XI районная краеведческая научно практическая конференция школьников «История Земли Тайшетской», 2010 г
Приобщение к прекрасному
Номинация «Литературное краеведение»
«Я не могу писать иначе»
Автор: Сухова Евгения Андреевна,
МОУ СОШ №5 г. Тайшета, 10 б класс
Руководитель: Бахарь Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5
Содержание
I. Введение 1
II. Приобщение к прекрасному
1. Ласманова Зинаида Леонидовна 1
2. Михаил Андреевич Новицкий 9
III. Заключение 13
IV. Литература 14
V. Приложение
Жизнь коротка, и надо торопиться делать добрые дела.
Чтобы потом после всего, после тебя взошла на земле
вечная трава памяти.
Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распознать его очертания. Неудовлетворенность настоящим заставляет задаваться вопросом: каким должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым, чтобы осуществить свои надежды? Сегодня, может быть как никогда ранее, сильна потребность в осознании того, это мы, современники, люди XX века – лишь маленькое звенышко в неразрывной цепи времени.
За последние годы мы многое пересмотрели, переоценили, от многого отказались, многое делаем заново. Мы перестраиваем наше общество, перестраиваем сами, мы созидаем. И в этой трудной и важной работе мы не имеем право на ошибку. И в годы войны и в наше мирное время мы часто оказываемся перед необходимостью важного жизненного, нравственного выбора. Сделать правильный выбор – это значит остаться верным самому себе, своему делу, не бояться взять на себя ответственность, какой бы трудной она ни была. Это значит – без оглядки ввязаться в бой даже тогда, когда это тебе ничего, кроме шишек и синяков не сулит, ни при каких обстоятельствах не называть черное – белым, ложь – правдой.
Каждый человек однажды делает свой выбор на земле, потому что выбор высвечивает самую сущность человека, обнажает его идеалы, жизненные позиции. «Талантливый педагог, воспитатель, отличник народного просвещения, художник, «учитель учителей» — удивительный человек. Эти слова мы по праву произносим в адрес нашей тайшетской поэтессы Зинаиды Леонидовны Ласмановой. Судьбп не баловала, её путь был нелегок, признание пришло далеко не сразу. Были одиночество и тоска, суровые и горькие жизненные уроки, безрадостное детдомовское детство: «мы были, как волчата, вечно голодны», — вместо кроватей – топчаны, смерть единственного сына… и голодала, и умирала». Выстояла, и не сломалась, не согнули её ни болезнь, ни тягота, ни лишения. Спасение и утешение находила в литературе, стихах, потом и сама стала сочинять.
Поэтическое творчество Зинаиды Леонидовны позволяет человеку уйти из мира повседневной суеты в мир высокой поэзии, красоты и безграничной любви:
И робкие объятья,
И первый поцелуй.
Счастливая девочка в белом платье…
Каждая строчка поэтического мастерства- упруга, энергична, высока, завораживает и притягивает своей искренностью, неподдельностью чувства самого автора, не отделяющего себя всего, о чем он повествует:
Багряно-желтый листьев рай
Кружится тихо надо мной.
И, разрывая их кольцо,
Заглядывает осень мне в лицо.
« Я была человеком своего времени, и свой долг исполняла так, как его понимала», сказала о себе Зинаида Леонидовна Ласманова.
Она не знала ни точного места появления на свет, ни кто были её родители. Год рождения врачи определили по зубам, а месяц и день поставили на своё усмотрение. А вот с фамилией в детдоме произошла метаморфоза: к короткой, по словам Зинаиды Леонидовны, латышской прибавили окончание из трёх букв, и получилось «Ласманова».
Иногда шутила, что, наверное, родилась в приюте, потому что с трёх лет её вместе с другими осиротевшимидетьми перебрасывали по детским домам, как футбольный мяч, по всему Уралу. Было тяжело, дети часто от голода падали в обморок. Бывало, повар вносил в столовую ведро, и они кто банкой, кто самодельной ложкой жадно черпали тёплое варево. Когда несли на противне маленькие прозрачные кусочки хлеба, самый отчаянный умудрялся подбросить. Хлебушек разлетался в разные стороны, тут уж не зевай. Бесстрашные и дерзкие они были, детдомовские дети. Жуть как дрались между собой. Даже девочки ходили с ножами собственного изготовления — для самообороны.
