | % | всего | в/пл. | з/к | в/н | % | всего | з/к | в/н | % | |
Кап.строительство | 64479 | 49862 | 9075 | 6742 | 10.4 | 27027 | 6167 | 18375 | 2485 | 9.1 | 13252 | 10324 | 2928 | 22.0 |
в т.ч. стр.- монтаж. работы | 35090 | 30852 | 3928 | 1510 | 4.3 | 11242 | 2522 | 8295 | 425 | 3.7 | 3754 | 3524 | 230 | 6.1 |
Подсобные производства | 11646 | 9276 | 1399 | 980 | 8.4 | 2979 | 950 | 1829 | 200 | 6.7 | 2230 | 2033 | 195 | 8.7 |
Вспомогательные производства | 6679 | 3420 | 1773 | 1486 | 22.2 | 2068 | 450 | 1218 | 400 | 19.5 | 1955 | 1675 | 280 | 14.3 |
Транспортные погрузочно-разгрузочные работы | 8090 | 4653 | 1265 | 2172 | 21.8 | 7510 | 1920 | 4830 | 760 | 10.1 | 4869 | 2995 | 1874 | 38.4 |
Обслуживание механизмов | 372 | 221 | 37 | 114 | 30.6 | 1022 | 138 | 784 | 100 | 9.7 | — | — | — | — |
Прочие хозяйства | 2602 | 1449 | 673 | 480 | 18.4 | 2206 | 187 | 1419 | 600 | 27.1 | 444 | 95 | 349 | 78.6 |
Лесозаготовки | 18595 | 16616 | 1687 | 292 | 1.5 | 3064 | 1153 | 1911 | — | — | 2595 | 2425 | 170 | 6.5 |
С/х производство | 10237 | 4553 | 4528 | 1156 | 11.2 | 3250 | — | 3085 | 165 | 5.0 | 2350 | 2160 | 190 | 8.0 |
10. Закончим работу над ошибками закончим анализом вот этой хорошо знакомой тайшетцам цитаты. Поселок не мог возникнуть в одночасье, то есть 1897 год. Откуда взялось такое утверждение? Из книги «Город стальных магистралей» к 70-летию города с легкой руки краеведа Радионова А.М. Какое событие он посчитал отправной точной истории Тайшета? Якобы прибытие первого поезда летом 1897 г., по аналогии с торжествами по случаю прибытия первого поезда в Красноярск, Канск. Но таких торжеств здесь не было, так как поселок еще строился. Главный ж.д. путь проложили до будущей станции Тайшет?
Да, событие важное, но оно не доказывает , что станция и поселок уже построены. Предлагает отправной точной истории Тайшета считать 1894 г. — император Александр — 3 подписал разрешение о начале строительства ж.д. от Красноярска до Иркутска (второй участок Средне-Сибирской ж.д.) . Было создано управления строительства 11-го участка этого пути. Чем не события для начала тайшетского летоисчисления?
Давайте подвергать критическому осмыслению все напечатанное и озвученное и бороться за чистоту исторического повествования.