Изучение газетных статей (районная газета «Сталинский путь»), научной литературы показало, что о социальном положении тайшетских женщин в 50-60 годы ХХ века, о проблемах их труда и быта довольно мало сведений. Из местных краеведов, журналистов никто ни когда не писал об этом каких-то обобщающих или критических статей. В районных газетах «Сталинский путь», «Большевистский путь» (газета Шиткинского района) времен Великой Отечественной войны есть множество статей, сообщений и героическом труде женщин, их помощи бойцам Красной Армии. Писали много о их труде, потому что женщины были основной рабочей силой и надо было их труд ради победы над врагом пропагандировать. Многие мужчины ведь ушли на фронт.В послевоенных же материалах о тайшетских женщинах как будто бы забыли. А ведь у них были свои, чисто женские проблемы, которые приходилось решать в большей степени самим, без помощи государства, местных органов власти и общества. Женщины своим трудом продолжали вносить огромный вклад в ликвидацию последствий войны, строительство мирной жизни в Тайшете, пахать, сеять, валить лес, рожать и любить детей, заботиться о своих семьях, родных и близких. Но о них, о их проблемах не писали. Впрочем, писали, но только как о героях труда.Как же жилось тайшетским женщинам в трудные послевоенные годы? То, что они делали в эти годы, не менее героическое, чем сделанное ими в военное время. Помимо всего связанного с работой, заботой о семье, женщины, однако, не забывали о себе – они старались быть любимыми, красивыми, эдакими послевоенными примадоннами, дивами. А это было, наверное, труднее, чем просто работать от зари до зари. положение женщин (женский вопрос) только в г.Тайшета, то есть горожанок. Положение женщин в селах и деревнях Тайшетского района не рассматриваем, нет сведения пока у нас. К категории сельских женщин относятся как крестьянки, так и сельские учителя, врачи, пенсионерки, домохозяйки, то есть все живущие в условиях сельской местности вне зависимости от своей основной работы. Надо сказать, что положение городской женщины мало отличалось от положения сельских женщин, но разница кое в чем имелась. В некоторых моментах приводим сравнительные данные. Это позволяет лучше понять положение городских женщин. Рассмотрим, конечно, не все аспекты положения женщин.
Ценными оказались документы, которые хранятся в фондах архивного отдела администрации Тайшетского района. Это неопубликованные источники: статистические данные об итогах переписи населения в 1959 г., сведения о численности населения, докладная записка о присвоении Тайшету статуса «город» и др. Материалы переписи населения в Тайшете и Тайшетском районе 1939 г. изъяты из районного архива. В других делах имеются лишь инструкции как проводить перепись, списки переписчиков, но нет обобщенных данных. переписи 1959 г. хранятся полностью. Почему так? Данные переписи населения при Сталине скрыли от народа, так как в итоге переписи получилась большая потеря численности населения. Перепись 1937 г. была отменена, и ее провели заново в 1939 году. Отсутствие данных по переписи 1939 г. в районном архиве не позволило тщательно проанализировать численность женского населения в районе и в городе. К числу важных для исследования опубликованных источников относятся «Иркутская область. Экономико-статистический сборник», содержащий сведения областной Плановой комиссии и Управления народнохозяйственного учёта за 1941 г.; Большая Советская Энциклопедия, словарь гендерных терминов. Важные сведения для исследования имеются в изобразительных источниках – фотографиях жителей нашего города. В процессе исследования нами было изучено более 60-ти фотографий относящихся к изучаемому нами периоду. Очень важными для исследования стали воспоминания жительниц Тайшета. Всего было записано воспоминаний восемнадцати женщин. Они же предоставили нам фотографии из своих семейных альбомов.
Выбор послевоенного периода для изучения положения тайшетских женщин не случаен. Это время в истории страны обозначен как период восстановления разрушенного войной хозяйства страны. Период был крайне трудным. Экономика СССР медленно переходила к удовлетворению потребностей населения, продолжала существовать карточная система на продовольствие, промышленные товары первой необходимости. 1946-1947 гг. в стране наступил голод. Была высокой детская смертность. В конце 1947 г. в СССР была проведена денежная реформа, наличные деньги обменивались на новые в пропорции 10:1. Многие люди потеряли имеющиеся наличные деньги – они не сумели обменять их. После отмены карточек в коммерческих магазинах выросли цены на продовольствие, промышленные товары повседневного спроса. В таких условиях тяжесть повседневной жизни легли на плечи женщин. Им было не легче, чем в годы войны. Государство проводило политику, которую можно выразить словами: женщина должна была быть матерью и рабочей силой для государства. Иначе говоря, государство взвалило на плечи женщин заботу о росте населения – рожать, домашнем хозяйстве, воспитании детей, и еще она должна была трудиться на благо социализма. Права же женщин не расширялись, а только обязанности. Более того, государство бесцеремонно вмешивалось в семейную жизнь. Случаи разводов предавались гласности, после развода забота о детях ложилась только на матерей. от так выглядели объявления о расторжении брака: «М.С.К., проживающий в г. Тайшете, ул. Пушкинская № 9, возбуждает дело о расторжении брака с Ниной Александровной Н., проживающей гор. Тайшет, ул…, дом… . Дело рассматривается народным судом 1-го участка г. Тайшета». Расторжение брака считалось признаком моральной неустойчивости граждан и влекло за собой административные и партийные наказания. 50-е годы в социальную политику входит клише, лозунг «прочная социалистическая семья». В обмен на свободу женщины в СССР должны были совмещать домашнее хозяйство и общественный труд. Задача социальной политики государства – совместить равноправие полов и укрепление семьи, стабильность домашнего бюджета, решалась за счет женщин. Вскоре восстановили смешанное обучение девочек и мальчиков, легализовали аборты, облегчили процедуру разводов, поощрялось многодетность, материнство, улучшались бытовое обслуживание, увеличилось количество магазинов, кафе, столовых, медучреждений, отменили труд женщин на лесоповале и других тяжелых работах. Но все это делалось медленно, промышленность СССР мало выпускало мебели, бытовой техники, товаров для женщин. Иллюстрацией такой медлительности может служить разговор Никсона (президента США) и Хрущёва в 1959 г. на американской выставке в Москве. Никсон, указывая Хрущёву на стиральную машину, говорит: – “Это самая последняя модель. Вы её найдете в тысячах новопостроенных домах. Американцы все время стремятся облегчить жизнь своим женщинам”. Хрущёв ответил: – “У нас нет такого капиталистического подхода к женщинам». По его мнению, внедрение в быт техники это эксплуатация женщин. Получается, женщина и стиральная машина – пример капиталистического подхода, а женщина, кипятящая белье в тазу на кухне коммунальной квартиры – социалистический подход. Странно. На Западе облегчение домашнего труда проходило через бытовую технику, то есть через обособление отдельной семьи, а в СССР через коммунистический быт, то есть через обобществление. До сих пор на улицах встречаются двухэтажные здания домов быта, в которых раньше находились общественные бани, прачечная, химчистка, парикмахерская и ателье, ремонт часов и бытовых изделий и т.д. Предполагалось, что в одном здании, которое находится рядом с домом, человек может решить все свои бытовые проблемы. Как видим, первое послевоенное пятнадцатилетие не стало для советских женщин легким периодом послевоенной жизни. Конечно, главное – нет войны.
