1948 г.

     

 Школа №2

Первый архивный документ из фонда  Отдела народного  образования Тайшетского райисполкома , читаемый нами, это простая ученическая тетрадь в 12 страниц. Она подписана каллиграфическим почерком чернильной перьевой ручкой (наверное, ручка была деревянной, красного цвета и со  знакомым с детства пером”звёздочка” ), хорошо видны расширения вертикальных линий букв, характерные для этого пера при нажиме на него: “Тарификации учителей нач.школ Тайшетского РОНО за 1948 год”. Однако в тетради  сведения не только об учителях нач. классов 81 школ района. Каких только названий их, в зависимости от расположения в той или иной деревне, поселке,   не было! Козинская, Скотобаза, Объектовая, 19 километр, Островская, Кр.Октябрьская, Уральская, С-Совхозовская, Аболакская, 68-й километр, Авд.Гаванская, Светловская, Сполохинская…Как же писать такие названия , например, в аттестатах учеников – Скотобазовская школа, что ли…

Школа № 4

    Вот и под номерами 79 и 80 – Тайшетская № 1 и № 2, которые, были не начальными, а вероятно, неполными, как в 1949 – 1950 уч.год.

   Где находились здания этих школ сведений на их нынешних сайтах не указано. К примеру, на сайте СОШ № 1 написано что здание на ул.им.Жданова (ныне Воинов Интернационалистов) сдана в эксплуатацию к сентябрю 1953 г. И на сайте СОШ №2 тоже нет указания где находилась неполная школа № 2 до переезда в задние на ул. 19-го партсъезда. Есть тарификация учителей этой школы с указанием этой улицы за 1958 г. Школа № 3 по улице Первомайской  располагалась с 1943 г., это была новая школа, новое здание, построенное в дни Великой Отечественной войны. И единственная здание школы сооружение которой началось до войны и законченно на третий ее год, тем и уникальна.

   

Современное здание реорганизованной школы № 2

Краткий экскурс в прошлое для полноты осознания истории школьного образования.  В 1914 г. число всех жителей, включая железнодорожных служащих, в с.Тайшете  всего 3.5 тыс. душ  обоего пола, в селе Тайшет  семь улиц, две базарных площади  и несколько переулков,  2-х классное ж.д. училище, одноклассная церковно-приходская школа и 2-х классное училище Министерства народного Просвещения. О преобразовании последнего  в 4-х классное местное общество возбудило ходатайство, вероятно, росли потребности в качественном и полном образовании тайшетских детей. Через шесть лет оно станет высшим начальным учебным заведением.

     К 1920 году, несмотря на бурные революционные и военные события, произошли количественные и качественные изменения. Тайшетская советская система школьного образования начала складываться на базе досоветских церковных и светских учебных заведений  сразу же после восстановления Советской власти в январе 1920 г. Все учебные заведения были подчинены волостному Военно-Революционному комитету. Заметим попутно – не волостному Совету рабочих, крестьянских депутатов, а чрезвычайному, не демократически созданному,  органу власти большевиков. Вот все учебные заведения села Тайшет 1920 года с именами работников , что весьма ценно для нас:  

1.1-ое одноклассное  училище – учитель Сальникова, сторожиха В.Зайцева ;

2. 2-е одноклассное училище – Е.Чекуленко, сторожиха В.Зайцева;

3. 3-е одноклассное училище – Воробьева и Петелина, старожиха  М.Р.Огурцова;

 4.Тайшетское высшее начальное …(училище) – И.И.Монастыршин, В.З.Ровенский, П.И.Моисеев, В.П.Занадворова, П.Попов, врач Н.Г.Захвалинский, сторож  Маницын, поломойки  Соболева, Агапитова;

5,Тайшетское высшее начальное железнодорожное училище – Сквирский Л.Н., Моисеев П.И.,  Ананьина Е.А.,  Розов С.В.,  Полевик  Ф.Н., Василиненко А.Е.,  Соловьев М.Ф., Неклюдов М.И.,   Захвалинская  Е.П., Широкова З.Ф., Вербицкая  Т.А., Вихрева  Т.В., Сотникова М.И.,  Жукова А.С., Молокова Е.В., Макарова Е.В., Макарова О.В., Макарова А.В., сторожа :  Киселева А.Т., Шелехова А.Ф., Липский И.К., Михайловский В.П.

