Беляев Л., МОУ СОШ № 85,

Селезнев Е.С., аспирант Иркутского педагогического университета,

2006 год.

Политическая история

В Уставе Иркутской области записано, что местное самоуправление это форма осуществления народом своей власти в соответствии с Конституци­ей Российской Федерации и записанных на ее основании, других российс­ких законов и нормативных актов, Устава Иркутской области. (1). Местное самоуправление- это целая система выборных и других органов местного самоуправления. В ст. 42 Устава Иркутской области названы основные прин­ципы работы органов местного самоуправления. Главный принцип, – соблю­дение прав и свобод человека и гражданина. Через участие в работе мест­ных органов самоуправления граждане России управляют своим государ­ством, влияют на то, каким! будет жизнь в стране. От этого зависит благопо­лучие всей нашей жизни. Мы решили изучить пока лишь историю реформы местного управления а городе Тайшете в соответствии с Законом РФ ‘Об Общих принципах самоуправления в российской Федерации’ от 6 октября 2003 года. Согласно этого закона реформа местного самоуправления за­вершилась 1 января 2006 года. Одним их конкретных результатов этого яви­лось упразднение муниципального образования ‘город Тайшет”. Вот как об атом сказано в законе Иркутской области ‘Об упразднении отдельных му­ниципальных образований Иркутской области’ от 26 октября 2005 года № 14/6-ЗС: ‘ Статья 1. В соответствии со статьей В4 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации* упразднить с 1 января 2006 года следующее муниципальные образования Иркутской области’: …,2). муници­пальное образование ‘Город Тайшет*.,.2 ), Это исторический документ – отныне нет самостоятельного муниципального образования город Тайшет областного подчинения, который существовал с 1938 года и одновременно был административным центром одноименного района. 8 феврале I960 гада произошло объединение двух районов -Тайшетского и Шиткинского, обра­зование самостоятельных муниципальных образований “Тайшетский район” и “город Тайшет”. Шиткинский район был ликвидирован путем слияние его территории с территориями Тайшетского и Чунского районов. Сейчас же существует “городское поселение Тайшет* в составе нового объединенно­го МО ‘Тайшетский район11.

Мы постарались письменно, в хронологическом порядке зафиксировать основные событие , которые привели к упразднению муниципального обра­зования Огород Тайшет1. Ведь пройдет некоторое время, и тайшетцы зада­дутся вопросом “А как ато все произошло?”. Тогда наверное, наша работа пригодиться для ученикам и учителям. Из этой работы они узнают о конк­ретной истории образования новых МО. Начав исследование, мы поставили перед собой такие вопросы: почему было ликвидировано именно муници­пальное образование “город Тайшет’, а не Тайшетский район; почему не создали два районных муниципальных образования и другие вопросы. Та­ких вопросов много.

Источникам материалов для нашего исследования стали статьи газеты “Бирюсинская новь” за 2004,2005 годы. Реформа местного самоуправле­ния не закончилась объединением двух МО, теперь началась ее практичес­кая часть.

Основная часть. История и проблемы реформы местного самоуправле­ния.

Осуществление реформы местного самоуправления в соответствии с законом РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” ( Закон N“131 от Б октября 2ЭДЗ года) в муници­пальных образованиях ‘город Тайшет” и “Тайшетский район* был длитель­ным и сложным процессом. Впервые вопрос об объединении двух МО воз­ник еще в 1996 году. Об атом свидетельствует публикация в “Бирюсинской нови” за 27 марта 1996 гада решения Тайшетской районной Думы под на­званием “О неcoгласии по объединения администрации г.Тайшета и Тайшетс­кого района’: *’…районная Дума решила.’ довести до сведения Законода­тельного собрания Иркутской области: попытки должностных лиц област­ной администрации Законодательного собрания о проведении реорганиза­ции самоуправления города Тайшета и Тайшетского района без изучения мнения населения обеих территорий заслуживает осуждения; учесть пози­цию районной администрации, отвергающую объединение при рассмотре­нии проекта Закона *0 местном самоуправлении Иркутской области*, Свое решение районная Дума аргументировала следующим: экономика района и города находятся в кризисном состоянии, растет социальная напряженность и объединение приведет к росту этих проблем и приведет в тупиковую ситу­ацию; кадры села недостаточно подготовлены чтобы решать сложные про­блемы без районного звена управления; при объединении будет проводит­ся политика ущемления интересов села; вопросы реорганизации органов самоуправления надо решать с учетом мнения населения. Районная Дума обвинила областные органы власти в попытках реорганизации органов вла­сти “сверху, то есть без инициирования этого вопроса самим населением Тайшетского района и города Тайшета. Районная Дума сумела в 1996 году отстоять свою территориальную самостоятельность и сохранить муници­пальное образование “Тайшетский район”. Теперь же , после принятия За­кона 131 , вопрос объединения двух МО вновь возник. Весь процесс совре­менного реформирования и реорганизации МО можно разделить на этапы:

