Беляев Л., МОУ СОШ № 85,
Селезнев Е.С., аспирант Иркутского педагогического университета,
2006 год.
Политическая история
В Уставе Иркутской области записано, что местное самоуправление это форма осуществления народом своей власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации и записанных на ее основании, других российских законов и нормативных актов, Устава Иркутской области. (1). Местное самоуправление- это целая система выборных и других органов местного самоуправления. В ст. 42 Устава Иркутской области названы основные принципы работы органов местного самоуправления. Главный принцип, – соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Через участие в работе местных органов самоуправления граждане России управляют своим государством, влияют на то, каким! будет жизнь в стране. От этого зависит благополучие всей нашей жизни. Мы решили изучить пока лишь историю реформы местного управления а городе Тайшете в соответствии с Законом РФ ‘Об Общих принципах самоуправления в российской Федерации’ от 6 октября 2003 года. Согласно этого закона реформа местного самоуправления завершилась 1 января 2006 года. Одним их конкретных результатов этого явилось упразднение муниципального образования ‘город Тайшет”. Вот как об атом сказано в законе Иркутской области ‘Об упразднении отдельных муниципальных образований Иркутской области’ от 26 октября 2005 года № 14/6-ЗС: ‘ Статья 1. В соответствии со статьей В4 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации* упразднить с 1 января 2006 года следующее муниципальные образования Иркутской области’: …,2). муниципальное образование ‘Город Тайшет*.,.2 ), Это исторический документ – отныне нет самостоятельного муниципального образования город Тайшет областного подчинения, который существовал с 1938 года и одновременно был административным центром одноименного района. 8 феврале I960 гада произошло объединение двух районов -Тайшетского и Шиткинского, образование самостоятельных муниципальных образований “Тайшетский район” и “город Тайшет”. Шиткинский район был ликвидирован путем слияние его территории с территориями Тайшетского и Чунского районов. Сейчас же существует “городское поселение Тайшет* в составе нового объединенного МО ‘Тайшетский район11.
Мы постарались письменно, в хронологическом порядке зафиксировать основные событие , которые привели к упразднению муниципального образования Огород Тайшет1. Ведь пройдет некоторое время, и тайшетцы зададутся вопросом “А как ато все произошло?”. Тогда наверное, наша работа пригодиться для ученикам и учителям. Из этой работы они узнают о конкретной истории образования новых МО. Начав исследование, мы поставили перед собой такие вопросы: почему было ликвидировано именно муниципальное образование “город Тайшет’, а не Тайшетский район; почему не создали два районных муниципальных образования и другие вопросы. Таких вопросов много.
Источникам материалов для нашего исследования стали статьи газеты “Бирюсинская новь” за 2004,2005 годы. Реформа местного самоуправления не закончилась объединением двух МО, теперь началась ее практическая часть.
Основная часть. История и проблемы реформы местного самоуправления.
Осуществление реформы местного самоуправления в соответствии с законом РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” ( Закон N“131 от Б октября 2ЭДЗ года) в муниципальных образованиях ‘город Тайшет” и “Тайшетский район* был длительным и сложным процессом. Впервые вопрос об объединении двух МО возник еще в 1996 году. Об атом свидетельствует публикация в “Бирюсинской нови” за 27 марта 1996 гада решения Тайшетской районной Думы под названием “О неcoгласии по объединения администрации г.Тайшета и Тайшетского района’: *’…районная Дума решила.’ довести до сведения Законодательного собрания Иркутской области: попытки должностных лиц областной администрации Законодательного собрания о проведении реорганизации самоуправления города Тайшета и Тайшетского района без изучения мнения населения обеих территорий заслуживает осуждения; учесть позицию районной администрации, отвергающую объединение при рассмотрении проекта Закона *0 местном самоуправлении Иркутской области*, Свое решение районная Дума аргументировала следующим: экономика района и города находятся в кризисном состоянии, растет социальная напряженность и объединение приведет к росту этих проблем и приведет в тупиковую ситуацию; кадры села недостаточно подготовлены чтобы решать сложные проблемы без районного звена управления; при объединении будет проводится политика ущемления интересов села; вопросы реорганизации органов самоуправления надо решать с учетом мнения населения. Районная Дума обвинила областные органы власти в попытках реорганизации органов власти “сверху“, то есть без инициирования этого вопроса самим населением Тайшетского района и города Тайшета. Районная Дума сумела в 1996 году отстоять свою территориальную самостоятельность и сохранить муниципальное образование “Тайшетский район”. Теперь же , после принятия Закона 131 , вопрос объединения двух МО вновь возник. Весь процесс современного реформирования и реорганизации МО можно разделить на этапы:
1. апрель 2004г.- 10 декабря 2004 года. 9 апреля в печати появился первый материал о начале практической реализации реформы – интервью с Сычевой О, Р,, заведующей аппаратом главы! администрации Тайшетского района, которое было опубликовано 9 апреля 2004 года, (3). Во всяком случае этот газетный материал был первым о практических шагах по реформе, Завершил этот этап реформы, последнее решение о границах муниципальных образований “городское поселение Тайшет” и “Тайшетский район” – территориальное подчинение сельхоз -10, ( 4), Главным вопросом 1| на этом этапе реформы был вопрос о границах муниципальных образований “город Тайшет” и “Тайшетский район”. Вопрос этот был очень важным. От его решения зависало сохранение самостоятельного муниципального образования “город Тайшет”, Важнейшим событием этого этапа был референдум , который был совмещен с днем выборов в Законодательное собрание Иркутской области,
2, февраль 2005 – 28 октября 2005 года, С февраля начинается публикация материалов о подготовке к выборам в представительные органы власти новых муниципальных образований – “Тайшетский район’, “городское поселение Тайшет” и других городских и сельских поселений. Выборы состоялись 10 октября 2005 года. 28 октября состоялась инаугурация вновь избранного мэра Тайшетского района Зелезинского Анатолия Адамовича. Был избран глава администрации городского поселения Тайшет- Коваленко Елена Владимировна.
3. ноябрь 2005 года – 1 января 2006 года. Проводятся практические мероприятия по распределению имущества, полномочий между вновь созданными муниципальными образованиями первого { городские и сельские поселения) и второго (район) уровнями власти.
Сложность проходящей реформы в наших МО ( город и район) заключалось в том, что она-, во – первых, совпала с проведением выборов в Законодательное собрание области; во-вторых, в ходе реформы был проведен референдум среди жителей городов Тайшет, Бирюсинок и пос. Юрты; в третьих, проводились выборы в представительные органы власти всех муниципальных образований; выборы мэра Тайшетского района и глав администраций всех муниципальных образований; городских, сельских поселений. Кроме того, накануне реализации закона №131, прошли выборы главы администрации прежнего муниципального образования Тайшетский район”. Такое количество выборов усложняло понимание происходящего, t Процесс реформирования достаточно широко освещался в СМИ, и прежде всего в газете “Бирюсинская новь”. Прежде всего надо отметить, что публиковались материалы не только о ходе реформы в Тайшете и Тайшетском районе, но и печаталась информация о решениях областных органов власти ( Законодательного собрания и его комитетов), касающихся реформы в наших МО.. Жанр газетных материалов был самым разнообразным: интервью, репортажи с заседаний городской Думы и сессий районного Совета, территориальной избирательной комиссии, мнения отдельных людей. Одна из особенностей газетных материалов – отсутствие мнения жителей города Тайшета, Тайшетского района о происходящей реформе, о принятых решениях, о перспективах и возможных результатов реформы. Все статьи газеты “Бирюсинская новьи – 16 материалов о событиях первого этапа реформы; 9 материалов на втором этапе реформы, В данной работе мы не анализируем материалы газеты, касающихся третьего этапа – практической жизни а новых условиях самоуправления. Планируем, что это будет второй часть нашего исследования- результаты реформирования местного самоуправления. Следует отметить, что а газетных материалах информация о реформе местного самоуправления тесно переплетена с информацией о выборах в Законодательное собрание, о выборах в местные представительные органы власти, о выборах глав муниципальных образований всех уровней власти.