Как жилось, работалось тайшетским женщинам? Каким был домашний труд женщин? Как решали свои женские вопросы? Как одевались? Какая была мода, как женщинам удавалось за ней «угнаться»? И еще на многие вопросы, связанные с положением женщин в нашем городе, хотелось найти ответы. Мне интересно, я ведь тоже женского рода.Таким образом, исследование посвящено некоторым аспектам так называемого женского вопроса, то есть комплекса социальных проблем, включающий проблемы положения женщины в обществе и семье, охраны материнства и младенчества, путей освобождения женщин от угнетения. Для изучения взяты лишь отдельные стороны этого вопроса.Для количественной характеристики женского населения проведено сравнение городского и сельского женского населения. В 1940 г. в Тайшетском районе проживало 53 584 человек, в том числе 25 829 женского пола ( 48.2 % населения). Городское население – 22 210 человек, это жители Тайшета, поселков Суетиха (Бирюсинск), Юрты. В Шиткинском районе в 1940 г. проживало всего 16 829 человек, в том числе 8 732 женщин. Это 22.1 % населения. Практически такое же, как по Тайшетскому району – немного меньше половины населения. В Тайшете проживало 16 951 человек (в 1937 г. – 14 200). Надо отметить, что в названных документах совершенно не выделена группа взрослых женщин, а в указанное число женского населения включены и дети. Это указывает на недостаточность внимания к женщинам, как к важной группе населения. Даже в данных о трудовой занятости населения нет показателей – сколько было женщин рабочих, служащих, ИТР, в сельском хозяйстве. (архив администрации Тайшетского района. Ф.Р-77. Оп.1. Е.х. 1. Л.102). Не удалось найти данных о женском населении г.Тайшета. Если взять 48.2 % за средний показатель доли женского населения, то можно предположить, что в Тайшете проживало примерно 8 153 чел. женского населения, в т.ч. и дети, а не только взрослое женское население, которое есть объект нашего исследования. Для определения динамики численности женщин проанализировали данные переписи населения в 1959 г. В Тайшетском районе численность сельских женщин составила 17 285 чел. (50 % населения) включая детей. Сельских женщин в возрасте от 15 и старше насчитывалось 11 487 чел., то есть 66.4 % от общей численности женского населения района, или 33.2 % от общей численности сельского населения. Женщин от 15 и старше в районе было больше чем мужчин этой возрастной группы всего на 280 человек. И это порождало проблемы в создании семьи. Городское население Тайшетского района (г.Тайшет, поселки городского типа Квиток, Суетиха, Урало-Ключи) на 1.01.1960 г. составляло 60 550 человек из 95 023 жителей района, то есть 63.7 %. Из них 29 706 муж.пола и 30 844 женского. Население г.Тайшета – 33 474 человек, в том числе 16 422 мужчин и 17 052 женщин (50,9 %). Женское население г.Тайшета по сравнению с 1940 г. выросло за 20 лет по нашим подсчетам на 8 899 человек, то есть в 2.1 раза, с 8 153 до 17 052 человек. Мужское население г. Тайшета выросло с 8 798 до 16 422 человек, то в 1.9 раза. Женское население города преобладало над мужским на 630 человек. В годы войны погибло много мужчин на фронте, от ран в госпиталях и больницах. Из этого массива цифр, ясно одно – женщин было больше чем мужчин, и это порождало проблемы, усложняло женский вопрос. Теперь мы составим качественную характеристику женского населения города Тайшета на 1959 год.
А.Трудовая занятость женщин Тайшета:
Работающих женщин – 4710 человек, это 27.6 % от их общей численности. Из них занято в промышленность: 2106 ( рабочие 1720 чел, служащие 330) строительство: 885 ( рабочие 709 чел, служащие 126) транспорт: 368 ( 275 / 92 ) связь: 43 ( 14 / 29) торговля и общественное питание: 388 ( 161 / 227 )- здравоохранение, соцобеспечение, физкультура: 245 (103 / 142)просвещение 442 ( 152 / 290 )- управление 65 ( 7 / 58). Таким образом, подавляющая часть женщин работало в промышленности (44.7 %) в качестве рабочих (69.4 %). Интересны данные о поощрении женщин за труд, которые мы обнаружили в местной газете. Списки награжденных правительственными наградами публиковались в местных газетах. Вот как выглядит список за 1949 г.:[1]
Награждено орденом Ленина 5 мужчин; Красного знамени – 35 чедовек в т.ч. 27 муж. и 7 женщин; медалью “За трудовые доблесть” в промышленности 41, в т.ч. 23 муж. и 18 женщин; медалью “За труд. доблесть ” 9 колхозников , в т.ч. 5 муж. и 4 женщин.
В этом же году были награждены учителя Тайшетского района: орденом Ленина: Абакумова Евдокия Николаевна , учитель городской средней школы; орден «Знак почета»: Музина Анастасия Владимировна (Туманшетская школа); медалью «За трудовую доблесть»: Артемьева Маргарита Михайловна, зав. районным педагогическим кабинетом; Дмитриева Татьяна Николаевна (Суетихинская СОШ); Луковникова Анна Ивановна (Старо-Шелеховская школа), Назарова Валентина Алексеевна (Суетихинская СОШ), Успенская Валентина Васильевна, начальная школа №1 г.Тайшета; Дерина К.И., Шалыгина О.Г., Шипилова А.И.; медалью «За трудовое отличие»: Богданова Л.П., Демиденко А.П., Ивановская А.В., Кирсанова Н.И.