6. Тайшетское 4-х классное смешанное училище –  Тумилович П.И.,  Попов  Н.П., Захвалинская Е.П., Широкова З.П., Сибиряков  Ф.Н., Неклюдов М.И., сторожиха Бурунова К.

7. Мусульманская школа – Мухамедзянов  А.М.,  сторож Габрихманов Ф.

    На основе каких-то из этих первых советских школ возникнут нынешние СОШ № 2 и СОШ № 1, что нам пока неведомо.

  В 1940 г. в Тайшете дети учились в  НШ № 1, № 2, № 3, НСШ, СШ, СШ ж.д., в школе для глухонемых, позднее откроют школу для польских детей, ранее была школа детей нац.меньшинств (татарская).

    Вопросов к истории каждой  школы Тайшета много. И сейчас сложно ответить хотя бы на один , первый вопрос – какие из названных школ составили основу СОШ № 2 ?  Иначе зададим тот же вопрос так – какая школа станет неполной средней, затем средней школой № 2 известной как школа на улице XIX – го партсъезда?  Не стоит спешить с неподтвержденными утверждениями, вроде как “… история школы берет начало в 1937 году, что НСШ №3 имела отношение к процессу реорганизации СОШ №2..”..

     Пока же ничего не остается, как обратить внимание на прошлое только тех из них , которые будут объединены и переедут в школьное здание по ул. им. Пушкина – 43 в декабре 1998 г.- январе 1999 г., хотя здание официально будет принята в эксплуатацию лишь в июле 2003 г.(!)

    Это коллективы СОШ № 2 (ул. 19 партсъезда) и НСШ № 4 (ул. Пионерская). Произойдет реорганизация СОШ № 2  путем присоединения к ней  (следовательно, и ликвидации) НСШ № 4 и приобретением нового здания, воздвигнутого за счет средств капитального ремонта, а не строительства нового здания, оттого  и  наполнят его старым школьным инвентарем.

   А пока заглянем в архивные документы далекого 1948 года, более древние не сохранились, к великому нашему сожалению.

     Заведующим Тайшетского Районного Отдела Народного Образования (РОНО, городского отдела еще не было по причине статуса у Тайшета – город районного подчинения)  в октябре 1948 г.был Артемьев (в документе не указаны имя и отчество). В районе было 81 школа, включая школы г. Тайшета.

      Список учителей школы №2 по тарификации: зав.школой Мухина ( не директор, а именно заведующая, значит школа еще не средняя); 6 учителей – Неизвестных, Садовая, Якущенко, Шехина, Боброва, Каверзина.

      Школа №1: Успенская зав.школой; Витимова завуч, …учителя  Кириченко, Судыкина, Калеева, Пономаренко, Богацкая, Лобанова,  Федосеенко, Хлопова, Рукосуева, Черемных, Балакирева, Клявлина, физрук Нестеров.

                                         1949 – 1950 уч.год Тарификация

1. Тайшетская н/школа (неполная) №2:

1Зав.школойТерехина Е.Ф.Экст.Стаж. пед.работы 12 лет1 разряд 
2УчителяУхналева О.А.Педучилище81Уроки во 2 классе
3 Неизвестных М.ВПедучилище814
4 Шехина Ф.К.Педучилище2013
5 Белошапкина В.К.педучилище1511-3
6 Якущенко А.Л.педучилище314
7 Карпачева К.М.Педучилище1113
8 Шубина О.М.педучилище711
9 Максимчук В.И.Курсы пед.уч.622
10 Тарасенко А.Е.Пед.уч-ще513
11 Кожевников Н.А.Пед.уч-ще212

Для сравнения: в ср.школе № 1 , директор Успенская В.Ю., Рудых Г.М.  завуч, весь коллектив – 15 педработников.