Надо отметить, что в газетных публикациях о реформе местного самоуправления, суть которой “наделение народа властью1, изложены мнения непосредственных представителей этой власти- прежде всего кандидата, а затем избранного члена Законодательного собрания области Мутовина С П., депутатов городской Думы и Тайшетского районного Совета, членов территориальных избирательных комиссий по выборам в Законодательное собрание области, в местные представительные органы власти, кандидатов на должности руководителей этих органов власти. Крайне редки были материалы газеты о мнениями рядовых жителей Тайшета, а опубликованные были построены ка кратких интервью тайшетцев в дни голосования на избирательных участках. Поэтому, эти материалы ни как нельзя считать отражающими общую картину отношения жителей Тайшета, района к происходящим событиям.
Следующей особенностью явилось то, что местные отделения политических партий крайне не активно высказывались о реформе местного самоуправления. Все это необходимо иметь в виду при окончательном определении отношения населения Тайшета к такому важному политическому, историческому событию в жизни Тайшета.
Как уже было сказано, самая первая газетная публикация “Бирюсинской нови” о начале реформы местного самоуправления- интервью с Сычовой О.Р, (5), Именно из этой публикации тайшеты узнали о начавшейся реформе “сверху”, то есть инициированном высшими органами государства. Надо отметить, что реформы “сверху” – характерная особенность, российской жизни. Ни одна газетная публикация не содержит сведений о том, что необходимость реформы требовали представители местных органов самоуправления, тайшетцы. Именно в попытках реорганизации местного самоуправления “сверху” обвиняла районная Дума областные органы власти в 1996 году. [‘Бирюсинкая новь” 27 марта 1996г), Теперь же в этом никто никого не обвиняет – ведь закон 131 подписан самим Президентом. Но независимо от того, кто подписал Закон 131, современная реформа местного самоуправления – это опять таки реформа “сверху”, отрицательной стороной которой является отсутствие инициативы народа.
Интервью с Сычевой О.Р. интересно еще и тем, что в ней сообщалось об изменениях в структуре районной администрации; о введении новых должностей в аппарате администрации Тайшетского района. То есть речь идет об увеличении муниципальных служащих в администрации Тайшетского района. Такие изменения . по словам Сычовой О.Р. “„.связаны с текущим моментом и с реализацией нового федерального закона…11.(6). Подобных изменений не происходило а администрации мэрии города, а только в администрации района.
Существенным шагом на пути реформирования местного самоуправнония, на пути к упразднению муниципального образования “город Тайшет”, было определение границ муниципальных образований. Это требует Закон №131. Это важный вопрос, Именно от решения этого вопроса зависело существование самостоятельного МО г.Тайшет, Поэтому , определение гра* ниц МО было делом очень важным, и поэтому длительным, острым. Достаточно сказать, что представители МО ‘город Тайшет” и “Тайшетский район” семь pad выносили этот вопрос в областные органы власти, рабочую комиссию Законодательного Собрания области,(7). Последняя такая рабочая поездка мэра города Шрайнера Н,Р. и главы МО Тайшетский район Зелезинского А.А. состоялась 10-11 июня 2004 года. Решать вопрос с границами необходимо было как можно быстрее, до 1 января 2006 года. Уже 25 июня 2004 года состоялось заседание городской Думы, на котором рассматривался один из самых главных вопросов текущего момента – вопрос о границах МО. Естественно, что рабочее обсуждение этого вопроса в мэрии города началось гораздо раньше. Докладчиком по этому вопросу был заместитель мэра, руководитель комиссии Думы по реализации Закона №131 Константинов А.М. Закон N5 131 предусматривает инвентаризацию, пересмотр границ и статуса МО, отчего зависит потенциал развития МО, условия реализации интересов населения, решение всех вопросов жизнеобеспечения и благополучия жителей МО. Комиссия Думы г. Тайшета рассмотрела всего два предложений о границах и статусе МО “город Тайшет“{9)
” …Первое- создание на базе существующего муниципального образования “город Тайшет”- муниципального район а,,., чтобы не потерять наши муниципальные округа., .рабочий поселок Юрты и Бирюсинок (8). Но чтобы это сделать- создание нового района, надо было расширить территорию МО “город Тайшет”: во-первых, чтобы между Юртами , Бирюсинском и Тайшетом не было районных земель, то есть была единая территория МО “город Тайшет”; во-вторых, присоединить к территории предполагаемого нового района те земли, на которых находилось имущество города – водозаборы, очистные сооружения, спортлагерь “Олимп”, тубдиспансер, дачные посёлки, карьер Байроновский; а третьих, включить а состав нового района , создание которого предполагалось на основе МО “город Тайшет, населенные пункты Полу-черемхово, Тимиряэево, Новый и Старый Акульшеты, Байроновка, станция Акульшет, так как жители этих населенных пунктов работают , учат детей , лечатся на предприятиях, учреждениях МО “город Тайшет”.
