
Чуднов Денис 10 кл., школа № 85; творческое объединение краеведов «Бирюса» ЦТР и ГО «Радуга»
Опубликованных научных исследований по указанной теме не существует. Имеются лишь краеведческие материалы, отражающие только отдельные эпизоды развития речного транспорта. [1]
В архиве Тайшетского района сведения о речном транспорте, о предприятиях их содержавшихи использовавших, сосредоточены в фонде 124. Это бронированные экземпляры Шиткинской районной газете «Большевистский путь», Тайшетской районной газете «Сталинский путь», (затем она называлась «Заветы Ильича», «Путь к коммунизму», «Бирюсинская новь»). В некоторых номерах газет опубликованы короткие заметки о речном транспорте, о работниках этой отрасли районного хозяйства, о лесосплаве. Эти статьи стали основным источником для исследования.
Имеются и изобразительные источники исследования — фотографии речных судов и эпизодов их использования в хозяйстве района и проведения лесосплава.[2]
Речной транспорт — это вид транспорта, осуществляющий перевозку пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озера), так и по искусственным (каналы, водохранилища), шлюзованным участкам. Выделяются магистральные, межрайонные и местные речные пути.
В данном исследовании речь пойдет о местных речных путях и соответствующем им речном транспорте. Речной транспорт, как вспомогательная отрасль хозяйства, имеет некоторое преимущество по сравнению с другими видами транспорта: низкие первоначальные затраты на его организацию и себестоимость перевозок.
Речные суда подразделяются на несколько видов: транспортные (пассажирские, сухогрузные, наливные, толкачи и буксиры), технические (дноуглубительные снаряды, обстановочные) и вспомогательные (дебаркадеры, ремонтные мастерские, паромы, плавучие краны и др.).
Речные суда бывают следующих типов: самоходные и несамоходные (баржи, баркасы и др.).
Речной транспорт составная часть единой транспортной системы России и он играет большую роль в экономике страны. В Иркутской области издавно сложилась своя речная транспортная система. Частью этой системы был речной транспорт Тайшетского района, который в настоящее время уже не существует.
Возникновение речного транспорта в нашем районе обусловлено наличием разветвленной речной системы. Реки Тайшетского района — это реки бассейна Ангары и Енисея. Крупнейшими из них — Уда (Чуна) и Бирюса (Она). Река Уда (Чуна) берет начало на северных склонах Саянских гор. До Алыгжера, поселок в Тофаларии, река течет по узкой коньонообразной долине. После впадения в нее р.Чукша, Уда получает название Чуна. После слияния ее с Бирюсой образуется река Тасеево. Уда (Чуна) река порожистая. В бассейне Уды (Чуны) 7950 рек и речек общей протяженностью 33 450 км. Река вскрывается в конце апреля, очищается ото льда в начале мая. Замерзает в первой половине ноября. Таким образом, навигационный период составляет всего пять месяцев, но этот период сокращается еще и с точки зрения уровня воды в реке.
Река Бирюса (Она) образуется в результате слияния Малой Бирюсы и Большой Бирюсы, берущих начало на северных склонах Восточного Саяна. Крупными притоками Бирюсы являются Тагул, Туманшет, Топорок, Байроновка, Пойма. Бирюса — многоводная река. Её средний многолетний расход воды в районе п.Шиткино – 300 куб. в сек., р.Чуна — 184 куб/сек.
Максимальный подъем воды до четырёх метров. Замерзает в ноябре, вскрывается в конце апреля, освобождается ото льда в начале мая. Чуна и Бирюса и ее притоки используются для сплава леса.[3]Общая длина Бирюсы 752 км, сплавная часть – 443 км. В нижнем части реки течение спокойное, русло широкое, а долина реки достигает 400 м. Судоходная часть реки180 км.,это всего 24 % общей длины реки.
