1. Начнем с сайта Тайшет24. Здесь помещен следующий материал Коршунова Андрея “Суровый и романтичный. Каким увидели Тайшет иркутские журналисты” из газеты “СМ Номер один” за 29 августа 2019 г. №34 . В газете статья названа несколько иначе: “В Тайшете строят мужской монастырь и готовятся к запуску завода . Суровый, но романтичный город дорог способен удивить туристов”.
Приятно читать о моём городе на сайтах, в газетах других регионов, но только вот ошибки и неправильные акценты, интерпретации портят настроение. Не избежал их Коршунов Андрей:
1. Он пишет: “Любопытно, что река Бирюса, которая протекает рядом с Тайшетом, после слияния с Чуной и до впадения в Ангару называется иначе — Тасеевой рекой”. Было замечательно если бы автор уточнил (если уж коснулся топонимов) в статье , что реки Чуна и Бирюса имеют другие названия – Уда и Она. Река Бирюса не имеет названия Тасеева , так как последняя образуется слиянием двух равнозначных рек – Чуна и Бирюса. Тасеева является самостоятельным топонимом, а не третье название р.Бирюсы..
2. “Тасеев – тунгусский князь”, имена аборигенов Сибири не пишутся и не произносятся на русский манер, правильнее сказать – князец Тасей. В исторической энциклопедии Сибири, например, сказано так: “ТАСЕЙ (конец XVI в. – 1626 г.), предводитель родовой группы нижнеангарских тунгусов-лапогиров (топорков), проживавших по реке, получившей позднее название по его имени. В 1-й пол. 1620-х гг. самый авторитетный князец в регионе. Признав в 1622 г. зависимость от администрации Енисейского острога, в 1624 отказался платить ясак и стал организатором антирусское выступления нижнеангарских тунгусов. В 1626 со своим родом ушел далеко вверх по р. Чуне, где убит бурятами.”
Тунгусы, раз уж их упомянули и статья о Тайшете, кочевали и на территории Тайшетского и Шиткинского районов (районы объединились в 1960 г.). В 1920 г. обнаружены были былые стоянки южных приангарских тунгусов по берегам левых притоков Бирюсы-Оны – Туманшет, Пойма. К Шиткинской (Верхне – Мурской) группировке официально принадлежало 14 семей (69 человек), а на момент Приполярной переписи их осталось 24 человека. В состав шиткинской группы эвенков входили семьи из родов Лопукор, Богдаль, Тумныяр, Момоль, Крдуяль, Коннокоир, большая часть которых дислоцировалась на реках Подкаменная и Нижняя Тунгуски. В 1926 г. тайшетских тунгусов обследовала сотрудница Красноярского музея Соловьева М.Д. и произвела их описание: ” …лет 100 назад в районе р.Туманшет кочевало большое количество тунгусов, вышедших с Ангары, из Кежемской и Пинчугской волостей”.
Здесь не место широко освещать историю расселения тунгусов. Интересующиеся могут прочесть научную литературу о них , указанную в брошюре №10 “Тайшетский район: обретение своего места” (Тайшет, 2016 г.). Жаль что Коршунов Андрей не поинтересовался тайшетской краеведческой литературой до написания своей статьи о нашем “городе дорог”.
3. Был бы его рассказ о староверах достовернее ссылками хоть на какой-то источник:. “Но староверы оказались в бирюсинских лесах в 1930-х. И убегали они уже от другой власти. Некоторые староверческие деревни так хорошо спрятались, что долгое время о них не было ни слуху ни духу. «Открыли» их только в 1970-е годы с помощью спутникового мониторинга…”.