2. “Второй вариант…- городской округ”. Но реализация этого варианта потребовало бы изменение статуса Бирюсинска- превращение его в микрорайон города Тайшета или в сельское поселение. По закону № 131 в одном городском округе не может быть два города, то есть Тайшет и Бирюсинск. Что касается рабочего поселка Юрты, то о нем в данном варианте Константинов А, М. ничего не сказал, видимо, предполагалось передать его в МО Тайшетский район.
Рабочая комиссия Думы не рассматривала третий вариант. По крайней мере на заседании Думы не Константинов А. М. его озвучил, а начальник правового департамента мэрии города Тайшета Коваленко Е. В.: “…объединение двух территорий- муниципального образования “город Тайшет” и„. Тайшетский район”, Константинов А.М, выразил мнение, видимо , лично свое и мнение Думы, что третий вариант не устраивает так как город теряет статус областного значении,..и живет по законам района. А какай политика будет превалировать в районе- аграрная или промышленная -все будет зависеть от средств района,…район будет неуправляем…Самый удобный и реальный дли нас был бы “Муниципальный район””. С данным предложением согласилась.
Другую позицию заняла сессии районного Совета, информации о решениях которой было опубликована “Бирюсинской новью” 9 июля 2004 года.
На сессии выступил заведующий юридическим отделом администрации Тайшетского района Глушнев Е.А,: ..Реализация нового Закона выдвинула …проблему. На сегодняшний день на территории Тайшетского района находится еще одно муниципальное образование – “город Тайшет”, который включает в себя город Тайшет, Бирюсинск и рабочий поселок Юрты. В соответствии с требованиями нового .„Закона сохранение муниципального образования в таких границах невозможно. Поэтому предстоит реорганизация муниципального образования “город Тайшет”.(10) Вопрос о границах двух МО был настолько серьезным, что он рассматривался на заседании областной межведомственной комиссии по реализации Закона Ms 131. Районная администрация и мэрия города Тайшета представили на рассмотрение этой комиссии свои варианты создания МО. Администрация Тайшетского района предлагала три варианта:
1. Наделение Тайшета, Бирюсинска , Юрт статусом “городские поселения’ в составе Тайшетского района, то есть объединение двух МО – “город Тайшет’ и “Тайшетский район* с ликвидацией самостоятельного МО “город Тайшет”.
2. Создание городского округа Тайшет и Тайшетский район в который войдут Бирюсинск и Юрты.
3. Создание городского округа Тайшет и Бирюсинск, а Юрты войдет в состав Тайшетского района.
Предложения администрации района были гораздо реалистичными в отличии от предложений мэрии города Тайшета, Областная межведомственная комиссия , выслушав предложения города и района, предложила им самим все же прийти к единому решению , которое и предложить в итоге. Такое совместное заседание -руководство города и городская Дума и руководство Тайшетского района состоялось, но единого мнения оно не приняло,
В обсуждении этого вопроса на сессии районного Совета принял глава администрации района Зелезинский Д А , который сказал: “„.Если мы не примем совместного решения с мэрией города, то вопрос будет рассматриваться губернатором и по его представлению правительство примет своё решение. Но на одной территории двух муниципальных районов быть не может”.(11), Сессия поддержала вариант объединения двух МО и наделение Тайшета статусом ‘городское поселение* в составе района, Городское поселение – это первый уровень власти, то есть Тайшет стал бы городом районного, а не областного, значения, как это было до 1938 года: тогда был Тайшетский район и город районного значения Тайшет; Шиткинский район с райцентром поселок Шиткино, Муниципальное образование “город Тайшет” в составе которого были Бирюсинск, Юрты было определено Законом Иркутской области “О местном самоуправлении в Иркутской области”
11В
принятом в 1997 году, а его территория была определена еще 4 февраля 1960 года, В этом году произошло создание на базе двух районов – Тайшетский и Шиткинский- одного района Тайшетского, и города Тайшета ( Бирюсинск, Юрты),
Непримиримая позиция руководства двух МО в решении вопроса о границах , а иначе говоря , судьбы МО, привела к дальнейшему развитию событий. Дума города Тайшета воспользовалась правом проведения референдума: 24 августа 2004 года она приняла решение “О назначении голосования по вопросу преобразования муниципального образования – “город Тайшет”.(12). Избирательная комиссия Иркутской области согласовала совмещение дня выборов депутатов в Законодательное собрание Иркутской области четвертого созыва с днем голосования по вопросу о преобразовании МО “город Тайшет” – то есть референдум был назначен на 10 октября 2004 года, На голосование был поставлен вопрос “Согласны ли вы на разделение муниципального образования – “город Тайшет”, влекущее создание трех самостоятельных муниципальных образований- “город Тайшет”, “город Бирюсинок’ и “рабочий поселок Юрты1’ с наделением их статуса городские округа?’. Если жители гг. Тайшет. Бирюсинск и гюс.Юрт пожелают сохранить существующее муниципальное образование “город Тайшет’ то в бюллетене для голосования они должны были выбрать ответ “Нет”. Если же согласны на разделение МО “город Тайшет” на отдельные городские округа Тайшет, Бирюсинск, Юрты то следовало выбрать ответ “Да”, В бюллетене для голосования против выбранного ответа следовало поставить галочку или иной знак.
Преобразование муниципальных образований (объединение их, разделение, изменение статуса “городское поселение”, “городской округ”, “сельское поселение”) осуществляется по инициативе органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов власти и населения, проживающего на территории данного МО. Инициатором такого преобразования МО “город Тайшет” выступила Дума города Тайшета, а не население нашего города. Этот факт говорит о политической пассивности тайшетцев, равнодушии к важнейшему историческому событию. Подтверждается это и тем, что а ходе реформирования МО ( определение границ ) в средствах массовой информации не было опубликовано ни одного мнении рядовых граждан- тайшетцев, Жители города проявили безразличие к референдуму и во время проведения так называемой прямой линии “Жить вместе или разделиться?” в конце сентября 2004 года. Материалы итогов прямой линии были опубликованы 1 октября 2004 года: “…Звонков было немного…’.(14). Следует отметить и недостаточность, однообразие форм работы среди населения по его мобилизации на участие в референдуме: городские органы власти, территориальная избирательная комиссия общались с населением только через газету – семь публикаций за период с 27 августа до В октября 2004 года. ; общественные обьединения, трудовые коллективы совершенно в этом не участвовали- никаких публикация о такой работе не было. Отмечу и такую особенность – по вопросам референдума на страницах “Бирюсинской нови’ высказались только непосредственные руководители города. Свидетельством безразличия тайшетцев являются итоги референдума.
15 октября 2004 года “Бирюсинская новь” опубликовала результаты референдума: в голосовании приняло участие 33,5% избирателей ( из 33.077 избирателей всего 11.749) , из них против разделения МО ‘город Тайшет” – 8.603 избирателя, за разделение – 2,711 человек.(15}- Таким образом, референдум не состоялся. По итогам референдума мэр города Шрайнер И. Р. и Быбина Н. А. высказались так: необходимые 50 % явки избирателей на голосование по референдуму – высокий потолок; полученные результаты по голосованию Законодательное собрание области учтет при вынесении окончательного решения о преобразовании МО ‘город Тайшет” и “Тайшетский район”. (16). Но этого не произойдет.