Как наступало лето — они из леса не вылазили. Собирали чернику, бруснику, голубику, норма — ведровая корзина в день, Это не всякому взрослому под силу, а куда уж им, доходягам. Однажды Зина заблудилась, нашли её только через три дня. Всё в этом детдомовском детстве было. И голодала и умирала…
На грязное порою одеяло
Мы падали беспомощно, ничком.
Украдкой тихо слёзы вытирали
Худым и грязным детским кулачком.
Везде — голь перекатная. Постельное бельё выдавали, но детдомовцы его тут же выменивали на еду. Местное население в большинстве своём сердечно к сиротам относилось. Но очень не любили мальчишки и девчонки, когда их жалели — обычно в таких случаях дерзили и грубили. «У нас детдомовцев, — с грустью вспоминала Зинаида Леонидовна, — свои понятия о чести. Мы были голодные, сопливые и вшивые, но очень гордые»
Мы всё в детдоме испытали,
Мы были, как волчата, вечно голодны,
Нас вши, бывало, заедали,
А нам, бедовым, хоть бы хны!
Кровати… мы их не видали, Их заменяли топчаны. Мы все преграды презирали, Твердя упрямо: «Хоть бы хны!»
- Не больно?
- Хоть бы хны! Не больно!
- Не трудно?
- Что вы?! Хоть бы хны!
- Мы жили анархистки вольно Лихой годины пацаны, Укрывшись гордым «хоть бы хны!»
- От всех невзгод и бед войны.
Зинаида Леонидовна, как ни странно, была благодарна детдому. Здесь её обучили многим жизненным премудростям, выработали бойцовский характер, а главное — стойкий иммунитет против фальши, лжи и унижений.
И если б вдруг в детдоме стали За мужество давать медали, Нам непременно бы их дали: Мы всё на свете испытали.
После семилетки целыми группами шли в ФЗО. Некоторые девочки подали документы в педучилище. Поступили пятеро — хватило мужества закончить двоим. Какая одежда и обувь, когда стипендии на еду бедственно не хватало. По выходным дням ходили в детский дом — двадцать пять километров туда, с ведром картошки — обратно.
Получила диплом с отличием — и тут же на очное отделение в Ижевский педагогический институт. На втором курсе серьёзно заболела — туберкулёз,
обильно пошла кровь горлом. А тут ещё конфликт с преподавателем — острая на язычок, не сдержалась, надерзила. Казалось, жизнь опять дала трещину, да такую глубокую… Помощь пришла нежданно — негаданно, откуда совсем не ожидала, непочтительной студенткой – сиротой, балансирующей между жизнью и смертью, но, безусловно талантливой, заинтересовался корреспондент «Комсомольской правды». Так Зиночка – второкурсница попала в Свердловский научно — исследовательский медицинский институт. Посмотрели на неё, бледную и прозрачную, поцокали языками: срочно нужна операция, только разве отощавший организм выдержит?
Её трижды оперировали — удалили несколько ребер, легкое, сдавили, как обручем, но она не сломалась, выстояла. Исполнилась заветная мечта. Она — учитель. Сколько гордости, уважения к себе и волнения. И более сорока лет шагала Зинаида Леонидовна «школьной тропинкой».
Всю свою жизнь, всю душу самозабвенно отдавала она детям.
«Школа — это всё, что у меня было и есть, это весь смысл моей жизни». На всю жизнь школа осталась для неё едва ли не единственным источником всех её радостей, бед, волнений, взлётов. Обучая, она старалась разбудить души детей, пробудить в них «дум высокое стремленье». Сама, по словам учителей и учеников, являлась примером бескорыстного служения своему делу, работая ярко, творчески, самозабвенно и плодотворно.
Энергичная, жизнерадостная, не знающая ни минуты покоя, она всегда была в центре культурной жизни нашего города. 21.04.1985 г. в Доме культуры железнодорожников на концерте, посвященном сорокалетию Победы над фашистской Германией, была исполнена «Баллада о Брестской крепости» на слова Зинаиды Ласмановой, музыка Боленко В. А.
Невозможно было слушать спокойно, не содрогаясь это произведение. Всё вздрагивает, замирает и трепещет в душе, когда слышишь последние, яростно протестующие против войны строки:
Не сметь, не сметь! Пусть не коснётся ваших внуков смерть!
Страстный призыв к миру, к вечной памяти о героизме и мужестве звучит в балладе «Мемориал «Брестская крепость», посвященный шестидесятилетию Победы.
