На станции Костомарово в 1938–1941 находился один из лагпунктов Южлага, обслуживавший автомастерские по ремонту техники, используемой на строительстве Западного участка БАМа. Умерших заключенных хоронили на кладбище в 1 км от станции. В 1990-х кладбище было обследовано группой краеведов при участии Е.С.Селезнева (Тайшет). В 2006 силами Тайшетской историко-просветительской организации «Бирюса-Мемориал» и учеников школы №85 (Тайшет) установлен металлический православный крест с надписью на табличке «Жертвам Гулага». Здесь в прошлом находились лагерные мастерские по пошиву и ремонту одежды, обуви, изготовлению глиняной посуды, и глиняных свистулек как товаров широкого потребления населением. Недалеко от Костомарово находился лагерный завод по производству извести.
Костомарово небольшой по территории населенный пункт — 423кв.метров (746 м. с севера на юг и 566 м. с запада на восток). Территория посёлка разделена на две части БАМ-овской ж.д. магистралью : северо — западную и юго — восточную. Северо — западная часть именьшая, здесь всего одна улица Школьная из 13 домов. Юго восточная часть — 25 строений, около половины жилые дома. Все строения сосредоточены в 4 группы по улице Зелёная и переулку Зелёному. Одна из групп расположена вблизи остановочного пункта железной дороги.
Большая часть территории посёлка равнинная, лишь по юго — северо — восточной окраине возвышается пологие холмы которые являются границей бассейна реки Бирюса.
Места раскопок во время которых найдены глиняные изделия находятся в юго — восточной части посёлка с левой стороны окраины улице Зелёной. Ориентир — отдельно стоящее на холме нежилое здание.
Начало раскопок – 28 июля 2018 года, окончание — первая декада ноября 2018 г., продолжительность раскопок более 3 месяцев.
Место раскопок находится на расстоянии 140 м. от развилки дороги из Тайшета – сельское кладбище.
Раскопки велись в пяти местах, находящихся друг от друга в среднем 16 – 18 метров. Общая площадь раскопок 50х50 метров, 25кв.м. Место раскопок находится на расстоянии 54 м. на восток до дороги ведущей в Тайшет. Почва на месте раскопок чернозём в 25 см., далее суглинки с разной долей песка и глины. Копать в ручную было достаточно легко.
На раскопе [1] №1 в виде колодца со сторонами 1х1 метр в песчаной почве были обнаружены две металлические трубы водопровода диаметром 30,60 мм., уходящей вглубь на 2.3 метра. Возможно это была скважина из которой вода шла на производственные и бытовые нужды каких-то производственных, жилых помещений. По трубам не удалось определить конечное место водопровода, но видно что она шла в сторону горы, что на северо-востоке поселка за ручьем. Один из выходов этого водопровода на поверхность обнаружен в 50 м. на северо-западе в огороде одной из усадьб посёлка по улице Зелёная. В какие места посёлка был проложен водопровод пока установить не удалось.
Раскоп №2. Здесь обнаружена бетонная плита толщиной 350 мм., шириной примерно 3 м. и длиной 7 м. неизвестного назначения. Возможно это бетонный пол или плита перекрытия какого-то производственного помещения..
Раскоп №3. В 40 м. на запад от раскопа №1 на глубине 20-30 см. были обнаружены керамические предметы: осколки глиняной посуды, глиняные свистульки, металлические ложки, кружку и нож, остатки токарной обработки металла (токарная стружка, болванки, заготовки). Фрагменты находок показаны на фотографии . Вероятно, это свалка производственных отходов.
Раскоп №4.Он находится в 2 м. на юго-восток от раскопа №3. Здесь на глубине 40 см. были обнаружены многочисленные осколки стекла разной величины с сгустками светло-коричневой краски. Невозможно определить происхождение этих артефактов.[2]
Раскоп №5. Он находится примерно в 30 м. от раскопа №4 на юго-восток. Пятый раскоп производился непосредственно в невысоком обрыве в сторону улицы Зелёной. Здесь артефакты находятся практически на поверхности и были подвергнуты горению. В этом раскопе обнаружены разнообразные многочисленные предметы: вещи из кожи- кожзаменителя, резины ( разнообразные остатки изношенной обуви, фрагменты деталей изготовляемой заново и ремонтированной обуви ); металлические пряжки для обуви и другие предметы из металла. Вероятно здесь находилась свалка производственных отходов какого-то предприятия или его цехов.