Другой фактор, повлиявший на появление и развитие речного транспорта — расположениебольшей части населенных пунктов и предприятийТайшетского района по берегам и вблизи рек.На берегах Бирюсы и ее притокахв 1940 г. из 91 колхозов Тайшетского, Шиткинского районов 53 (58.2 %) находилось на берегах рек: 32 колхоза на р.Бирюсе, 14 на р.Чуна, один на р.Тагул, один на р.Туманшет, три на р.Байроновка.
Кроме того, на возникновение и развитие речного транспорта, как отрасли народного хозяйства Тайшетского района, влияло отсутствие дорог с твердым покрытием,не развитость автомобильного транспорта в первой половине ХХ века.
Обратимся к очень ранним свидетельствам об использовании водных путей сообщения. В 12-ой книге «Восточные окраина Сибири» многотомного издания «Живописная Россия» есть статья «Онские селения» в которой можно найти указания о существования речного пути по Бирюсе от с.Конторское (Конторка) до С.Шелаева. Выражение «Онские селения» происходит от слова Она, древнего названия реки Бирюсы в среднем и нижнем её течении. Плавание в конце XIX века можно было осуществить на плотах и на лодках.[4]
В статье «Водными дорогами» книги «На бирюсинских просторах»[5] содержатся сведения о пассажирских, грузовых речных судах, работавших на р.Бирюса в 50-60 гг. ХХ века, о предприятиях их содержащих.
Изучением истории лесосплава в нашем районе тоже никто из тайшетских краеведов не занимался.Между тем, промышленный сплав древесины играл большую и роль в экономическом развитии Шиткинского, Тайшетского районов многие годы. Реки нашего района использовались для лесосплава в общегосударственном размере: трестом Севполярлес в 30-х годах ХХ в. заготавливался и сплавлялся тайшетский лес до Норильска для дальнейшего экспорта в страны Европы. Развитие лесосплава было вынужденной мерой, так как дорожная сеть района была не развита, как и лесовозная её часть. Кроме того, лесосплав был дешевле по затратам, чем транспортировка леса гужевым, автомобильным транспортом. В Тайшетском районе лесосплав осуществлялся как плотовым и молевым способом.
Сибирские коренные народы – лесные охотники и рыболовы пользовались простейшими плавсредствами. Более активное освоение водных-речных путей и строительство речных судов разных типов в нашем крае началось со времен заселения его русскими людьми. Основными водными путями были реки Бирюса и Чуна, затем стали осваиваться и их притоки.
Самым распространенным видом речных судов были лодки различных конструкций, плоты. Об этом свидетельствует, например, легенда об основании населенных пунктов Нижняя Заимка, Шиткино, самых первых постоянных поселений русских людей в нашем районе. Так в легенде об основании пос.Шиткино говорится: «Летом 1726 года с Ангары вверх по Тасеевой поднимался на шитике (шитой лодке) безвестный пловец…». [6]Об использовании жителями нашего района речных лодок с деревянным каркасом и обшитых просмоленными шкурами животных есть упоминании и в легенде об основании села Нижняя Заимка.[7]
Об использовании бревенчатых плотов, как простейших приспособлений для движения по водным путям, говорится в той же легенде об основании Нижней Заимки: Демьян Кочергин, первый житель этого села, якобы спустился на место своей будущей заимки на плоту.[8]
Плавание по р.Бирюса (Она) в кон.XIX века описывается так: «Летом по Оне можно проплыть без затруднений. Это делается обыкновенно, на плоту, хотя движение его по реке невыносимо медленно…Но если вы не успели…заготовить себе в селе Конторском …плота, на котором можно было расположиться с некоторым комфортом, то должны плыть вниз по Оне, на расстоянии 300 верст, в маленькой лодочке, выдолбленной из тополиного дерева, которая едва в состоянии поднять 4-5 человека. Подобного рода лодки вполне справедливо называются душегубками, потому что они чрезвычайно вертлявы и, при малейшей неосторожности, опрокидываются.».[9]
Лодки, в основном моторные, сейчас являются самым распространенным видом речного транспорта. Весельные лодки уже практически не используются. Плоты тоже перестали применять. Раньше плоты применялись в колхозах для переправы сельскохозяйственной техники на речные острова для сенокошения. Речныепаромы еще есть на р.Бирюсе в районе …. …….
