Метрические книги как источник истории Тайшетского района

МОУДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»

Образовательные программы: «История Тайшетского района с древнейших времен и до

70-х годов ХХ века»,  «Культура познания»

Автор программ и разработки: Селезнев Е.С.

педагог дополнительного образования, творческое объединение «Бирюса»

Тайшет, 2008 г.

Место занятия в календарно-тематическом планировании: Учебное занятие проводится после теоретических занятий по истории Тайшетского района «Экономическое развитие Восточной Сибири (Енисейская и Иркутская губернии, Тайшетская волость) в XVIII- нач.XX века. Колонизация Сибири» (6 часов) и  по программе «Культура познания» после изучения темы «Обобщение и классификация, дедукция и индукция» ( 1 час).

    Возможен вариант проведения данного занятия в процессе изучения указанных тем.

 Цели учебного занятия:

Обучающая цель: — научить применению на практике методам научного познания при работе с историческим документом

  — сформировать знания по истории колонизации тайшетских земель в конце Х1Х – начале ХХ вв.

Развивающая цель:

— сформировать критическое мышление  по восприятию исторического документа

 — научить соотносить локальную историю с историей России, видеть основные направления ее развития;

Воспитательная цель: — создать условия для успешного  формирования  уважения к истории родного края,  уважения к деятельности предыдущих поколений тайшетцев.

Оборудование учебного занятия:

  1. Метрические книги церквей Тайшетской земли
  2. Карта-схема Тайшетского района
  3. Контурные карты Тайшетского района
  4. Иллюстрации из учебного пособия «История Сибири», 8 класс, авторы Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С., Н/сиб., Инфолио-пресс, 2001.

Литература к учебному занятию для педагога и обучающихся:

  1. Учебник истории……….
  2. Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История Сибири. Уч.пособие для учащихся 8 кл., Н/сиб., «Инфолио-пресс», 2001 г.

3.  Рабецкая З.И. История земли Иркутской, уч.пособие для учащихся общеобразовательных школ

  1. Е.С.Селезнёв, Т.А.Селезнев, Колонизация канско-чунско-тайшетских земель и их присоединение к русскому государству в 17-20 вв., Тайшет, 2004 г.
  2. Е.С.Селезнёв, Т.А.Селезнев. На земле древних кетов, Тайшет, 1996 г.
  3. Курс лекций по культуре познания.

Тип занятия: закрепление на практике изученного материала

Форма занятия : лекция, практикум

Форма организации учебной деятельности: работа в малых уч.группа

                                          Ход учебного занятия:

  1. Организационный момент: проверка наличия учебных принадлежностей обучающихся; запись в тетрадях темы урока и постановка целей.
  1. Основная часть учебного занятия:

1. Актуализация имеющихся знаний: Беседа по вопросам знания теории методов научного познания. Цель беседы —  проверка усвоения изученного ранее материала и коррекция знаний:

                             — Перечислите известные вам способы научного познания.

                             — Дайте определения следующих  способам познания и понятиям: анализ, синтез, сравнение, аспект, компонент, свойства объекта, отношения, признаки объекта, существенный признак объекта, доказательство, обобщение, дедуктивное и индуктивное обобщение, суждение.

Предполагаются правильные ответы обучающихся:

 Анализ – способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств

Синтез – способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа

Сравнение – способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов

Аспект —  точка зрения, с которой будут определятся существенные признаки изучаемого объекта

Компонент – составные части объекта

Свойства объекта – это особенность объекта, которая характеризует объект или его компоненты, но не являются их составной частью и проявляются в отношениях с другими объектами или компонентами

Отношения – это связи компонентов объекта

Признаки объекта – это компоненты, отношения между ними, свойства объекта и его отношения к другим объектам, по которым его можно узнать, определить, описать

Существенный признак объекта – это признаки, без которых объект не существовать не может, если существенный признак исключить, то объект перестанет существовать

Доказательство – это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения доказанных ранее утверждений

Обобщение – это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов

Дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное) – актуализация понятия или суждения и отождествление с ним соответствующих признаков одного и более объектов

Индуктивное обобщение ( от единичного достоверного к общему вероятному) – определение общих существенных признаков двух или нескольких объектов и фиксация их в виде понятия или суждения.

Суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о признаках объекта

Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов.

2.Основная часть занятия.