1.   апрель 2004г.- 10 декабря 2004 года. 9 апреля в печати появился первый материал о начале практической реализации реформы – интервью с Сычевой О, Р,, заведующей аппаратом главы! администрации Тайшетского района, которое было опубликовано 9 апреля 2004 года, (3). Во всяком случае этот газетный материал был первым о практических шагах по ре­форме, Завершил этот этап реформы, последнее решение о границах му­ниципальных образований “городское поселение Тайшет” и “Тайшетский  район” – территориальное подчинение сельхоз -10, ( 4), Главным вопросом 1| на этом этапе реформы был вопрос о границах муниципальных образова­ний “город Тайшет” и “Тайшетский район”. Вопрос этот был очень важным. От его решения зависало сохранение самостоятельного муниципального образования “город Тайшет”, Важнейшим событием этого этапа был рефе­рендум , который был совмещен с днем выборов в Законодательное собра­ние Иркутской области,

2,         февраль 2005 – 28 октября 2005 года, С февраля начинается публика­ция материалов о подготовке к выборам в представительные органы вла­сти новых муниципальных образований – “Тайшетский район’, “городское поселение Тайшет” и других городских и сельских поселений. Выборы со­стоялись 10 октября 2005 года. 28 октября состоялась инаугурация вновь избранного мэра Тайшетского района Зелезинского Анатолия Адамовича. Был избран глава администрации городского поселения Тайшет- Ковален­ко Елена Владимировна.

3.         ноябрь 2005 года – 1 января 2006 года. Проводятся практические мероприятия по распределению имущества, полномочий между вновь со­зданными муниципальными образованиями первого { городские и сельские поселения) и второго (район) уровнями власти.

Сложность проходящей реформы в наших МО ( город и район) заключа­лось в том, что она-, во – первых, совпала с проведением выборов в Законо­дательное собрание области; во-вторых, в ходе реформы был проведен референдум среди жителей городов Тайшет, Бирюсинок и пос. Юрты; в третьих, проводились выборы в представительные органы власти всех му­ниципальных образований; выборы мэра Тайшетского района и глав адми­нистраций всех муниципальных образований; городских, сельских поселе­ний. Кроме того, накануне реализации закона №131, прошли выборы главы администрации прежнего муниципального образования Тайшетский район”. Такое количество выборов усложняло понимание происходящего, t Процесс реформирования достаточно широко освещался в СМИ, и преж­де всего в газете “Бирюсинская новь”. Прежде всего надо отметить, что пуб­ликовались материалы не только о ходе реформы в Тайшете и Тайшетском районе, но и печаталась информация о решениях областных органов власти ( Законодательного собрания и его комитетов), касающихся реформы в наших МО.. Жанр газетных материалов был самым разнообразным: интервью, ре­портажи с заседаний городской Думы и сессий районного Совета, террито­риальной избирательной комиссии, мнения отдельных людей. Одна из осо­бенностей газетных материалов – отсутствие мнения жителей города Тайше­та, Тайшетского района о происходящей реформе, о принятых решениях, о перспективах и возможных результатов реформы. Все статьи газеты “Бирюсинская новьи – 16 материалов о событиях первого этапа реформы; 9 матери­алов на втором этапе реформы, В данной работе мы не анализируем матери­алы газеты, касающихся третьего этапа – практической жизни а новых усло­виях самоуправления. Планируем, что это будет второй часть нашего иссле­дования- результаты реформирования местного самоуправления. Следует отметить, что а газетных материалах информация о реформе местного само­управления тесно переплетена с информацией о выборах в Законодательное собрание, о выборах в местные представительные органы власти, о выборах глав муниципальных образований всех уровней власти.