Среди награжденных нет рабочих женщин. Можно сказать, что правительство больше поощряло колхозников, потому что страна остро нуждалась в продовольствии, учителей, потому что надо было решать послевоенные проблемы детского воспитания. В газетных статьях , а нами просмотрены подшивки газеты «Сталинский путь» за 7 лет, больше писали не трудовых достижениях колхозников, о надоях, привесах молодняка, об уборке урожая и посевах. Лишь одна статья была посвящена плохому воспитанию матерью своего сына. Почему не награждали женщин, занятых в промышленности, нам не удалось объяснить. Вот такое выборочное отношение к женщинам. Уровень образования взрослых (18 лет и старше) женщин и мужчин в сравнении: Всего человек – 9076 женщин; высшее образование имели 126 жен., и 127 муж.; н/в – 57 и 45; с/спец – 536 жен и 328 муж; среднее соответственно – 429 и 364; семилетнее 1767 и 1736; н/семилетнее – 522 и 733; начальное – 2019 и 2796; неграмотные 1555 и 338 .
Уровень образованности женщин выше, чем у мужчин Тайшета. Вместе с тем, неграмотных женщин больше чем мужчин, но это люди старшего возраста, то есть те кто не имел возможности учиться в детстве и молодости.
Вопросы брака, рождаемости детей.
Рост численности репродуктивного женского населения Тайшета и Тайшетского района вело к усилению проблем их положения, что требовало от местных органов власти принятия конкретных мер облегчающих быт, труд, семейные заботы. Вступление женщины в брак, создание семьи увеличивало нагрузку именно на женщин, в СССР государство насаждало культ «женщины-матери», но одновременно и «женщины-труженицы». Никто её не освобождал от труда на благо страны. Все это делалось в обмен на некоторое расширение прав и свобод советских женщин, в обмен на не незначительное облегчение женского труда.
1959 г. из 11 487 сельских женщин возрастной группы от 15 лет и старше в браке состояло 6 849 женщин. Мы учитываем 15-летний возраст, так как в архивных данных о женщинах, состоящих в браке, взята и эта возрастная группа – 15-19 лет. При этом невозможно сделать вывод о раннем возрасте вступления сельских женщин в брак. Таким образом, в браке состояло 59.6 % женщин репродуктивного возраста. На возрастную группу 15-19 лет приходится 12.3 % женщин состоящих в браке. Основной возрастом, когда женщины вступали в брак, это 20-34 года. На возрастную группу 25-29 лет приходится 83 % женщин состоящих в браке, на группу 30-34 года – 82.2 %, а далее идет снижения процента: 35-39 лет – 76.9 %. Резкое снижения процента женщин вне брака приходится на возрастную группу 60-64 года. Это связано с тем потерей супруга из-за возраста. Продолжительность жизни мужчин была короче, чем у женщин. едь мужчины, кому исполнилось или исполнилось бы 60 лет в 1959 г., это те мужчины, которые были основной призывной группой в годы войны. В 1941 году им было 42 года (1907 года рождения).
Архивные данные об итогах переписи населения в 1959 году позволяют определить число сельских женщин имевших детей (до 14 лет): 954 женщины в возрасте от 15 до 60 лет. Не имело детей 5129 женщин. Наибольшее количество детей приходится на женщин в возрасте от 20 до 49 лет. Это соответствует репродуктивному возрасту в целом по СССР.В 1959 г. у городских женщин родилось 1122 ребенка: – в Тайшете – 812 – в Суетихе – 438
– в Квитке – 151
в Юртах – 167 в Урало-Ключах – 39.
В сельской местности родилось 1607 ребенка. Всего по Тайшетскому району – 2729 детей. Объединения Тайшетского и Шиткинского района еще не произошло, оно произойдет в феврале 1960 г.
Для сравнения , рождаемость по Тайшету:-1990 г. – 933-1991 г. – 840-1992 г. – 729-1993 г. – 640-1994 г. – 723-1995 г. – 619-2001 г. – 704. 2001 г. в Тайшетском районе родилось всего 381 детей, умерло детей в возрасте до 1 года – 11 детей. Для сравнения: в 2001 г. в Тайшете численность населения составляла 58 287 человек, в т.ч. мужчин – 28189, женщин 30 098. Женщин в возрасте от 14 до 60 лет было 12 811 человек. Как известно, в Тайшете в 1959 г. проживало 17052 человек. Если сопоставить эти цифры с данными о рождении, то вывод один: женщины Тайшета стали меньше рожать , а их численность выросла по сравнению с 1959 годом, не говоря уже о 1940 г. В 50-е годы было много многодетных матерей. Газета «Сталинский путь» публиковала сообщения о таких женщинах в связи с награждением их орденами «Материнская слава». В 1954 г. такой орден 2-й степени был вручен, например, Коваленко Е.К, Солодущенко Е.Н., Чекуновой Ф.Т. В 1960 г. на учете на учете в отделах социальной защиты состояло 962 многодетных матерей имевших от 5 до 8 детей. В 1944 г. было принят Указ Президиума Верховного Совета «Об увеличении гос.помощи многодетным и одиноким матерям». С 1944 по 1960 год в Тайшетском районе было награждено 1115 матерей, в том числе: орденом «Мать-героиня» – 20 женщин, «Материнской славы» разных степеней – 160 женщин, «Медалью материнства» – 529 женщин.
В 1947 г. первой в Тайшетском районе звание «мать-героиня» было присвоено Елизавете Григорьевне Бурван: она родила и воспитала 12 детей, в том числе 10 сыновей. В д. Черемшанка в том же году Нина Филипповна Бондаренко родила 4-х детей-близнецов: 3-х девочек и мальчика. Рождение детей создавало проблему – нехватка мест в детских яслях и садах. Если ребенка определяли с эти учреждения, то женщины могли трудиться, пополнять семейный бюджет, иметь немного свободного времени. Но детских учреждений не хватало, видимо, если учесть их количество и число детей дошкольного возраста. Государство принимало меры по защите женщин от насилия. В 1949 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование», согласно которому мера наказания была 10-15 лет лишения свободы; за групповое изнасилование с тяжкими последствиями, за изнасилование несовершеннолетних – 15-20 лет.
Обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях
В 1937 г. в Тайшете имелось два детсада на 75 мест, двое яслей на 60 мест. 1940 г. в городе и районе имелось уже 10 детсадов, а в 1953 г. всего 6 детсадов и 9 яслей. Шиткинском районе положение было вовсе удручающим: всего один детсад на 40 детей; две больницы с нормой 2.4 койки на 100 чел.; три врача и 15 медсестер, одна аптека! Это на 12 458 тыс. населения.Произошло даже сокращение детсадов, но постепенно строились новые. В 1953 г. было построен детский сад по ул. им.Маленкова (ныне это улица Кооперативная, которая расположена параллельно улице им.Пушкина с восточной стороны). Тайшетский центральный авторемонтный завод (ныне ЗРДСМ) в 1956 г. построил детясли и детсад каждый на 100 мест. В 1956 г. число детсадов в районе составило уже 20 и в них 767 детей. Интересные данные о количестве детей в семьях тайшетских женщин. В изучаемые годы число многодетных матерей было довольно много, большие семьи – обычное дело. Многодетным, одиноким матерям выплачивалось единовременное и ежемесячное пособия. О размере пособия можно судить по архивным документам. В 1947 г. решением Шиткинского райисполкома Шушкевич Анне Харитоновне на 5-го ребенка было выдано единовременное пособие в размере 1700 руб. и ежемесячное пособие 120 руб. с марта 1948 по февраль 1952 г, то есть на четыре года. Размер пособий зависел от количества детей на момент рождения очередного. Так, Позднякова Л.Ф. на 8 ребенка получила 2500 руб., а ежемесячное пособие на четыре года уже 200 руб. Размеры пособий указаны в «старых» деньгах, то есть дореформенных (1948 г.).
В марте 1948 г. размеры пособия уже были иные: за четвертого ребенка – 650 руб. единовременное пособие, ежемесячное 50 руб. в течение 4-х лет. Для сравнения, оклад работницы на Тайшетской слюдфабрике в 1950 г. – 570 – 630 руб., плотник-столяр получал 300 руб. зарплаты в месяц, стипендия в Тулунском техникуме механизаторов 140-200 руб. В 1957 г. на рынке капуста стоила 40 руб за 100 кг, мешок картошки у частника 45 руб.
Медицинское обслуживание женщин. Для сравнения приведем данные о системе здравоохранения в 1937-1940 г. по г. Тайшету: имелось две поликлиники (одна железнодорожная) с пропускной способностью больных в день 370 чел. Районная больница имела терапевтическое, родильное отделения на 50 койко-мест (в документе не указано, сколько коек было для рожениц). Известно, что в ж.д врачебном участке было 5 коек для рожениц. Общее количество коек для таких женщин – не известно. Имелось еще инфекционное отделение на 15 коек, два санитарных участка, один поселковый и один железнодорожный. Женской консультации, как детской, не было в Тайшете. Были ли врачи-гинекологи в Тайшете, установить не удалось.
особого внимание женскому здоровью в предвоенные годы мало уделялось внимания, не было соответствующей медицинской базы. Открытие женской и детской консультаций лишь предполагалось. Нам не удалось установить, были ли они открыты до начала войны.В довоенное время детские ясли относились не к Наркомату образования, как сейчас, а к Наркомату здравоохранения, то есть ясли для детей были медицинским учреждением. Таких яслей в Тайшете было два (поселковое и железнодорожное) на 60 мест. Трудно сказать, достаточно это было или нет. Если учесть, что рождаемость в предвоенные годы была высокой, то мест в яслях не должно было хватать, и женщины, стремясь выйти на работу после родов, поручали уход за маленькими детьми бабушкам, старшим детям или нанимали нянек. Отпуск по беременности и родам был увеличен с 77 до 122 дней только в 1956 г. По воспоминаниям .П.Комаровой, е пришлось в первое послевоенное десятилетие работать нянькой : «…Я пошла работать нянькой так как у меня не было паспорта, я ушла из колхоза д.Серафимовка и поэтому паспорта и не былои на работу не устроишься без него. Отец ребенка, с которым я нянчилась бесплатно, обещал за мою работу помочь оформить паспорт мне. Помог, и я устроилась работать в Заготконтору».В 1948 г. местные органы власти признавали, что медицинское обслуживание отставало от потребностей. «В поликлинике Тайшета с числом посещений 60 тыс. человек в год нехватка врачей, нет «невропатолога, глазника, ушника и рентгенолога». На слюдяной фабрике, где работало 290 рабочих в две смены, не было даже фельдшерского пункта, хотя основная часть работников были женщины. В п. Суетиха, население свыше 8 тыс. человек, имеется больница на 25 коек, нет акушера-гинеколога, врача педиатора, зубного врача. На Бирюсинском лесозаводе, где 1000 человек рабочих, нет врачебного здравпункта, и строящийся гидролизный завод (400 рабочих) нуждается в фельдшерском пункте…В п. Урало-Ключи, 3 тыс. чел. населения, нет стационара…». К концу 50-х гг. сеть медицинских учреждений расширилась: в Тайшетском районе и в городе имелось уже 13 больниц на 545 коек, 12 детских яслей на 440 мест, 61 фельдшерских пунктов, открыли противотуберкулезный (с 1949 г.), кожно-венерический (с 1943 г.) диспансеры на 45 мест. Работало 62 врача и 400 медсестер. Тайшете с 1956 г. активно ведется строительства больничного городка (это современный больничный комплекс железной дороги) и прилегающего района жилыми домами. Это место хорошо известно теперь как «Стройучасток» организации СУ-21 в 50-е годы.
Торговля – для тайшетских женщин и женская мода.