Какие здесь багровые закаты…
Горячие… Дымящиеся кровью…
Здесь ухо слышит времени раскаты,
Мелодию, что обжигает болью.
И кажется, что это я ползу сквозь смерть
И ртом обугленным шепчу: «Назад — не сметь!»
Не сметь! Не сметь!
Кругом всё рушится — жива одна лишь смерть.
И только люди выносить могли, Что даже для металла выше сил! И воздух жёг, и плавился металл, И крепость истекла, казалось, кровью… Но из руин солдат, качаясь, встал, Хранимой Родины истерзанной любовью. Перед глазами камень — пьедестал, В который воин намертво врастал. Каким он юным был и молодым, И был он выше жизни, выше смерти! Он в девятнадцать стал совсем седым, Безвестным он ушёл в своё бессмертье.
.. .Как дышит век затравленно, натужно:
А вдруг всё повторится ещё раз?!
Как дорожить нам нашей жизнью нужно,
Когда она во столько обошлась.
.. .На кровавых гвоздиках, на огромных венках
Словно отблеск былого пожарища.
Не могу я унять свою дрожь в руках —
Молча кланяюсь вам, товарищи…
Первое стихотворение, так называемый дебют, посвящено речке Тайшетке и было опубликовано в газете «Бирюсинская новь»* в 1985 году. У Зинаиды Леонидовны свой стиль — чисто женский, тёплый и мягкий. От её стихов веет грустью, но не безысходной, а тихой, светлой.
Когда мне больно
Иль обидят крепко
И в горле слёз невыплаканный ком,
Я прихожу к тебе, моя Тайшетка,
Бреду по травам росным босиком, Трава твоя упруга и мягка Целительным покоем веет в грудь. Забыты одиночество, тоска Лишь стоит ветра твоего глотнуть.
Ладошки тянут к солнышку ромашки, Беспечным детством льнёт к ногам трава… Резвясь, играют
* — газета «Бирюсинская новь», 07.11.1985 г
зайчики в пятнашки И солнечные вяжут кружева.
Уходит вдаль сосновая аллея,
И сосны щурятся, на солнце разомлев,
И розовое облако кипрея
Плывёт за мной в зелёной полумгле.
Здесь всё знакомо.
Дорого до боли,
Тропинки обживала не спеша.
Не яркая…. Не броская…
Не море…
А от любви заходится душа.
Возвращение к истокам, ценностям культуры очень важно для поэта. Здесь истоки её гражданственности, родники, питающие её творчество. Боль и надежда, безграничная любовь звучат в её строчках, посвященных 65 — летию города Тайшета, в котором она прожила большую часть своей жизни, с 1965 года, и который стал неотъемлемой частью её жизни.
Спокойно спит мой город до рассвета,
Тугие ветры спеленали лес.
Мой город спит… .И снится ему лето.
Вокзальный скверик, перестук колёс.
Фонтан струится. Брызги рикошетом…
Такая свежесть… Тишина кругом…
Пусть не живут у нас великие Атланты,
И не гремит оркестров мощных медь,
Но скромно вызревают в нём таланты,
Чтоб над Россиею звенеть!
Мой город весь пока ещё в пути.
Четыре трассы вспарывают даль…
И у него все песни впереди:
Сквозь гул ветров поёт их магистраль!
Каждый раз, когда читаешь стихи 3. Л Ласмановой, вновь и вновь переживаешь те самые неуловимые мгновения, которые когда — то захватывали поэта. По словам Валентины Сергеевны Кайновой, руководителя Литературного клуба «Бирюса», стихи Зинаиды Леонидовны профессионально крепкие, душевно трепетные, подчас очень лиричные, но близкие каждому.
Пришла с вокзала…. Стою растерянно,
Не сняв пальто, гляжу потерянно.
Бог мой! Какая тишина!
Как прокажённая, одна.
Стою растерянно, гляжу потерянно…
Где…где тепло
Что я везла?
Ведь я его так берегла!
Ведь было… только что…
Вот тут…
И руки сына, и уют, тепло и свет…
Ну, где же?! Где… Их нет! Их нет..
Не представляла свою жизнь без музыки. Будучи студенткой, она играла на аккордеоне в ансамбле и выступала с концертами. Слушала с любовью Шумана, «Лунную сонату» Бетховена, произведения Таривердиева, а из современных певцов — неотразимо обаятельного Дмитрия Хворостовского, певца, который потрясает душу.
