Этими словами из песни Б.Окуджава начинаем публиковать материалы по истории духовых оркестров , вокально- инструментальных ансамблей, музыкальных коллективов разных времен и разных учреждений и предприятий Тайшета и Тайшетского района. Например, поищем материалы о ВИА «Бирюса» и ВИА «Юность», о якобы радовавших шиткинцев в недавнем прошлом.
Строго говоря, термин оркестр, оркестрик при разговоре о ВИА не подходит. Пороемся в словарях: “оркестр — это большой коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах, предназначенный для совместного исполнения музыки. Термин в современном смысле используется с 18 века. Оркестр имеет отчётливую структуру, в которой отдельные группы инструментов выполняют определённые функции. Специфическая особенность оркестра — унисонное исполнение партий несколькими музыкантами. Этим оркестр принципиально отличается от инструментального ансамбля, в котором каждый инструмент имеет самостоятельную партию“
Тем не менее оставим заголовок в надежде когда-нибудь рассказать и о тайшетских оркестрах.
Что подкупает в заголовке? Любой муз.коллектив создавались на основе любви к музыке, и жил надеждой на лучшее, успех и долгожительство.
Первые наши сведения о ВИА из архивных документов относятся к 1970 году. Возможно, вокально-инструментальный ансамбль при ГДК имелся и ранее.
30 октября 1966 года Тайшетский городской Дом культуры сгорел. Коллектив ДК продолжил работать в помещении Дома пионеров и школьников. В 1970, 1971 г. ГДК размещался уже в деревянном здании по адресу ул.Транспортная.
Общие , довольно пространные сведения о вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) из Википедии: этот термин появился в 60-е годы ” на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) западных рок-групп. Поскольку рок-группами именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (рок-музыка была объявлена «продуктом разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».
ВИА создавались при тех или иных учреждениях культуры: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности. Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы при разных учреждениях (домах культуры, колхозах , учебных заведениях и др.).
Типичный ВИА состоял из 6—10 и более человек, в число которых обычно входили по несколько вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей, а также музыкальный руководитель. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.
ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: акустическую гитару, электрогитары, ударную установку , перкуссии, фортепиано, различные варианты электронных клавишных (таких, как электроорганы и синтезаторы), аппаратуру звукоусиления, а в 1980-х годах — ещё и ритм-компьютеры. В дополнение к этому набору нередко имелась и духовая секция (труба, флейта, кларнет, саксофон, гармоника, иногда тромбон), могли использоваться также различные народные инструменты (баян, домра, балалайка, скрипка и др.), особенно в ВИА с фольклорным уклоном («Песняры», «Ариэль», «Кобза», «Ялла»).
На внешний вид артистов ВИА и манеру поведения на сцене накладывался целый набор ограничений, диктовавшихся идеологическими соображениями. Типичной концертной одеждой были обычные пиджачные костюмы (для участниц-женщин — платья или юбки), а у ВИА, специализирующихся на народной тематике, — различные варианты одежды в «народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики ансамбль мог выйти в военной форме («Каскад»). Не поощрялось активное движение по сцене, как правило, музыканты и солисты стояли практически неподвижно в течение всего номера. Любые выраженные роковые атрибуты, такие, как необычные причёски, татуировки, клёпаная кожаная одежда, металлические аксессуары и прочее в том же духе, безусловно исключались” (цитируем Википедию 31.03.2024 г.).
Поищем сведения по интересующей нас теме , например, 1970 года. Документы, помимо системы ОБС, подтверждают – на базе Тайшетского городского Дома культуры (ГДК) существовал вокально-инструментальный ансамбль в составе:
1. трубач
2. саксофонист – кларнетист
3. гармошка – аккордеонист
4.гитара – соло
5. гитара – ритм
6. гитара – бас
7. ударные инструменты
В 1972 году в состав включили тромбониста.
Основной штат : художественный руководитель, музыкальный руководитель, балетмейстер, техник звуко-свето установки, хормейстер – вокалист.
Всего в эстрадном оркестра было 11 музыкантов ( 1972 г.), и в штате уже не было балетмейстера, звуко-светотехника, художественного и музыкального руководитель , а просто – руководитель эстрадного оркестра. Месячный совокупный оклад всех 11 чел. – 810 руб., руководитель получал 100 руб, вокалист 70 руб, музыканты по 80 руб.
На летний период штат эстрадного оркестра – 5 музыкантов: три гитариста, ударник, аккордеонист. Вероятно, этот “летний” оркестр играл на танцплощадке. Только вот непонятно нам сейчас на какой танцплощадке – в парке на ул.Пушкина или на привокзальной площади? Будем разбираться. Как и обоснование названия – оркестр, а не ВИА.
Бухгалтерия отдела культуры и ДК составляла сметы по содержанию этого музыкального коллектива:
– от вечеров отдыха молодежи – надлежало получить доход в 10.500 руб., от заказных концертов – 1200, от выездных концертов – 3.100, всего 14.800 руб; расходы на нотную бумагу, канцтовары, электро расходные материалы ( провода всякие, розетки, выключатели…) и др., всего 1500 руб. Большие расходы: три электрогитары, установка “МОНО” – 1700, костюмы 1200; поездки на смотр в честь 50-летия СССР 450 руб, иные поездки оркестра и руководителя до 600 руб.
Продолжение следует