Работа ученицы 10 класса средней школы № 2 г.Тайшета (2004 год) Такмаковой Елены (опубликовано на сайте 25.04.2012 г. в брошюре № 6 серии «Тайшет — город, рожденный Транссибом»)

    Этот анализ сделан мной при большой помощи педагогов Селезневых Е.С.  и Т.А. на основе данных «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» (одобрена правительством 24 сентября 2001 года), на основании данных доклада председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту Н. Герасименко «О демографической ситуации в России и мерах правительства Российской Федерации по ее оптимизации»(1). В указанных документах демографическая ситуация в России оценивается как кризисная, небывалая, беспрецедентная для мирных условий жизни. Лично меня приведенные данные просто шокируют и пугают. Архивные документы изучены при содействии Селезнева Е.С.

1. Вступление. Демографическая ситуация в России и положение детей. С 1992 года население нашей страны сократилось на 3 млн. человек. Нет воспроизводства населения: оптимальный вариант 2,14  рождений ребенка на одну женщину, а реальность – 1,17 ( 1999 г.). Если этот показатель снизится до 1,0-1,1, то к концу 21 века Россия прекратит существование как независимое государство. Происходит снижение рождаемости: в 1987 году родилось 2,5 млн.детей , а в 1998 году – почти в 2 раза меньше. Высок уровень смертности в стране – 14,7 на 1000 человек. Смертность больше рождаемости на 1,8. « В основе роста смертности – ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом, для которого характерны рост безработицы, хронические задержки выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, снижение доступности медицинской и лекарственной помощи, ухудшение качества питания, затяжной психологический стресс, неуверенность в своем будущем м будущем детей, рост криминализации общества» (2). Неблагоприятны тенденции состояния здоровья детей и подростков. Из общего числа детей, родившихся в 1998 году, только 20% можно считать здоровыми, 35,8% родились больными, 44,2% составляют группу риска. В настоящее время процент здоровых детей среди школьников младших классов – 10-12% , средних – 8%, старших – 5%. В документах отмечается повсеместная алкоголизация населения. Национальной катастрофой становится СПИД. К 2002 году число ВИЧ-инфецированных достигло 1 млн. человек, в основном молодежи в возрасте 15-25 лет. Чрезвычайно актуальна проблема курения и особенно среди детей и подростков. Начинают курить в возрасте 11-12 лет и младше. Среди учащихся 7-8 классов курят 8-12% школьников, в старших классах – 21-24%. Страшная угроза для молодежи – наркомания. Смертность от употребления наркотиков возросла среди детей в 42 раза. Население России самое старое среди экономически развитых стран. К 2005 году общая численность детей уменьшится с 30 до 25 млн. человек, а количество пенсионеров увеличиться до 427 на 1000 человек (в 1960 году – 202 на 1000 человек). Нагрузка детьми на 1000 человек трудоспособного населения снизится до 29%, а нагрузка пожилых людей возрастет с 14,5 до 32,4. 20% женщин в стране – бесплодны. В России сейчас более 30 млн. детей. За 1990-1998 годы их число в общей массе населения уменьшилось на 4 млн. 229 тыс. Только за один год, 1998, детей стало меньше на 700 тысяч человек. 600 тысяч детей – инвалиды. 2 млн.- беспризорные, 300 тысяч — пропало без вести, 1.500 – нигде не учатся, 14 тыс. несовершеннолетних – в следственных изоляторах, 21 тысяча – в детских колониях. Детьми в нашей стране стали торговать! В 1991 году покинуло страну 80 младенцев, в 1995 году – 2.200! С 1996 до середины 1999 года экспортировано 16.300 детей.

     В социально значимую проблему превратилось детское слабоумие. До 30% молодежи неспособно учиться. По уровню образованности с начала 90-х годов страна с 3 места в мире скатилась на 42 место. Уровень рождаемости дебилов в 1992 году достиг критической отметки — 17%. Известно, что при 18% процесс деградации нации становится необратимым (3). Доля детей до 15 лет в общей массе населения упала с 30% (1959г.) до 23 % и уже в первое десятилетие 21   из 11 13.03.2015 14:04 века опустится до 16,5% (4). Получается, что мы, дети, не нужны обществу, взрослым? Детей не желают иметь, а если они есть, то им не обеспечивается счастливое детство, или вовсе ими никто не занимается, они никому не нужны. И если и что то делается, то это лишь малая частичка ни к чему не приводящая. Все эти данные побудили меня проанализировать по мере возможности положение детей в нашем городе и районе. Действительно ли все так страшно? 2. Основная часть.

1.Изменение численности населения Шиткинского и Тайшетского районов с 1940 г. ; муниципального образования Тайшетский район и муниципального образования город Тайшет (Бирюсинск, Юрты) с 1960 по 2001 годы. Население Тайшетского, Шиткинского районов в 1940 году составляло: Тайшетский район, всего – 53.584 чел., в том числе – г.Тайшет — 16.951, поселки Суетиха и Юрты вместе взятые — 5.259 чел.; общее городское население – 22.210, сельское население района – 31.374 человека. Шиткинский район, всего – 16.829 чел.; в том числе п.Шиткино – 2.324 человека, все население относилось к сельскому (5). Всего 70.413 – население Тайшетского и Шиткинского районов вместе взятых.

      В 1960 году в связи с объединением Тайшетского и Шиткинского районов и созданием единого Тайшетского района численность населения изменилось следующим образом: общее количество жителей Тайшетского района составило 102.474 тыс.человек, в том числе городское население: г.Тайшет – 33.474 человека; п.Суетиха – 14.500 чел., п.Юрты – 6.100, итого городское население — 54.074 человека. Я отнесла к городскому населению только Тайшет, Суетиху, Юрты, хотя в 1961 году к городскому поселению относились поселки Урало-Ключи, Квиток, а сейчас нет. Сделано это для достоверности подсчета соотношений населения в настоящее время. Сельское население Тайшетского района составляло в 1961 году – 48.400 человек (6).