В 50-е годы в п. Суетиха (ныне г.Бирюсинск) существовал Тайшетская контора речного транспорта Управления по эксплуатации и транспортного освоения малых рек при Иркутском областном исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся. Дату основания Тайшетской конторы определить пока не удалось. Это была единственная специализированная организация речного флота Тайшетского района. В 50-е годы Тайшетская контора стала называться Конторой эксплуатационного участка Управления Восточно-Сибирского пароходства.Начальником этого предприятия был Петр Васильевич Грицай.[10]Коллектив эксплуатационного участка осуществлял грузовые и пассажирские перевозки по р.Бирюсе от п.Суетиха (ныне г.Бирюсинск) до с. Шелаево.
В распоряжении этого предприятия были речные суда разного вида и типа. Пассажирские суда – теплоходы «Тарас Шевченко» и «Николай Гоголь» типа «малый речник № 10», изготовленные на Красноярском судостроительном заводе.«Тарас Шевченко» был получен тайшетскими речниками в 1957 г. Мощность двигателя этого теплохода – 150 л.с. Теплоход имел три каюты: две носовых и одна кормовая, всего 64 посадочных места, две палубы – нижняя и верхняя. Капитаном теплохода «Тарас Шевченко» в 1957 г. был Петр Михайлович Смолин, плававший по Бирюсе пять лет. Кроме капитана в экипаже теплохода состояли механик Леонид Андреевич Григорьев, два матроса. Матрос Фирсова Феня выполняла еще и обязанности кассира, буфетчицы. [11]
Кроме пассажирских теплоходов Суетихинский эксплуатационный участок имел буксирные катера.Один из таких катеров назывался «Алзамай», капитан катера — Федор Вахрушев. Другой катер возглавлял капитан Точилкин. Имена других капитанов буксирных катеров установить пока не удалось. Буксирные катера были следующих типов — БМК, БВТ-7, КС-100. Катера тянули, а не толкали, по Бирюсе баржи, оказывали помощь швартовке паромов. [12]
Суда Суетихинского эксплуатационного участка осуществляли перевозку различных грузов, пассажиров, буксировку барж, содействовали нормальному движению речных паромов, совершали прогулочные рейсы для взрослых и детей. Есть свидетельство, что теплоходы в летнее время использовались как плавучие пионерские лагеря. [13]
Анализ имеющихся материалов позволил установить некоторые особенности работы пассажирского речного транспорта нашего района. В 1958 г. пассажирский теплоход «Тарас Шевченко» совершал рейсы от п.Суетиха до с. Шелаево. Это была его вторая навигация. Экипаж теплохода, больше похожий на большой катер, состоял из капитана Петра Михайловича Смолина, механика Леонида Андреевича Григорьева, матроса Евгении ЗахаровныФирсовой, буфетчицы и кассира. Она же выполняла еще обязанности второго матроса. Таким образом – полный экипаж состоял из 5 человек. После П.М.Смолина теплоход возглавил Федор Федорович Вахрушев, который работал в Управлении малых рек.[14] Сначала он был капитаном буксирного катера «Олег Кошевой», а затем уже капитаном «Тарас Шеувченко».[15]
На теплоходе имелось три пассажирских каюты – две в носовой части и одна на корме. Всего было 64 места для сидения. В каютах было светло, уютно, чисто.
Теплоход отправлялся от Бирюсинской пристани (п. Суетиха) в 15.00 час. В 23.00 час. он прибывал в п. Шиткино, преодолев 100 км. Здесь пассажирам приходилось ночевать. На следующий день в 7.00 час. утра теплоход отправлялся дальше. Конечный пункт плавания — с. Шелаево. Здесь пассажиры сходили, а теплоход на следующий день отправлялся до п.Шиткино и возвращался назад в Шелаево. На следующий день теплоход отправлялся в обратный рейс до п.Суетиха. Прибывал он в Суетиху в 12.00 час. на шестой день рейса.[16] Во время рейса теплоход останавливался в населенных пунктах Костомарово, Нижняя Заимка, Шиткино, Каен, Пея, Шелаево. Анализ статьи в газете показывает, что пассажиров на теплоходе было мало. Стоимость проезда не известна. Путь до с. Шелаево был долгим, но учитывая, что автобусных сообщений с Шелаево и другими населенными пунктами в то время не было, то речной транспорт был единственным средством пассажирских перевозок. За четыре пассажирских навигаций теплоход прошел 60 тыс. км. Развитие районных авиалиний вынудило прекратить пассажирские речные перевозки.
По газетным материалам удалось установить, что речным грузовым транспортом были буксирные катера и баржи, самоходные баржи. Известно, что были следующие буксирные катера – «Олег Кошевой» (капитан Ф.Вахрушев», «Красноярец»( капитан Погодин), «Алзамай» (капитаном в 1955 г. был тоже Ф.Вахрушев). Баржи возглавляли шкипера. Один из катеров возглавлял капитан Точалкин.[17]
Грузовые речные суда (буксирные катера и баржи) перевозили грузы для колхозов, леспромхозов, торговых предприятий. Судя по газетным материалам грузовые суда успешно справлялись с планами перевозок – на 116 %, 117 %. При этом проявляли мастерство их экипажи. Например, капитан катера «Алзамай» Ф.Вахрушев брал на буксир сразу две баржи. При преодолении речных перекатов экипаж его катера переводил через перекат каждую баржу в отдельности, а затем вновь буксировал сразу обе. Такой способ имел экономическую выгоду.
Навигация на Бирюсе продолжалась с конца апреля до ноября. В зимнее время экипажи речных судов проводили ремонт судов, готовясь к очередной навигации.
Транспортные речные суда имелись и у предприятий лесной, лесохимической отрасли: Бирюсинская сплавная контора, Шиткинский химлесхоз. Они имели буксирные катера серии БМК и БВТ-7, баржи. Основное назначение таких судов — обеспечение сплава леса по рекам. Катера лесосплавщиков действовали на разных участках р.Бирюсы от п.Патрихи до г.Бирюсинска, от п.Шиткино до п.Мирный, на р.Пойма – от п.Колючего до с.Шелаево.
Шиткинский химлесхоз располагал речными судами — катерами, небольшими баржами (шаланды), на которых вывозилась живица с отдаленных участков химлесхоза. Об этом свидетельствуют изобразительные источники — фотографии. [18]
Есть свидетельства о том, что некоторые химлесхозы бочки с живицей сплавляли, то есть сама река являлась видом транспорта (водный транспорт).[19]
Речной транспорт пополнялся новыми видами речных судов. Бирюсинская сплавная контора в 1958 г. получила гидрореактивный катер. Катер имел низкую осадку и хорошую маневренность. Он мог беспрепятственно двигаться по рекам с незначительной глубиной, что создавало удобства для доставки в отдаленные пункты продуктов и материалов. Он же служил средством связи, доставляя по мелководью почту. Экипаж состоял из двух человек: моторист и его помощник. Катером управлял в первую навигацию моторист Владимир Баловнев, его помощник Владимир Белоусов.[20]
Из вспомогательных речных судов самыми распространенными на реке Бирюсе были паромы.Например, в 1940 г. в Тайшетском районе имелось 6 паромных переправ: Тагульский, Туманшетский, Сергинский, Шелеховский, Суетихинский и Бирюсинский. Это были паромы, которые двигались под воздействием речного течения, будучи подвижно закрепленными к тросу перекинутому через реку. В старину такие паромы называли «самолётами». Содержание паромных переправ возлагалось на близлежащие предприятия – колхозы «Верный путь», «Путь к социализму», «Труд», леспромхозы Лестрансхоза, промышленные артели «Новый путь». Переправы пассажиров и транспорта на пароме была платной. [21]
До конца 80-х годов ХХ века паромная переправа через Бирюсу существовала даже на такой важной дороге как Московский тракт вблизи деревни Бирюса.
