Хороший съемочный рекламный видео ролик. Разделяю радужные надежды на будущее Тайшета, благодарен Дерипаске Олегу Владимировичу, всем кто вдохнул новое в тайшетскую жизнь.
Смотрел видеоролик и размышлял о следующем.
Говоря о развитии алюминиевой промышленности в видео почему идет речь о БАМе? Пересматриваю видео, вижу ответ на свой вопрос – мол, он даст выход на динамичный азиатский рынок. Транссиб уже не устраивал? Вообще-то , БАМ строили в целях освоения природных богатств севера, кардинального решения проблемы северного завоза народнохозяйственных грузов и строительство железной дороги до Якутска , укрепление стратегической безопасности страны.
Западный участок БАМа , это еще и возможность строить Братск и Братский алюминиевый завод, а затем к сегодняшнему дню осмысление его работы для разработки своей, российской технологии производства алюминия.
В 30-е годы о значении постройки западного участка БАМа писали много. Колосовский Н.Н. считал , что Ленская магистраль позволит освоить лесные , рудные богатства Севера, гидроресурсы Приангарья , помимо транзита грузов на Восток. Речь шла о создании гидроэлектро – индустриальных баз Сибири. Он писал: «Перспективы развита хозяйства районов будущей Ленской железной дороги и базе лесов, железных руд, энергии р. Ангары, тунгусских и черемховских углей, поваренной соли и, быть может, медных руд — огромны. Это не подлежит сомнению». Как видим, Колосовский не предполагал развитие алюминиевой промышленности. (Тайшетская история. 22 июля 2019 г. Колосовский Н.Н. Ленская магистраль («Гудок» 23 июня 1937 г.). А железная руда Коршуновского месторождения должна была поставляться по Южсибу (ж.д. Абакан — Тайшет и далее) в Кузбасс, на углях которого развивалась бы черная металлургия. Жизнь во многом изменила эти планы. Строительство же БАМа и металлургического комбината в Тайшете были отложены из-за первоочередности сооружения каскада гидроэлектростанций на Ангаре. Без него было бы невозможно создание Братско – Усть — Илимского территориально-производственного комплекса северо-запада Приангарья, и производство алюминия в частности.
Бамовские перспективы рождались на основе Транссиба, как и магистрали Абакан — Тайшет. Именно эти дороги воплотили в жизнь уникальность расположения Тайшета, третьеклассной транссибовской ж.д. станции.
Тайшетско-чунские земли были окраиной Енисейской и Иркутской губерний, Красноярского края и Иркутской области. С созданием территориально — производственного комплекса Тайшет перестал быть окраиной , а теперь и подавно – он в центре сибирской алюминиевой промышленности, нефтепроводов, железных дорог. И если это так , то стоит реализовать в жизнь советские проекты 50-60 годов авиационных сообщений, но на более современном , естественно, уровне. Напомним, что Тайшетский аэропорт строился в 1959 г. и расширялся в 1965 г.
Тайшет – хороший, маленький, зеленый город, ставший родным многим-многим людям. Наверное , город никогда не слышал столько лестных слов разом в одном видео. Чаще говорили о недостатках городского ландшафта и уровня благоустроенности, отсутствие центра города и т.д. Сегодня — только хорошее, как никак большое событие и многое делается, что трудно отрицать при всех минусах городского быта. И он будет хорошеть и далее стараниями всех людей, связавших свою судьбу с Тайшетом. Пока в видео лучше и больше сказано хорошего об алюминиевом заводе, а не о нашем городе.
Не понятна мысль автора сценария , скрытая в этом отрывке текста: » в 70 е годы начался новый этап в строительстве БАМа и в Тайшете создается инфраструктура с перспективой на сталелитейный завод».
Однако вопрос о строительстве в Тайшетском районе металлургического комбината отпал уже в конце 50-х годов, частично были проведены лишь исследования наличия водных ресурсов в районе с. Ст.Акульшет. В бамовские времена о черной металлургии уже не говорили. Небольшой ее вариант — сталелитейных цех начали сооружать на заводе по ремонту дорожно-строительных машин г.Тайшета (ЗРДСМ), но все закончилось быстро и безрезультатно. Было принято правильное решения — сооружение БАМа прекратить, металлургический комбинат не строить, требуется строительство гидроэлектростанций!
Не нашлось в видео места и времени для оценки роли Средне — Сибирской железной дороги (II -й участок Транссиба от Новониколаевска до Иркутска). Сооружение ж.д. Красноярск — Иркутск (2-й участок С-С ж.д.) и станции Тайшет создало перспективы социально-экономического развития Тайшетского района, стало основой всех будущих проектов.
От этих времен – началась история крупного и мелкого частного промышленного и иного предпринимательства на тайшетской земле. Потенциал этой земли формировался и реализовывался при государственном участии , разрешении им частного предпринимательства и его поощрении. Стоит вспомнить, что железная дорога на 11—о тайшетском участке сооружалась усилиями частных крупных, мелких подрядчиков и субподрядчиков. Стоит вспомнить Бонди Артура Леопольдовича, чьё предприятие в Канске обеспечивало металлоконструкциями строительства крупных мостов , например , через р.Бирюсу .
На времена сооружения и начала функционирования Транссиба приходится активная государственная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина. Его стараниями на тайшетскую землю пришли крестьяне переселенцы и основали 83.5 % населенных пунктов чунско-шиткинско-тайшетских землях. Способствовал масштабному переселению в Сибирь Транссиб, как и всему ее развитию, формированию важных факторов — рост населения, развитие всех видов транспорта, строительство дорог .
Формирование тайшетского частного предпринимательства закончилось с установлением Советской власти. От ныне Тайшетское будущее зависело исключительно от госпроектов и финансов. Спустя много лет переход к рыночной экономике создал условия возрождения предпринимательства в сфере производства, однако оно не достигло дореволюционного уровня, не сыграло значимой роли в крупнопромышленном развитии Тайшета и Тайшетского района. И только предприниматель Дерипаска О.В. сломал сложившееся положение – зависимость Тайшета от государственных проектов и слабость местного бизнеса. Тайшету досталось прекрасное место в Сибири. Но, как видим, не место красит человека, а человек место.
В тексте видео упомянули о роли исправительно – трудовых лагерей НКВД — МВД и особого лагеря Озерный , допустив фактологические ошибки, не акцентировали внимание зрителей на особенностях лагерного прошлого БАМа, Иркутской области. И особо ошибочно – не говорить о роли вольнонаемных строителей магистрали Тайшет – Усть-Кут в добрежневскую эпоху , то есть с 1938 — 1951 гг. Нельзя сводить разговор только о невольных строителях уголовниках и бытовиках, «врачах, писателях, артистах…» осужденных по 58 статье УК РСФСР. Заключенные особого лагеря Озерный вовсе не были важной рабочей силой на ж.д. строительстве и вспомогательных работах. Озерлаг имел титул на строительство БАМа короткое время: создан был в декабре 1948 — январе 1949 г., титул на ведение ж.д. строительных работ получил только в январе 1950 г., а уже в апреле 1951 г. вернул его Ангарлагу.
Именно решение о строительстве западного участка БАМа в 1938 привело к экспансии ГУЛАГа в Приангарье, на тайшетско-чунско-братские земли, то есть северо-западную ее часть. Тайшетский район был первым Иркутским территорией где разместились первые восемь ИТЛ ГУЛАГа и областного НКВД.. В послевоенные годы расширится применение принудительного труда в экономике Приангарья.