——————————————————–

1954 год.  Попутно отметим, что 1 июля 1954 г. вышло постановление Совета Министров СССР о введении в школах страны совместное обучение мальчиков и девочек, раздельно учились с 1943 года. Тайшетская средняя школа № 2 ул.им. 19 -го  партсъезда КПСС  № 16:

1Прокопьева Александра  ?Ирк.пединститутДиректор, математика86; 22 года 
2Антонова Ольга КарповнаЯкутск.пединститутЗавуч Русс яз8-104; 15 
3Козлова Елена Анатольевна (?)Ирк.пединститутматематика8-1024 
4Никольская Вера НиколаевнаИрк.пединститутматематика5-7, 8-101 
5Таюрская Галина АлександровнаИрк.пединститутфизика8-10 кл1 
6Ефременкова (?) Вера ГеоргиевнаМосква пединститут им.ЛенинаРусс яз5-7, 8-10 кл13 
7Загорская Валентина ИвановнаТулун. уч. институтРусс.яз.5-7 кл.8 
8Пономарева Нина ГригорьевнаМариинский уч.ин-тутРусс.яз5-7 кл.1 
9Еркалова Лариса БорисовнаТулун. уч.ин-тутРус.яз5-7 кл 
10Краско Валентина МатвеевнаТулун.уч.ин-тутгеография5-7 кл 
11Ященко Алевтина ГеоргиевнаИрк.пединститутМатематика физика5-7, 8-10 
12Передеина Галина НикифоровнаИрк.пединститутматематика5-7, 8-10 
13Атаева Нелли СеменовнаУч.институтматематика5-7 классы8 
14Ролич АлевтинаАлексеевнаУчит.институт Тулунфизика5-7Стаж 2 года 
15Лию Галина МихайловнаУч.институ ИркутскИняз Анг. яз5-7. 8-10 кл 
16Веревкина Любовь ИвановнаИрк. уч.институтРусс.яз5-7, 8-10 кл 
17.Зинченко Елена ИосифовнаУрал.универРусс яз5-7, 8-101 год 
18Балуткина Валентина АлексеевнаТулун.уч.институтРусс яз5-7 кл3 
19Боброва Евгений МихайловнаИрк. пединститутистория5-7, 8-104 
20Кириченко Анатолий ВладимировичИрк.пединститутистория5-7, 8-10 
21Мопипе Идея АбрамовнаИрк.пединститутАнг.яз5-7, 8-10 
22Лесниковская Идея ФилипповнаИрк.пединститутНем.яз8-104 
23Пономарев Николай ЕгоровичВоронежское физкульт.училищеФиз-ра5-7, 8-10нет 
24Аксенова Антонина ВасильевнаН/Уд. педучилищеУчитель нач.кл.1 кл13 
25Пономарева Анна ГригорьевнаН/Уд. педучилищеУчитель нач.кл.3 кл.14 

Статистический анализ данных о качественном уровне  пед.коллективе:

   Гендерная характеристика:  женщин 23, муж. 2;

   Показатель специализации и количество учителей по предметам:  математика -6, русс.яз 8; физика -3; география – 1; анг.яз – 2; нем.яз – 1; история – 2; нач.классы – 2; физкультура – 1; по какой-то причине в тарификационном списке этого года (1954 г.) нет учителей химии, трудового обучения,

Образовательный уровень: училище – 3; учительский институт – 9; пединститут – 12, университет – 1.  , с высшим образованием 13 учителей (52 %).

Для пояснения понятия высшее педагогическое образование: В 1934 – 35 в связи с осуществлением в СССР всеобщего обязательного 7-летнего обучения и острым недостатком учителей были вновь организованы У. и. с 2-летним сроком обучения для подготовки учителей 5 – 7-х классов неполных средних и ср. школ. За несколько лет в стране была создана широкая сеть таких институтов. Только в РСФСР в 1940 было 130 У. и. (в т. ч. 18 У. и. иностранных языков); в 1945 в СССР насчитывалось 187 У. и., в 1950 – 51 – 236. У. и. имели в своём составе отделения: физико-математический, естественно-географический, исторический, языка и литературы, а некоторые ин-ты  имели отделения физического воспитания. В У. и. принимались лица со ср. общим или пед. образованием (в 1934 – 37 в некоторые У. и. принимались лица и с 7-летним образованием). Учебно-воспитательная работа в основном строилась по типу педагогических институтов. В учебном план У. и., помимо научных дисциплин по специальности и общественно-политических дисциплин, включались психология, педагогика (с разделом истории педагогики), методика уч. предмета по избранной специальности, а также физического воспитание. Большое место в уч. плане уделялось педагогической практике в школе.

С 1952 в связи с осуществлением директив XIX съезда КПСС о планомерном расширении среднего образования и необходимостью увеличения подготовки учителей с высшим педагогическим образованием крупнейшие У. и. стали реорганизовываться в пед. ин-ты (часть У. и. была преобразована в пед. уч-ща и другие уч. заведения). В 1955 в СССР было 52 У. и., в 1956 – 5, в 1957 – только 2 – в Самарканде и в Ново-Вильнянске Литовской ССР (первый закрылся в 1958, второй – в 1963). Учеба в У.и. была ускоренная, два года. Учителя, окончившие У. и. и работающие по специальности, принимаются в заочные пед. ин-ты без вступительных экзаменов, при этом окончившие У. и. до 1939 принимаются на 1-й курс, а окончившие после 1939 – в особые группы с 3-годичным сроком обучения.  

    Вернемся к характеристике педколлектива школы №2. Стаж пед.работы: без стажа – 9 (36 %), до 5 лет – 8 (32 %), от 5-10 лет – 2 (8 %), 10-15 лет – 4 (16 %), более 20 лет – 2 (8 %). Таким образом , большая часть коллектива –  17 человек  (68 %) была малоопытная, но в подавляющем большинстве с высшим образованием.

Теперь  охарактеризуем подколлектив с точки зрения результатов государственного распределения выпускников высших и ср.специальных учебных заведений. В середине 1950-х — первой половине 1960-х гг. распределение выпускников высших учебных заведений Советского Союза регламентировалось постановлением Совета Мини­стров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 г. «Об улучшении распределения и использования специалистов высшей и средней квалификации», которое вносило изменения в аналогич­ное постановление от 29 мая 1948 г. В документе указывалось: «Установить, что молодые специалисты после окончания высших и средних специальных учебных заведений обязаны проработать не менее трех лет в определенных пунктах непосредственно на про­изводстве: в цехах предприятий, в МТС, совхозах, колхозах, больницах, школах и т. д. в соот­ветствии с назначением министерства (ведомства)». Отношение выпускников к гос.распределению было негативным в большей степени. Девушки «…согласна выйти замуж хоть за памятник Петра, чтобы не поехать по распределению», дело было в Ленинграде, в целом по стране замужество было спасением. Нарушений было много по стране, власть принимала даже решение выдавать дипломы только после трех лет отработки по распределению, позже отменили это. Тем не менее выпускники ехали по распределению, в Тайшет тоже, который был не таким уж плохим вариантом.

Немного лирики: Владимир Британишский, стихотворение “Провинция” советский и российский поэт, прозаик, литературовед и переводчик.  (“…Мы долго учились. Конец ученья.

И каждый спрашивает: «Зачем я?»

И нам в ответ раздаются назначения

По городам областного значения.

Радушная нас принимает провинция

Баюкая, лаской своей обволакивая,

Готовая сделать незрячим провидца

Выровнять всякое неодинаковое.

Законсервирован собственным соком,

Никто уж не спросит больше, зачем он.

Считает средненькое высоким,

Считает высокое высоченным… “

    Посмотрим статистический анализ количественного и качественного соотношения учителей школы № 2 на 1.09.1955 год; в школе 18 классов-комплектов, 493 учеников, в т.ч. 1-4 классы – 2 класса-комплекта 60 учеников ; 5-7 кл. – 229 учеников в 8 классах, 8-10 кл. 260 учеников;  областные учебные заведения окончили 25 учителей, в том числе высшие 16 человек, 64 % от 35 педагогов школы. Прибыли по распределению 8 учителей, что составило 22.8 % в т.ч. с высшим образованием  4 , 50%. 

   Трудно сказать, получила бы школа этих 8 учителей из областных учебных заведений, но то что прибыли учителя из Московского, Уральского, Воронежского, Якутского высших уч.заведений плохого не причинила районной системе образования и конкретно качеству обучения и воспитания школы №2 .

Продолжение следует

    

Loading