Следующим важным событием на пути реализации реформы местного самоуправления станут выборы органов местного самоуправления вновь создаваемого МО Тайшетский район , которые должны состоятся в соответствии с законом Иркутской области от 20 апреля 2005 года. Закон установил дату выборов для Тайшетского района – 9 октября 2005 года. (17). В ноябре состоялась внеочередная сессия районного Совета. Материалы сессии будут опубликованы 3 декабря 2004 года в ‘Бирюсинской нови” под заголовком “Идем на объединение?”! 18), После всех попыток городской Думы по сохранению самостоятельного МО “город Тайшет” вопрос был решен – самостоятельного МО “город Тайшет” а том виде, а котором он существовал, не будет, Не будет и МО “городской округ Тайшет”.
Теперь все внимание городских органов местного самоуправления сконцентрировалось на условиях объединения. Было очевидно, что правопреемником местной власти будет Тайшетский район. Именно администрация Тайшетского района начала проводить подготовительную работу по объединена двух территорий, двух МО. Например, 29 апреля 2005 года ею был разработан и опубликован проект Устава нового, уже объединённого МО “Тайшетский район”.(1$),а в апреле 2005 года районная сессия рассматривала вопросы межбюджетных отношений в соответствии с законом №131.
Городская же Дума вынесла на рассмотрение Комитета по законодательству. государственному строительству и местного самоуправления свое предложение по условиям объединения: до 9 октября 2005 года распустить обе администрации и провести выборы новой районной- исполнительной власти из чиновников двух бывших администраций. Но областной комитет не поддержал предложение Тайшетской городской Думы по следующей причине: “…учитывая дату избрания и срок полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований “город Тайшет” и “Тайшете- кий район”, сокращение сроков их полномочий в целях совмещения дня голосования на муниципальных выборах, назначенных на 9 октября, невозможно*. (20), Как известно выборы главы администрации Тайшетского района состоялись 114 марта 2004 года.
После этого события городская власть начала готовиться к выборам, назначенным на 9 октября 2005 года. В этот день должны были состоятся выборы главы нового объединённого МО Тайшетский район”, глав администраций всех городских и сельских поселений, депутатов представительных органов власти . Городская Дума и Тайшетское отделение политической партии “Единая Россия” кандидатом на должность мэра Тайшетского района выдвинули мэра города Тайшета Н. Р, Шрайнера. Население и органы местного самоуправления Тайшетского района выдвинули кандидатуру действующего главы администрации района А. А. Зелезинского, Выборы – стала последней попыткой некоторых политических сил города удержать власть в своих руках. Эти выборы имели ряд особенностей, но нашей задачей не является анализ выборов. Отметим лишь некоторые моменты: число депутатов всех представительных органов власти на местах – в 9 городских округах, 27 муниципальных районах, в 67 городских и 289 сельских поселениях области, возрастет в семь раз и составит 4,3 тысяч человек. В Тайшетском районе – 26 сельских и 6 городских поселений» по данным ‘Восточно-сибирской газеты” от 20 апреля года. Законом Иркутской области было утверждено количество депутатов представительных органов власти: в думе городского поселения Тайшет, в Думе МО Тайшетский район -по 21 депутату. Очень интересны данные о кандидатах в депутаты Думы городского поселения Тайшет; впервые во время выборов были применены “грязные технологии’ По итогам выборов можно сказать, что острой борьбы между Шрайнером Н. Р, и Зелезинским А А_ не произошло. За кандидатуру Зелеэинского А.А. проголосовало более пришедших на избирательные участки, то есть 17,853 человека из 57 682 внесенных в списки для голосования. За кандидатуру Шрайнера Н.Р. всего J-219 избирателей, из которых только 669 жителей села, Выдвижение кандидатуры Шрайнера Н.P. было ошибкой определенных политических сил города. Данная кандидатура не вызывала симпатий среди жителей города. Косвенно об этом говорит низкая явка избирателей на выборы (43.44%) , мало было газетных публикаций в поддержку Шрайнера Н, Р. в сравнении с поддержкой Зелезинского А. А. Было заранее ясно – Шрайнер проиграет эти выборы.