  •  Работа с церковными  метрическими  книгами

   Педагог демонстрирует метрическую книгу.

Напоминает правила работы с историческими документами, обращая внимание на бережное отношение к документам, о запрете наносить на документ записи, пометки.

Педагог передает на каждое учебное место по одной книге для первичного ознакомления с ними.

Вопросы и пояснения педагога:

— Какого года метрические книги?

— Каких церквей и епархий, губерний?

— Как называется первый раздел книг, второй, третий?

— На какие графы разделены страницы первого, второго, третьего раздела книг?

— Каких события в жизни людей фиксировались в метрических книгах?

 Педагог просит прочесть некоторые записи в книгах. Читать книги очень трудно – записи выполнены неразборчиво, с применением «Ъ» и т.д.

Работа с историческим документом требует внимания, терпения и усидчивости.

Так что же такое – церковные метрические книги ?

Б). Педагог переходит к учебной лекции, организуя её конспектирование.

Что такое метрическая книга? Название   происходит от слова «метрика»- от греческого «метрон» – мера, размер. Чем можно измерить, зафиксировать  рождение человека ? Документом – свидетельством о рождении. В обиходе названия свидетельства о рождении — метрика. Регистрацией рождения и смерти людей, заключение брака в России занимались с конца первой четверти XVIII века церкви. Ведение метрических книг было предусмотрено Духовным регламентом 1722 года. Фактически это означало государственную регистрацию актов гражданского состояния – рождение, браки и смерти, точнее говоря, фиксация этих событий церковными обрядами – прощение, венчание, отпевание. Кроме метрических книг велись еще клировые[1] ведомости – списки прихожан с указанием пола, возраста и сословной принадлежности. Административно-полицейский учет населения в России велся на основании метрических книг и клировых списков.

 В  Тайшетском краеведческом музее содержатся метрические книги Бирюсинской Троицкой церкви, Конторской Никольской церкви, Шелеховской Троицкой церкви, Тайшетской Николаевской, Нижнее-Бирюсинской Троицкой за период с 1890 по 1914 гг..

      Эти книги мы и будем сегодня изучать, применяя известные вам способы научного познания.

В). Педагог переходит к организации изучения книг. На этом этапе отрабатывается умение анализа объекта.

Целесообразно вновь напомнить, что такое анализ. По просьбе педагога учащиеся дают определение понятия анализ. Объектом анализа является метрическая книга. Анализ начитается с выделением частей объекта, то есть компонентов. Педагог просить напомнить всем – что такое компонент?

Учащиеся должны назвать компоненты объекта «метрическая книга», а не объекта «книга»: то естьразделы именно метрических книг, читая их названия в книгах:

                           1.Часть первая. О родившихся.

                            2. Часть вторая. О бракосочетавшихся.

                            3. Часть третья. Об умерших.

Затем педагог меняет объект познания: объектом познания выбирается один из разделов метрической книги – «Об умерших». Педагог демонстрирует учащимся прием ограничения объекта – был объект «Метрическая книга» в целом, теперь же – лишь одна часть её – «Об умерших».

Это необходимо сделать, так как продолжительность одного учебного занятия не позволит проанализировать метрические книги, во вторых на занятии будет изучаться лишь один аспект процесса колонизации – условия жизни переселенцев.

Г.) Педагог просит назвать компоненты нового объекта анализа – раздел «Умершие…».

          Учащиеся должны определить и назвать части, то есть компоненты, раздела, применяя знание определения понятия «компонент объекта»:

                          1. графы, на которые разделена каждая страница выбранного объекта, то есть часть метрической книги «Об умерших».

                           2. каждая запись на страницах раздела.

      Педагог подводит итог беседы:

   Объект познания часть 3 метрической книги «Об умерших» состоит из следующих компонентов:

1) 10 граф: 1) счет умерших муж. пола и 2) жен. пола, 3) месяц и день смерти, 4) месяц и день погребения, 5) звание, имя, отчество и фамилия умершего, 6) лет умершему мужчине, 7) лет умершей женщины, 8) от чего умер, 9) кто исповедовал и приобщал, 10) кто совершил погребение и где погребены.

2) каждая запись на странице и в каждой графе 

 Педагог переходит к закреплению знаний учащихся о понятии «отношения компонентов». Просит учеников дать определение понятию: отношения компонентов – это связи, а связь это взаимообусловленное существование объектов, компонентов, частей целого.

