творятся в провинции, прилегающей к моему маленькому провинциальному городишку и превосходящей десять  отдельно взятые     страны Европы    по площади. Район на 36 месте из 45-ти в списке Википедии.  

    Несмотря на относительно приличные размеры территории, едучи по автотрассе Р255 вы можете  и не заметить Тайшетский район.   Муниципальное образование Тайшетский  района не имеет  въездных знаков, как и все его сельские населенные пункты. Есть въездной знак на западной границе Иркутской области , и было бы уместно здесь иметь и знак нашего района. Или один общий  знак для области и района. Но знака района нет.  И это не казус. Соседние  Нижнеингашский, Нижнеудинский  районы такие знаки установили. И глядя на  них возникает чувство удовлетворения   радением   чужих  органов самоуправления за вверенные  им территории.  Мелочь, казалось бы , но говорит о многом.  

     Сведения  по истории Тайшетского района на сайте администрации района  скудные, можно сказать что вовсе их нет. 96-я годовщина образования района, а сказать , получается, нечего. В разделе “Общая информация” помещен набивший оскомину текст с ошибками:  “Постановлением Сибирского революционного комитета от 13 марта 1924 года создана укрупненная Тайшетская волость (Тайшетский район). С 4 августа 1920 года по 6 марта 1924 года Тайшетская волость входила в состав Тулунского уезда Иркутской губернии, с 19 марта 1924 года по 25 мая 1925 года — в состав Канского уезда Енисейской губернии. Постановлением ВЦИК от 25 мая 1925 года район вошёл в Канский округ Сибирского края. Эта дата считается днём образования Тайшетского района”.  Несколько раз писал об исторических и смысловых ошибках этого текста, никто не возразил мне – ну если я ошибаюсь , то было бы мне на пользу, но увы, никаких дискуссий…

 Напишу еще раз:

1. Администрация района ошибочно считает датой образования района 25 мая 1925 г.

2. Как понять тогда утверждение: 13 марта 1924 года создана укрупненная Тайшетская волость (Тайшетский район)? Так район или волость?

3. 19 марта 1924 года по 25 мая 1925 года — Тайшетская волость введена из Тулунского уезда  в состав Канского уезда Енисейской губернии – тогда как понять следующее утверждение :

4. Постановлением ВЦИК от 25 мая 1925 года район вошёл в Канский округ Сибирского края? Не путается ли здесь изменения административно-территориальной принадлежности с вопросом даты образования района? Да, именно так.

 5.. Совершенно не объясняется решения  Постановления  Сибирского революционного комитета от 13 марта 1924 года и Постановлением ВЦИК от 25 мая 1925 года

6. Вовсе нет ссылки на приказ №52 Енисейского губернского исполнительного комитета от 4 апреля 1924 г. в котором ясно записано – ввести следующее районно-волостное деление губернии: Шиткинский и Тайшетский районы , а вторая графа приказа – волости и селения в составе районов.

7.В преамбуле приказа ссылки на решения вышестоящих органов власти где нет никакого упоминания о  Постановлением Сибирского революционного комитета от 13 марта 1924 года и Постановлением ВЦИК от 25 мая 1925 года. Посмотрите на копию приказа №52.

     Так и продолжаем жить администрация – нет правильной даты образования Тайшетского района и важнейших исторических событий, празднуем 95-летие  не в положенный год. И герб района оказался не утвержден до сих пор,   а предложенные  варианты нового герба  вовсе не отвечают требования геральдического Совета при президенте Российской Федерации. Более того –  они выставлены на публичное обсуждение и голосование.  Учителей просят выбрать один   из двух не соответствующих требованиям! И ведь  выбирают, как не печально …

       Да и плюсы экономического состояния отражены не полно, неправильно. Например читаем в общей информации: “Транспорт. На территории Тайшетского района действуют 24 автобусных маршрута…,   перевозки от районного центра до г.Иркутск осуществляются посредством автобусного маршрута Тайшет – Иркутск и железнодорожным сообщением.”   И все !   Где же общая , но  украшающая район характеристикая  железнодорожного и трубопроводного  транспорта? Нелогично как-то,  автобусные перевозки подсчитали все маршруты включая городские  и описали  их разновидности. О железной дороге ничего.

    Может быть,  в каких – то разделах сайта есть все же краткий исторический очерк…Заглянем в раздел “Туризм. Туристический портал” и видим следующий указатель: “Подробно ознакомиться с историей Тайшета и Тайшетского района, а также иными исследовательскими работами педагогов Селезнёвых можно на сайте “. То есть своего исторического очерка у администрации Тайшетского района не имеет, не написала даже по случаю 96-й годовщины его образования. Любопытства ради зайдите на сайт района и кликните на указанную ссылку.