Удивительно, как пройдя через унижения, грязь, нищету, невосполнимую утрату, она сохраняла женственность, оставалась доверчивой и легко ранимой. Характер, воспитанный в детдоме дал настоящее счастье недаром прожитой жизни.
Мои бедовые? Где вы?
Прошло так много — много лет…
И в бурях жизненных, суровых
Найдёт ль вас дружеский привет?
И коль беда вам руки свяжет,
Зайдя с нежданной стороны,
Как в детстве, пусть вам кто — то скажет:
«Совсем не больно. Хоть бы хны!».
Творчество Зинаиды Леонидовны Ласмановой близко, понятно и интересно. Мне кажется, что тот, кто познакомится с творчеством Зинаиды Леонидовны Ласмановой, прочитает её стихотворения, не останется равнодушным, так как её стихи «душевно трепетные», очень лиричные, помогают поверить в себя, увидеть в самом прозаическом прекрасное.
Считайте неудачу не судьбой,
Не бойтесь справедливого разноса.
Умейте посмеяться над собой,
Не надо только вешать носа.
Живите без обмана и насилья,
Не гнитесь перед прошлым напролом,
Чтоб каждый мог свои расправить крылья
И в переносном смысле и в прямом.
Тема малой родины и тема природы, материнская любовь к сыну и любовная лирика. Стихотворения Зинаиды Леонидовны Ласмановой проникновенные, душевно трепетные, очень лиричные, но близкие каждому, имеют огромное воспитательное значение, помогают в самом прозаичном увидеть прекрасное. Поэтому данный материал могут использовать как учащиеся, так и учителя в работе при изучении истории родного края и замечательных людях, оставивших свой неизгладимый след в этой истории. Очень жаль, что её не стало. Ушла быстро, неожиданно. Прихватило сердце. Чуть больше недели пролежала в больнице… И нет этого светлого, доверчивого человека. Но память свою о себе в своем, ставшим родным городом, оставила навечно.
Михаил Андреевич Новицкий Свой диалог со временем начал Михаил Андреевич Новицкий. Поистине богата талантами Тайшетская земля. В ноябре 2006 года отмечалось важное событие в литературной жизни города – выход книги ещё одного нашего поэта –земляка Михаила Новицкого. Творческая нотка появилась у поэта ещё в далеком детстве, когда он помогал носить по селу матери сумку почтальона, набитую до отказа письмами и газетами, когда бродил по каменистому берегу любимой речки Бирюса, по родной тайге. Все мы родом из детства, и эта истина вдвойне верна по отношению к писателю, ибо именно в детстве накапливается источник духовной энергии, питающий потом всё его творчество, именно в детстве закладывается и путь писателя, поэта, его судьба. Чтобы судить поэта не по внешним признакам, а по самой сути, заглянем в его истоки, в детство. Каким же было детство Михаила Новицкого. Обыкновенное, то есть вольное, не ограниченное никаким воспитанием. Детство, предоставленное самому себе, в своей абсолютной свободе, таящее для себя постоянную опасность, но и величайшее безотчетное блаженство от растворенности, слиянности с бесконечным и вечным миром Природы. Именно в этом слиянии душа ребенка впервые осознает себя бессмертной и блаженной, доброй, частью той вечности, которая создала её. А если ты живешь в гармонии с миром Природы и чувствуешь себя частичкой её, то тебе уже больше ничего не надо, никакого другого «бога», чтобы быть добрым и счастливым всю жизнь. У каждого человека свой жизненный путь. У Михаила Новицкого – это путь познания, искания и взаимосвязи с миром природы.
Небо синее-синее
Свежий ветер бодрит.
Над полями российскими
Месяц август стоит.
Природа Михаила Новицкого многоцветна, многокрасочна, она живет глубокой, поэтической мыслью, бесконечно развиваясь и изменяясь вместе с человеком.
Поэт вошел в мир людей с любовью и верой, и может поэтому основной мотив его поэзии – точное тому подтверждение.
Ну, а больше в общем про любовь.
А любовь не выразишь словами.
А любовь ничем не описать,
А любовь останется за вами.