     В 2001-2002 году население г.Тайшета составило 42 тыс.чел, г.Бирюсинска – 11.5000, пос.Юрты – 6.700. Итого городское население – 60.200 человек (7). Население Тайшетского района составило в 2001 году – 36.300 человек, в том числе – мужчин – 17.800, женщин – 18.500 человек (8). Таким образом, общее население Тайшетского и Шиткинского районов вместе взятых возросло с 70.413 чел. в 1940 г. до 102.474 тыс. чел. на момент объединения (1961г.)., то есть на 8.326 человек за 20 лет. В среднем на 1.603 человек в год . В период с 1961 года и до 2001 года , то есть за 40 лет общее население МО г.Тайшет и Тайшетский район сократилось на 5.974 человек и составило 96.500 человек. Сокращение населения в год – на 149 человека в среднем, без анализа сокращения по отдельным годам. Среднегодовые темпы роста почти одинаковы с периодом до 1960 года.       Городское население росло все годы с 1940 до 2001 года, а сельское население, после роста до 1960 года, стало стремительно сокращаться: с 1960 года оно сократилось на 12.100 человек за 40 лет в среднем на 302 человека в год, в то время как до 1960 года оно практически не росло. Тенденция изменения количества городского и сельского населения нашего района полностью совпадает с демографическими процессами в целом по стране – население страны стало убывать с 1992 года: за 6 лет с 1992 по 1997 год оно сократилось на 1599.7тыс. человек: сокращение происходило как городского, так и сельского населения. («Население России в 1998 году. Ежегодный демографический доклад», М.,1999 г.).

      Население г.Тайшета увеличилось за 40 лет (1960-2001) на 8.526 чел.), среднегодовой темп роста – 213 чел.), а население г.Бирюсинска сократилось на 1.970 чел., п.Юрты возросло всего на 600 человек. За период с 1940 года по 2001 г. количество жителей г.Тайшета увеличилось на 25.049 человека, темпы роста за этот период были выше чем за период с 1960-2001 год.; с1940 по 1960 г.- на 16.523 человека. Темпы роста с 1960 по 2001 год – 417 чел., ниже, чем с 1940 по 1960 год – 825 чел в год. Я не ставлю своей задачей определить причины всех изменений численности населения. Можно ограничиться лишь обозначением нескольких причин – сокращение рождаемости и рост смертности; сокращение миграции в наш район. Причины сходные для всей России в целом.  

    2. Изменения соотношения количества детей школьного возраста к общей массе населения исследуемых административно-территориальных единиц . Количество учащихся в общей массе населения в Шиткинском, Тайшетском (с 1960г.) районе и в городе в сравниваемые годы выглядит следующим образом: в период с 1940 по 2001 год произошло уменьшение доли учащихся в общей массе населения Тайшетского района на 2,2 человека на 1000 человек, в абсолютных цифрах рост – на 1.697 ученика., в то время как общее население района возросло с 70.400 человек до 96.500, то есть на 26.100 человека. Темпы роста общего населения с 1940 по 2001 год – 417 человека, а учащихся всего на 28 человек в год. Изменение доли учащихся в общей массе городского населения: при темпах роста общего городского населения в год на 633 человека оно выросло на 37.990 человек, а темпы роста учащихся 114 человек и общее возрастание – всего на 5.525 учащихся за период с 1940-2001 год, то есть за 60 лет. В 1940 году соотношение учащихся к общей массе населения составляло 14,0, в 1960 году – 10,3, в 2001 году – 14,3 . Получается по данным показателям за 60 лет вообще не произошло увеличение доли учащихся в общей массе населения. Проверить наличие этой тенденции можно сравнив соотношение учащихся к общей массе населения и городского и сельского, то есть и г.Тайшета, Бирюсинска, Юрт, Тайшетского района вместе взятых. В 1940 году численность учащихся на 1000 чел. населения ровнялось 17,7, в 1960 году – 13,7, а в 2001 году всего 14,6. Таким образом, можно констатировать устойчивую тенденцию возрастания количества учащихся за прошедшие 60 лет в целом, но его нет практически в период с 1960 года, а относительно к общей массе населения сокращение доли учащихся. Эти данные говорят о нежелании взрослого населения нашего города и района иметь детей. Ситуация схожая с ситуацией в целом по стране – нет воспроизводства населения. Чем это чревато, я говорила во вступительной части своей работы. Снижение численности городского населения мэрия города связывает только с естественной убылью «ввиду превышения смертности над рождаемостью, …естественная убыль составила в 1999 году 472 человека, в 2001 году 309 чел.» (9). Но не приведены данных о механическом движении населения. В Тайшетском районе сокращение населения связано с превышением смертности над рождаемостью – 380 против 705, а также с превышением выезда из района над въездом – прибыло 938, убыло 1067.

     3. Сравнительный анализ рождаемости, смертности (детской смертности) в анализируемые годы. «Гвозди, скрепляющие дом – это дети». Рождаемость, я считаю, это один из главных показателей отношения общества к детям. Чем она выше, тем, значит они, дети, нужны людям; это значит, что общество нравственно здоровое; что общество заботится о детях, о будущем своей страны. Если нет рождаемости – значит мы, дети ни кому не нужны, ни взрослым людям, ни государству. Рождаемость в Шиткинском районе в 1940 г. составляла 39 на 1000 чел., затем этот показатель снижается до 31 . Причина – последствия войны. Затем рост до 33 на 1000 чел.. Этот рост объясняется тем, что уже взяты данные после объединения Тайшетского и Шиткинского районов. В 2001 году показатель рождаемости в Тайшетском районе – 10,5 на 1000 человек населения (380 новорожденных). Таким образом, произошло сокращение рождаемости на 23,5 по сравнению с 1940 годом. По городскому населению, при росте населения с 1940 года до 2001 года на 37.990 человек, рождаемость упала с 1960 года – с 24,6 рождений на 1000 человек до 11,6. Только по городу Тайшет снижение рождаемости произошло на 300 случаев на 1000 человек, с 837 рождений до 500 младенцев. Это при росте общего населения города. «Снижение рождаемости и официальной регистрации брачности, рост внебрачной рождаемости, высокий уровень разводимости – наиболее характерные особенности формирования семьи в России за последние 10 лет. Коэффициент разводимости на 1000 населения в 1997 году составил – 3,8. Более высокий только в США и в Эстонии. Происходит падение рождаемости у женщин до 25 лет с 1.89 до 1.23 на 1000 женщин. Происходит рост внебрачной рождаемости – 1997 г. – 25,3% детей, родившихся вне брака. 15% супружеских пар страдает бесплодием, из них 50-60% — женское бесплодие. Происходит рост ухудшения здоровья новорожденных: в 1997 году родилось больными или заболело 33,9% новорожденных, а 1980 г. – всего 7,9! Растет число недоношенных детей – с 5,2 в 1980г. до 6,2 в 1997 году». (Из 6-го демографического доклада «Население России.1998 г.).