В первые послевоенные годы с товарами народного потребления было очень плохо. СССР вынужден был принимать подарки в виде вещей, бывших в употреблении, из США, например. Сразу после окончания войны в Шиткинский район, как и в целом в СССР, поступили американские подарки: пальто, брюки, рубашки, юбки, платья детские, кофточки, одеяла, шарфы и даже платки носовые 10 штук, бюстгальтеры 20 шт., передники 10 штук, перчатки 10 пар. Всего поступило 1402 вещи.Снабжение населения страны товарами народного потребления улучшалось медленно. Из воспоминаний П.П.Костюкович, жительницы Тайшета,:«…Нас послали работать на подсобное хозяйство пищекомбината, это место такое в лесу – Денисовка. На заготовку дров нас послали зимой. Мне было 14 лет. Лес валили и распиливали ручными пилами, я сама пилила…Мужиков то не было, только молоденькие пареньки. Одевались как ? Фуфаечка, рукавицы шили, кто имел шерсть то вязали, платок или шаль на голову, валенки старенькие, шаровары, чулки штопанные, трусов почти не было, из старой какой-нибудь ткани шили простое платье…Как то в магазине… выбросили трикотаж. Это было то ли в 1947, то ли в 1948 году. Очередь! На цены не смотрели, лишь бы купить, хоть и денег мало было. Помню, выдали какой-то аванс – 10 руб, и тут же десять забрали – в фонд государства….Пока стояла в очереди, какой-то мужчина вытащил мои деньги из кармана…Так и ушла не купив ничего…». И женщин в таком положении было много, а не только Костюкевич. Хотя были жившие богаче, и на лесозаготовки они не ездили. В 1947 г. в СССР была отменена карточная система распределения товаров народного потребления, открылись коммерческие магазина. Это увеличило продажи. В Тайшетском районе в 1949 г. было продано хлопчатобумажных и шерстяных тканей на 2700 тыс.руб. Если эту сумму разделить на все население района, то на одного человека приходится ткани всего на 45 рублей. В 1950 г. в СССР было объявлен Указ Президиума Верховного Совета о снижении розничных цен на товары народного потребления. В местной газете был опубликован перечень товаров и процент снижения цен, статьи о том, что трудящиеся района встретили этот Указ с воодушевлением и радостью, обещали трудиться лучше. Понизились цены и на товары, которыми женского назначения: на ткани на 16 %, платья, блузки, бельё и др.швейные изделия из полушелковой ткани на 10 %; шляпы, береты – на 10 %, обувь резиновую на 10 %, чулки и носки капроновые на 25 %; на духи, одеколон и сюрпризные коробки с парфюмерией «Камелия», «Магнолия”, «Белая ночь», «Белая сирень», «Подарочные» на 15 %; ювелирные изделия и ювелирные металлическая галантерея – на 15 %. Чувствуете запах духов? Это вам не CHANEL и уж тем более не БЫТЬ МОЖЕТ. Это было нечто!
В послевоенный период снижение цен на товары народного потребления производилось часто: с 1948 г. – ежегодно. Последние снижение было в 1954 г. Эти снижения хорошо помнят жители Тайшета старшего поколения, они считают, что это было заботой Сталина о народе. Ученые-экономисты доказывают, что снижение оказалось несостоятельным. С годами выпуск товаров народного потребления в стране увеличивался, но их по-прежнему не хватало. Государство продолжало насаждать, воспитывать скромность потребления. Маленький пример, как это делалось. книге «Полезные советы» в главе «Одевайтесь красиво», например, писали: «…Итак, минимальный набор вещей, необходимых женщине, чтобы хорошо одеваться, по нашему мнению, должен состоять из 4 предметов: 1. Короткий халат. Шерстяное платье. Платье-костюм. Юбка, с 2-3 блузками.…Этот небольшой гардероб, состоящий из самых нужных вещей, можно значительно расширить, добавив всего несколько предметов. Вместо короткого халата можно сделать длинный, и тогда обязательно домашнее платье…,дополняем их еще отдельным жакетом и платьем для театра. Таким образом, 2-й более разнообразный гардероб будет выглядеть так: 1. Халат длинный. 2. Домашнее платье. 3. Шерстяное платье.4. Платье-костюм. 5. Юбка с блузками. 6. Отдельный жакет. 7. Театральное платье.».
В Тайшете было довольно много магазинов, продовольственных и смешанных, специализированных. Например, еще до войны был магазин треста «Главпорфюмерсбыт». В 1938 г. в городе насчитывалось 22 магазина, 11 ларьков, 2 киоска, 1 буфет, 1 закусочная, 1 пельменная, 2 столовых. Многие из этих магазинов сохранились и в 50-х года. Строились новые магазины и предприятия бытового обслуживания.
На ул. Пушкина была построена, например, парикмахерская, баня (сейчас в этом здании морг и ателье ритуальных услуг. Это рядом с двухэтажным зданием на остановке «Райисполком»). Интересен вопрос об ассортименте товаров для женщин, для дома. В довоенный период он был крайне скудный. Тайшетским женщинам приходилось заказывать одежду в местных промышленных артелях. Здесь жили пастельное белье, пальто, костюмы, платья, обувь, изготовляли валенки. Вот так выглядело производство товаров народного потребления, например, Шиткинским Райпромкомбинатом в 1948 г.:- Обувь – 125 пар- Ремонт обуви – 197 пар- Валенки – 147 пар; Промартель «Красный партизан»:- Обувь – 258 пар- Ремонт обуви – 566 пар- Валенки – 110 пар- Пошив одежды и белья – 71,5 тыс.руб.- Ремонт одежды – 0.3 тыс. руб.
В до и послевоенный период было развит «самопошив» и индивидуальный пошив, то есть заказ шитья одежды у частных портных. Таких частников в Тайшете было немного. Их имена некоторые женщины помнят и сегодня.
В 50-х годах по-прежнему не хватало готовой одежды, и её продолжали шить на заказ в тех же пошивочных мастерских, что и в довоенное время. В газете «Сталинский путь» за 1954-55 гг. есть статьи о женщинах портных , например, промышленной артели «Красный кустарь» п.Суетиха: Мария Михайловна Романенко, лучший мастер дамского платья, Елена Григорьевна Авдюшева, Зинаида Ведьгун. Судя по статьям, в мастерских имелись журналы мод и заказчицы могли выбрать модель платья, юбки и т.д. Модели платьев женщины могли выбрать и в журнале «Работница». По сведениям тайшетских женщин существовал «Журнал мод», «Блузы и юбки». Тут же можно прочитать, что условия труда этих мастеров были плохими: швейные машинки работали от одного привода и в случае поломки одной, останавливались все сразу, не хватало мебели, было плохое освещение. Изделий таких швейных мастерских не всегда отличалось качеством. газетах тех лет можно встретить статьи с критикой качества пошива. В 1949 г. на плохое качество пошива в мастерской «Новый путь» п.Суетиха жаловался преподаватель Литвинцев. К 1955 г. в магазинах Тайшета увеличилось количество товаров, и улучшился ассортимент. «В городе в те годы было много хороших магазинов. Очень богатых. Возьмём, например, «белый магазин». Я ходила туда любоваться на товары. Названия тканей были другие: драп, коверкот, шевиот, мойя, батист, шотландка, штапель, холст, крепдешин, крепжоржет, полусукно, серапинка, маркизет, бязь, байка, сатин, ситец, сукно, полотно, марля, бумазея…Скрипка стоила 52 рубля, зарплата учителя…».
