XVI  районная краеведческая научно-практическая конференция школьников и «Край тайги, легенд и песен» имени К.Д.Янковского.

Секция: Этнография

  Автор: Рединов Д.А., МКОУ Шелаевская СОШ.

Руководитель: Харьянова В.И., Шелаевская МКОУ СОШ, учитель   географии, биологии.

Тема: Коренные жители Тайшетского района. Самобытность. Проблемы.

Цель:– определить причины исчезновения самобытности  коренного населения Тайшетского района, формирование у подрастающего поколения бережного отношения к проблеме сохранения исторической памяти о народах.

Задачи: 1.Раскрыть историю возникновения народов, их быт, традиции.

2. Определить причины исчезновения коренных жителей, используя источники информации. 3.

Актуальность выбранной темы: необходимость сохранения самобытности культуры коренных народов Сибири – тофалоров.

Объектом исследования является обычаи и традиции коренного населения, проживавшего на территории Тайшетского района.

Методы исследования: изучение литературы и интернет источников, беседы и анкетирование, метод исторического анализа, систематизация полученного материала, обобщение.

Практическая значимость исследовательской работы: материалы могут быть использованы на уроках истории, географии,биологии, уроки в начальных классах.

Введение.

«Если ты сын России, то не лишним
будет для тебя знать дела твоих земляков в
Сибири; если ты природный сибиряк,
то тебе надо знать еще больше, потому
что ты родился на той земле, где твои
предки прирастили Сибирь к России….
Если ты бурят, тунгус, якут или камчадал,
то знаешь ли ты, кем ты прежде был?»

                                                                                  П.И.Пежемский.

    Коренным населением нашего района  с древних времен были кетские племена санов, коттов. В настоящее время в Саянах живут древние народы тофолары. С приходом русских людей исчезли малочисленные котты и асаны. Сразу возникает вопрос: почему народы, существовавшие в не мыслимых условиях, смогли тысячелетиями развивать свою культуру, не разрушая среду обитания? В ходе моего исследования я попытаюсь ответить на данный вопрос. Если мы хотим сохранение  культуры народов, то необходимо прикладывать к этой цели все необходимое для жизни народов. Необходимо сохранять самобытность народов. Ведь настоящее, которое помнит прошлое, достойно будущего.

Д.Жалсараев, сибирский поэт, любуясь  просторам Сибири, сказал, что это та земля, в которой предков кровь густая пламенеет в ягоде лесной… К приходу русских людей коренные жители Сибири находились на уровне развития первобытного общества. Столкновение двух культур протекало длительно и болезненно для менее развитых народов. Отчаянное сопротивление подчинению русскому государству увенчалось исчезновением многих малочисленных народов Сибири. Родоплеменное общество могло жить в условиях Сибири, приспособившись к ее условиям тысячелетиями, но не выдержало колонизации сильного народа – русских. История дает много фактов покорения одних народов другими, но оставим древние и средневековые события, а будем помнить и понимать настоящие. Будем беречь и сохранять самобытность нашего малого народы – тофаларов. Современный человек строит правовое государство, нашу опору и защиту, рассматривает и этические и моральные стороны жизни человека. Тофалары нуждаются в помощи и поддержке.

Основная часть.