      Можно говорить уже о том, что уже женщины не то что не желают рожать, а уже не могут это делать по причине заболеваемости, бесплодия, неумения вынашивать ребенка. О нежелании иметь детей говорит и такой факт – сокращение количества многодетных семей. В 1960 году, по данным городского отдела социальной защиты населения, состояло на учете 962 многодетных матерей, имевших по 5, 6, 7, 8 детей! В 1944 году Президиум Верховного Совета СССР учредило специальные награды для таких матерей – «Мать-героиня», «Материнская слава», «Медаль материнства». С этого момента в городе до 1960 года было награждено : «Мать-героиня»- 10 женщин ; «Материнская слава» разных степеней – 160 женщин; «Медаль материнства» — 529 женщин. В 1970 году состояло на учете у государства 347 многодетных матерей (10). В настоящее время этот показатель выглядит следующим образом – 568. Но понятие многодетные семьи изменилось – теперь многодетной семьей считается семья, имеющая не 5-6 и более детей, а только 3 и более. Таких семей сейчас в Тайшетском районе, например, 886. И эти данные – сокращение количества многодетных матерей, тоже говорят о нежелании общества иметь детей. Что касается детской смертности в России, то отмечается положительная тенденция – сокращение .

      Мои подсчеты подтверждают эту тенденцию относительного нашего района. Но вместе с сокращением детской смертности тревогу вызывает рост заболеваемости детей. По данным Управления образования города Тайшета и Тайшетского района этот рост значительный: в 2001 году по городским школам учащиеся имели заболевания : — сколиоз –2,6 % — 185 детей; — нарушение осанки – 19,3% — 1.372 — кариес – 41,1% — 2.920 — понижение зрения – 9,6% — 682 — увеличение щитовидной железы – 19,1% — 1.359. Это я назвала не все заболевания детей.

      По Тайшетскому району показатель детской заболеваемости не лучше: «…зарегистрировано 3.779 случаев заболевания органов дыхания, 701 случай инфекционных и паразитических заболеваний, 941 – болезни эндокринной системы, 546 — болезни органов пищеварения, 357 — болезни глаза и его придатков, 483 — болезни костно-мышечной системы, 255 — психическое расстройство и расстройство поведения, 208 — болезни кожи и подклетчатки, 169 – отравления, 109 — болезни мочеполовой системы, 66 — болезни крови и кроветворных органов, 98 — болезни нервной системы, На диспансерном учете состоит 1221 ребенок…» (11). Можно сказать , что нет вообще ни одного здорового учащегося.

     Если взять данные демографического доклада за 1998 год, происходит общий рост заболеваемости населения страны. Если первичные заболеваемость среди взрослых увеличилась на 3,1%, то этот показатель у подростков выше – 9,3%, а за период 1991-1997 годы рост составил 31%.

    Ухудшение здоровья детей связано со многими причинами. Одна из которых – отсутствие должного питания школьников. Им охвачено незначительная часть учащихся. Из городского бюджета выделено денег только для 17% учащихся, остальные школьники должны питаться за счет родительской платы.

    Другая причина – необеспеченность школьных медпунктов лекарственными препаратами и оборудованием. В моей школе №2 почти все это приобретается за счет родителей. Таким образом, государство возложило свою ответственность за здоровье детей на родителей. Такое же положение и в области обеспеченности учащихся учебными принадлежностями, текущего ремонта зданий школы и классов; совершенно нет поступления школьной мебели, а если она поступает, то совершенно несоответствующая возрасту. При кабинетной системе проведения уроков, в одних и тех же классах-кабинетах сидят учащиеся 5-11 классов, за одними и теми же столами. Освещение в классах – лампы дневного света – невыносимо гудят, а исправить их невозможно, так как из бюджета на это не отводится денег. Их не было в прошлом году даже на текущий ремонт школы. Ремонт был проведен только за счет денег, которые ребята заработали на санитарной очистке улиц города. Хотя нельзя сказать что государство, в лице городской мэрии, не стремиться к улучшению состояния детства.

     4. Непрочная семья – украденное детство Для анализа состояния детства в нашем городе и районе я взяла показатель соотношения браков и разводов по сравниваемым годам. Так как полноценность детства полностью зависит от полноценности семейного воспитания, наличия отца и матери. Хотя можно допустить, что и в неполной семье можно обеспечить хорошее воспитание. Но все равно, дети ощущают отсутствие одного из родителей. Мои данные, полученные в архивах, говорят о росте разводов. Так, например, за 10 лет (1940-1950 гг.) было зарегистрировано в Шиткинском и Тайшетском районе 1.108 браков и всего 25 разводов, то есть 0,22%. В 2001 году, только за один год, браков по Тайшетскому району 186, а разводов 52, то есть 27%. Это колоссальный рост разводов! По муниципальному образованию г.Тайшет этот показатель на 2001 год в сравнении с 1940, 1960 годами увеличился. Надо сказать, что рост разводов – это общемировая тенденция для экономически развитых стран. Но это нисколько не должно нас успокаивать. Количество одиноких матерей в 1970 году по городскому отделу социальной защиты населения составляло – 343 (12). В настоящее время одиноких матерей по Тайшетскому району — 85; (13) по городу Тайшету, Бирюсинску, Юртам – 732, и в них 867 детей (14). Положение детей в многодетных семьях осложняется тем, что из таких семей неполные семьи – 142, где воспитывается 521 ребенок. Это по МО г.Тайшет. А 342 семьи имеют 351 ребенка – инвалида. Непрочность семьи ведет к остальным проблемам детства. Количество сирот в Тайшете и Тайшетском районе составляет на 2002 год более 100 человек, и этот показатель растет, как и число детей, находящихся на попечении. Если взять областные данные, то отмечается , что за один только год увеличилось детей инвалидов на 2,5 тыс.человек и составило на 1.1.2001 г. – 13.257 человек. (Доклад Управления соц.защиты населения на зональном совещании руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием Иркутской области, апрель-май 2001 года).