Много было дешевой бижутерии, тканей, косметики. Но даже при всем этом женщины продолжали собственными силами изготавливать необходимые вещи собственного туалета. Отсутствие бигудей в магазине, вынуждало делать их самим. «…Возьмём полоску ткани, намотаем на нее бумагу, ну так, примерно, сантиметров 5-6 и толщиной с палец…Волосы накручивали на эту бумагу, а концами ткани завязывали, чтобы волосы не раскручивались…» – вспоминали опрошенные нами женщины.
Женская мода в Тайшете. Передовая мода тех лет медленно приходила в Тайшет, особенно в сельскую местность. Основными путями поступления новшеств было:- журналы мод, брошюры с выкройками- поездки в большие города- приезд в Тайшет жительниц крупных городов- фотографии артистов кино и сами кинофильмы- через приезжих сотрудниц и жен офицеров тайшетских исправительно-трудовых лагерей- радиопередачи. Через все это тайшетские женщины быстро улавливали веяния моды и пытались за угнаться. Как известно, «…середина ХХ века ознаменовалась всплеском энергии. Очнувшись после долгой войны, Её Величество Мода вновь начала свое восхождение на пьедестал. …на СССР обрушился поток западных соблазнов: шляпки и жилетки в комиссионных магазинах, джазовые вечеринки в тесных комнатушках, ресторанные изыски и экстравагантные вечерние наряды…
Прекрасная половина человечества с головой окунулась в мир женственности и хрупкой моды, мир изящных причёсок и парфюмерии…». Начался кукольный век на Западе, в США. Кукольный век – так назван потому, что женщины сер. 50-х годов США внешне были очень похожи на кукол. Вспомним, например, Мэрлин Монро, Бриджит Бардо, Людмилу Гурченко…В сер. 50-х гг. на арену большой моды вышли Кристиан Диор и его стиль «Н», Эмиллио Пуччи, Габриель Шанель и др. Но западная мода прежде всего попадала в Москву. До Тайшета она докатывалась медленно и не в таком полном виде, а только отдельными её фрагменты, элементами в провинциальном исполнении. Но общий бум моды тоже был. Копировали моду по фотографиям артистов кино. Коллекционирование таких фото было повальным увлечением девушек Тайшета, как всего Советского союза.Источниками информации о женской одежде являются устные воспоминания и фотографии. Наиболее ценны фотографии, потому что они дают полное представление о том, как выглядели тайшетские женщины в разные годы, как менялась одежда, мода.Из воспоминаний Шипиной Е.П.: «В первое послевоенное десятилетие носили в основном суконные пальто, с цигейковыми воротниками. Мех был недоступен. Пальто зимние были мешковатыми, темных тонов, воротники большие, некрасивые.Рабочей одеждой была незаменимая фуфайка, она же была повседневной одеждой. Многим женщинам было недоступно иметь зимнее и демисезонное пальто одновременно. Позднее в моду вошла «жакетка», плюшевое полупальто. Основным головным убором для женщин были платок, шаль. Меховых шапок не было в помине. В 50-х годах появляются женские зимние шапки из каракуля, фетра. Интересным было то, что такие шапки носили в сочетании с платком – платок накидывался поверх шапки. Основной обувью зимой были валенки, особенно модным было иметь белые валенки. Осенью носили высокие ботинки на шуровке. Туфли были массивные, на невысоком, но широком каблуке. Летом носили парусиновые туфли, их чистили мелом. В конце 50-х годов распространились босоножки, которые носили на беленькие носки. Чулки были простые, капроновые мало доступны. Чулки крепили на резинки, пояса для крепление чулок на подтяжки были редки. Колготок не было в помине. Осенние пальто тоже были темных цветов, с шалевыми воротниками.».
В конце 50-х годов женская одежда стала более яркой. Об этом можно судить по фотографиям. Вошли в моду широкие, цветные юбки, пояса, кофточки. Особенно хорошо представлена мода на фотографиях женщин, отдыхающих в домах отдыха, санаториях. Ведь здесь носили самое лучшее из женского гардероба.Женщины на производстве не имели специальной рабочей одежды. Работали в фуфайках, сапогах, шароварах, на голову повязывали платки, не было у них рабочих рукавиц, перчаток. Все это указывает на недостаточное внимание по охране труда женщин.Смешно выглядят сегодня женская одежда для занятия спортом: та же незаменимая фуфайка, платок, шаровары. По воспоминаниям женщин, настоящая спортивная форма становится доступной только в конце 60-х годов. В школах на уроках физкультуры мальчишки и девчонки занимались в шароварах, о трико, не говоря уже о спортивных костюмах, понятия не имели . Они были только у взрослых людей серьезно занимавшихся спортом.
Женские прически. Среди женщин Тайшета распространенной прической оставалась коса, короткие стрижки входили в моду, но это ближе к концу 50-х гг. О прическах женщин, девушек Тайшета красноречиво говорят фотография. В этом виден какой-то патриархальный уклад жизни женщин.
