План-конспект интегрированного учебного занятия (2 часа)
по программе “Исследователь” и “История Тайшетского района”
Тема занятия: Теория:Требование к исследовательской работе. Практика: Написание текста индивидуальной исследовательской работы на примере исследования по истории Тайшетского района “Промышленность, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, оборонная продукция Тайшетского и Шиткинского районов в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941- май 1945)”
Цель занятия:
Цели | По программе “Исследователь” | По программе “История Тайшетского района” |
Обучающая цель: | – формирование у обучающихся знаний о требованиях к исследовательским работам школьникам на примере положений разных научно-практических конференциях школьников | – выработать знания у обучающихся о правилах оформления исследовательской работы по образцу методом критического осмысления ; – пополнение знаний обучающихся о вкладе экономики Тайшетского и Шиткинского районов в Победу над фашистской Германией; |
Развивающая цель | – развития мышления – развитие умений, навыков разрабатывать структуру исследовательской работы, правильно оформить научный аппарат исследовательской работы | – развитие умений разрабатывать научный аппарат индивидуальной исследовательской работы; |
Воспитательная цель: | – воспитание активной творческой личности , умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. – достичь осознание обучающимися социальной значимости , научной важности их историко-краеведческих исследований | – сформировать у обучающихся объективное представление о трудовом вкладе тайшетцев и шиткинцев в Победу; понимание, что этот вклад определялся уровнем развитости районных экономик. |
Цели и задачи занятия:
1. Создать условия для успешного формирования знаний обучающихся о научном аппарате исследовательской работы и умений на практике правильно оформлять один их важных разделов индивидуальных научно-краеведческие исследования;
Задачи педагога:
1.Правильно выбрать тип и вид учебного занятия и оптимально обеспечить его соответствующими средствами обучения для эффективного достижения цели;
2.Создание творческой атмосферы, высокого уровня мотивации к рассуждению, совместному с педагогом исследованию темы занятия;
3.Постоянно, совместно с обучающимися, ставить новые проблемы в рамках темы занятия и побуждать обучающихся к поиску путей и способов их решения;
4. сформулировать учебную проблему
Форма организации учебного занятия: исследовательская; групповая, индивидуальная работа при решение учебных проблем, лабораторная практическая составляющая: индивидуальное оформление одной из составляющих научного аппарата исследовательской работы; совместная работа с педагогом;
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: лабораторная работа
Технологии обучения: технология проблемное обучение (проблемное изложение учебного материала в диалогическом режиме) и сотрудничества в процессе решения проблем;
Методы и способы, приемы:
– изложение теоретического материала реализуется методами: школьная лекция, беседа;
– метод наглядности при устном изложении изучаемого материала применяется презентация (слайды по теории культуры познания и истории Тайшетского района)
– из методов самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, умению их применять избрана лабораторная работа по информационному моделированию по аналогии;
– проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется наблюдением за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный);
– в процессе занятия педагог и обучающиеся применяют следующие способы познания анализ и синтез, обобщение, сравнение, описание, систематизация, рассказ, показ и объяснение наглядных средств обучения.
Средства обучения: слайдовая презентация и брошюра Т.А. и Е.С.Селезневых «Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой Отечественной войны. Часть 1. Накануне войны», тетради для записей, контурные карты «Тайшетский и Шиткинский районы , 1940 г.».
Ход занятия.
1.Организационный момент:
– проверка наличия учебных принадлежностей, брошюр, исправности ТСО ( проектора);
– постановка цели и задач перед учениками:
1.внимательно следить за развитием мысли педагога, уловить канву его рассуждений, вносить и отстаивать свои доводы
2.участвовать в рассуждениях поросов предложенных педагогом
3.пользоваться текстами брошюры по указанию учителя
4.формулировать собственные выводы и доказательства
5.выполнять задания с контурной картой
6.опреативно записи вести в тетрадях
7.задавать вопросы друг другу, педагогу
8.внести рекомендации как лучше применять брошюру в качестве учебного пособия
9. оформить итоги работы над темой в виде индивидуальной исследовательской работы;
2.Основная часть занятия:
2.1. Проблемное изложение учебного материала педагогом с показом слайда .
На этом занятии постараемся понять что такое научный аппарат на примере разных исследовательских работ . Затем каждый из вас составит словарь терминов своей исследовательской работы Исследовательская работа обязательно должна содержать научный аппарат. Научный аппарат исследования образуют замысел исследования, актуальность выбранной темы, проблематика, цель, объект, предмет, совокупность научных терминов, гипотеза, задачи, методика исследования, новизна и практическая значимость полученных результатов. Замысел дипломного исследования – это идея, связывающая воедино все структурные элементы исследования, определяющая порядок его проведения и его этапы.
Все структурные элементы могут быть связаны если в каждой из них излагается автором единым языком, терминами.
2.2. Педагог переходит к проблемному изложению учебного материала в диалогическом режиме сопровождая его показом слайдов 3, 4
Определите , языковая система какой науки показана на слайде 4?
Назовите общие элементы языковых систем всех наук?