Из истории формирования народа. 16 век – это время начала открытий, а затем, и исследований земли Енисейской. Отряды казаков – землепроходцев первыми вступили на эти земли, и началось интенсивное проникновение их на просторы Сибири. Ее первые  открыватели дивились красоте необычной природы, казались интересными быт и традиции коренных жителей, их одежда.Присоединение к Российскому государству территории Среднего Енисея, его притоков Ангары, Кана, Тасеево, Бирюсы, Чуны имеет длинную и интересную историю. Оно проходило в острой борьбе с енисейскими киргизами. Борьба эта затянулась до конца 20-х годов XVII века. Красноярские воеводы  посылали отряды служивых людей на реки «ссыскивать» ясачных людей. Русские казаки  активно объясачивать коттов и асанов. На территории Тайшетского района  ( надо понимать, что к приходу русских никакого административно-территориального деления Сибири не было) к приходу русских людей проживали енисейские народы кеты (их племена: котты и асаны) и каракасы – «черные гуси» (самоназвание – тофалары). Котты  расселились к востоку от Среднего Енисея, выше устья Ангары по рекам: Усолка, Бирюса, Кан, Туманшет, Тибишет.  Асаны заняли территорию по рекам: Пойма, Агул, Тагул.  Карагасы (устаревшее название), тофалары (самоназвание)  народ в России, населяют горно-таёжную территорию Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия и др. Численность свыше 731 человек. Говорят на тофаларском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие тофалары – православные. Сохраняется шаманизм. Происхождение тофолар очень сложный этнический процесс, в котором принимали в разное время самодийские народы, затем кетоязычные племена, а в XIII веке в Саяны проникли монголы и быстро ассимилировались в местной тюркоязычной семье тофов. Сложение тофалар в отдельную этническую группу с общетюркским языком завершилось в XIX веке.

Топонимика Тайшетского района.

VI – I века до нашей эры.

Племена, народности Характерный языковой элемент Названия рек
Котты, жившие на берегах рек Кан и Бирюса (северная часть Тайшетского района, восток Красноярского края) «шет», «чет» Камышет, Почет, Туманшет, Тиличет, Черманчет, Тибишет, Полинчет
Племя асанов (южная часть Тайшетского района) «ут», «уль», «юль» Тагул, Агул, Итуль

Древние гидронимы образованы из двух частей. Если названия рек оканчивается одинаково, можно предположить, что вторая часть переводится как «река». «Чет», «шет» – вода, река (Тайшет, Черманчет, Табагашет). Тайшет на языке кетов означает: «та» – теплая, «шет» – вода, теплая вода. Действительно, в бассейне Бирюсы часто встречаются теплые ключи, незамерзающие речки, питающиеся зимой теплой грунтовой водой.Название пос.Шиткино имеет коттское происхождение: «шет» (чет) – река, со временем превратился в «шит» и отсюда речка Шиткино. Бирюса произошла от слова «бирюс» или «бирюсы», племени древних охотников Саян. По реке Бирюсе и Чуне выделяется более 100 коттских названий. Территории (улусы) проживания  племен назывались «землицей». Во главе  землиц стояли князцы. Например, во главе бирюсской  землицы стоял князец Тупорок. Имя князца Тупорока , как считают ученые, сохранилось в названии реки Топорок.Котты и асаны дольше других народов сохранили свой язык, т.к. занимали территории не очень удобные для жизни и не изгонялись соседними племенами,  в сравнении лесостепными районами канских земель, где могли успешно заниматься разведением животных. Сохранили они свой язык до второй половины 18 века, но в итоге, как и большинство коренных народов Сибири, не выдержали экспансии русских людей и исчезли с исторической арены. До настоящего времени сохранились древние народы «Удинской землицы» – тофалары, жители Нижнеудинского и Тайшетского районов. Тофалары  в XVII в. входили в состав «Удинской землицы» Красноярского уезда и платили ясак. Староста (шеленге), избиравшийся на три года на общем собрании (суглане), был главой. Имущественные споры, дела о разделе родовых территорий для ведения промысла и др. решались на общем собрании раз в году.  Основу традиционного хозяйства тофалар составлял охотничий промысел (белка, соболь, выдра, бобр, лисица, лось, марал, косуля и др.), сочетавшийся с оленеводством. В домашнем производстве известны кузнечное дело, обработка дерева, бересты, кожи и рога. Некоторые изделия тофалар наряду с пушниной и кожами шли на продажу, в том числе подбитые камусами лыжи, курительные трубки, сёдла, некоторые берестяные изделия, меховые унты. До конца XIX тофалары в охотничьем промысле использовали самострелы и луки, засеки. Охотничий промысел сочетался с оленеводством. Оленей использовали для верховой езды и перевозки грузов вьюком. Важенок доили, получали молоко. На одно хозяйство в среднем приходилось от 20 до 30 оленей, а у самых богатых тофов даже до ста голов. До перехода на оседлый образ жизни тофалары совершали сезонные перекочевки, поднимаясь из межгорных долин на летние стоянки в горы. Во второй половине XIX века у тофаларов появились лошади, которых использовали для верховой езды. До перехода на оседлый образ жизни тофалары совершали сезонные перекочевки, поднимаясь из межгорных долин на летние стоянки в горы. Переломным моментом в жизни тофаларов стал конец 20-х годов. При советской власти они не только получили новое имя – тофы, но и вынуждены были отказаться от привычного образа жизни. Новая власть решила, что тофалары должны перейти к оседлости как более прогрессивному и цивилизованному образу жизни. Специально для тофаларов было построено в 1930-1931 гг. три ныне существующих поселка, и с кочевым образом жизни пришлось расстаться. Конечно тофалары не стали жить в поселках “безвыездно” – пастухи остались при оленьих стадах , охотники надолго покидали поселок , когда в охотничий сезон расходились по своим угодьям , порой весьма далеко от дома. Тем не менее значительная часть тофов стала оседлой . Изначально в этих поселках поселились и русские , и с тех пор межнациональное общение стало тесным и регулярным. Возникали прочные соседские, дружеские, а позднее и родственные связи. С переходом к оседлости в начале 1930-х г. в поселках начали строить срубные дома, а чумы полностью исчезли.

Условия жизни тофаларов к началу XX века ухудшились. В Саянской тайге почти полностью был истреблен соболь, сократилось поголовье белки. На территории тофаларии не было ни одной школы, а среди взрослого населения грамотными были всего несколько человек. В 1927 году были организованы Центральное Саяно-Карагасское хозяйство на площади три миллиона гектаров и Саянский заповедник. В 1930 году был создан национальный район с административно-культурным центром в посёлке Алыгджер. Но переход к оседлому образу жизни, преподавание лишь русского языка, оторванность детей тофаларов  от традиционных форм жизни и т.д., привело к негативным последствиям – потере самобытной культуры тофаларов.

С 60-х годов наметился устойчивый рост численности населения. В 1966 году тофаларов на своей этнической территории стало уже 522 человека, не считая тех, кто мигрировал в горда. В 1985 было уже 596 , а в 1995- 677 человек. С учетом уехавших этот прирост становился все еще более ощутимым. В 1989 году по СССР было 731 тофаларов. Причина роста населения в этнографической сфере: смешение браков  – русских и тофалар (метисация).

Традиционное жилище.

До перехода на оседлость основным жилищем тофалар был конический шестовой чум, который летом покрывали  вываренной бересты, а с наступлением холодов (до весны) – пластами, сшитыми из выделанных шкур лося или марала при помощи сухожильных нитей. После перехода на оседлость в посёлках строили срубные дома. Вход, ориентированный преимущественно на восток, прикрывали куском бересты, шкурой или тканью. Спали на земле, подстелив шкуры или берестяные полотнища. У тувинцев и бурят выменивали войлочные кошмы, вещи и продукты хранили во вьючных сумах. В центре над очагом подвешивали на цепи бронзовый котел, который покупали у русских купцов, либо ставили на тагане чугунный, как у соседних тюркских народов. Левая сторона чума считалась мужской, а правая – женской. Запасы продуктов питания и имущество при перекочевках оставляли, хранили на небольших открытых помостах-лабазах или в срубных амбарчиках на столбах. Позже в поселках тофаларов стали строить срубные дома, чум полностью вышел из употребления в 70 – х годах прошлого  века, как постоянное жилище.

    Традиционная одежда.

 Традиционная одежда Тофалар (мужская, женская и детская) существенных различий в покрое не имела. Зимнюю изготовляли из шкур копытных, главным образом лося, марала, оленя. Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей. Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом – платок из покупной ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу рукавами, сшитый из сукна или ткани. Одежда, украшения, обувь тофов были крайне примитивными, но удобными в использовании. В основном была одежда – кожаны из шкур, в которых ходили зимой и летом. Для рукоделия также широко использовался подшейный волос оленя. А для изготовления ниток, веревок использовался конский волос. Он брался только из гривы.
     Женские и мужские предметы одежды отличались друг от друга, хотя застёжка везде шилась на одну сторону. Мужские кожаны украшались черными тряпочками-лентами, а женские – цветными (в два- три цвета) тканями или лентами, которые привозились из Тувинии или Бурятии. Геометрический орнамент по груди от плеча до пояса и прямые линии по подолу одежды. Кожаны подвязывались трехметровыми красными или другого цвета поясами. Позже мужчины любили носить удобные фуражки.

     Позднее тофаларские женщины стали носить более  удобную одежду, чем кожаны – платья из материала. Обычно это прямое платье на кокетке или с отрезной талией. Рукав заужен или рубашечный. Платья шили из привезённых от русских бязи, ситца или кумача.
     В качестве украшения на платье могла быть обшивка красной лентой по воротнику или мехом белки по обшлагу рукава.
     Основной головной убор у женщин – это повязанный вокруг головы платок концами с затылка. Но наиболее зажиточные женщины расшивали свою одежду и головные уборы бисером, купленным у бурят, русских, тувинцев, и оторачивали рукава платьев, кожаны, шапочки, жилеты мехом соболя. Для такой тонкой работы, как вышивка (хотя и довольно примитивная),  нужно было умение. Поэтому зажиточная тофаларка, имеющая бисер, могла заказать себе костюм мастерицам, которые зарабатывали, таким образом, себе средства. Эти же мастерицы шили костюмы шаману. Костюм для шамана особый, он должен был выглядеть устрашающе, со всевозможными подвесками, побрякушками, кистями, полосками с имитацией скелета человека, чтобы внушать людям по отношению к шаману уважение и страх.Обувь тофалары шили мехом внутрь (унты) с загибом на верхней части, и перевязывали их веревочкой из замши. Кроме того, из кожи шили различные сумки, шкатулки, поясные кошельки для охотников.

Национальная кухня.

     Мясо дикого оленя, лося, косули, кабарги, медведя, зайца, белки, промысловых птиц было основной пищей. Домашних оленей забивали редко. Жареное мясо ели гораздо реже вареного. Оленье молоко пили кипяченым, добавляли в чай. Из него приготавливали сладковатый сыр: слегка сквашенное молоко смешивали со свежим и кипятили до тех пор, пока не всплывала густая творожистая масса, которую перекладывали в мешочек из ткани и вешали на несколько дней. С наступлением холодов запасали молоко на зиму, замораживая его в берестяных сосудах и очищенных кишках и желудках животных. Растительная пища зимой состояла в основном из высушенных луковиц сараны  и кедровых орехов. Из покупной ржаной муки, замешанной на горячей воде, пекли в золе очага или на раскаленных камнях лепешки.  Ели также мучную болтушку с солью. Рыба играла незначительную роль в питании, ее ели вяленой, жареной, зимой – мороженой в виде, строганины. Круглый год пили подсоленный зеленый чай.

  Охота.

    Народы Сибири  имели тысячелетний опыт добычи диких зверей и животных, хорошо знали животных и особенности территории на которой промышляли. На охоту ходили не только мужчины, но и женщины и дети. В XVII-XVIII вв. на российском рынке вырос спрос на шкурки пушных зверей.  Ценные шкурки продавали, обменивали на другие товары, ими платили ясак.
Животных добывали выслеживанием, преследованием, подманиванием, устраивая засады, загоны и облавы. Осенью, в период гона копытных подманивали их манками-пищалками, имитирующими голос самца или самки. Животное, отвечая на голос, выходило на стрелков. Промышляли животных с помощью разного рода ловушек: ловчих ям, петель, силков,  плашек, самострелов, капканов.

Фольклор.

Тофалары сохранили в своей устной традиции сказки, легенды, пословицы и поговорки. Одним из основных жанров фольклора были песни, в т.ч. лирические, которые исполнялись не только соло, но и хором. Их пели на свадьбах, во время отдыха на промысле, в пути при перекочевках, верхом на оленях. Важное место занимали сказки о животных, волшебные и др., при этом сказители пользовались большим уважением.Песни пели на свадьбах, песенное благословление, мольба, обращение к природе, духам, во время игр, на охотничьих праздниках, шаманские песнопения,ритуальные напевы. Песни сопровождались звучанием бубна и металлических погремушек и в специфической «горловой»  манере. Музыкальные инструменты, как у всех тюркских народов – струнные или щипковые, состоящие из куска ели, обтянутые кожей и музыкальный лук. Их музыка имеет сходства с музыкальными традициями енисейских народов – кетов, хакасов, тувинцев, алтайцев, а также бурят и эвенков.

  Религия. Шаманы выступали как посредники между людьми и сверхъестественными существами. Он же был главным действующим лицом в общественной и семейной жизни тофалар: решал споры, был сватом. Но шаманы продолжали заниматься промыслами. Тофалары считали, что шаманский дар передавался по наследству. Шаманы имели необходимые атрибуты: колотушка, обувь, рукавицы, бубен, посох, верхняя одежда. Шаманы занимались лечебной практикой, совершали камлания. С приходом русских многие приняли православие.

Проблемы жизни народа.

Этнос – это народ со своим языком, культурой.

 Список исчезнувших включает группу енисейских языков: асанский, аринский, коттский. Носители этих языков частично вымерли во время эпидемий оспы и кори, принесенных в Сибирь и на Дальний Восток русскими землепроходцами, частично перешли на языки своих соседей или на русский язык. Причиной были и сокращения охотничьих угодий с приходом русских людей, стычки во время борьбы с русскими, кабала  в  уплате  ясака.

 Современное население Тофаларии считает, что необходимо решить следующие проблемы: 1.Безработица – 35% опрошенных

2.Снабжение необходимыми товарами – 13%. 3.Высокие цены – 30%. 4.На вопрос, что больше всего угрожает существованию народа  не смогли ответить – 15%.  5.Алкоголизм – 7%.

Перспективу своего дальнейшего существования тофы оценивают крайне пессимистично: лишь 12% считают, что тофалары сохранятся через 2-3 поколения. Еще 15% предположили, что тофы сохранятся частично. Уверенных в постепенной гибели народной культуры – 58%.

На сегодняшний день почти полная потеря собственных традиций и национальной культуры. Смешанные браки с русскими. Переняты у русских вредные привычки, алкоголь, курение. Плохое транспортное сообщение с районным центром.

 Проведение анкетирование обучающихся школы.

    В результате анкетирования обучающимся школы (14-16 лет) – 20 человек было отмечено, что им не известны вымершие народы кетты и асаны. О существовании тофаларов знают 16 обучающихся, но не имеют информации о их образе жизни, проблемах  существования и историческом прошлом. Вывод: обучающиеся школы не владеют  полной  информацией  о вымерших коренных жителях Тайшетского района  и мало знают о малочисленном народе – тофаларах.

Вывод.  Перестали существовать на Земле асаны и кетты, оставив следы своей культуры в названиях рек и озер. Русские люди, как  более цивилизованные не имеют морального права допустить, чтобы под его влиянием исчез еще один народ – тофалары. Необходимо приложить все возможные усилия для его сохранения.  Используемые источники информации:

1.Источники интернет ресурсов:  http://festival.1september.ru/articles/418540/, http://irkipedia.ru/content/tofalariya, http://www.narodru.ru/peoples1270.html, http://etnic.ru/etnic/narod/tofalary.html, http://www.taishet.ru/history/sel1.html.

Loading