В настоящее время в Тайшетском районе действует лишь один паром.
Водные пути— это водные пространства и водотоки, используемые для транспорта грузов и пассажиров и лесосплава. Водные пути служащие только для сплава древесины, называются лесосплавными путями. Водные пути делятся на внешние (морские) и внутренние (речные, озерные). Реки Тайшетского района использовались как лесосплавные пути. В процессе исследования не удалось установить с какого времени осуществляется в нашем районе промышленный сплав леса. Самые ранняя датировка – середина 30-х годов 20 века. Это будет одной из задач дальнейшего исследования.
Лесосплав – это вид транспортирования леса по воде, при котором используется плавучесть древесины. Считалось, что лесосплав дешёвый, а в некоторых районах страны, единственный вид транспорта древесины из-за отсутствия дорог. В СССР ежегодно сплавлялось 105-120 млн.кубометров древесины.[22]
Из воспоминаний И.Игнатенко,[23] ранее жившего в пос. Каен Шиткинского района, известно, что до Великой Отечественной войны из Шиткинского района осуществлялся плотовой сплав леса до р.Енисей и далее до морских портов Северного Ледовитого океана. Эти воспоминания удалось подтвердить документальными сведениями. Выяснилось, что заготовку и сплав леса из Шиткинского района осуществляли лесозаготовительные организации треста Севполярлес.
Из истории этой организации. Развитие лесосплава в Приангарье и по Енисею, от Казачинского порога до Игарки, относится к началу тридцатых годов и связано с организацией вывоза сибирского леса на экспорт в страны Европы Северным морским путем. Все работы по лесозаготовкам, сплаву, лесопилению и экспортным операциям производило акционерное общество «Комсеверпуть». В связи с ростом объемов экспортной отгрузки, а также окончанием строительства в 1931 году первого крупного лесоперевалочного комбината на берегу Игарской протоки, росли объемы лесозаготовок, а также развивался лесосплав. Более интенсивное развитие лесозаготовок, лесосплава и деревообработки связано с организацией в Красноярске в июле 1933 года Союзного треста «Севполярлес», подчиненного Наркомлесу СССР, который развернул промышленное освоение приангарских лесов. В «Севполярлес» вошли предприятия: Казачинский, Туруханский, Кежемский, Богучанский, Она-Чунский, Шиткинский леспромхозы, Игарский лесокомбинат, Маклаковский и Енисейский лесозаводы, Чунская механизированная лесозаготовительная база, лесосплавные рейдовые конторы и лесосплавный флот. Трест «Севполярлес» 3 марта 1934 года стал называться Енисейской транспортно-сплавной конторой с расположением управления в г.Енисейске. Трест Севполярлес с 1 сентября1937 г. был передан из системы Главлесоэкспорта Главзапсиблесу.[24]
Лес для Севполярлеса заготавливался в п. Каен, с.Шелаево Шиткинского района.[25] С 1936 г в п.Полинчет, п.Ерокта действовали участки Чунской мехлесбазы треста Севполярлеса.[26] В с.Шелаево, на землях колхоза «Новый путь» имелся даже авиаплощадка, где иногда производил посадку самолет Севполярлеса.[27] В Шиткинском леспромхозе треста Союзполярлес Главлесоэкспорта Наркомата леса СССР в 1940 году работало 551 человек, в том числе рабочих 485 чел., инженерно-технических работников и служащих 51 чел., остальные сезонные рабочие.[28]
Таким образом, плотовой сплав по рекам Бирюса, ее притокам Пойма, Кочетар[29] осуществлялся в нашем районе в довоенное время.
Что такое плотовой сплав? При таком способе сплаве лесоматериалы увязывают в пучки, из которых составляют плоты объемом до 27 тыс. кубов. Плоты буксируются теплоходами. Сплотка, связка пучков стволов леса, производится на берегу с помощью сплоточно-транспортных агрегатов. Такие места называются плотбищами, места сбивки-сплотки бревен в плоты. По воспоминаниям Селезнева Е.С., в плотбище было и в п. Колючий на реке Пойма, приток Бирюсы. В конце 60-х годов 20 века его местонахождение еще можно было определить по остаткам каких-то производственных устройств, щепы. Значит плотовой лесосплав осуществлялся и по р.Пойма, а не только по Бирюсе. В п. Колючий располагался лесозаготовительный участок Шиткинского леспромхоза и Пойминского химлесхоза треста Красхимлеса. [30]
Плоты сплавляли лоцманские команды. Сплав леса начинали сразу же после ледохода. Например, на реке Кочетар в 1940 году ледоход прошел 7-8 мая, и сразу же началась навигация по сплаву леса. Она продолжалась до осени. Бывало, что со сплавом леса запаздывали, наступали заморозки и ледостав и сплавляемый лес вмораживался в лед. Например, так произошло в Шиткинском ЛПХ осенью 1939 г. – было заморожено 5435 куб. экспортного леса.[31]
В это время более широко использовался молевой лесосплав. Молевой сплав леса осуществлялся в период весеннего паводка, по большой воде. Лесоматериалы при таком сплаве не связывались между собой. Такой сплав применялся на первичной речной сети, то есть на системообразующих реках, где осуществляется судоходство. Таковы предписания, но удалось установить, что лесосплав в нашем районе производился и на небольших реках – Кочетар, Топорок и др., но только по большой воде. Для направления сплавляемого леса в нужном направлении (чтобы он не попадал в речные рукава, на мели, не выбрасывался течением на берега) устраиваются боны — лесонаправляющие, заградительные и лесозадерживающие устройства – запани, гавани.[32]
Молевой сплав осуществлялся по рекам Бирюса, Туманшет, Топорок, Ерза, Кочетар, Пойма, Большой Верблюд, Тагул. Лесосплав производился еще в 30-е годы ХХ в. и в годы Великой Отечественной войны. Есть архивные сведения, подтверждающие это: в 1943 г. действовали следующие лесосплавные участки – Туманшетский, Ерзинский, Бирюсинский приплавной участок, Бирюсинский лесозавод.[33]
В 50-80 годы ХХ в. лесосплав осуществляли практически все лесозаготовительные предприятия Тайшетского и Шиткинского районов. Крупнейшие из них – Бирюсинский лесопромышленный комплекс и его леспромхозы, Тайшетлес и его леспромхозы. Это было вынужденной мерой – дорог не существовало, не было лесовозного автотранспорта в достаточном количестве.
В 1954 г. молевым сплавом леса занималось специализированное предприятие — Бирюсинская сплавная контора (БСК) треста «Ангарлесосплав», директор конторы Дроздов.[34] Это предприятие сплавляло лес по рекам Бирюса, Туманшет, Тагул, Тымбыр, Елаш, Большой Верблюд. Оно имело следующие сплавные участки: Туманшетский, Тымбырский, Рейдовый, Авдюшинская гавань. Для выполнения производственных планов БСК проводила организованный набор рабочей силы в близлежащих районах, колхозах, и даже по стране. Например, в 1954 г. на сплавные работы было «завербовано» (вербовать – провести организованный набор рабочей силы на сезон) 29 человек из Удмуртии. Колхозники, лошади Шиткинского, Тайшетского районов направлялись на лесосплав по разнарядкам районных органов власти.
В 1975 г. Бирюсинская сплавная контора была передана в состав лесозаготовительного комбината Тайшетлес.[35]
Молевой сплав леса в нашем районе был прекращен в 90-е годы ХХ в. на основании решения правительства РСФСР. 25 сентября 1987 г. Совет министров (правительство РСФСР) приняло постановление № 384 «О прекращении молевого сплава на реках и других водоёмов РСФСР». В приложении №2 «Перечень рек и водоёмов, имеющих водохозяйственное и рыбохозяйственное значение, по которым молевой сплав леса прекращается поэтапно к концу 1995 г.» к постановлению были названы реки нашего района: Уда-Чуна, Бирюса, Тагул, Туманшет, Нижняя и Верхняя Бирюса. В постановлении приводятся следующие факты последствий молевого сплава: «предприятиями и организациями Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР за годы одиннадцатой пятилетки в зиму было оставлено на воде 4,7 млн. куб. метров леса. Утоп и другие потери древесины за этот период составили 0,9 млн. куб. метров. Медленными темпами ведется зачистка и сдача водоемов приемочным комиссиям после прекращения на них молевого сплава леса.».[36] В постановлении говорится, что прекращение молевого сплава было важно для «…дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшению качества и ассортимента рыбной продукции».
В нашем районе экологические проблемы начали активно обсуждать в годы перестройки, то есть в 1985-1990 гг. Местные органы власти отмечали, что «…причиной обострения экологических проблем стало многолетнее преобладание технократического подхода к решению экономических проблем страны, района и это оборачивалось трагедий для природы, окружающей среды». Ущерб природе наносил и молевой сплав леса. Местные органы власти проявляли инициативу: было намерение прекратить сплав не к концу 1995 г., а раньше: «Прекратить молевой сплав леса по рекам Бирюса, Туманшет, Топорк не с 1994 г, а уже с 1991 г с одновременной очисткой русла рек Топорок, Бирюса от топляка. Очистка Топорка ведется с 1982 г. Существовала проблема вывозки поднятого топляка, складированный топляк вновь уносило половодье, не была решена проблема утилизации топляка».[37]
В настоящее время никаких работ по очистке рек от последствий сплава леса не ведется. Возможно, реки «сами очистились».
В прежние времена местные органы власти предпринимали меры по очистке рек после сплава леса. Силами Бирюсинской сплавной конторы проводились так называемые «хвостовые зачистки моли». Что это значит? Моль – это россыпь сплавляемых бревен. Хвост моли – это последние сплавляющие бревна, то есть конец моли. Хвостовая зачистка моли – это работы по сталкиванию в реку застрявших на мели, на берегах рек бревен. Такие бревна со времен превращались в топляки, набухшие влагой бревна и опустившиеся от этого на дно рек. Топляки создавали на реках заторы, захламляли реки и наносили вред водному хозяйству и всей природе. Кроме того, если не производить зачистку моли, то терялось большое количество заготовленной древесины. Это экономически не выгодно. Поэтому и производили зачистку моли. Это очень важные работы, на которые направлялась значительная рабочая сила, соблюдались правила техники безопасности и т.д.
Таким образом, сплав леса – это вид водного транспорта, игравший большую роль в увеличении вывозки заготовленного леса.
С прекращением сплава леса была закрыта Бирюсинская сплавная контора и речные катера перестали использоваться.
Развитие автомобильных дорог, авиации речной пассажирский и грузовой транспорт сделало экономически невыгодными и неудобными.
Самостоятельная отрасль – речной транспорт, водный транспорт нашего района окончательно прекратила свое существование в 80-х годах ХХ века.
Следует отметить, что с этого момента речная система Тайшетского района практически не используется в хозяйстве как водный транспорт. Реки стали лишь местом проведения отдыха, водозабора для обеспечения городов питьевой и технической водой. Техническая вода идет на котельные, на промышленные предприятия района. И еще реки стали лишь источником различных происшествий и несчастий – наводнений, гибели людей и целых поселков, что приводит лишь к экономическим потерям. Сибирская красавица Бирюса стала экономически не выгодной. Важно лишь ее значение для природы нашего района.
Список литературы:
1. На Бирюсинских просторах. — Красноярск, изд. Сибирские просторы, 2010 г., коллектив авторов.
2. Бояркин В.М. География Иркутской области: учебное пособие для учащихся старших классов. – 5-е изд., перераб. И доп. – Иркутск: В-Сиб.кн.изд. компания, 2000. С.52-53.
3. Селезнев Е.С., Селезнева Т.А. Тайшет – город, рождённый Транссибом. На земле древних кетов. –Тайшет, 1996 г. Стр. 20-21, 56.
5. Большая советская энциклопедия.
4. Интернет ресурсы:
-Техническая энциклопедия т.12.// allbeton.ru›Wiki›;
-Выдержки из работы «Лексика лесного сплава в аспекте исторического терминоведения русского языка» // bankrabot.com›part1/work_37154.html;
— Что такое СПЛАВ // slovarix.ru›morskoy_slovar/page/splav.10951/;
— Лесосплав. Интернет ресурс. Википедия
[1] На Бирюсинских просторах. — Красноярск, изд. Сибирские просторы, 2010 г., коллектив авторов; Селезнев Е.С., Селезнева Т.А. Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой Отечественной войны. Часть 1. Накануне войны, 2008 г.
[2] На Бирюсинских просторах.; личный архив Е.Селезнёва, Г.Булыгина.
[3] Бояркин В.М. География Иркутской области: учебное пособие для учащихся старших классов. – 5-е изд., перераб. И доп. – Иркутск: В-Сиб.кн.изд. компания, 2000. С.52-53.
[4] На Бирюсинских просторах. — Красноярск, изд. Сибирские просторы, 2010 г. Стр. 13.
[5] На бирюсинских просторах…Стр. 72-73.
[6] Селезнев Е.С., Селезнева Т.А. Тайшет – город, рождённый Транссибом. На земле древних кетов. –Тайшет, 1996 г. Стр. 20-21.
[7] Там же. Стр.24.
[8] Там же. СТР 24.
[9]На Бирюсинских просторах. — Красноярск, изд. Сибирские просторы, 2010 г. Стр. 13.
[10] Ильин В. Капитан – новатор // Заветы Ильича, ….1955 г.
[11]. Ильин В. Капитан – новатор // Заветы Ильича, ….
[12] На Бирюсинских просторах. — Красноярск, изд. Сибирские просторы, 2010 г. Стр. 13.
[13] Там же.
[14] Уральский В. Теплоход идет по Бирюсе // Заветы Ильича, 1960 г.
[15] Фальш Н. Своевременно подготовимся к навигации // Заветы Ильича.
[16] Черневский А. На теплоходе по Бирюса // Заветы Ильича, 1958 г.
[17] Капитан – новатор // Сталинский путь, 1955 г.
[18] Личный архив Яроцкой А.И.
[19] Личный архив Яроцкой А.И.
[20] Гидрореактивный катер на Бирюсе // Заветы Ильича, 1958 г.
[21] Селезнева Т.А., Селезнев Е.С. Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Часть 1. Накануне войны. Стр 56.
[22] Большая советская энциклопедия. Т.14. С.372.- М.: Советская энциклопедия, 1973.
[23] Архив Е.С.Селезнёва.
[24] Интернет: Старые газеты : «Лесная промышленность», 3 июля 1937г. (стр.4) oldgazette.ru›lesprom; Важнейшая лесосырьевая артерия. zaren.su›archives.
[25] Архивный отдел администрации Тайшетского района. Ф.2.Оп.1. Ех.1.Л.14.
[26] Там же.
[27] Там же. Л.162.
[28] Архивный отдел администрации Тайшетского района. Ф.25.Ех.4.Л.30.
[29] Большевистский путь, март 1941 г.
[30] Воспоминания Е.С.Селезнёва. Записано в январе 2013 г.
[31] Большевистский путь, 27 сентября 1940 г.
[32] Большая советская энциклопедия. Т.14. С.372.- М.: Советская энциклопедия, 1973.
[33]Архивный отдел администрации Тайшетского района. Ф.1.Оп.1. Е.х. 27. Л.51.
[34]Архивный отдел администрации Тайшетского района. Историческая справка Бирюсинской сплавной конторы.
[35]Там же.
[36]Интернетресурс: consultant.ru›document/cons
[37] Бирюсинская новь за август 1989 г.