Человек создан для того, чтобы любить и быть любимым, но не всегда в жизни происходит то, чего ты хочешь. Судьба часто распоряжается по-своему и тогда любовь становится трагичной, а душа мечется, рвется, не находит себе покоя. Она становится «неприкаянной».
Гулена-ветер не спеша
Гоняет пузыри по лужам,
И никому я тут не нужен,
И не нужна моя душа.
«В моих стихах моя автобиография, — не раз говорил Михаил Новицкий.- А это значит, что и сам я с одинокой и страдающей душой».
Михаил Андреевич Новицкий родился 20 июня 1954 года в деревне Тракт-Ужет в простой рабочей семье. Семейная библиотека была небольшая, но это не уменьшило интерес его к книгам. Он много читал, учился легко. В 13 лет побывал во Всесоюзном пионерском лагере « Артек». А после 8 класса начались стихи:
Май какой-то слишком хмурый,
Май, какой- то не такой:
Снег несется сине- бурый
Над лохматою рекой.
Мостик тоненький качает
Ветром жгучим, как огонь,
Воздух утренний взрывает
Льда серебряная звонь.
А потом началась взрослая жизнь с ее проблемами, тревогами, заботами, где все приходилось решать самому. С отличием закончил Иланское железнодорожное училище, работал помощником машиниста. Первые стихотворения Михаил принес в редакцию Иланской газеты, где они подверглись беспощадной критики, но все же ( после неоднократной обработки) были опубликованы и приняты читателем. Затем были техникум, УФА, БАМ и снова Тайшет. Работал на ТКСИ потом в частной фирме, а теперь – на железной дороге. Михаил всегда был среди людей, но « без людей». Сам он об этом говорит так: « Среди людей – чужой. Одиночество в толпе ….» И это трудно передать. Одиночество рождало стихи.
Множество путешествий, смена мест и образа жизни обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики М.А. Новицкого, которую можно отнести к тому направлению в развитии русской поэзии, названному критиками « тихой лирикой».
Стихи Михаила Новицкого имеют одну особенность – в них нет крика, барабанного боя. Они доверительны и тихи, как добрый собеседник. Они очень искренни и поднимают близкие современникам темы. Одна из них – тема « малой родины». Возвращение к истокам, ценностям народной культуры очень важно для поэта. « Малая родина» М. Новицкого — тихое село в Сибири. Здесь истоки его гражданственности, родники, питающие творчество. Высокое понятие Родины для лирического героя поэзии М. Новицкого связано с сердечной привязанностью к любимому краю- месту, где родился, где впервые начиналось открытие мира:
Старый домик на краю деревни,
В тихих окнах желтоватый свет,
Снежные, согнутые деревья
И пушистый непомятый снег.
Тропка тонкой нитью бесконечной,
Синий дым, мычание коров,
Собачонка, спящая беспечно,
У крыльца вязанка старых дров.
Запах хлеба, шепот, еле слышный
Радиолы мелодичный звук,
Воробей, взъерошенный под крышей
И тепло любимых, нежных рук…
Тихая таежная деревня,
Снегом запорошена луна,
Белые вечерние деревья
Скоро встретят ласково меня.
У каждого человека свой жизненный путь. У Михаила Новицкого — это путь познания, исканий, это изменение самого человека.
Заключение
В своей работе я предполагала собрать и систематизировать материал о двух интересных для меня людей: Зинаиде Леонидовне Ласмановой и Михаиле Андреевиче Новицком. Хотелось рассказать о Зинаиде Леонидовне Ласмановой потому, что многие наши учителя и бывшие ученики учились у этого прекрасного человека. Она учила литературе и русскому языку Головня Николая Ильича, бывшего директора школы, Зайцеву Ольгу Игоревну, учителя географии нашей школы. А мой классный руководитель Бахарь Ирина Николаевна в книге «Неприкаянная душа» проанализировала творчество поэта. В этом учебном году в рамках празднования 85-летия Тайшетского района проводили литературный вечер, где велась беседа о творчестве Михаила Новицкого. Этих двух поэтов объединяет тема малой родины и тема природы.
Литература:
1.Газета «Бирюсинская новь»: 10.10.1998 г, 5.12.1999 г, 17.05.2002 г, 22.10.2004 г, 14.10.2005 г, 8.06.2007 г, 2006 г
2. Книга Михаила Новицкого «Неприкаянная душа»
3. Сборник стихов. Литературный клуб «Бирюса», г. Тайшет, 2002 год