                    Отношение, то есть связи, выражаются словами. Как это будет в нашем случае выглядеть:    Записи в каждой графе касаются одного человека.

Отношения будут выражаться следующими предложениями: «Крестьянина Березовского участка Тайшетской волости Демитрия Иванова сын Иосиф, которому было 6 лет, занесенный в книгу под номером 41 умер 13 ноября 1914 года по неизвестной причине и погребен 19 ноября, он не исповедовался и не приобщался, совершил погребение священник Николай Никитин и псаломщик Алексей Авросимов, где похоронен не указано».

Какими словами обозначены связи компонентов? Ответ-  занесен в книгу под номером, умер, которому было…, умерший не исповедовался, по неизвестной причине умер и т.д.

Таким образом, записи (компоненты) во всех графах друг с другом связаны, находятся в отношениях.

Такие компоненты как «Графы» раздела тоже связаны (находятся в определенных отношениях): после графы «Счет умерших» следует графа «Месяц и день смерти и погребения», затем находится графа «Звание, имя, отчество и фамилия умершего», далее следует графа….., после нее графа…и т.д. Словами «после», «следует», «затем находится», «далее следует» и др. обозначены связи (отношение, компонентов

Теперь о связях: какие бывают связи ? Ответ- Причинно-следственные, временные и постоянные, прямые и обратные, случайные и закономерные.

Определите, какие виды связей компонентов части «Об умерших»?

Можно ли их назвать случайными? Нет, они закономерные, то есть,  включены в книгу на основании требований учета населения России. Может быть это  связи временные? Нет, так как графы метрических книг не менялись, они постоянны в течение многих лет.

 Итак, все компоненты объекта – части «Об умерших» , находятся в определенных отношениях (связях). Эти компоненты и связи (отношения) между ними порождают свойства компонентов и объекта в целом.

Что такое свойства объекта?

Это особенность объекта, которая характеризует объект или его компоненты, но не являются их составной частью и проявляются в отношениях с другими объектами или компонентами.

Свойства объекта выражаются словами. Попробуем эти свойства назвать. Скажите, запись о смерти мальчика Иосифа полная? Нет, она неполная. Таким образом,  мы назвали одно из главных свойств одного объекта познания – записи о смерти мальчика Иосифа – «неполная».  Назовите другие свойства записи? Ответ-  не аккуратная, не разборчивая, не понятная в некоторых частях, например,: умер 13 ноября 1914 года, а запись сделана в апреле.

Интеграционный момент занятия:

 Педагог дает пояснение, какими именно свойствами обладает выбранный для исследования весь объект (раздел «Об умерших»). Это  мы с вами назовем позднее – после того как определимся с аспектом анализа.

Аспект анализа мы выберем только после того,  как определимся с целью нашего занятия.

Сначала обозначим тему нашего занятия: Колонизация тайшетских земель в конце Х1Х – начале ХХ века. Изучить процесс колонизации – это определить его особенности. Что такое колонизация? Ответ  – заселение и хозяйственное освоение новых земель.

   В нашем случае речь пойдет о процессе заселения тайшетских земель русскими людьми.

Хронологические рамки этого процесса мы ограничиваем во времени – к.Х1Х – нач. ХХ века.

Пространственные рамки – тайшетские земли.

А какие земли мы называем тайшетскими?

Это земли в пределах современной территории Тайшетского района.

Педагог организует работу с картой – описание границ Тайшетского района.

Заселение этих земель происходило с конца XVII века если судить по дате основания первого поселения в нашем районе – Нижняя заимка в 1690 г.

Особенно бурно заселение территории Тайшетского района происходило в годы реформ П.А.Столыпина. В курсе истории России в школе вы изучали тему «Реформы П.А.Столыпина ».

На наших учебных занятиях мы изучили лишь некоторые аспекты темы.

На этом занятии мы рассмотрим иные аспекты темы «Колонизация канско-чунско-тайшетских земель», но только тайшетских земель. То есть ограничим объект познания в пространстве.

Итак, объект нашего познания раздел метрических книг «Об умерших».

Мозговой штурм:

Зная компоненты этого объекта, попытайтесь вообразить – что мы можем узнать их записей этого раздела о процессе колонизации тайшетских земель?

Учащиеся могут назвать разное:

какие населенные пункты уже были в том или ином году – об этом есть запись в графе «Звание, имя, отчество и фамилия умершего»

— род занятий населения – в графе «Звание, имя, отчество и фамилия умершего» есть указание на то, кем были  родители умершего Иосифа – крестьяне.