Надо отметить, что в газетных публикациях о реформе местного самоуп­равления, суть которой “наделение народа властью1, изложены мнения не­посредственных представителей этой власти- прежде всего кандидата, а затем избранного члена Законодательного собрания области Мутовина С П., депутатов городской Думы и Тайшетского районного Совета, членов тер­риториальных избирательных комиссий по выборам в Законодательное со­брание области, в местные представительные органы власти, кандидатов на должности руководителей этих органов власти. Крайне редки были мате­риалы газеты о мнениями рядовых жителей Тайшета, а опубликованные были построены ка кратких интервью тайшетцев в дни голосования на избира­тельных участках. Поэтому, эти материалы ни как нельзя считать отражаю­щими общую картину отношения жителей Тайшета, района к происходящим событиям.

Следующей особенностью явилось то, что местные отделения полити­ческих партий крайне не активно высказывались о реформе местного само­управления. Все это необходимо иметь в виду при окончательном опреде­лении отношения населения Тайшета к такому важному политическому, ис­торическому событию в жизни Тайшета.

Как уже было сказано, самая первая газетная публикация “Бирюсинской нови” о начале реформы местного самоуправления- интервью с Сычовой О.Р, (5), Именно из этой публикации тайшеты узнали о начавшейся рефор­ме “сверху”, то есть инициированном высшими органами государства. Надо отметить, что реформы “сверху” – характерная особенность, российс­кой жизни. Ни одна газетная публикация не содержит сведений о том, что необходимость реформы требовали представители местных органов само­управления, тайшетцы. Именно в попытках реорганизации местного само­управления “сверху” обвиняла районная Дума областные органы власти в 1996 году. [‘Бирюсинкая новь” 27 марта 1996г), Теперь же в этом никто никого не обвиняет – ведь закон 131 подписан самим Президентом. Но не­зависимо от того, кто подписал Закон 131, современная реформа местного самоуправления – это опять таки реформа “сверху”, отрицательной сторо­ной которой является отсутствие инициативы народа.

Интервью с Сычевой О.Р. интересно еще и тем, что в ней сообщалось об изменениях в структуре районной администрации; о введении новых долж­ностей в аппарате администрации Тайшетского района. То есть речь идет об увеличении муниципальных служащих в администрации Тайшетского рай­она. Такие изменения . по словам Сычовой О.Р. “„.связаны с текущим мо­ментом и с реализацией нового федерального закона…11.(6). Подобных изменений не происходило а администрации мэрии города, а только в ад­министрации района.

Существенным шагом на пути реформирования местного самоуправнония, на пути к упразднению муниципального образования “город Тайшет”, было определение границ муниципальных образований. Это требует За­кон №131. Это важный вопрос, Именно от решения этого вопроса зависело существование самостоятельного МО г.Тайшет, Поэтому , определение гра* ниц МО было делом очень важным, и поэтому длительным, острым. Доста­точно сказать, что представители МО ‘город Тайшет” и “Тайшетский район” семь pad выносили этот вопрос в областные органы власти, рабочую комис­сию Законодательного Собрания области,(7). Последняя такая рабочая по­ездка мэра города Шрайнера Н,Р. и главы МО Тайшетский район Зелезинского А.А. состоялась 10-11 июня 2004 года. Решать вопрос с границами необходимо было как можно быстрее, до 1 января 2006 года. Уже 25 июня 2004 года состоялось заседание городской Думы, на котором рассматри­вался один из самых главных вопросов текущего момента – вопрос о грани­цах МО. Естественно, что рабочее обсуждение этого вопроса в мэрии горо­да началось гораздо раньше. Докладчиком по этому вопросу был замести­тель мэра, руководитель комиссии Думы по реализации Закона №131 Кон­стантинов А.М. Закон N5 131 предусматривает инвентаризацию, пересмотр границ и статуса МО, отчего зависит потенциал развития МО, условия реа­лизации интересов населения, решение всех вопросов жизнеобеспечения и благополучия жителей МО. Комиссия Думы г. Тайшета рассмотрела всего два предложений о границах и статусе МО “город Тайшет“{9)

