
В Джогино, основанному выходцами из Чувашии в годы переселения крестьян в Сибирь во времена столыпинской реформы, недавно жители закружились и веселились в хороводах очередного традиционного чувашского праздника Чуклеме в дни осеннего солнцестояния.
3 декабря 2023г прошел традиционный национальный обряд Ларма.
Воспроизведение всех этапов обряда было продемонстрировано творческими коллективами Джогинского ДДиТ «Ларма» переводится как посиделки. Проводился он во время зимнего солнцестояния и мог затянуться от недели до месяца. Молодежь с окрестных деревень собиралась в свободной избе, где они знакомились и развлекались.
Участниками были воссозданы такие детали обряда, как песни, танцы, игры, рукоделие, угощения национальными блюдами.
Чӳклеме – древний родовой праздник по случаю начала употребления нового урожая. В пору напряженной уборки хлеба крестьянин сутками пропадает в поле и на гумне. По окончанию уборочных работ он предается радости и веселью. Праздник имеет параллельное название киветни, что буквально значит «старение». Дело в том, что перед употреблением хлеба из нового урожая первинки следует посвятить божествам и получить право на употребление самим.

Акатуй — один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ. Он хранит древние традиции, объединяет людей всех возрастов и профессий, воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду.
В переводе с чувашского «ака» означает сев, «туй» — свадьба. Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды.

«…Ларма — межсельский молодежный обряд, проводили его во второй половине зимы. Чуваши некоторых местностей связывают время ларма с весной; уточняют — перед масленицей çăварни. В отличие от общесельского молодежного обряда Улах, действия Ларма не ограничиваются ночными часами, а охватывают и дневное время. На ларма приглашают повзрослевших девушек-родственниц из соседних деревень. Называют их Ларма хĕрупраҫ, они проводят свое основное время у родственников близлежащей деревни. Цель Ларма хĕрупраҫ одна — успеть приготовить приданое желательно
побольше и получше, ибо дома у родителей девушки всегда заняты
повседневными делами и не имеют времени готовить себе приданое. Здесь же оно уних есть, они готовили пряжу, вышивали, занимались шитьем. В гостях они находились от недели до месяца, это зависело от объема предстоящей работы и, конечно, от того, найдется ли за это время по нраву жених. Естественно, молодежь, особенно девушки, на посиделки одевали самое лучшее. Иногда «в течение вечера переодевались несколько раз».
Отличные новости! Сообщения РДК и Дома культуры с.Джогино мы дополнили разъяснениями сути этих праздников. В приложения к этой заметке вынесли статьи ранее написанные нами по истории села и опубликованные на сайте Тайшетская история. К сожалению, администрация села на своем сайте игнорирует необходимость разместить исторический очерк о селе. Поможем ей это сделать.
Селезневы Т.А. и Е.С.