Ушкалова А.В. вспоминает, что её очень сильно ругали родители за то, что она обрезала свои косы, когда училась в 10 классе. Ей длинные волосы очень утомили – трудно ухаживать за ними. Уход за волосами сводилось только к их мытью. Мылись в частных, «казенных» банях, то есть в банях, как мы сейчас говорим, муниципальных, и в ведомственных, то есть принадлежащих предприятиям. В Тайшете с довоенных времен имелось три бани: две железнодорожные с пропускной способностью 735 чел. в день, одна муниципальная с номерами и общим залом с пропускной способностью 100 человек в день. Муниципальная баня сейчас не существует, она находилась на ул.Х1Х партсъезда (сейчас там находится студия ТВС), ж/д баня по ул.Партизанской, рядом со зданием Сибтелеком (Узел связи). В банях имелись женский и мужской залы. Работали бани каждый день недели кроме одного дня – этот день посвящался обслуживанию бань, мелкий ремонт. В баню ходили семьями: отец шел мыться с сыновьями, мать – с дочерьми. Приходилось сидеть в очередях, особенно в выходные дни. Бани были платные, имелась касса, где продавали билеты. Посетители несли с собой веники для посещения парилок. Понятие сауна не существовало. По воспоминаниям тайшетских женщин: «Мытье волос в обычные дни не практиковалось. Вода в Тайшете была жесткой, волосы ей не промывались, шампуней не было. Пользовались только мылом и применяли народные средства: пережаривали соду и добавляли в воду для смягчения. После мытья, волосы ополаскивали настоями крапивы, листьев березы, ромашки в лечебных целях. Применяли сыворотку, «скоромное» (топленное сливочное масло), репейное масло, покупая его в аптеках, масло втирали в голову за несколько часов до мытья. В воду добавляли и хмель. Применяли и вазелин, бриолин – смазывали волосы . другим воспоминаниям «…Кислым молоком смазывали волосы и это придавало им блеск. Мыли в растворе ромашки. Чаще всего пользовались хозяйственным мылом, а не только туалетным.». По воспоминаниям женщин в первые послевоенные годы не практиковалась покраска волос, только в конце 50-х годов стали использовать хну, басму (сухие смеси-краски для волос в бумажных пакетиках). В это же время появилась «химия» – способ завивки волос, перманентная завивка в нач. 60-х годов появилась. Такая завивка назвалась «шестимесячная», то есть срок действия завивки. Длинные волосы укладывали в виде корзинки. Короткие стрижки появились позже – «гаврош», «гребень». Стриглись в парикмахерских. До войны их было три , 8 кресел. Одна из них находилась по ул.Советской (сейчас на этом месте магазин , угол ул. Кирова и Советская). Интересны расценки на отдельные виды причесок. Они устанавливались решением исполкома Тайшетского Совета депутатов трудящихся, то есть высшим органом местной власти: стрижка дамских длинных волос стоила 2 руб.40 коп, коротких 1.80, мытье коротких волос 3.00, длинных 4.50, завивка горячая волос 7.00, завивка модельная тоже стоила 7.00, пермонент с укладкой 25.00 рублей. Парикмахерские предлагали до 35 видов услуг для мужчин и женщин, например, «маникюр с покрытием стандартным лаком дамских рук 3 руб., маникюр с покрытием перламутровым лаком 4.20, окрашивание волос 60.00 руб.».[2] Цены указаны уже в новых рублях, то есть после денежной реформы.
Женская косметика постепенно входила в моду тайшетских женщин. Надо сказать, судя по воспоминаниям женщины Тайшета, мало ей пользовались. Родители запрещали дочерям употреблять косметику вплоть до совершеннолетия. Какая была косметика? Чтобы ответить на этот вопрос, мы воспользовались не только воспоминаниями, но и сведениями из книги «Полезные советы» – провели анализ главы о косметике, уходе за кожей, волосами. Полученные данные свели в таблицу. Из приложения видно, что основным косметическим средством для женщин было мыло. В нашем списке более 16-ти названий и 6 названий специальных сортов мыл: дегтярное, серное, глицериновое, борно-тимоловое и т.д. Надо сказать, что туалетными сортами с тайшетских семьях пользовались редко, чаще всего в ходу было хозяйственное было. Оно шло как для умывания, так и для стирки. Вообще, этому сорту мыла следовало бы поставить памятник: оно спасало людей от заразных болезней, вшей, гнид, употреблялось при стирке, для мытья.Обычно оно изготавливалось большими прямоугольными брусками, серо-коричневого цвета с характерным узнаваемым запахом. В годы войны и сразу после неё это мыло было довольно редкой вещью в доме. Самым доступным косметическим средством были питательные крема, многие из них изготавливались самостоятельно. О шампуни женщины в СССР не имели понятия, тем более тайшетские женщины. Тушь для ресниц и бровей было тоже редкостью, и её девушки делали сами. Женщины 70-х годов хорошо помнят тушь «Ленинград» – черный брусок сухой туши в картонной коробочке вместе с щеткой, которая была похожа на зубную, но маленького размера, длиной в 5-6 см. Щеткой наносили тушь на ресницы, предварительно смочив тушь слюной, сплевывая ее на брусок туши. Слюна давала туши дополнительную клейкость, липкость и прочность на ресницах. Духи были редкостью, у женщин её было в ограниченном количестве. Одеколон был больше распространен, он был разный, особенно распространенным был цветочный одеколон. Из духов ценилась «Красная Москва». Мужской одеколон – «Тройной», затем «Шипр».Получается, что тайшетские женщины в 50 –е годы не увлекались косметикой. Яркий макияж, да впрочем, даже ярко накрашенные губы, вызывали осуждение в легком поведении. Косметика на лице становилась доступной для девушек лишь в зрелом возрасте, в школах она была просто запрещена вплоть до 80-х годов ХХ века.
Домашняя работа тайшетских женщин.Эта работа всегда отнимало массу времени у женщин. Если учесть, что жилые дома не были благоустроенными, то труд женщин в быту был трудным: печное отопление, отсутствие водопровода, канализации, бытовой техники, отсутствие электроэнергии в домах в первые послевоенные годы. Много времени и сил отнимала, например, стирка. Стиральные машинки – о них не только тайшетские женщины, но вообще советские, понятия не имели. Стирали на руках. Вот так выглядела эта работа по воспоминаниям женщин: в тяжелое послевоенное время женщина всегда оставалась хозяйкой в доме. На ее плечи ложилась и такая участь – «обстирать” семью, состоящую из 4-х – 6-ти человек. «Работали шесть дней в неделю, и чтобы уделить необходимое внимание семье, оставался один выходной- воскресенье»[3] И понятно, что уделить внимание семье это означало целый день, не покладая рук, исполнять тяжелую физическую работу больше, пожалуй, похожую на мужскую. Помощь ей по дому могли оказать старшие дочери. Много по дому приходилось работать и сыновьям, но работа по дому в большей части была женской. «Жила в своем доме. После тяжелой рабочей недели воскресенье начиналось в половине шестого утра. Вставала, не до зарядки было. Зарядка – принести с колодца ведер двадцать воды.». Женщины, взяв коромысло, ведра шли к колодцу. Зимой, по морозу и темноте, взвесив на хрупкие женские плечи по два ведра (10-15 литров каждое!) « Руки к концу ломило, вены ныли, не то от мороза, пока крутишь ворот, то ли от тяжести»Пока женщина носила воду, в печке дружно трещали дрова. Топилась печь, на которой стояли огромные цинковые ванны. « Ванны были большие, литров по 50-60.».