    5. Количество школ и дошкольных учреждений, учреждений социальной защиты населения и охват ими детей в 1940 , 1960 и 2001 годах. Учеба в школе и обучение – воспитание в дошкольных детских учреждениях – главное занятие детей. Качество его – это есть основной показатель детства. Поэтому я решила проанализировать и этот показатель, сравнивая его по годам. В 1940 году в Тайшетском районе (включая поселки Суетиха, Юрты, железнодорожные школы) имелось 68 начальных школ, 4 неполных и 5 средних школ, в которых обучалось 11.150 учащихся (15). Если не учитывать железнодорожные школы, то в районе имелось: 66 школ и 9.537 учащихся . Из них в г.Тайшете – 8 школ: 6 начальных, 2 средних, относящихся к Наркомату просвещения, в них обучалось 3.117 школьников (16). Кроме того имелась школа для глухонемых детей – 8 учащихся и взрослых глухонемых – 75 человек (Наркомат путей сообщения). Имелось в районе 2 детских дома – Бирюсинский и Квитковский – в 1944 году в них было 648 воспитанников (17). По данным ИПО «Бирюса», сделанных по книгам учета количества воспитанников Бирюсинского детского дома, за период с 1934 по 1953 годы через детский дом прошло 3.020 детей. Их нахождение в детском доме – прямой результат репрессий в 30-х годах. Из 350 детей, учтенных только за один год, были репрессированы матери, у 222-х – отцы, у 373 детей – родители умерли, у 493 – местонахождение родителей не было установлено. Школы района и города были небольшими. Например, начальная школа в п.Суетиха – всего 7 учителей; в школе № 1 – 10 учителей. Более крупными были Тайшетская СШ – 20 учителей и 729 учеников. Тайшетская неполная средняя школа – 16 учителей и 485 учащихся. Средняя школа п.Квиток – 34 учителя и 1132 школьника. Самой крупной школой была Тайшетская ж/д школа – 42 учителя и 1450 учеников. Основная часть классов в школах — это 1-4 классы — 330; 5-7кл. — 78; 8-10 кл.- всего 12 классов на весь город и район. Во всех первых классах обучалось 1774 школьника, в 10-х – 57; в 7-х – 819 ученика . Эти данные говорят о том, что школьники довоенных лет заканчивали лишь семилетку и не особо-то стремились в 10 классы. В Шиткинском районе имелось 36 начальных школ, 3 неполных средних и всего 1 средняя школа, во всех этих школах – 40, обучалось 2.930 школьников. Учащихся 8-10 классов было всего 33 человека (18). Школы Шиткинского района были еще мельче, чем в Тайшетском районе. Необходимо отметить, что в 1940 году в Тайшетский и Шиткинский районы прибыло значительное количество депортированного населения Польши, Прибалтики, Украины и Белоруссии. Это повлияло на общее количество школ и учащихся. Кроме того, что наш район был местом депортации, он еще был местом ссылки раскулаченных крестьян. Такая категория населения Тайшетского района проживала в 14 поселках, а их общая численность — 3.858 человек спецпереселенцев. Количество детей спецпереселенцев установить нет возможности. Есть данные о количестве детей депортированных в наш район в 1940 году, но они неполные. Так, например, в Бирюсинском детском доме в разные годы его существования находилось польских детей – 65 (1933-1943 годов рождения); финских детей – 13 (1928-1938 годов рождения); немецких детей – 14 (1931-1943 годов рождения) – всего 92 человека. По документам Тайшетского городского архива есть сведения о том, что в предвоенные годы в населенные пункты Короленковского сельского совета прибыло детей спецпереселенцев из Западной Украины, Белоруссии: на участок Удачная – 246 детей, Золотая гора – 196, Топорок – 175, Квиток – 459 (19). Кроме того такая категория детей проживала в Суетихе, в пос.Колючий, Каен Шиткинского района. Дети депортированных покинули наш район в конце 40-х – 60 годах.  

     Кроме такой категории детей – депортированных, раскулаченных, в нашем районе еще имелись дети, находившиеся в лагерях ГУЛАГа – Южлаге, Тайшетлаге, Озерлаге. Это были дети, рожденные женщинами во время заключения – их на лагерном жаргоне называли «мамками», а лагерные пункты, где их содержали по достижении ребенком года, назвались «мамскими колонами». Здесь находились дома младенца. Сколько было таких детей, рожденных в неволе, установить пока не удалось. В отдельных лагерных пунктах Южлага содержались малолетние преступники, для которых в СССР уголовная ответственность наступала с 12 лет. Надо сказать, что ни в одной стране мира не было такого закона, дававшего возможность осуждать детей с 12 лет. По воспоминаниям некоторых бывших заключенных такая детская колонна находилось на Горе Золотой, а затем, в конце войны, эта детская партия заключенных была направлена в Нижнеудинский район. Так со времен исчезла из истории детства нашего района еще одна печальная страница.

     Если взять общее количество школьников Тайшетского и Шиткинского районов и подсчитать их долю в общей массе населения двух районов, то картина будет следующей: общее количество школьников – 12.467 (без учета учащихся железнодорожных школ), это 17,8%, в 1960 году – 13,8%, а в 2001 году – всего 14,7. То есть происходит сокращение доли детей школьного возраста в общей массе населения. В 1960 году, в связи с демографическими процессами и с реорганизацией районов, произошли изменения в количестве школ и учащихся. В Тайшетском районе (уже объединенном) имелось 129 школ: начальных – 101; семилетних – 22; средних – 6, в которых обучалось – 8.004 школьника. К районным школам относилась Юртинская школа – 155 учащихся. В г.Тайшете было 14 школ, в том числе начальных – 7; 8-летних – 3; средних – 4, в которых было: 1-4 классов – 84; 5-7-х – 65; 8-10-х – 27 и, соответственно, 2.940 учащихся, 2.250 и 830 учащихся и еще в школе-интернате – 240 учащихся, итого 6.260 школьников (20). Общее количество учащихся в городских и районных школах, таким образом, было 14.264 школьника. Это на 1.797 учащихся больше, чем в 1940 году. Доля школьников в общей массе городского и сельского населения составляла 13.8. В 2001 году в Тайшетском районе было 5.522 школьника в 49 школах, детском доме, вспомогательной школе (21). В 15 городских школах обучается 8.642 школьника. Общее количество школьников в городских и сельских школах составляет 14.164 человека. Их доля в общей массе городского и сельского населения составляет, таким образом, 14.7. Это на 2.1 меньше, чем в 1960 году. И на 3.0 меньше, чем в 1940 году. На этом примере видно, как сокращается количество детей школьного возраста в общей численности населения. Детей становится меньше .Например, в г.Тайшете в 1960 году детей до 18 лет было 11.228 человек , а в Тайшетском районе в 1959 году детей до 18 лет – 13.605 человек . В настоящее время в Тайшетском районе детей до 18 лет – 9.800 человек (это 27% от всего населения) (22), а в городе – 13.262 детей в 1999 г. (23) (это 22% от всего городского населения). Таким образом, детей в Тайшетском районе с 1959 года сократилось на 3.805 человек, а по городу увеличилось на 2.034 чел., но их доля в общей массе населения сокращается.