Шрайнер Николай Рудольфович
Зелезинский Анатолий Адамович

” …Первое- создание на базе существующего муниципального обра­зования “город Тайшет”- муниципального район а,,., чтобы не потерять наши муниципальные округа., .рабочий поселок Юрты и Бирюсинок (8). Но что­бы это сделать- создание нового района, надо было расширить территорию МО “город Тайшет”: во-первых, чтобы между Юртами , Бирюсинском и Тай­шетом не было районных земель, то есть была единая территория МО “го­род Тайшет”; во-вторых, присоединить к территории предполагаемого но­вого района те земли, на которых находилось имущество города – водоза­боры, очистные сооружения, спортлагерь “Олимп”, тубдиспансер, дачные посёлки, карьер Байроновский; а третьих, включить а состав нового района , создание которого предполагалось на основе МО “город Тайшет, насе­ленные пункты Полу-черемхово, Тимиряэево, Новый и Старый Акульшеты, Байроновка, станция Акульшет, так как жители этих населенных пунктов ра­ботают , учат детей , лечатся на предприятиях, учреждениях МО “город Тай­шет”.

2. “Второй вариант…- городской округ”. Но реализация этого варианта потребовало бы изменение статуса Бирюсинска- превращение его в микро­район города Тайшета или в сельское поселение. По закону № 131 в одном городском округе не может быть два города, то есть Тайшет и Бирюсинск. Что касается рабочего поселка Юрты, то о нем в данном варианте Констан­тинов А, М. ничего не сказал, видимо, предполагалось передать его в МО Тайшетский район.

Рабочая комиссия Думы не рассматривала третий вариант. По крайней мере на заседании Думы не Константинов А. М. его озвучил, а начальник правового департамента мэрии города Тайшета Коваленко Е. В.: “…объе­динение двух территорий- муниципального образования “город Тайшет” и„. Тайшетский район”, Константинов А.М, выразил мнение, видимо , лично свое и мнение Думы, что третий вариант не устраивает так как город теряет статус областного значении,..и живет по законам района. А какай политика будет превалировать в районе- аграрная или промышленная -все будет зависеть от средств района,…район будет неуправляем…Самый удоб­ный и реальный дли нас был бы “Муниципальный район””. С данным предложением согласилась.

Другую позицию заняла сессии районного Совета, информации о реше­ниях которой было опубликована “Бирюсинской новью” 9 июля 2004 года.

На сессии выступил заведующий юридическим отделом администрации Тай­шетского района Глушнев Е.А,: ..Реализация нового Закона выдвинула …проблему. На сегодняшний день на территории Тайшетского района нахо­дится еще одно муниципальное образование – “город Тайшет”, который вклю­чает в себя город Тайшет, Бирюсинск и рабочий поселок Юрты. В соответ­ствии с требованиями нового .„Закона сохранение муниципального обра­зования в таких границах невозможно. Поэтому предстоит реорганизация муниципального образования “город Тайшет”.(10) Вопрос о границах двух МО был настолько серьезным, что он рассматривался на заседании облас­тной межведомственной комиссии по реализации Закона Ms 131. Районная администрация и мэрия города Тайшета представили на рассмотрение этой комиссии свои варианты создания МО. Администрация Тайшетского района предлагала три варианта:

1.         Наделение Тайшета, Бирюсинска , Юрт статусом “городские поселе­ния’ в составе Тайшетского района, то есть объединение двух МО – “город Тайшет’ и “Тайшетский район* с ликвидацией самостоятельного МО “город Тайшет”.

2.         Создание городского округа Тайшет и Тайшетский район в который войдут Бирюсинск и Юрты.

3.         Создание городского округа Тайшет и Бирюсинск, а Юрты войдет в состав Тайшетского района.

Предложения администрации района были гораздо реалистичными в от­личии от предложений мэрии города Тайшета, Областная межведомственная комиссия , выслушав предложения города и района, предложила им самим все же прийти к единому решению , которое и предложить в итоге. Такое совместное заседание -руководство города и городская Дума и руководство Тайшетского района состоялось, но единого мнения оно не приняло,