О каких именно бирюсинских деревнях говорит автор – непонятно, ни одного названия не приводит, а ведь этой теме в последнее время посвящены были разные статьи, но речь велась только об одной хорошо известной деревне – Кадарее. Иных старообрядческих поселений в нашем районе не упоминается. Староверы поселились в этой заброшенной в 1982 г. деревне в 1997 г. Коршунов А. , вероятно , знаком со статьей в газете “Областная” за 2.03.2012 г. “Староверы возрождают брошенную деревню в Тайшетском районе” Шагуновой Л. , в которой и есть упоминание о поиске староверов с помощью космических средств съемки: “Тайга в приграничье Красноярского края и Тайшетского района последние сто лет не раз становилась пристанищем для христиан-староверов. Они селились в селах Кондратьево, Иванов мыс. Историки вспоминают, что поселения старообрядцев в глухой тайге не могли найти даже в самые лихие годы советской власти, а отыскали лишь в семидесятые, когда началась массированная фотосъемка со спутников. В середине прошлого века общины староверов все еще оставались кусочками допетровской Руси”. О каких историках идет речь? Не понятно. Кто искал места проживания старообрядцев? Не по рассказам ли о Лыковых написано все это? Сдается что да. Кадарея была известна и без “массированных космических съёмок”. Вот, например, список населенных пунктов Енисейской губернии на 1921 г. по данным 1917 года: Неванская волость, д.Кадарейская, 240 верст до уездного села, 20 старожильческих хозяйств, 67 мужчин и 69 женщин и др.сведения о посевах, скоте .
Иркипедия сообщает следующее: Иркутская старообрядческая община Русской Православной Старообрядческой Церкви была восстановлена в 1994 г. Как и в старые времена община является религиозным центром для сотен старообрядцев Иркутска и Иркутской области (Ангарска, Мегета, Усолья-Сибирского, Зимы, Нижнеудинска, Тайшета, Братска, Усть-Илимска и других населённых пунктов), а также приезжающих из других регионов (прежде всего из Республики Бурятия, Забайкальского края, Красноярского края и др.)”
По поводу появления староверов в бирюсинских лесах в 30-е годы ХХ в. нет известных краеведческих сведений, а автор, к сожалению, не называет свой источник, а нам, тайшетским краеведам, было бы полезно знать .
4. “От Тасеева до Бича Таежного. Тайшетская история – это история суровых людей” О написании имени тунгусского князца я уже сказал, а вот имя партизана следовало бы писать Бич по партизанской кличке/прозвищу Таежный, или Бич И.А. по прозвищу Таежный .
Шиткинский партизанский фронт создавался не одним Иваном Андреевичем Бичом. Весной на железной дороге совершали диверсии не только маленький отряд Бича И.А., но никак не отряды, не состоял в штабе фронта, он был командиром небольшой группы партизан.
Летом 1919 г. шиткинцы не терзали Сибирскую железную дорогу: в период март – конец мая этого года шиткинцами, кучеровцами, нижнеудинцами (не только шиткинцами ), было проведено около 30 диверсий на участке железной дороги от Нижнеудинска до Иланской. Летом 1919 г., точнее говоря только в июне, шиткинцы произвели лишь две диверсии. И всё. Почему так мало? В мае Шиткинский партизанский фронт, как объединение нескольких отрядов – Конторский, Бирюсинский, Староакульшетский, Гоголевский, Серафимовский, потерпел поражение, фактически перестал существовать. Очередное объединение партизан произойдет лишь осенью 1919 г.
Да и движение воинских эшелонов и поездов по железной дороге было парализовано лишь на короткое время весны 1919 г., движение не прекращалось, ну если только на ночь.
И.А. Бича-Таежного казнили на угольной эстакаде, а памятник у школы №23 не первый, были еще два деревянных обелиска на могиле этого партизана на сельском кладбище Тайшета, это территория бывшего парка культуры и отдыха, ныне не существующего.
5. Продолжаем чтение статьи Коршунова А. о суровых тайшетцах. Он пишет: ” В советское время Тайшет «прославился» как лагерная столица.” В советские годы такой славы не было за Тайшетом, было все гораздо прозаичнее – это одно из многочисленных мест расположения исправительно- трудовых колоний и лагерей. “Прославился”, то есть широко стал известен, Тайшет как лагерная столица уже во времена гласности и перестройки.
Далее автор пишет: “Первая волна спецпереселенцев здесь появилась в связи с раскулачиванием в начале 1930-х. Для экспроприированных в окрестностях создавали специальные трудовые поселки”. Если речь о спецпереселенцах (спецпоселенцах) учетной категории “бывшие кулаки” , то и о поселках на начало 30-х следует говорить не трудпоселки, а спецпоселки. До 1934 г. крестьяне, направленные в “кулацкую ссылку”, назывались спецпереселенцами, в 1934-1944 гг. – трудпоселенцами, с 1944 г. – спецпоселенцами.