     Как показатель заботы государства и местных органов власти о детстве, и, в частности, о развитии образования, можно посмотреть выделение денег из местных бюджетов на образование. Естественно, что данные за 1940-е годы не позволят нам определить сколько из этих денег шло на зарплату учителям и техническим работникам школ, а сколько непосредственно на учащихся. Тем не менее, на мой взгляд, расходы на образование – хороший показатель положения детей в нашем городе и районе в разные годы. Бюджет на 1940 год по Тайшетскому району в расходной части предусматривал выделение денег на образование в размере 2.941.7 рублей из 5.510.8 рублей всех расходов. Это почти половина расходной части бюджета (53,3%).

     Для сравнения – на здравоохранение было выделено всего 1.149.2 рублей, а на физкультурную работу – 2.0 рублей (24). Приоритетное расходование бюджетных средств на образование сохранялось и в военные годы. Так, например, расходы на образование по Шиткинскому району в 1942 году – 1.165.9 рублей из 2.688.4 руб., всех расходов (43,3%) (25).

     В 1960 году эти показатели составляли: по городу Тайшету 5.656.900 рублей запланировано; по Тайшетскому району – мне не удалось пока найти данные. В процентном отношении к общей расходной статьи это почти 50%. В 2001 году из городского бюджета на развитие образования было потрачено – 67.3 млн. рублей, что составило 34-28 % расходов. По Тайшетскому району – 95.093 млн. рублей, 79,2 % расходной части бюджета.

     В этих показателях не учитывается выделение денег на различные мероприятия, проводимые для учащихся, полученные не из бюджета города, района. Надо сказать, что эти суммы значительные и, конечно же, совсем таких денег не было в бюджетах в 40-е годы. Без них жизнедеятельность школ в различных сферах, кроме   учебы, попросту была бы парализована, так как городской, например, бюджет не в состоянии даже оплачивать текущие ремонты школьных зданий. Но ремонт зданий – это лишь часть проблемы. Другая заключается в том, что отсутствие денег не позволяет школьникам Тайшета съездить, например, на областные олимпиады, конференции и другие мероприятия. А если удается, то в малых количествах и порой вовсе не за деньги бюджета, а родителей, спонсоров. Когда я прочла доклад начальника городского отдела образования за август2002 года, то узнала о том, что есть программа развития образования в нашем городе, но денег на ее осуществление нет.

     Это просто беда – отсутствие денег на образование в таких маленьких городах, как наш Тайшет. А за родительские деньги много не сделаешь для школы. Например, в моей школе 43,3% семей – это малообеспеченные семьи, 63% — это семьи, в которых есть хотя бы один безработный родитель. А если учесть, что происходит задержка выплаты зарплаты родителям, то обеспечение школьников в семьях очень плохое.

     Я попыталась проанализировать материальное положение семей моих сверстников – учащихся 9 классов. Для этого был проведен опрос 57 учащихся. Из них не знают своего семейного бюджета 24 человека, то есть 42,1%. А по данным тех, кто знает свой семейный бюджет, оказалось, что в среднем он составляет 6.400 рублей в месяц. Но это средний показатель. У многих семей бюджет всего 2.000-3.000 рублей. Если учесть, что количество членов семьи колеблется от 2 до 8 человек, средний же показатель количества человек в семье – 4 человека, то есть 43,8%. Если взять расходы на одного члена семьи, то он равен – 1.070 рублей в месяц!!! На такие деньги просто невозможно прожить.

     В анкете был вопрос «Что в семье куплено для учащихся за последние полгода?». Оказалось – в основном это одежда и школьные принадлежности, очень редко – телевизоры, музыкальная аппаратура, мопеды, украшения для девочек. В совместный отпуск с родителями в прошедшее лето сумели съездить всего 47,3% опрошенных, да и то поездки были в ближайшую деревню, города Иркутской области. В Новгород, Москву, Владивосток съездили всего 3 человека.

    Мои знакомые взрослые, учителя рассказывали о том, что в 70-80 годы любая семья могла позволить себе летом побывать на море, да еще сделать покупки. На все это хватало денег. А сейчас даже в санаторий, спортивный лагерь ездят немногие. Хотя в нашей школе каждое лето создается летний лагерь отдыха, работает социальная столовая для детей из малообеспеченных семей. Но как-то стыдно сознавать себя «нищим» и ходить в такую столовую. По данным проведенной анкеты мои одноклассники совсем мало имеют денег на «карманные» расходы – 50 рублей в месяц, а некоторым совсем не дают таких денег.

      Никаких платных образовательных услуг в семьях не имеют, кроме 5 человек, которые посещают музыкальную школу. Газет, журналов в семьях для детей практически не выписывают, если не считать 7% опрошенных. Газеты в основном для взрослых. Вот такие данные о детстве я получила по итогам опроса. Вне школы учащиеся вовсе не получают обучения и развития своих знаний.

     Существенный показатель состояния школьного детства – эта школьная успеваемость и качество знаний учащихся . Конечно, современная учеба предъявляет учащимся более качественные требования, но вряд ли оценка «отлично», «хорошо» или «неуд» были в прошлом менее серьезными, а возможно, даже наоборот – более объективными. Этот мой вывод косвенно подтверждается количеством учащихся, оставленных на второй год обучения или на «осень». По Тайшетскому району в 1941 году успеваемость выглядела следующим образом: из 4.491 учащихся начальных классов было переведено в следующий класс 3.518 учащихся, оставлено на второй год обучения – 662, продлен учебный год – 321; из 1.730 учащихся средних школ переведено 1270, на второй год – 208, на «осень» – 133. Итого – 870 второгодников! Но не следует забывать о том, что это были военные годы (26).

