(из истории конкурса «Учитель года»)

Визитная карточка на сцене актового зала СОШ №5, как всегда коллеги в кураже, то есть воодушевленные…

Конкурс учитель года- 1994 г. Пятый вообще. Третий российский.  Поделиться впечатлениями? Давно не вспоминал. Многое забылось. Что написать…

    

 Из-за скудности мыслей и притупившихся чувств  заглянул в интернет. Пеликан…., птица…, египетская…, странная…, шея буквой «зю»…, голос во время гнездования — глухой рев, в остальное время  молчаливы…

     Да, не лебедь.    Но стал символом самопожертвования и милосердия к ученикам. Пугающая высота учительской жертвенности.  

     

«Паутина»  лишь пополнила знания о пернатых, религиозных символах… Не помогла с идеей  статьи.  Полез в свой архив. Нашел. Почитал. Подумал. Повспоминал. Пошли на конкурс плечом к плечу — коллеги по школе №85 Ольга Леонидовна Рыбалкина, Сергей Иванович Семенов  и награды нашли всех из нас, чему были рада все учителя и учительницы, ученики и ученицы  нашей школы.

     Теперь, спустя 27 лет,  вспоминается больше о московских конкурсных событиях .

   

Там многое было впервые.  Это был первый слёт победителей региональных. Заочный отбор отменили. Подумалось тогда , вот повезло (честно!)  – в Москву поеду. Одним из 52-х. Финалисты  – от Камчатки до Белоруссии. Журналисты придумали газету ПеликантЪ-дейли.   Ельцин стал главным попечителем конкурса. Премию учредил для лучших. Тотализатор ввели — кто победит, а? Выигрыш – шампанское.  Победил ярославец  Михаил Нянковский.  

    В Москве легко было. Там работали только полуфиналисты.  Остальным трудно было лишь на домашних конкурсах. А как же! Ждут от конкурсанта педагогического Нечто!  Вот и мучайся духовно и физически. Еще было бедно.   Доллар за год скакнул с 1247 до 3512  рублей.  Приза от ГОРОНО  победителю не хватило даже на банкет.    Коллеги сбросились.  Бедно, трудно, но как-то весело. Потом уже легче. От этапа к этапу. На областном этапе –  все по домашним заготовкам. Плюс ,  тоже домашняя,  команда поддержки — Понкратьева Т.Б., Алехина М.А.   Конкурсный урок  о балканских войнах 1912-1914 гг.  Нёс, казалось, какую-то ахинею. Идея урока – деликатный, мол, район, Балканы, политически аккуратнее   надо здесь.   Но история не учит. Наказывает за невыученные уроки.   Рвануло  в 1991-1995 годы (и потом еще)  на всю Европу. Откликнулось громко, далеко, надолго. Урок, вроде, был для учеников не пустым. Молодцы они, поддержали учителя. Интересно было общаться с конкурсантами. Результат мало интересовал.  Кривая как-то вывела вперед. Леонид Аполлонович Выговский (любитель птицеводства и пеликанов, то есть конкурсантов), считал что незачем   в Москву. Но все же нашел   миллион  на  поездку! Спасибо ему.   А ехать было за чем, в смысле поучительным и интересным.

   А я знал, куда мне  конкурировать  — то.   Москву и людей повидать бы!  За бесплатно.  Времени хватало – из 52-х конкурсантов оставили при делах 15 лучших.   Времени у остальных было полно, чтобы ума разума набраться в кулуарах конкурса.  Инноваций всяких.     

  

  Московский финал —  пир во время  чумы лихих девяностых.  Повидал  всякое из достопримечательностей и шедевров.  На что   не хватило бы   годовой школьной  зарплаты тех лет. И статуса провинциал. А как финалисту пеликаньему  многие двери оказались открыты:  День учителя в Доме Советов  и торжества в Парламентском центре , «Жизель» в Большом, Киркоров и К° в Колонном зале, Патрисия Каас в Олимпийском, поющий министра образования Ткаченко на вечерах отдыха в кафе гостиницы совхоза «Московский» (конкурсанты там жили), оружейная палата в Кремле, обзорные экскурсии по Москве,    разные знаменитости на  творческих встречах…  Конкурсанты все талантливые. С выдумками. Интегрировали все что можно. К месту и нет.    Модно это было соединять что-нибудь с чем-нибудь. Для эффекта, говорят. Урок рисование с песнями под гитару, например.

  

Не знаю, повысился ли престиж  учительского труда от конкурсов.  И пеликанская жертвенность. Не ведаю. Лично для  меня  не повысился. Долго еще плохо было в образовании. Да и сейчас не очень-то, к слову. Рваться в учительство престиж поднимать мне не надо было…, уже там был.  Ну а куда уже деваться-то было?  Пытался,  неудачно…

    Привез домой полезного много. Идеи и книги. Ну что могут учителя привезти?!  Из идей – изучать надо историю родного края! Патриотизм  укреплять. В 90-е это надо было особенно. В Приморье, Пскове, Москве уже были свои учебники истории родного края.  Не абы как, а   основной предмет был для них. Дождался, когда и у нас это начнется. Недавно и коряво.   Отстали от   «пскопских» то.

Начал писать брошюры для учащихся,  УМК для учителей. Жена Татьяна Александровна  как всегда помогала, она ведь тоже историк, и просто прекрасный человек  . Сейчас же девять (2015 г.) брошюр. Вроде бы востребованы. Придумали соединить историю родного края с теорией и практикой научного познания. До сих пор интегрируем.  Еще  теорию экономических учений внедрили в родной школе № 85, факультативно. Теперь   экономика   чуть ли  не главная школьная наука.  Начитались тогда мудрецов разных.     Казалось, жить будем  по Сен-Симону. Или еще как. Вышло «или еще как». Ошибались корифеи экономических наук. Чудес не бывает. Или в России всегда по-другому все? Особый путь, ёшкин кот… Потом  дефолт в августе. Через год после переворота. Премия за вклад в развитие Иркутской области  уже была двухмилионной ! В рублях, ясно дело.

Селезнева
Татьяна Александровна

   Вспоминаю все это  и пеликан уж и не таким странным  кажется. Они разные бывают.  Розовые, кудрявые, не только лапчатые. Смотря  где живут. Они ещё хорошо летают…Одно плохо, очень уж уязвимы. 

       (Селезнев Е.С. Страсти по пеликану. Педагогический имидж, выпуск 1 (26), январь-март 2015 г.)

Loading