— социальное положение умершего и его родителей.

Педагог должен активизировать деятельность учащихся вопросами, советами, уточнениями, направить к установлению нужного аспекта:

          — Как вы считаете, важен ли такой аспект колонизации как условия жизни русских переселенцев в Сибири? Одной из характеристик условий жизни является показатель смертности населения. Можем ли мы определить этот показатель?

Е ). Педагог окончательно уточняет аспект исследования объекта – раздела метрической книги «Об умерших»:    уровень смертность, как показатель условий жизни переселенцев на тайшетские земли в процессе их колонизации.

Педагог предлагает еще раз рассмотреть внимательно один из компонентов объекта – запись о смерти одного человека.

На какие части делится этот компонент объекта (одна запись регистрации смерти) ?

 Ученики без труда называют по графам записи: порядковый номер – пол умершего — дата смерти — имя умершего – причина смерти — имена свидетелей – дата совершения отпевания – подпись священника.

Какие графы нам нужны для анализа, чтобы определить уровень смертности в период колонизации тайшетских земель?

Ученики называют графы: «Счет умерших», «Месяц и день смерти», «Лета умершего». Педагог уточняет – надо ли определять количество умерших людей по полу? Предполагается ответ – надо, так как смертность среди людей мужского и женского пола разная. 

Надо ли учитывать детскую смертность? Ответ- Надо, конечно.

Далее педагог организует новый мозговой штурм: как будем записывать информацию о смертности на бумаге? Например, учет количества умерших. Ученики предлагают отмечать каждого умершего палочками, цифрами. Педагог подводит их к пониманию сложности такого учета. В процессе беседы должна созреть у учащихся мысль о необходимости таблицы!

Педагог поясняет, что при работе с большим массивом цифровых данных  исследователю надо разработать таблицу, которая называется сводной.

Начинается работа по моделированию такой таблицы, в процессе которой педагог задает наводящие вопросы, то есть руководит мыслительной операций детей.

В результате обсуждения разрабатывается следующая форма сводной таблицы:

Кол-во умершихв том числеВозраст умершихПричины смерти 
Муж.Жен.             
               Годы смерти
                     
                     
                     

Продолжаем моделировать таблицу:

Нужна ли графа «Год смерти» ?

Ответ- Конечно, такая графа требуется, чтобы понять динамику смертности по годам.

— От чего зависит количество колонок в графе «Возраст умерших?

Учащиеся, посмотрев бегло несколько страниц книги должны ответить на поставленные вопросы : надо ввести градацию возраста: до 1 года, 1-10 лет, 10-16, 17-25, 26 – 50, 50-60, старше 60-ти, то есть ввести  градацию, которая принята в статистике. Определяют- какой возраст умерших записан в книге.

— От чего зависит количество колонок в графе «Причины смерти»?

Ответ учащихся, после беглого просмотра нескольких страниц части «Об умерших», будет такой –   надо много граф. Сколько конкретно – трудно сразу ответить.

Педагог соглашается с этим и предлагает предусмотреть в таблице возможность увеличения количества колонок по мере её заполнения.

— Какими знаками будем отмечать информацию в таблице?

Ученики предлагают записывать палочками, цифрами. Педагог отмечает, что такой вариант усложнит работу – графы таблицы будут увеличиваться, так как появятся многозначные числители, окончательный подсчет будет трудным и т.д. Поэтому он предлагает распространенный и проверенный способ – «точковка», когда каждое данное отмечается точкой, точки сводятся в десятки по мере заполнения таблицы:      Десятками будет удобнее делать общий подсчет.

Как будет легче работать – в группе по два человека или каждый самостоятельно?

Целесообразно работать в группе из 2-х человек: один из них читает информацию, другой заносит её в таблицу.

— Чем правильнее заносить информацию – карандашом или ручкой?

Целесообразнее карандашом, так как легко можно будет удалить случайную запись в графе.

 Практическая работа.

  Учащиеся в группах чертят таблицу, которую педагог изобразил на доске в процессе «мозгового штурма», на листах бумаги в альбомном формате.

Идет процесс заполнения таблицы по мере чтения каждой записи части метрической книги «Об умерших».

Педагог оказывает помощь каждой рабочей группе: помогает прочесть запись, исправлять ошибки.