      Успеваемость в 1941-42 учебный год составила – 83%. По отдельным школам этот показатель был еще ниже – Шиткинская СШ 1942-43 год — 58%; Черчетская начальная – 51% , Шелаевская – 58% (27). А в Еловской начальной школе успеваемость вообще составила « 0»%!!!, из 16 школьников ни один не был переведен в последующие классы. Это еще не военные годы, а 1940-1941 учебный год (28). В этом же учебном году по школам Тайшетского района успеваемость составила 75,2 %, оставлено на второй год – 12,9% учащихся, на «осень» — 11,9%. Наибольший процент неуспеваемости дали средние – 5-7 классы, а среди учащихся 8-10 классов на второй год – 3,0%, на «осень» – 17,5% (29).                   Я хочу отметить, что в рассматриваемые годы не существовало такого показателя как «качество обучености», то есть сколько учащихся учится на «хорошо» и «отлично». Во-вторых, удивляет количество второгодников по двум причинам – действительно ли учителя не скрывали, «не боялись» показывать реальную картину состояния учебы? Насколько вина здесь непосещаемости уроков учащимися? Или стремления к знаниям вовсе отсутствовало у значительной части школьников? На последний вопрос частичный ответ есть – это резкое сокращение количества учащихся в 8-10 классов и общее, очень малое, количество выпускников 10-х классов. Но здесь причина не только не продолжать учебу после семилетки, а порой отсутствие возможности учиться из-за материальных проблем. В 2001-2002 учебном году показатели успеваемости и качества обученности по городским школам составили: 99,3%, качество обученности – 35.8%. По районным школам эти показатели такие – оставлено на второй год обучения 15 учащихся, обучалось на «хорошо» и «отлично» – 2.566 учащихся, только на «отлично» – 199 учащихся (30), качество знаний, таким образом, — 50%, а успеваемость 99,7%. У меня, как школьницы, есть сомнения в объективности этих показателей, так как я и мои одноклассники видим, что многие ученики должны быть оставлены на второй год или просто не в состоянии учиться. Но если их оставить на второй год, то они просто не станут ходить в школу и нашим учителям придется ходить за ними домой и приводить на уроки. Наверное, это просто невозможно делать учителям.

    Другим обстоятельством, влияющим на повышение показателя успеваемости, является нет учета успеваемости и качества знаний учащихся коррекционных классов и классов выравнивания, которые были созданы в 80-х годах. Само создание таких классов, как я поняла по рассказам наших учителей, можно расценивать двояко: это было заботой государства о детях с задержкой развития, но это и показатель ухудшения качества детства, постепенно эти классы превратились в некую «отдушину», в которую выводятся потенциальные неуспевающие школьники. Создание таких классов с другой стороны есть показатель нездорового положения детей в нашем обществе. Таких классов по городским школам в прошедшем учебном году было 26, с общим количеством учащихся около 320 чел. Но это только по начальным классам. Есть такие же классы даже до 8-9 классов . В нашей школе таких классов всего 6, где-то 50 учащихся. Происходит ежегодный рост такой категории учащихся. По Тайшетскому району в таких классах 7,8 видов обучалось 324 ученика (в 2000 году таких учащихся в районе было 248), компенсирующее обучение – 152, выравнивание – 53, вспомогательные классы — 33 ученика. (Данные доклада «Сельская школа: проблемы и перспективы», «Бирюсинская новь» 18 августа 2000 г.), это достаточно большое количество от общей численности школьников в районе.

    Только в ходе одной медико-педагогической комиссии в мае 2002 года направлено для обучения в таких классах из 105 обследованных 91 ребенок. Кроме того в районе существует специальная коррекционное учреждение 8 вида – школа-интернат в пос.Квиток, где обучается 152 ученика, из которых 130 сирот. Неспособными получить качественное знание оказались воспитанники Бирюсинского детского дома – качество знаний здесь 26,3% (31). И этот показатель растет.

     Увеличение числа детей с отставанием развития привело к необходимости создания в городе специального коррекционного учебного заведения – школы № 19. Это тоже показатель ухудшения общего состояния детства в нашем городе и районе. Если взять количество детей такой категории по городу и району вместе и соотнести этот показатель с общей численностью учащихся, то он в процентном отношении составит 4,4%. Численность такой категории детей из года в год растет. Подобных учреждений в 40-е, 60-е годы вовсе не было. Это не значит, что детей с задержкой в развитии не было. Численность их выросла и естественной реакцией государства на это было создание коррекционных, вспомогательных школ и классов.

     Другим показателем состояния детства является наличие детских дошкольных учреждений и охват ими детей – дошкольников. В 1940 году в городе Тайшете было 5 детских садов системы Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) и 5 ведомственных детсадов с общей численностью детей 313. Один пионерский лагерь на 300 мест в сезон (32).

     В Тайшетском районе, как и в Шиткинском, постоянных детсадов и яслей не было. В поселке Шиткино был один детсад на 60 детей (33). Привлечение женщин к активному труду в колхозах в годы войны вынуждало открывать сезонные детские сады. Таких в Тайшетском районе в 1942 году было 30 с общим количеством детей – 780 (34). А в Шиткинском районе сезонных колхозных детсадов в 1942 году было 29 на 880 детей (35).      Конечно, условия в таких детсадах и яслях были плохие – приспособленные помещения, часто антисанитария, плохое питание. В 1960 году в городе и в районе существовало 2 детсадов и яслей (80 детей), а на селе 5 на 145 детей, это без учета детсадов принадлежащих предприятиям. В 2001 году в Тайшетском районе имелось 25 дошкольных учреждений на 730 детей, в Тайшете – 15 ДОУ. В 1996 году – было 22 ДОУ («Бирюсинская новь» 27 августа 1996г.), где 1.665 детей, в 1999 году – 1.810 детей («Бирюсинская новь» 21 янв.1999год) , что составляет охват 43% детей дошкольного возраста. Таким образом, происходит сокращение количества детей в ДОУ при росте их количества. А если взять постоянные и сезонные ДОУ в 1940 году в Тайшетском районе и городе, то количество детей в них было 1.093, плюс 940 детей во всех ДОУ Шиткинского района, то это будет – 2.033, сейчас –2.395. Необходимого роста охвата детей нет. А по сравнению с 1960 годом этот показатель – количество ДОУ и в них детей, будет выглядеть так: всего ДОУ в городе и районе 6, в них детей — 227.

     6.Обездоленное детство. Другим показателем качества детства будет наличие в обществе опекаемых детей, детей-сирот, детей инвалидов, количество неблагополучных семей, наличие таких учреждений как приюты, приемники — распределители, детские дома, количество правонарушений среди детей школьного возраста.