   Сравните еще и данные о численности населения Тайшетского района приведенные в разных разделах сайта администрации : “Общая информация : Численность населения Тайшетского района по данным Отдела государственной статистики в г. Тайшете, составляет 72373 человека.”.   На Туристическом портале сайта приведены иные данные: ” Население (2020) — 71 778 человек”. Разница в 595 человек,  это много, это почти население многострадального села Бирюса (по данным интернета – 561 жителя) .

—————————————————————————-

      И  администрация моего маленького провинциального городишка не озабочена   достоверностью однажды давно написанного исторического очерка о городе. Как и обновлением всех въездных знаков “Тайшет”.

     “Историческая справка Тайшет — город (с 1938 года) в России, административный центр Тайшетского района Иркутской обла сти. Население — 33 836 чел. (2014). Город расположен в западной части Иркутской области (на границе с Красноярским краем), в 680 км от областного центра — Иркутска. Площадь города — 7572 га. Крупный железнодорожный узел.  Тайшет возник в 1897 году в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, как небольшой пристанционный посёлок Тайшет (он возник не в 1897 г., в этот год главный рельсовый путь пришел на будущую станцию Тайшет; правильнее считать начальной датой тайшетской истории год начала строительства 11-го участка Средне-Сибирской ж.д. и ст.Тайшет – 1894 г.; или 1899 г. – передача станции МПС в постоянную эксплуатацию)  Название посёлок получил по расположению на реке Тайшете (название получил от протекавших  рядом с будущей станцией речек Б.Тайшетка и М.Тайшетка,  В Государственном водном реестре РФ есть следующие сведения об этой реке:протекает она 23 км по левому берегу  речки Большой Верблюд и впадает в эту реку, несущую свои воды в р.Бирюсу.   Длина водостока Тайшетки – 25 км. Существует Большая и Малая Тайшетка. Длина Малой Тайшетки ( по прямой)-13.9 км. Она берет начало вблизи деревне Серафимовка. Сливается с Большой Тайшеткой перед   полотном железной дороги Тайшет — Абакан, недалеко от тайшетского водохранилища.   )  (правый приток Бирюсы). Название реки, в свою очередь, происходит из ( не из, а с кетского языка) : та «холодный», шет «река». (тай- холодная , шет, чет  –  вода) В 1906 году Тайшет стал селом Алзамайской волости.
С 1910 года – центр Тайшетской волости Канского округа Красноярского уезда Енисейской губернии. (Здесь надо поставить информацию о передаче Тайшетского района и города Тайшет в состав Иркутской области в сентябре 1937 г.)
В 1937 году получил статус рабочего посёлка (1 ноября 1935 г.) , статус города — 2 марта 1938 года. В период 1930-50-х гг. Тайшет был центром двух частей ГУЛАГа — ЮжЛАГа и ОзёрЛАГа (Тайшетский ИТЛ Управления лагерями лесной промышленности ГУЛАГа; Западный ИТЛ Управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС); Тайшетский ОЛП Южлага ГУЛЖДС; Южлаг УЖДС на ДВ; Тайшетский ИТЛ ГУЛАГ НКВД; Тайшетстрой и Братский ИТЛ; Западное Управление строительства  и ИТЛ; Тайшетский ИТЛ ГУЛЖДС; особый лагерь №7 Озерный который с 1954 г. стал обычным ИТЛ) . На базе ЮжЛАГа впоследствии возникла строительная организация «Ангарстрой» (Ангарлаг передислоцировался с ДВ в январе 1948 г, после завершения строительства жд Тайшет-Братск-Усть-Кут передан из системы МВД в министерство транспортного строительства возникает Управление Ангарстрой и его СУ-21 создается в г.Тайшете – начинается строительсто района Тайшета – Стройучасток) . Город становится начальной точкой БАМа. В строительстве железной дороги Тайшет-Братск принимали участие японские военнопленные (декабрь 1945 (39 тыс) – 1949 г. – в четырех лагерях , последние в Ангарлаг 6 тыс пленных японцев) , а также немецкие военнопленные (были но единицы, даже не стоит упоминания). 4 февраля 1960 года отнесён к числу городов областного подчинения.
       С 2005 года с введением в силу 131-го Федерального закона МО «Город Тайшет» преобразовано в Тайшетское городское поселение и переподчинено Тайшетскому району.

 В книге «Города России» читаем: «Тайшет. В Иркутской области, районный центр, в 670 км к северо-западу от Иркутска. Расположен в юго-западной части Бирюсинского плато, на р. Бирюса (на р.Тайшетке). Железнодорожный узел и начальный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Возник как небольшое село» (не как село, а как пристанционный поселок) .

      По проекту инженерно-технической службы (службы чего ?) здесь должна была пройти железная дорога и построена станция. Так оно и случилось. И станцию эту назвали Тайшет, что в переводе с языка кетов обозначает «талая вода» (холодная вода) .  (история строительства Тайшетского участка Средне-Сибирской ж.д. написано крайне плохо)
Вспоминая былое Тайшета, можно с уверенностью сказать о том, что у него своя, неповторимая история . И в ней, к сожалению, немало трагических страниц. Несмотря на свою удаленность от центра, его не миновали ни войны, ни репрессии, ни голод, ни разруха (  разруха какая?) – все испытал и пережил Тайшет (не все) . О трагических годинах, выпавших на долю маленького сибирского городка, точно (не точно) сказал наш современник, житель Тайшета, Александр Черненко:

Рожденный железной дорогой Транссиба,
Он знал, как гремят кандалы.
Он рос по этапам побед и ошибок
Первой советской страны.
Он помнит лихие двадцатые годы
И подвиг Священной войны.
Он помнит законно лишенных свободы
И всех, кто страдал без вины.

    Евгений Селезнев, историк, в своей монографии «Тайшет – город, рожденный Транссибом», пишет: «В конце тридцатых годов по стране прокатились волны репрессий, в ходе которых пострадали многие тайшетцы. (пора указать сколько) А уже перед самой войной  в Тайшетский район прибыли первые эшелоны депортированных белорусов, украинцев, поляков, эстонцев, финнов…».

      Место для репрессированных – это о нашем Тайшете ( в Тайшете депортированных не было, они размещались в 12 поселках и деревнях Тайшетского района) .
Судя по развернувшемуся в то время строительству (какое?), переселенцы (что значит переселенцы, кто это ?)  решили обосноваться здесь основательно. В 1935 году запустили Шпалопропиточный завод (первоначальное название «Деревопропиточный»).
    1941 год. Тайшетцы вместе со всей страной (не со страной , а с советскими людьми)  куют Победу. Более семи тысяч наших земляков не вернулись с Великой Отечественной войны. А тот   , кто побывал в этом огненном пекле и кому посчастливилось остаться в живых, навсегда сохранили (наверное, сохранил , а не сохранили)  память о своих товарищах. Участники Великой Отечественной войны…(непонятное предложение )  Они  наша живая бесценная история ( надо писать ветераны войны, а не участники) . Но, к сожалению, время неумолимо. И с каждым годом число тех, кто непонаслышке  (пишется раздельно) знает о войне, сокращается в разы (так нельзя писать – в разы) . К 9 Мая 2014 году в Тайшете осталось 38 участников Великой Отечественной войны, триста пятьдесят тружеников тыла, восемь жителей блокадного Ленинграда, шесть бывших несовершеннолетних узников концлагерей (каких концлагерей).  Это надо обновить на сайте И вообще, надо употреблять выражение ВЕТЕРАНЫ войны называя все эти группы)
    И еще одна уникальная страница из истории города. 29 января 1965 года голос московского диктора торжественно возвестил на всю страну: «Из Абакана в Тайшет по трассе мужества вышел первый сквозной поезд».   31 января 1965 года машинист Ярослав Юрченко привел в Тайшет первый поезд по трассе мужества из Абакана. Его встречали тысячи тайшетцев, пришедших на привокзальную площадь. (И далее совсем о другом!)     Они приветствовали  победителей Всесоюзной ударной стройки «Байкало-Амурская магистраль».  Сколько их, молодых романтиков, приехавших по комсомольской путевке строить БАМ и навсегда связавших с Тайшетом свою судьбу. Маленький городок стал их второй родиной. И, конечно,  у города есть свои герои- строители БАМа. (ни слово о строительстве БАМа в 70-е годы) Это Герой Социалистического Труда  Виктор Лакомов, полный кавалер ордена Трудовой Славы Геннадий Еремеев   (почему не названы все , например Михайлов Н.М.).  Многое из того, что сегодня есть в Тайшете: многоквартирные дома, здания железнодорожной и районной больниц , промышленные корпуса (  корпуса чего?) , Локомотивное депо, здания станции Тайшет (бамовцы не причем) , профессионального училище №21 (не правильное название) ,  медицинского техникума, комбината хлебопродуктов,  Тайшетского почтамта (?) ,  Центра занятости (?)  ,  детские сады и многое-многое другое  –  построено бамовцами (не только ими, непонятно почему выделены бамовцы). (не понятно на какой год написано это, надо менять исторический очерк!)

     Удивляет и расстраивает такое отношение  к историческому очерку –  сойдет, мол, и так .  

Loading