В обсуждении этого вопроса на сессии районного Совета принял  глава администрации района Зелезинский Д А , который сказал: “„.Если мы не примем совместного решения с мэрией города, то вопрос будет рассматриваться губернатором и по его представлению правительство примет своё решение. Но на одной территории двух муниципальных районов быть не может”.(11), Сессия поддержала вариант объединения двух МО и наде­ление Тайшета статусом ‘городское поселение* в составе района, Городс­кое поселение – это первый уровень власти, то есть Тайшет стал бы горо­дом районного, а не областного, значения, как это было до 1938 года: тогда был Тайшетский район и город районного значения Тайшет; Шиткинский район с райцентром поселок Шиткино, Муниципальное образование “город Тайшет” в составе которого были Бирюсинск, Юрты было определено Зако­ном Иркутской области “О местном самоуправлении в Иркутской области”

11В

принятом в 1997 году, а его территория была определена еще 4 февраля 1960 года, В этом году произошло создание на базе двух районов – Тайшет­ский и Шиткинский- одного района Тайшетского, и города Тайшета ( Бирюсинск, Юрты),

Непримиримая позиция руководства двух МО в решении вопроса о гра­ницах , а иначе говоря , судьбы МО, привела к дальнейшему развитию со­бытий. Дума города Тайшета воспользовалась правом проведения рефе­рендума: 24 августа 2004 года она приняла решение “О назначении голосо­вания по вопросу преобразования муниципального образования – “город Тайшет”.(12). Избирательная комиссия Иркутской области согласовала со­вмещение дня выборов депутатов в Законодательное собрание Иркутской области четвертого созыва с днем голосования по вопросу о преобразова­нии МО “город Тайшет” – то есть референдум был назначен на 10 октября 2004 года, На голосование был поставлен вопрос “Согласны ли вы на раз­деление муниципального образования – “город Тайшет”, влекущее созда­ние трех самостоятельных муниципальных образований- “город Тайшет”, “город Бирюсинок’ и “рабочий поселок Юрты1’ с наделением их статуса городские округа?’. Если жители гг. Тайшет. Бирюсинск и гюс.Юрт пожела­ют сохранить существующее муниципальное образование “город Тайшет’ то в бюллетене для голосования они должны были выбрать ответ “Нет”. Если же согласны на разделение МО “город Тайшет” на отдельные городс­кие округа Тайшет, Бирюсинск, Юрты то следовало выбрать ответ “Да”, В бюллетене для голосования против выбранного ответа следовало поста­вить галочку или иной знак.

Преобразование муниципальных образований (объединение их, разде­ление, изменение статуса “городское поселение”, “городской округ”, “сель­ское поселение”) осуществляется по инициативе органов местного самоуп­равления, органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции, федеральных органов власти и населения, проживающего на террито­рии данного МО. Инициатором такого преобразования МО “город Тайшет” выступила Дума города Тайшета, а не население нашего города. Этот факт говорит о политической пассивности  тайшетцев, равнодушии к важ­нейшему историческому событию. Подтверждается это и тем, что а ходе реформирования МО ( определение границ ) в средствах массовой инфор­мации не было опубликовано ни одного мнении рядовых граждан- тайшет­цев, Жители города проявили безразличие к референдуму и во время про­ведения так называемой прямой линии “Жить вместе или разделиться?” в конце сентября 2004 года. Материалы итогов прямой линии были опубликованы 1 октября 2004 года: “…Звонков было немного…’.(14). Следует отметить и недостаточность, однообразие форм работы среди населения по его мобилизации на участие в референдуме: городские органы власти, терри­ториальная избирательная комиссия общались с населением только через газету – семь публикаций за период с 27 августа до В октября 2004 года. ; общественные обьединения, трудовые коллективы совершенно в этом не участвовали- никаких публикация о такой работе не было. Отмечу и такую особенность – по вопросам референдума на страницах “Бирюсинской нови’ высказались только непосредственные руководители города. Свидетельством безразличия тайшетцев являются итоги референдума.

15 октября 2004 года “Бирюсинская новь” опубликовала результаты референдума: в голосовании приняло участие 33,5% избирателей ( из 33.077 избирателей всего 11.749) , из них против разделения МО ‘город Тайшет” – 8.603 избирателя, за разделение – 2,711 человек.(15}- Таким образом, ре­ферендум не состоялся. По итогам референдума мэр города Шрайнер И. Р. и Быбина Н. А. высказались так: необходимые 50 % явки избирателей на голосование по референдуму – высокий потолок; полученные результаты по голосованию Законодательное собрание области учтет при вынесении окон­чательного решения о преобразовании МО ‘город Тайшет” и “Тайшетский район”. (16). Но этого не произойдет.