     По мере наличия данных попытаемся проанализировать эти показатели. Количество под опекой и попечительством детей в Тайшетском районе в 2002 году (август) составило 170 детей (129 опекаемых, а было в 2001 году – 102, то есть рост). На учете в органах опеки и попечительства – 270 неблагополучных семей, из этих семей изъят 31 ребенок, отправлено в социальный приют – 31 ребенок. Всего в этом приюте («Родничок») — 50 детей (36). В МО г.Тайшет количество детей под опекой и попечительством – 310 человек, в 1996 году их было 188 («Бирюсинская новь» 27 авг.1996г.). Количество неблагополучных семей 250, в 1996 году – 67 семей («Бирюсинская новь» 27авг.1996г.). В социальном приюте «Аистенок» находится 40 детей. К сожалению, я не успела найти данные по 1960 году. Таким образом, наблюдается рост числа опекаемых, сирот, неблагополучных семей. В моей школе 21 семья неблагополучная, а 29,4% семей неполных. О росте детей, нуждающихся в социальной защите со стороны государства, говорят такие факты: выросло число учреждений социального обслуживания семьи и детей за один только год на 10%! Услуги от этих учреждений получают 22,5 тыс. несовершеннолетних.

     В 2000 году в Иркутской области действовало 41 специализированное учреждение для несовершеннолетних: социально-реабилитационные центры – 14, соц.приюты – 24, 3 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (Данные доклада на зональном совещании работников образования. 2001 г.).

     Введение в штат школ социальных педагогов – это тоже факт неблагополучного детства как в стране, так и в нашем городе и районе. Количество детей-инвалидов растет. В 1999 году таких детей состояло на учете в городском отделе социальной защиты населения – 224 ребенка (37). Для сравнения – в Тайшетской городской организации инвалидов состоит на учете 850 тайшетцев и 120 юртинцев. Почти тысяча (38).

     В районном отделе соц.защиты населения состоит на учете детей-инвалидов — 134 чел. По сравнению в 1960 г. произошел рост как по городу, так и району. Так, например, в 1969 году в городе было всего 24 инвалида с детства.

    7.Состояние преступности правонарушений среди детей в 2001 году Другим показателем качества детства я считаю состояние правового сознания и воспитанности детей, школьников, молодежи. Мне кажется, что этой показатель в целом очень плохой. Много ребят и девчонок совершают плохие поступки, курят, выпивают спиртное, хулиганят. По Тайшетскому району за 2001 год было совершено 1.630 преступлений и правонарушений, из которых с участием молодежи – 619, с участием несовершеннолетних – 159. На учете в милиции состоит 339 несовершеннолетних, из которых 37 девочек. 40 преступлений и правонарушений совершенно было в состоянии алкогольного опьянения несовершеннолетними. Совершено 48 краж, 16 разбойных нападений, 8 телесных повреждений, 2 изнасилования. А по городу Тайшет 102 несовершеннолетних совершили правонарушения и преступления, доставлено в милицию 443 несовершеннолетних, в том числе нигде не занятых. Состоит на учете – 263 несовершеннолетних. Эти данные я взяла из социальных паспортов молодежи города и района. Но многие случаи милиция просто не регистрирует. Это, например, битье стекол в окнах школы, словесное оскорбление людей, распитие спиртных напитков и курение в общественных местах, мелкие кражи. Много случаев драк учащихся и с этим разбираются только учителя. Им очень трудно бороться с этим, так как во всех случаях не всегда можно дождаться милицию. Если бы регистрировались все случаи преступлений, правонарушений, то мы просто бы ужаснулись и удивились – как мы вообще то еще до сих пор живы!? Меня просто раздражает реклама пива по ТВ. Неужели на ТВ не понимают, что реклама пива плохо влияет на молодежь, особенно на подростков?

     Если я не ошибаюсь, то Государственная Дума приняла решение, что пиво – это прохладительный напиток. Если так, то теперь школьники имеют право его пить в школе? Некоторые из школьников это уже делают. Учащиеся г.Братска провели анализ влияния рекламы пива на школьников. И вот что получилось: «Нами был проведен социологический опрос школьников в возрасте от 10 до 17 лет по вопросам, выявляющим факт и частоту употребления пива, восприятие его как алкогольного напитка. Число опрошенных составило 369 человек. Факт употребления пива подтвердили более 80% учащихся школы во всех возрастных группах, причем процент 10-летних, ответивших положительно на первый вопрос выше, чем число 16-17-летних как девочек, так и мальчиков» (39). Я думаю, что от употребления пива возможно постепенное привыкание к более сильным алкогольным напиткам.

     Почему бы не сделать так, как в США — даже купить пиво могут только совершеннолетние, а распивать его на улицах запрещено. Такой показатель как преступность среди несовершеннолетних говорит о сильном ухудшении качества детства. Употребление спиртных напитков учащимися в 1940, 1960 годах было крайне редким явлением, так мне говорят мои родители, учителя.

     Заключение. Программы и меры областных и местных органов власти в области защиты детства. Органы государственной и местной власти в нашей стране анализируют, принимают меры по нормализации демографической ситуации, по защите детства и обеспечению ему качественного уровня. Эти проблемы включены в Концепцию национальной безопасности России; Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года; В Иркутской области разработаны различные программы для того чтобы улучшить демографическое положение, обеспечить хорошее развитие школьного образования, социально защитить детство. Разработана Концепция государственной семейной политики в Иркутской области, в которой отмечается кризисное состояние семьи, что я и доказывала в своей работе. Названы причины такого положения: низкий уровень жизни; молодежь не стремиться создавать семью; «разрушение общественных институтов дошкольного воспитания, досуговой сферы, летнего отдыха и др.»; жилищная проблема; криминализация подростковой среды, детская безнадзорность и социальное сиротство; ухудшение здоровья матерей и детей, высокая материнская и детская смертность и инвалидность детей; ухудшение положения женщин на рынке труда; разрушение семейного воспитания. Разработаны областные программы на 2001-2005 годы:

— Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001 – 2003 гг.;

— Неотложные меры по медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

— Социальная поддержка населения;

— Дети-сироты;

 — Отдых, оздоровление и занятость детей;

— Безопасное материнство;

— Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту.

    Наличие такого количества программ само говорит о неблагополучии детства. На мой взгляд, многое из намеченного выполняется, но это, скорее всего, похоже на борьбу с последствиями, а не с причинами. Борьбу в полсилы, так как средств материальных нет у городских властей.