Каждая группа работает с отдельной книгой, тем самым анализу подвергаются все метрические книги, что позволит составить общую картину уровня смертности среди переселенцев и жителей волостей Тайшетской земли.

Время на работу с таблицей – 1 час учебного занятия.

 Практическая часть занятия: сведение данных каждой группы  в общую таблицу и обобщение полученных сведений.

Педагог организует работу следующим образом: одна группа заполняет таблицу по докладам каждой рабочей группы.

В результате работы должны быть получены данные об уровне смертности.

Педагог предлагает учащимся выразить полученные данные в виде графиков, диаграмм для понимания динамики процесса естественного движения населения Тайшетской земли в годы ее колонизации конца Х1Х – начала ХХ вв.

В результате этой работы у учащихся должны получиться следующие документы: Приложения 2,3,4,5,6.

 Обобщение полученных данных.

Педагог просит учащихся вспомнить определение понятия «обобщение»  – это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов.

Что такое индуктивное и дедуктивное обобщение? Дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное) – актуализация понятия или суждения и отождествление с ним соответствующих признаков одного и более объектов

Индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятному) – определение общих существенных признаков двух или нескольких объектов и фиксация их в виде понятия или суждения.

— Каким образом мы с вами действовали?

Ученики без труда укажут, что они применяли способ индуктивного обобщения – двигались от частного (конкретной записи о смерти) к общему – составление таблицы об уровни смертности

Как известно, обобщение заканчивается суждением.

Суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о признаках объекта.

Теперь объектом нашего исследования, познания становится «Процесс колонизации тайшетских земель».

Педагог предлагает высказать суждения об этом объекте опираясь на полученные данные анализа части 3 метрических книг:

  1.  Приложение 2. Суждение : Массовое переселение на тайшетские земли происходил в периоды 1902 – 1915 гг.

Педагог активизирует знания учащихся по истории России (при необходимости обращаемся к учебникам Истории России):

— Почему именно в этот период?

Учащиеся должны сказать, что в этот период в России проводились реформы, предложенные П.А.Столыпиным. Часть реформы – переселение крестьян из европейской части страны в Сибирь.

  1. Приложение 3. Динамика рождаемости и смертности среди тайшетцев.

Суждение : динамика естественного движения населения была положительной в годы колонизации тайшетских земель, период 1908-1916 гг.- рождаемость превышала смертность.

  1. Приложение 4: Динамика смертности среди детей.

Суждение : детская смертность в период с 1908 по 1916 г.была высокой.

  1. Приложение 5. Данные о естественном движении населения.

 Суждение: Высокий уровень детской смертности приходится на возраст: до 1 года, 1 год – 10 лет.

5. Приложение 6. Причины смертности.

Суждение: Полученные данные позволяют утверждать, что основной причиной смертности были «слабость новорожденных», «понос» (дизентерия), скарлатина, простудные заболевания, корь, которые были распространенными заболеваниями по причине отсутствия развитой системы здравоохранения (нехватка мед. работников) в местах массовой колонизации, плохие условия жизни в первые годы переселения.

Общее суждение об объекте Метрические книги»: метрические книги, как исторический документ, сдержат важные сведения, дающие представления о некоторых аспектах  процесса  колонизации тайшетских земель.  В частности, дают полное представление о таком важном показателе уровня жизни переселенцев как смертность населения.

Заключительная часть занятия:

Учитель подводит итоги занятия:

  1. Научились на практике применять способ обобщения
  2. Получили сведения об уровне смертности среди переселенцев
  3. Узнали основной период массового переселения в годы столыпинской реформы
  4. Особенностью процесса переселения было недостаточное обеспечение переселенцев медицинской помощью
  5. Узнали, как трудно проходил процесс переселения, и поняли на этом материале заслуги переселенцев в становлении нашего района.

Педагог предлагает ученикам в качестве учебного материала прочесть исследовательскую работу учеников 11 класса Кушкова Михаила и Сосина Владимира « Метрические книги церквей Иркутской, Енисейской губерний, как исторический источник по истории Тайшетского района», 2002 г.

В конце занятия педагог предлагает учащимся оценить эмоциональную и практическую часть занятия с помощью стикеров.


[1] Клир – совокупность священнослужителей (священников, епископов и др) и церковнослужителей (псаломщиков, пономарей, причетников и др)

Loading