(из истории конкурса «Учитель года»)


Конкурс учитель года- 1994 г. Пятый вообще. Третий российский. Поделиться впечатлениями? Давно не вспоминал. Многое забылось. Что написать…

Из-за скудности мыслей и притупившихся чувств заглянул в интернет. Пеликан…., птица…, египетская…, странная…, шея буквой «зю»…, голос во время гнездования — глухой рев, в остальное время молчаливы…
Да, не лебедь. Но стал символом самопожертвования и милосердия к ученикам. Пугающая высота учительской жертвенности.

«Паутина» лишь пополнила знания о пернатых, религиозных символах… Не помогла с идеей статьи. Полез в свой архив. Нашел. Почитал. Подумал. Повспоминал. Пошли на конкурс плечом к плечу — коллеги по школе №85 Ольга Леонидовна Рыбалкина, Сергей Иванович Семенов и награды нашли всех из нас, чему были рада все учителя и учительницы, ученики и ученицы нашей школы.
Теперь, спустя 27 лет, вспоминается больше о московских конкурсных событиях .
Там многое было впервые. Это был первый слёт победителей региональных. Заочный отбор отменили. Подумалось тогда , вот повезло (честно!) – в Москву поеду. Одним из 52-х. Финалисты – от Камчатки до Белоруссии. Журналисты придумали газету ПеликантЪ-дейли. Ельцин стал главным попечителем конкурса. Премию учредил для лучших. Тотализатор ввели — кто победит, а? Выигрыш – шампанское. Победил ярославец Михаил Нянковский.

В Москве легко было. Там работали только полуфиналисты. Остальным трудно было лишь на домашних конкурсах. А как же! Ждут от конкурсанта педагогического Нечто! Вот и мучайся духовно и физически. Еще было бедно. Доллар за год скакнул с 1247 до 3512 рублей. Приза от ГОРОНО победителю не хватило даже на банкет. Коллеги сбросились. Бедно, трудно, но как-то весело. Потом уже легче. От этапа к этапу. На областном этапе – все по домашним заготовкам. Плюс , тоже домашняя, команда поддержки — Понкратьева Т.Б., Алехина М.А. Конкурсный урок о балканских войнах 1912-1914 гг. Нёс, казалось, какую-то ахинею. Идея урока – деликатный, мол, район, Балканы, политически аккуратнее надо здесь. Но история не учит. Наказывает за невыученные уроки. Рвануло в 1991-1995 годы (и потом еще) на всю Европу. Откликнулось громко, далеко, надолго. Урок, вроде, был для учеников не пустым. Молодцы они, поддержали учителя. Интересно было общаться с конкурсантами. Результат мало интересовал. Кривая как-то вывела вперед. Леонид Аполлонович Выговский (любитель птицеводства и пеликанов, то есть конкурсантов), считал что незачем в Москву. Но все же нашел миллион на поездку! Спасибо ему. А ехать было за чем, в смысле поучительным и интересным.
А я знал, куда мне конкурировать — то. Москву и людей повидать бы! За бесплатно. Времени хватало – из 52-х конкурсантов оставили при делах 15 лучших. Времени у остальных было полно, чтобы ума разума набраться в кулуарах конкурса. Инноваций всяких.

Московский финал — пир во время чумы лихих девяностых. Повидал всякое из достопримечательностей и шедевров. На что не хватило бы годовой школьной зарплаты тех лет. И статуса провинциал. А как финалисту пеликаньему многие двери оказались открыты: День учителя в Доме Советов и торжества в Парламентском центре , «Жизель» в Большом, Киркоров и К° в Колонном зале, Патрисия Каас в Олимпийском, поющий министра образования Ткаченко на вечерах отдыха в кафе гостиницы совхоза «Московский» (конкурсанты там жили), оружейная палата в Кремле, обзорные экскурсии по Москве, разные знаменитости на творческих встречах… Конкурсанты все талантливые. С выдумками. Интегрировали все что можно. К месту и нет. Модно это было соединять что-нибудь с чем-нибудь. Для эффекта, говорят. Урок рисование с песнями под гитару, например.

Не знаю, повысился ли престиж учительского труда от конкурсов. И пеликанская жертвенность. Не ведаю. Лично для меня не повысился. Долго еще плохо было в образовании. Да и сейчас не очень-то, к слову. Рваться в учительство престиж поднимать мне не надо было…, уже там был. Ну а куда уже деваться-то было? Пытался, неудачно…
Привез домой полезного много. Идеи и книги. Ну что могут учителя привезти?! Из идей – изучать надо историю родного края! Патриотизм укреплять. В 90-е это надо было особенно. В Приморье, Пскове, Москве уже были свои учебники истории родного края. Не абы как, а основной предмет был для них. Дождался, когда и у нас это начнется. Недавно и коряво. Отстали от «пскопских» то.
Начал писать брошюры для учащихся, УМК для учителей. Жена Татьяна Александровна как всегда помогала, она ведь тоже историк, и просто прекрасный человек . Сейчас же девять (2015 г.) брошюр. Вроде бы востребованы. Придумали соединить историю родного края с теорией и практикой научного познания. До сих пор интегрируем. Еще теорию экономических учений внедрили в родной школе № 85, факультативно. Теперь экономика чуть ли не главная школьная наука. Начитались тогда мудрецов разных. Казалось, жить будем по Сен-Симону. Или еще как. Вышло «или еще как». Ошибались корифеи экономических наук. Чудес не бывает. Или в России всегда по-другому все? Особый путь, ёшкин кот… Потом дефолт в августе. Через год после переворота. Премия за вклад в развитие Иркутской области уже была двухмилионной ! В рублях, ясно дело.

Татьяна Александровна
Вспоминаю все это и пеликан уж и не таким странным кажется. Они разные бывают. Розовые, кудрявые, не только лапчатые. Смотря где живут. Они ещё хорошо летают…Одно плохо, очень уж уязвимы.
(Селезнев Е.С. Страсти по пеликану. Педагогический имидж, выпуск 1 (26), январь-март 2015 г.)