Шиткинская, Тайшетская сельские и волостные комсомольские организации в 1925 году относились к Канской уездной комсомольской организации Енисейской губернии. После многих административно — территориальных преобразований Енисейской и Иркутской губерний, тайшетский комсомол с 1937 г. стал составной частью иркутской комсомолии. На нашем сайте много публикаций по истории этой молодежной организации. Предлагаем читателям новую информацию.  

    Большой работой ВЛКСМ было шефство на комсомольскими ударными стройками страны начиная с 1929 года. XV съезд ВЛКСМ (май 1966 г.) такой стройкой объявил сооружение ж.д. Решоты – Карабула, в сторону будущей Багучанской ГЭС. Шефство осуществлял Красноярский крайком комсомола. Тайшетцы оказались свидетелями и участниками  этой комсомольского — молодежной стройки, как  и других, например, Абакан — Тайшет, Тайшет — Лена. Как известно дорога пролегала и по территории Тайшетского района на участке от ст.Колючий (была в к.50 -х годов рядом со станцией Тиличеть, на границе с Тайшетским районом в километре от станции пос.Колючий Тайшетского района) на границе Н.Ингашского и Тайшетского районов – до ст.Тамтачет (145 км.), пять населенных пунктов (Тамтачет, Горевой, Новобирюсинск, Черманчет, Плашечная). Мы бы не писали и не говорили об этой стройке если бы не это обстоятельство. Думаем что многие жители севера нашего района работали на сооружении этой ж.д.. По комсомольским путёвкам или нет, не знаем.

   На нашем сайте есть несколько публикаций по  этой теме — «На свет полярной звезды», воспоминания о поселка химлесхоза Колючий и др. И вот сейчас новые материалы.

    Эта ж.д. начинала свое существование как лесовозная дорога Краслага (Красноярский исправительно — трудовой лагерь; с 1938 г., ныне У-235) еще в довоенные годы.

    Позже история стала такой: «..Полвека назад, в 1959 году, в план работ Уралгипротранса было включено проектирование железнодорожной линии Решоты – Богучаны. Никакими сведениями об условиях работы на данном объекте мы не владели: в наличии была только схема расположения населенных пунктов в районе. А поскольку в середине прошлого века информационные технологии были далеки от современных, то обстановку пришлось изучать на месте. Волею судеб в эту командировку отправили меня. Много ярких впечатлений осталось от первого знакомства с краем, с сибиряками.
Технический проект линии Решоты – Богучаны наш институт разработал в 1961 году, началось строительство. В 1972-м правительство приняло решение протянуть железную дорогу только до станции Карабула – 259 километров от начальной точки, а отрезок до Богучан (так называется станция недалеко от поселка Ярки) завершить позже. Это объяснялось тем, что еще не был выбран вариант подхода к створу Богучанской ГЭС. В конце 1975 года ввели в эксплуатацию 112-километровый участок Решоты – Новобирюсинская, а через два года – 147-километровый участок Новобирюсинская – Карабула. К нему возвращались неоднократно. В разное время обоснование этого строительства получало свою трактовку: ветка предназначалась либо для вывоза лесных материалов, либо для транспортировки руд Тагарского месторождения, либо для сооружения Богучанской ГЭС. Поскольку комплексного решения вопроса не было, то кроме выполненных предпроектных и проектных работ никакие практические шаги не предпринимались… По проекту после принятия программы развития Нижнего Приангарья, начался новый этап в строительстве данного участка железной дороги. Выбрано направление линии от станции Карабула до станции Богучаны с мостовым переходом через Ангару и дальше по правому берегу реки в сторону створа плотины Богучанской ГЭС. Такой вариант предлагался еще в 1986 году.. Источник: http://www.delruss.ru/gallery/publicati … rticle.pdf.

   В настоящее время ж.д. действует на благо и тайшетцев Тамтачета, Горевого, Новобирюсинска , впрочем многих северян нашего района.

Loading