Я в таёжном смолистом краю

Встретил лучшую песню свою.

….Я еще допою, допою

Комсомольскую песню свою, –

Только кто мне придумает новый Тайшет,

Кто другую найдет Ангару?

                      Н.Добронравов, Прощание с Братском

     

  О новом, современном Тайшете его жители мечтали всегда. Не просто мечтали, строили свой новый город в послевоенной семилетке (план социально – экономического развития СССР на 1959 – 1965 гг.). Как развивался Тайшет в эти годы можно прочитать следующие материалы на сайте: «Тайшетские стройки коммунизма» (23.01.2021 г.); «Возвращаясь к опубликованному и исправляя ошибки» (30.12.2021 г.). Первая из указанных материалов – это исследовательская работа ученика Фокина Вячеслава, обзор социально-экономического развития Тайшета в семилетку. Развитие впечатляющее, надо сказать. Наш город оказался в центре планов по развитию производительных сил Восточной Сибири. Предлагаем читателям еще одну статью о планах развития города.

«Будущие города Сибири

        «Осуществление намеченной ХХ съездом КПСС гигантской программы комплексного размещения производительных сил в новых экономических районах нашей страны, и в первую очередь в восточных районах, будет сопровождаться образованием новых населенных пунктов, новых городов.

    В ближайшие годы на карте нашей Родины появятся города – Братск, Тайшет, Критово (на р.Чулым – Е.С.) в Сибири: Качканар – на Урале, Ангрен и Янги- Ер – в Узбекистане, Лисаковск – в Казахстане.

      Государственный институт проектирования городов закончил в 1957 году две крупные работы по районным планировкам Красноярской и Братской ГЭС.

    ….В районе Братской ГЭС предполагается развить города Тайшет, Нижнеудинск, Тулун, Алзамай, Зима, а так же создать ряд новых городов в районе Братского водохранилища.

…Тайшет располагается на ровном, покрытом перелесками, плато, постепенно понижающимся к реке Бирюса. Тайшет. Схематический проект планировки и застройки Тайшета разработан Гипрогором в 1957 г. Проектное решение этого города представляет особо трудную градостроительную задачу. В настоящее время Тайшет – железнодорожный узел с небольшим населенным пунктом. По проекту же он станет одним из крупнейших городов Иркутской области с промышленными районами, развитым железнодорожным узлом, значительной селитебной территорией (земли, предназначенные для строительства жилых домов, улиц, площадей, от слова селиться, селитьба) – Е.С.). Эти условия и определили решение планировочной структуры.

     Тайшет будет развиваться на площадке, расположенной к северу от существующего города, на берегу реки Бирюсы, одной из самых живописных сибирских рек. Пологие берега Бирюсы покрыты хвойным лесом. На площадке будущего города имеются небольшие перелески: значительный зеленый массив примыкает к территории с запада; часть реки имеет широкую пойму. Уклон площадки 1-2 процента.

     Основой построения генерального плана Тайшета является развитая транспортная схема с различными видами городского транспорта. Удобная, независимая от главных улиц города система транспортных магистралей, связывающих различные районы по кратчайшему расстоянию – отличительная черта планировки будущего города.

     Огромные размеры площадки (почти квадратной в плане), отведенной под строительство города, наличие крупного лесного массива, перелески, живописно размещенные на основной территории города, и определили своеобразный композиционный прием решения селитебной части. По проекту селитебная территория делится на ряд жилых районов, которые пересекаются через 1-1.2 км транспортными артериями. Для удобства населения транспортные магистрали запроектированы в зеленых зонах. В условиях Тайшета – большой и преимущественно открытой площадки – особое значение приобретают приемы жилой застройки. За последнее время в нашей градостроительной практике начинают применяться приемы свободной застройки с раскрытием ее в сторону улиц и зеленых массивов. Используя опыт этих прогрессивных решений, мы считаем, однако, что в условиях Сибири и особенно при застройке таких открытых площадок, как Тайшет, не следует отказываться от приемов замкнутой застройки. Создание таких жилых блоков будет способствовать более благоприятным микроклиматическим условиям в жилых районах.

   Гипрогору предстоит большая работа по проектированию центральной части Тайшета. Нам хотелось бы и в этом районе города найти такие отличительные особенности в построении центра, которые предали бы ему архитектурную индивидуальность. По нашему мнению, центр Тайшета – крупного города – должен включать ряд площадей, парков и главных улиц, построенных по композиционной схеме, учитывающей рельеф, реку, зеленые массивы и другие природные факторы.

   В строительстве города примут участие крупные промышленные предприятия, поэтому основная застройка его намечается в 4-5 этажей, со всеми видами благоустройства и инженерными коммуникациями.

Подготовительные работы на строительной площадке Тайшета начнутся с 1960 года.».  А.Кузнецов гл. архитектор Гипрогора // Архитектура СССР №5, 1958 год.

       Вот Гипрогор и придумал Николаю Добронравову новый Тайшет. Именно придумал, так как не воплотился проект в жизнь.  Или воплотился чуть – чуть, и не так как планировал Гипрогор (скверы, парки,  площади, развитая сеть общественного транспорта, центр города, зеленные массивы, архитектурная индивидуальность…). Жилые массивы возводились, коммуникации, велось благоустройств. Посмотрим статью на нашем сайте «Что нам стоило дом построить…» (2.04.2023 г.) и вот этот график, иллюстрацию к статье.

      За годы семилетки, когда шло строительство нового Тайшета силами СУ – 21 Ангарстрой, а это 1959 – 1966 гг. на графике, было построено 35 жилых зданий в 2-3, реже 4 этажа, а это 23.3 % построенного жилья за 115 лет. Конечно,  это не те дома, что обещали проектировщики. Однако 35 домов это за 8 лет, в то время как с 1967 по 2011 годы, это 46 лет, полвека почти, 115 жилых пятиэтажек. Эти пятиэтажные дома не идут в сравнение с домами времен семилетки и по площади, и по планировке, и по другим показателям. В семилетку в год строили по 4.3 дома в год, в последующие годы по 2.5 дома в год, но это были боле крупные дома, хотя…, строительная техника и число строителей были не то что в семилетку.

Новый Тайшет

     Тем ни менее мечта о новом городе будто бы сбывалась. Люди ехали строить металлургический комбинат, парки, скверы и т.п. Увы…

И возможно только сейчас градостроительные планы семилетки сбываются усилиями РУСАЛа. Интересно, какую бы песню вместо «Прощание с Братском» написали бы сегодня Добронравов Н. и Пахмутова А.?

Авторы: Селезнева Т.А. и Селезнев Е.С.

Loading