Следующим важным событием на пути реализации реформы местного самоуправления станут выборы органов местного самоуправления вновь создаваемого МО Тайшетский район , которые должны состоятся в соот­ветствии с законом Иркутской области от 20 апреля 2005 года. Закон уста­новил дату выборов для Тайшетского района – 9 октября 2005 года. (17). В ноябре состоялась внеочередная сессия районного Совета. Материалы сес­сии будут опубликованы 3 декабря 2004 года в ‘Бирюсинской нови” под заголовком “Идем на объединение?”! 18), После всех попыток городской Думы по сохранению самостоятельного МО “город Тайшет” вопрос был решен – самостоятельного МО “город Тайшет” а том виде, а котором он существовал, не будет, Не будет и МО “городской округ Тайшет”.

Теперь все внимание городских органов местного самоуправления скон­центрировалось на условиях объединения. Было очевидно, что правопре­емником местной власти будет Тайшетский район. Именно администрация Тайшетского района начала проводить подготовительную работу по объе­динена двух территорий, двух МО. Например, 29 апреля 2005 года ею был разработан и опубликован проект Устава нового, уже объединённого МО “Тайшетский район”.(1$),а в апреле 2005 года районная сессия рассматри­вала вопросы межбюджетных отношений в соответствии с законом №131.

Городская же Дума вынесла на рассмотрение Комитета по законодатель­ству. государственному строительству и местного самоуправления свое предложение по условиям объединения: до 9 октября 2005 года распустить обе администрации и провести выборы новой районной- исполнительной власти из чиновников двух бывших администраций. Но областной комитет не поддержал предложение Тайшетской городской Думы по следующей причине: “…учитывая дату избрания и срок полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований “город Тайшет” и “Тайшете- кий район”, сокращение сроков их полномочий в целях совмещения дня голосования на муниципальных выборах, назначенных на 9 октября, невоз­можно*. (20), Как известно выборы главы администрации Тайшетского рай­она состоялись 114 марта 2004 года.

После этого события городская власть начала готовиться к выборам, на­значенным на 9 октября 2005 года. В этот день должны были состоятся выбо­ры главы нового объединённого МО Тайшетский район”, глав администра­ций всех городских и сельских поселений, депутатов представительных орга­нов власти . Городская Дума и Тайшетское отделение политической партии “Единая Россия” кандидатом на должность мэра Тайшетского района выдви­нули мэра города Тайшета Н. Р, Шрайнера. Население и органы местного самоуправления Тайшетского района выдвинули кандидатуру действующего  главы администрации района А. А. Зелезинского, Выборы – стала последней попыткой некоторых политических сил города удержать власть в своих руках. Эти выборы имели ряд особенностей, но нашей задачей не является анализ выборов. Отметим лишь некоторые моменты: число депутатов всех предста­вительных органов власти на местах – в 9 городских округах, 27 муниципаль­ных районах, в 67 городских и 289 сельских поселениях области, возрастет в семь раз и составит 4,3 тысяч человек. В Тайшетском районе – 26 сельских и 6 городских поселений» по данным ‘Восточно-сибирской газеты” от 20 апреля года. Законом Иркутской области было утверждено количество депу­татов представительных органов власти: в думе городского поселения Тай­шет, в Думе МО Тайшетский район -по 21 депутату. Очень интересны данные о кандидатах в депутаты Думы городского поселения Тайшет; впервые во время выборов были применены “грязные технологии’ По итогам выборов можно сказать, что острой борьбы между Шрайнером Н. Р, и Зелезинским А А_ не произошло. За кандидатуру Зелеэинского А.А. проголосовало более пришедших на избирательные участки, то есть 17,853 человека из 57 682 внесенных в списки для голосования. За кандидатуру Шрайнера Н.Р. всего J-219 избирателей, из которых только 669 жителей села, Выдвижение канди­датуры Шрайнера Н.P. было ошибкой определенных политических сил горо­да. Данная кандидатура не вызывала симпатий среди жителей города. Кос­венно об этом говорит низкая явка избирателей на выборы (43.44%) ,  мало было газетных публикаций в поддержку Шрайнера Н, Р. в сравнении с поддержкой Зелезинского А. А. Было заранее ясно – Шрайнер проигра­ет эти выборы.

Loading