     Какие могут быть меры по безопасности детей, если весь наш город лишен уличного освещения? Какое может быть стремление учиться у выпускников 9-х классов, если нет денег у родителей для обучения их в других городах, а в нашем городе – медучилище, да ГПТУ с устаревшим набором предлагаемых профессий  никому сейчас не нужных? Какое может быть качество обучения в школе, если нет нормального финансового обеспечения школ оборудованием, учебниками, приборами, даже мелом? Какой может быть отдых в лагерях дневного пребывания детей, без дневного сна, по два десятка детей в одном приспособленном помещении, в той же классной комнате, где весь день на ногах, а лучший отдых просто посидеть за учебным столом, где находился и без того уже целый учебный год?  Какое может быть здоровье при питании в день на 3 рубля?

     В нашем городе и районе многое делается для детей школьников, для детсадовцев, но это мало, и это сделанное уже не отвечает современным требованиям развития детей. На мой взгляд, не делается самое главное – не повышается благосостояние семьи, не растет как надо, зарплата родителей.

     Я, как школьница, по себе знаю, в чем обокрало меня государство:

— недоплатив, как положено, моим родителям зарплату;

— не накормив меня бесплатно, как обещало, в школьной столовой;

— не обеспечило мне здоровье, посадив в школе за сломанную парту и которая не соответствует моему возрасту;

— не охраняет мою безопасность и жизнь на улицах;

— собирает деньги с моих родителей на ремонт школы и учебники, хотя обещало все это бесплатно;

— не давая мне возможность поступить и учиться бесплатно в институте, как это было для моих родителей;

— не дает мне возможность отдыхать летом в лагерях и турпоездках…

    Среди девятиклассников, моих сверстников, была проведена анкета (социологическое исследование), и полученные результаты тоже доказывают плохое, я бы сказала, нищенское, положение детей. Когда я закончила эту работу, то выводы сами получились: — дети сегодня не нужны обществу, в семье ;

 — нет воспроизводства населения;

— растет заболеваемость детей ;

— растет количество детей из малообеспеченных семей;

— растет детская преступность;

— разрушаются семьи;

— растет количество неблагополучных семей;

— растет употребление спиртных напитков среди детей;

— меры со стороны наших городских властей недостаточны.

      Не знаю, права я или нет, но мне кажется, что то, что делается лишь устранение того, что получили. А надо что-то делать, что бы это не происходило вообще. То есть устранять причины. И взрослым всегда надо думать о том, как повлияет на детей то, что они делают или собираются сделать в государстве. Неужели они не изучали историю?

    Я ее только начала изучать. И знаю, как страдали люди, дети особенно, когда в нашей стране проводили всякие реформы, революции.

     Когда мой учитель истории Евгений Сергеевич пригласил  меня вместе заняться этой работой, я думала, что будет мне неинтересно, трудно. Ведь такие взрослые, серьезные вопросы он предлагал изучить. А когда мы начали работать, стало интересно, хотя было и трудно.

     А самое главное – я стала многие вещи, проблемы взрослых понимать. Думаю, что мне это пригодиться сейчас и в будущем. Еще я хочу поблагодарить моих учителей: истории Евгения Сергеевича и обществознания Татьяну Александровну Селезневых за то, что помогли сделать эту работу, что пригласили меня работать в историко-просветительской организации «Бирюса-мемориал» ,  принять участие во Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия. ХХ век».

Источники:

(1) «Демографическая ситуация в России. Анализ и прогноз», Сборник Комитета по молодежной политики администрации Иркутской области , Иркутск, 2002 год.

 (2)Там же , стр 40-41

 (3) «Демографическая война против России», материалы Комитета по молодежной политики администрации Иркутской области , Иркутск , 2002 год. Стр.43-45 (4)«Пенсионная система в России: причины, содержание, перспективы» , С-Петербург, 1998, стр.13.

(5)Справочник по Иркутской области , стр.

(6)Тайшет.гор.архив, Ф.33,оп.1,ед.хр.184,стр.71-74.

(7)«Бирюсинская новь» . 22 марта 2002 г.

(8)«Бирюсинская новь» 18 апреля 2002 г.

 (9)«Бирюсинская новь» 22 марта 2002 г.

(10)Город.архив, Ф.107, оп.1, ед.хр.28, св.1

(11)«Бирюсинская новь» 16 августа 2002 г.

 (12)Гор.архив, Ф.107, оп.1. ед.хр.28 , св.1

(13)Социальный паспорт молодежи района, 2001 г.

(14)Данные отдела соц.защиты , 4.09.2002 г

 (15)Справочник по Иркутской области , 1940 г., стр.236-248.

(16)Гор.архив Ф.32,оп.1, ед.хр.53, св.7, стр 99

(17)Там же , Ф.32, оп.1,ед.хр.59, св.8,стр.19

 (18)Справочник по Иркутской области , 1940 год , стр.248-249.

(19)Тайшет.гор.архив. Ф.1,оп.1,ед.хр.9 стр.89

(20)Город.архив , Ф.95, оп.1, ед.хр.25, св.2.стр.1

(21)«Бирюсинская новь» 16 августа 2002 г.

 (22)«Бирюсинская новь» 19 апреля 2002 г.

(23)«Бирюсинская новь» 21 января 1999г.

(24)Тайшет.гор.архив. Ф.1, оп.1, ед.хр.6 , стр.8-9

(25)Там же , Ф.2, оп.1, ед.хр.6, стр.19

 (26)Там же , ф.1,оп.1 , ед.хр.14,стр.189

(27«Большевистский путь» №13 , 1942 год.)

(28)Иркутский архив современной документации , Ф.199, оп.1, дело 561 , стр.49 (29)Иркут.архив современной документации Ф.119 , оп.1, дело561, стр.49. (30)«Бирюсинская новь» , 16 августа 2002 г.

(31)Там же

 (32)Тайшет.гор.архив. Ф.32, оп.1.ед.хр.53,стр.99

(33)Гор.архив., Ф.2, оп.1, ех 23, св.1 стр. 87-88.

 (34)Там же , Ф.1, оп.1 , ед.хр.18, стр.218

(35)«Большевистский путь» № 52 , 1942 г.

(36)«Бирюсинская новь» ,16 августа 2002г.

(37)Там же 21 января 1999 г.

(38)«Бирюсинская новь» 18 авг.2000 г.

 (39)Тезисы научных работ участников Региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее, Сибирь!» , г.Усолье-Сибирское , 2002 г

Опубликовано — Брошюра № 6. «Время местное, прошедшее…» (Сборник историко-краеведческих исследовательских работ) 2022 г.

Loading