В третьем раскопе, как уже сказано, найдены глиняные свистульки. Это были детские игрушки в годы войны, их изготавливали как товары широкого потребления для населения.
Свист- это резкий и высокий звук, производимый без участия голоса (через неплотно сомкнутые губы или при помощиспециального приспособления).
Например, голос некоторых птиц и животных такого тембра и высоты. Например, дрозды свистят.
Свист — это звук, производимый быстро рассекающим воздух предметом, резким движением воздуха. Это свист ветра, пули, стрелы и т.д.
Как происходит образование этих слов, терминов? К слову сви добавляется суффикс ст, стель. Например, общеславянское слово СВИРЕЛЬ образовано от свиръ — «свист», восходящего к звукоподражательному сви, давшему также свиристель, свист.
Свиристель — название птицы из породы воробьиных образовано суффиксальным способом от свирест — «свист», восходящего к звукоподражательному сви. К той же основе восходят свирель, свист. В основе этих слов лежит корень сви — звукоподражание пению птиц.
Свистулька — народный музыкальный инструмент. Могут изготовляться из глины, дерева, пластмассы. Получили распространение во многих странах мира, с языческих времен их использовали как магические инструменты . Корень слова — свист, суффикс: ульк; окончание: -а. Происходит от слова свисток -приспособления для извлечения свиста. Свист можно получить и без приспособления, например с помощью губ, пальцев вставленных в рот.
«Издревле с помощью свиста и нечленораздельных звуков общались между собой первобытные люди. Такой способ коммуникации сохранен и в некоторых уголках планеты нашего времени: в деревушке Гомера, на Канарских островах, и в Африке еще есть жители, передающие сообщение свистом, который у каждого человека разный, как и голос. Также известно, что индейцы, аборигены Месоамерики имели в своем языке много разных видов свиста.
Существует 32 вида свиста в мире! Будь то свист природы, растений или животных с птицами – каждый из них имеет свой характер. Свистом можно обозначить и боль, и тревогу, и приветствие, как у Финляндской молодежи, например.
Фигура Соловья Разбойника из былин – правдоподобна и загадочна одновременно. Для воров давнего времени было свойственно строить жилища и укрепления на деревьях для разбоев, а умение пронзительно свистеть считалось самым важным в этом ремесле.
И примета о том, что свистеть – не хорошо прямо связана с разбойниками Руси: издревле считалось, что свистуны, как правило, это лодыри и разбойники. И сейчас эта примета актуальна в логическом смысле: если постоянно свистеть, ничего не делая – то действительно ни денег – ничего дома не будет.
Свист бывает как эстетически привлекательным, так и неприемлемым для нормы общества. Самый известный на весь мир мастер художественного свиста – первооткрыватели этого вида искусства 1940-50-х годов – Ефим Нейд и Таиса Савва. А просто сильно свистеть и пугать окружающих не красиво.
В Китае в Даосских верованиях существует даже такое правило: свистеть могут только мужчины, это им помогает в духовном совершенствовании, а для женщин – это запрет.
Пастухи обучают собак перегонять животных в нужную сторону в зависимости от короткого или длинного свиста». [3]
Легко заметить, что свистульки Костомарово по внешнему виду разделяются на два вида.
Грядунов Д. (10 кл. СОШ 85) и Селезнев Е.С.
[1] Раскоп — Место, где производятся работы по извлечению из земли предметов древности. . Википедия. 02.04.2019 г
[2] Артефакт — в обычном понимании — любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. Википедия. 02.04.2019 г.
[3] Интернет ресурс. Какую роль играет свист в мировой истории? wholeworldmen.ru›. 19.11.2018 г.
Все найденные свистульки