«Белье было в основном льняное, хлопчатобумажное. Синтетики после войны было совсем мало» Гора различного белья, которое нужно рассортировать: постельные принадлежности, одежда.«Покупали серое хозяйственное мыло, мелко строгали его ножом, складывали в таз вместе с белым бельем, кипятили, помешивая специальными деревянными щипцами»[4] Процесс был очень долгим, довольно изнуряющим. От кипения комната наполнялась сыростью и запахом мыла. Для отбеливания белья использовали раствор золы, которую засыпали в емкости, заливали водой и отстаивали. Получалась жидкость мыльная, мягкая. Стиральных порошков в 50-х гг. не было. Первый сорт порошка появился лишь в 60-е годы и назывался он «Новость».« Белое белье стирать было тяжелее всего. С вечера чаще замачивали. Утром кипятили».Остальное белье стирали мылом на стиральной доске. Каждую вещь очень тщательно и долго. Стиральная доска – это металлический жестяной оцинкованный лист с волнообразными выпуклостями с двух сторон, обрамленный деревянной рамой для жесткости. Размер её был 40х60 см. Доску ставили в ванну цинковую и по выпуклостям терли бельё, периодически смачивая в мыльной воде, переворачивая разными сторонами к доске. Чтобы выстирать, например, рубашку, надо было тереть её не менее 15-20 минут. И так каждую стираемую вещь. Если стиральной доски не было, то терли части стираемой вещи друг о друга. Бельё развешивали на веревки и крепили деревянными бельевыми прищепками, которых в каждом доме было не менее 50 штук. Прищепки не позволяли ветру сбросить белье с веревки. « После стирки кровавые мозоли заживали порой лишь к следующей неделе. Мыльную воду всю выливали. И заново к колодцу, за чистой водой. Принесенной водой наполняли ванны, чтобы прополоскать белье. Греть второй раз для полоскания воду было долго, и для экономии времени все делали в холодной». Затем все белье нужно было отжать. « Особенно очень тяжело давалось постельное белье. Руки буквально отваливались». Белое бельё надо было стирать дольше, чем серое. Стирка заканчивалась часам к четырем дня. Затем нужно все развешать на улице, несмотря на время года. Зимой вода вымораживалась, и белье досыхало в доме. Во время сушки занимались другими делами. « После стирки – уборка. Пока перемоешь полы, приготовишь, настряпаешь пирогов.… Вот и белье высохло. Можно гладить»В послевоенные годы существовало два вида утюгов: чугунные и на углях. Первые ставили на печь до раскалывания, а затем гладили ими до остывания. Во вторые же засыпали раскаленные угли, которые накаливали дно утюга. Если красные угли в утюге затухали, то их раздували, размахивая утюгом в противоположные стороны маятникообразными движениями. В отверстия утюга попадал воздух, и угли раздувались, давая нужную температуру. Хозяйка дома, мать очень строго следила за стиркой, которую выполняли дочери. Плохо постиранное бельё – стыд перед соседями, признак не очень то хорошей, умелой хозяйки. Романова Р.М. вспоминает, что однажды мать её в сердцах сбросила на землю развешанное бельё, так как посчитала его недостаточно бело выстиранным. Пришлось вновь все перестирывать[5]. Много времени и сил отнимала побелка дома известью. Белили ковыльной щеткой. Многие дома не были штукатурены из нутрии. Побелить такую квартиру было очень тяжело, так как стены были неровными, и известь не попадала в шероховатости стен, потолка. Это приводило к сохранению темных пятен на свежевыбеленной стене. Процесс побелки, в принципе, сохранился и до наших времен, но сейчас появилось множество приспособлений, которые делают его менее трудным. Но, как и прежде, это отнимает много свободного времени женщин.
Тайшетские женщины в первое послевоенное десятилетие – это важная часть рабочей силы, занятая в промышленности. Они были тружениками и мало времени уделяли себе, женской моде. Только к середине 50-х годов у них появилась возможность заняться собой, своим здоровьем. Основное их внимание, заботы были связаны с работой и семьей, детьми, проблемами быта. К 1959 г. численность женского населения в Тайшете выросла более чем в 2 раза, и составило чуть более 17 тыс. чел. Женское население преобладало над мужским. Подавляющая часть женщин работа в промышленности, то есть была занята тяжелым физическим трудом. Уровень образования у женщин был выше, чем у мужчин. Они стремились к получению среднего, высшего образования. Рост женского населения вел к обострению женского вопроса в Тайшете. Медицинское обслуживание женщин не было на должном уровне: до сер. 50-х годов в Тайшете не было женской, детской консультаций. Уровень рождаемости был высоким. Основной количество рожденных детей приходилось на женщин 20-49 лет. Замуж женщины выходили в возрасте 20-34 года. Ранних браков было очень мало. Разводы были редки. Государство поощряло рождаемость денежным способом, но размер выплат был небольшим. Государство защищало женщин – за изнасилование женщин суды приговаривали к длительным срокам заключения. Детских дошкольных учреждений не хватало, их число постоянно росло в Тайшете. Надо отметить, что детские сады, построенные еще в 50-е годы, до сих пор работают. Отпуск по беременности и уходу за ребенком в те годы был очень коротким – женщины вынуждены были трудиться. Женская мода получила развитие только к середине 50-х годов. женщины стали одеваться лучше, но многое им не было доступным. Драгоценности были крайне редки. Их заменяла дешевая бижутерия. Использование косметики было ограниченно. Но постепенно тайшетские женщины превращались в примадонн – женщина-красавица и мать. Примадонна – буквально, первая дама. Именно такими были тайшетские женщины во всем: в труде, семье, образовании.На плечи женщин ложилась вся забота о детях, плохое воспитание которых считалось виной женщины-матери. Домашний труд женщин Тайшета был тяжелым. Государство мало делало для его облегчения. До маленького провинциального Тайшета медленно доходили новшества быта, моды. Домашняя работа отнимала у них много времени, которое они могли бы потратить на себя. Несмотря ни на что, тайшетские женщины сделали все возможное в послевоенные 15-20 лет: они трудились, поднимая страну их разрухи, рожали и воспитывали детей, вели домашнее хозяйство, учились, и старались быть красивыми. Им было свойственно вечное стремление женщин к любви, браку, детям.
[2] Архивный отдел аппарата адм. Тайшетского района. Ф.1. Оп.1. Е.Х.59. Л.65.
[3] Из воспоминаний А.В.Ушкаловой, В.П.Комаровой, Р.М.Романовой, Н.Е.Зыковой. Записано автором исследования в 2009 г.
[5] Воспоминания Романовой Р.М. Записано автором исследования 14 февраля 2009 г.