Предполагается, что обучающие назовут: общее для всех наук определения методов научного познания.
2.3. Педагог организует частично-поисковую работу обучающихся с понятием “научный аппарат исследования” , с понятиями объект, предмет, задачи исследования и др., то есть со указанными на слайде № 2. Обращает внимание что приступая к научному исследованию важно знать язык науки к которой относится ваше исследования.
Проблемный вопрос: в каком элементе схемы сокрыта эта мысль?
Конечно же, это “Задачи исследования”
Обучающиеся записывают определения понятий объект и предмет исследования в свои тетради
3. Показ важности языка науки на примере формулировки темы одной из исследовательских работ школьников: «Промышленность, сельское хозяйство, ж/транспорт, оборонная продукция Тайшетского и Шиткинского района в годы Великой Отечественной войны».
Педагог начинает рассуждение, стремясь побудить детей к беседе:
– Взгляните еще раз на заголовок темы занятия: «Промышленность, сельское хозяйство, ж/транспорт, оборонная продукция Тайшетского и Шиткинского района в годы Великой Отечественной войны».
–Какие термины в заголовке требуют определений?: «промышленность», «сельское хозяйство», «железнодорожный транспорт», «отрасль экономики», «оборонная продукция».
Обучающиеся с помощью компьютеров , энциклопедий осуществляют поиск определений понятий, графическое обозначение которых (термины) имеются в формулировке темы:
– промышленность – отрасль хозяйства занятая переработкой сырья и производством продукции потребления и изготовлением средств производства и потребительских товаров;
– сельское хозяйство – отрасль экономики занимающейся производством продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности;
– железнодорожный транспорт – вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям;
– оборонная продукция – оборонная продукция (работы, услуги), поставляемая для федеральных государственных нужд по оборонному заказу (заказу министерства обороны);
– район – административно – территориальная единица в системе управления государством. Мельче ее – административно-территориальные единицы сельские поселения.
Попытаемся написать тему исследования заменив термины их определениями!
“Состояние отраслей хозяйства Тайшетского и Шиткинского административно-территориальных единиц занятых переработкой сырья и производством продукции потребления и изготовлением средств производства и потребительских товаров, производством продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности, наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям и их работа по производству продукции и оказанию услуг по заказу наркомата Обороны в годы Великой Отечественной войны”.
Мы видим с вами какая сложная для восприятия языковая система получилась. Понятно, что она создана вопреки правилам языкознания, лингвистики. Зато мы хорошо видим необходимость терминов, графических изображений понятий – мысли, представления, образа.
Педагог продолжает ставить вопросы проблемного содержания:
– Что еще следует объяснить в заголовке параграфа? Почему в заголовке названо два района?
– Что такое перевод экономики на военный лад? (Учитель осуществляет межпредметную содержательно-информационную связь истории Тайшетского района и истории России).
– Назовите основные мероприятия по переводу экономики на военный лад. Чтобы выполнить оборонный заказ надо было перевести, настроить экономику на военный лад – перейти от производства мирной продукции к выпуску военной.
Важнейшими военно-экономическими мероприятиями явились мобилизация и перераспределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов для обеспечения нужд фронта, переключение гражданских отраслей промышленности на выпуск военной продукции; эвакуация из угрожаемых районов основных производительных сил, быстрейшее размещение и ввод их в число действующих на востоке страны; сохранение уровня сельскохозяйственного производства в размерах, необходимых для снабжения фронта и тыла продовольствием и сырьем; перестройка работы транспорта на военный лад; перераспределение внешнеторгового оборота; реорганизация управления экономикой.
– Какие знания по истории России чего требует тема занятия? Какие варианты ответов?
а. Что такое оборонная продукция?
б. Перечислите продукцию тайшетских предприятий оборонного заказа
в. Какие были предприятия промышленности в районе
г. Какие предприятия железнодорожного транспорта существовали в Тайшете и какой оборонный заказ они выполняли?
Этим заданием учитель подводит обучающихся к осознанию объема изучаемого , исследуемого материала
4. Для закрепления полученных умений и знаний педагог организует работу еще с одной формулировкой темы другой исследовательской работы школьников. Например:
“Гражданская война 1917-1922 годов на территории Тайшетского района”
Какие термины требуют пояснений?
Что такое понятие и что такое термин?
Какие знания по истории России требуются при выполнение этого исследования?
5. Лабораторно-практическая работа: обучающиеся самостоятельно работают над научным языком своей индивидуальной работы – поиск определений терминов из которых состоит формулировка темы исследовательской работы. Цель практической работы – применение полученных знаний, выработка опыта и умений научной деятельности.
Педагог контролирует выполнение ее методом наблюдения и организует коллективное обсуждение итогов работы некоторыми обучающимися или учениками???
При дефиците учебного времени педагог может дать задание по составлению формулировки темы исследования на дом.
6. Проверка степени усвоения новых знаний, осуществляется разными методами:
-фронтальный опрос;
-проверка записей в тетрадях;
Возможна организация на занятии составление кластера.
Для составления кластера педагог демонстрирует его на слайде: