27 апреля 2022

(на Дзене Яндекс)

    Мне конечно сейчас поторопятся ответить — чтобы увековечить память. То есть изваять нечто в честь одного достойного человека или группы достойных людей, чтобы память о них хранилась веками. В каком-то эмоциональном порыве кто-то предложил, другие поддержали и — завертелось. Скульптор получает задание, создает эскизы, получает немалые средства на воплощение, в муках рождает свое детище, его торжественно открывают и — все. Какое-то время люди помнят об этом памятнике, несут к нему цветы, назначают возле него свидания.

     Но время неумолимо летит, многое стирается в памяти, растет новое поколение, меняются взгляды, меняются вкусы, меняются устои и отношение к прошлому и настоящему. Да еще, как выясняется, историю регулярно переписывают. А в итоге героев свергают с признанных когда-то высот, и начинается битва мнений в необходимости этих памятников. И если людям с консервативными взглядами и твердыми устоями не удается доказать их необходимость, то памятники безжалостно сносят.

     Нужно ли приводить примеры? Да вы и сами наверно прекрасно об этом знаете. Возьмем хотя бы Алешу в Болгарии. Эта свистопляска длится не то чтобы не один год, а уже не одно десятилетие. Особенно это явление характерно для памятников воинам и политическим деятелям. Касается оно, хотя и меньше, писателей и других деятелей культуры.

     Когда мы устанавливаем памятник, то уверены, что это на века. Но для того, чтобы эта память переходила из поколения в поколение, из века в век, нужно для этого что-то делать. Напоминать, разъяснять, рассказывать. Терпеливо, настойчиво, из века в век.

     А из века в век не получается по причинам, о которых я уже сказала выше. Так может тогда и не стоит этим заниматься? Инициатор реализовал свой эмоциональный всплеск, получил удовлетворение вместе с группой поддержки и они продолжат свою жизнь с гордостью от содеянного. Но мне, думаю, и не мне одной, неприятно наблюдать, когда позже этот памятник, монумент или стеллу, неожиданно сносят. Причем не только в других странах, но и у нас на родине. А потом еще и по телевизору покажут.

      И ни одно из возведенных сооружений не имеет никаких гарантий, что оно не будет бесславно свергнуто.

      На мой взгляд, чтобы не испытывать таких разочарований, лучше уже сразу не очаровываться. Держать свои эмоции в узде и не городить огород.

      Как хорошо придумано — мемориальная доска на здании. Висит, никому не мешает. Ну, или постамент с надписями. А если вдруг власть сменится, или неожиданно всплывет неугодный факт из биографии, то доску можно легко и просто снять. И никто не заметит. Почти никто. Повисела свой срок, почтили почитатели, а как почитатели приказали долго жить — можно и удалить незаметно. И никаких душевных ран, никаких скандалов, и почести с уважением оказаны. Вот такое вот мое рацпредложение.

     А если уж очень хочется каких-то изваяний — то ваяйте себе на здоровье животных, литературных героев и что-нибудь еще нейтральное, что не будет предметом споров и украсит ваш город действительно на века.

      Могу продолжить свою мысль по поводу оказания чести и знаков особого внимания уже в другой форме. Государственные звания. Если звание дали, то потом, когда возможно засомневались в своей правоте, или человек не оправдал оказанного доверия, не надо заниматься мышиной возней с решением о его дальнейшем сохранении. Чтобы этого избежать, может стоит выдавать звания на определенный срок? С последующим продлением? Очень забавно получилось с Чулпан Хаматовой. Вроде бы, пока жила в России, все были ей довольны, во всех отношениях она была хорошим человеком, всех устраивала своими ролями и общественными делами. Однако стоило человеку уехать в другую страну, при этом честно, не скрывая, высказать свое отношение к ситуации, как вдруг сразу встал вопрос о ее звании Народная актриса. Достойна ли она его носить? Звание дает конечно не народ, а государство от имени народа, но я, как его представитель, ничего не имею против, чтобы оно у нее сохранялось. Она его заслужила и не сделала ничего постыдного, чтобы сегодня вообще поднимать этот вопрос. Но г-ну Норкину потребовалось целую передачу перемывать ей кости, чтобы всем своим «ученым» советом вынести вердикт. Так ведь в любом можно усомниться, достоин ли? На это вопрос есть вполне резонный ответ: а судьи кто? Лучше уж сроками ограничиться, а в случае выбытия из страны — досрочно сократить срок. Думаю, никто из-за звания не станет ломать свою жизнь, которая неожиданно складывается не так, как хотелось бы.

      Мне совершенно не нравится, когда бесконечно меняют названия улиц, присваивая им имена современных героев, о которых многие и понятия не имеют. Тоже определенный реверанс в сторону почестей. Времена меняются, меняются и герои. Тогда зачем это делать? Вот у нас сейчас в троллейбусах, объявляя остановку, стали коротенько рассказывать о тех, чьими именами названы улицы и одноименные остановки. Прожив почти всю жизнь в этом городе, я узнала столько нового! А могла и не узнать. Значит кто-то тоже считает, что если назвал, то сделай так, чтобы и у людей что-то отложилось в памяти. И чтобы это было не в угоду сиюминутной ситуации, а надолго, чтобы не появилось желания переименовать.

    А еще я твердо убеждена, что поменьше надо званиями и регалиями разбрасываться. Дешевеют они от этого. Утрачивают ценность. Это же тоже немножко памятники. После того, как государственной наградой ни за что ни про что, просто так наградили сынка друга Путина со сценическим именем Юркис, мало кому известно певца, для многих россиян госнаграды вообще утратили свою ценность. Они уже давно стали не признанием достоинств того или иного выдающегося человека, а знаками внимания близким людям из окружения президента.

     Не надо создавать себе кумиров. А если они все-таки появляются, то нужно быть сдержанными в знаках их признания. Искренне, скромно, без помпы и суеты. Как у Пушкина — памятник нерукотворный. Лучше делать все, чтобы они подольше оставались в нашей памяти. Чтобы потом не испытывать душевных мук, когда новая власть будет корчевать когда-то с почестями воздвигнутый памятник. И ведь никто никогда не задумывался, а каково при этом герою памятника?»

  Приложения к статье: статья в рубрике «Великий Октябрь в памятниках истории и культуры»  районной газете «Заря коммунизма» (21.10.1977 г.) : «Монумент шиткинским партизанам», репортаж об открытии памятника 19 октября 1977 г.; фотографии с открытия памятника; статья «Горемычный партизанский монумент» (сайт Тайшетская история , 12.04.2019 г.) .

Loading