До кулацкой ссылки сюда на спецпоселение отправлялись политические противники Советской власти с оружием в руках воевавшие с ней, уголовники времен гражданской войны. А что на счет второй волны спецпереселенцев? Автор статьи ничего не говорит о ней. Если была первая по его мнению, то какая вторая? Может быть он имеет ввиду заключенных исправительно-трудовых лагерей НКВД, то это не спецпереселенцы. Вторая волна , вероятно, это депортированные жители присоединенных к СССР в довоенное время территорий Украины, Белоруссии, Польши, Молдавии, Прибалтики, Ленинградской области и др. Об этом в статье ни слова
6. Тут же по тексту следует еще одна фактологическая ошибка. “Затем в 1932 году начались работы, связанные со строительством западного участка БАМ.” В 1932 г. на западном участке БАМа – Тайшет – Братск – Усть-Кут – никаких строительных работ не велось.
Далее: “К этим работам привлекались заключенные исправительно-трудовых лагерей” , слово привлекались совершенно неприемлемо в данном случае. Заключенные пяти исправительно – трудовых (ИТЛ) и одного особого лагерей были основной рабочей силой на всех участках строительства. Именно они, даже не вольнонаемные или японские военнопленные.
7. Искажается картина строительства железной дороги Тайшет – Братск – Усть-Кут (западный участок БАМа) в прошлом и такое вот утверждение: “Также на строительстве БАМа в окрестностях Тайшета широко использовался труд русских эмигрантов, репатриированных после войны из Маньчжурии. Многие из них работали на КВЖД, и их опыт и знания были полезны на строительстве новой магистрали”.
Почитаем вдумчиво цитируемый фрагмент.Заключенные значит привлекались к строительству, а труд русских эмигрантов (почему-то окрестности Тайшета – непонятно ?) широко использовался. Русские реэмигранты из Маньчжурии не составляли какой-то отдельной рабочей силы. Автор почему-то не пишет , что они были в числе заключенных названных ИТЛ, и там в большей степени был ценен единственный их опыт – “бери больше и кидай дальше” “отсюда и до обеда” – умение физически трудится.
Печальное в серьезных ошибках журналиста – смешивает два событий, их смысл, ход и т.д. :
1. репрессии против харбинцев – реэмигрантов 1935 года ( 19 сентября 1937 г., Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о т.н. харбинцах — бывших служащих КВЖД. Согласно этому постановлению аресту подлежали все 25 тысяч бывших сотрудников КВЖД, состоящих на учёте в органах НКВД)
2. После победы над Японией в августе-сентябре 1945 г. советские войска вошли в Маньчжурию и начались аресты среди русских эмигрантов. Среди репрессированных в 1945 году оказались как бывшие рядовые Белой армии («колчаковцы», «каппелевцы» и «семеновцы»), так и старожилы КВЖД.
8. Автор статьи в главе “Суровые памятники и добрые фонтаны” не назвал все памятники Тайшета (возможно, он этого не хотел), не назвал все искусственные мемориальные сооружения в память о тайшетцах, участниках Великой Отечественной войны, не назвал правильно ни одного памятника.
И в последующей главе он опять таки не точен: Транссибу Тайшет обязан своим рождением. Он появился на свет в 1987 году, когда великая магистраль дотянулась до этих мест. Первым учреждением поселка была железнодорожная станция. Первое промышленное предприятие — паровозное депо.” Название “Тайшет” в 1894 – 1899 гг. имели два объекта: населенный пункт и железнодорожная станция. О чем именно говорит автор статьи словами “появился на свет в 1897 году”? Первым учреждением Тайшета была не станция, а контора Манучарова В.Л. , начальника строительства 11-го участка дороги Красноярск – Иркутск. Железнодорожная станция Тайшет официально существует с 1899 г. Паровозное депо – не промышленное , а промышленно- транспортное предприятие, если быть точным, проще говоря это все же транспортное предприятие.
Тайшет – точка пересечения не двух нефтепроводов ( Восточная Сибирь – Тихий океан, Куюмба -Тайшет), а трех, в статье не назван первый нефтепровод в пределах города – Туймазы – Омск- Ангарск (Транссибнефть) , а Восточная Сибирь – Тихий океан есть лишь отвод нефтепровода из Башкирии. В 1968 г. вступила в строй первая Тайшетская нефтеперекачивающая станция, в связи с расширением нефтепровода Туймазы-Ангарск.
Селезнев Е.С.