Сорока Евгения, 10 кл., школа № 85
Тайшет – типичный провинциальный сибирский городок, когда-то имевший областное значение и финансово-правовую самостоятельность. Ныне является городским поселением в составе Тайшетского района.
Тайшет имеет свою историю, которая похожа на историю многих населенных пунктов основанных при строительстве Великой Сибирской железной дороги. Её сейчас называют Трассибом. Восточно-Сибирская железная дорога, отделением которой является Тайшет, есть часть этой ж/д магистрали.
История основания Тайшета всегда интересовала местных краеведов. В опубликованных материалах по истории основания Тайшета есть неточности. Они кочуют из статьи в статью, проникли в Интернет. На уроках истории Тайшетского района ученики усваивают события в таких неправильных трактовках.
Такое положение дел надо исправить. Это цель данной работы. Прежде всего, надо разобраться с датами основания Тайшета. Отсутствие точной даты привело к тому, что в Тайшете празднуется ежегодно очередную годовщину присвоения Тайшету статуса «город» (1938 г.). Праздновать надо годовщину основания населенного пункта, его день рождения. Так делают во всех городах, селах, деревнях, жители которых с уважением относятся ко всей своей истории. Не только к отдельным, приятным кому то периодам, событиям.
В историко-краеведческих статьях можно насчитать несколько (!) вариантов датировки основания Тайшета. И до сих пор никто не разобрался в их достоверности.
Как известно, историогра́фия «в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе… Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы…». Предметом источниковедения (вспомогательной исторической дисциплины) является исторический источник и методы его поиска и изучения. Исторический источник — это материальный объект являющийся носителем исторической информации.
Таким образом, данная работа есть описание результатов исследования исторических источников методами источниковедческого анализа.
Задачи исследования: поиск и систематизация опубликованных и архивных материалов, выяснение полноты и точности датировки основания Тайшета, разработка своей точки зрения о недостоверности существующих вариантов дат основания Тайшета, предложение своей датировки.
Авторский вариант датировки основания Тайшета создан на основе документов, полученных в Российском государственном историческом архиве научным руководителем этого исследования, Селезнёвым Е.С. Наше исследование — это результат реализации социального проекта «Первый колышек». Средства на проект получены по итогам городского конкурса проектов, и потрачены на поездку в г.Санкт-Петербург для работы в РГИА. Автор исследования был в составе группы учащихся – краеведов разработавших и выполнивших проект «Первый колышек». В РГИА велся поиск материалов по постройке тайшетского участка Сибирской железной дороги.
Как известно, внутренняя критика источника – это определение достоверности содержащейся в историческом источнике информации. Проверим достоверность исторической информации изложенной в одном юбилейном издании. В 2008 г., к 70-летию присвоения Тайшету статуса «город», была издана книга «Тайшет — город стальных магистралей». В главе «У истоков. Рождённый Транссибом» повторяется устоявшееся мнение: «Тайшет возник в 1897 г. как железнодорожная станция на Транссибирской магистрали». Правильнее было бы написать « Сибирской железной дороги». Так именно называлась строящаяся железная дорога во всех документах и публикациях.
Что интересного в процитированном отрывке с точки зрения внутренней критики источника? Во-первых, утверждается, что Тайшет возник «как железнодорожная станция». Во-вторых, авторы считают, что дата основания Тайшета — это дата «возникновения» одноименной станции. В третьих, дата основания — 1897 г. Авторы неправильно написали предложение «Тайшет возник как ж/д станция». Правильнее было бы написать « Тайшет возник в 1897 г. как поселок при станции» или «Станция Тайшет возникла в 1897 году». Населенный пункт не может возникнуть как железнодорожное предприятие – станция. Авторов текста подвела логика рассуждения.
Само слово «возник» здесь не подходящее. Оно уместно при описании какого-то неожиданного, скоротечного явления. Строительство станции Тайшет не являлось таким явлением, она строилась планово, а не вдруг. Поэтому лучше употреблять слова «основана», «открыта», «построена», «началось строительство» и т.д. Архивные материалы позволяют утверждать, что одновременно со строительством производственных зданий, путей станции, шло сооружение жилых помещений для строителей и железнодорожных рабочих, служащих будущей станции «Тайшет». Эти жилые здания образовали населенный пункт – поселок Тайшет при одноименной станции. Когда началось строительство поселка. Вероятно, с началом строительства 2-го участка Средне-Сибирской железной дороги (Красноярск-Иркутск), то есть в 1894 г. Это косвенно подтверждается архивными документами, научными работами. Например, в книге «Железнодорожный транспорт Восточной Сибири . Из 19 в 20 век. 1837-1941» описан следующий эпизод строительства дороги: в 1895 г. архитектор Лебедев Д., преподаватель Института путей сообщения, предлагал обратить внимание на необходимость планов застройки и развития населенных пунктов при станциях. Записку разослали губернаторам, те исправникам, Думам — просили составить планы развития пристанционных поселков. В период октябрь 1895 – февраль 1896 г. были получены прогнозы с мест. Удачнее всех спрогнозировал развитие Нижнеудинский окружной исправник. Он писал, что будет успешное развитие поселков при станциях Бирюса, Тайшет, Камышет, Нижнеудинск и Тулун. Выходит, что поселок при станции Тайшет основан в 1894 г. и в 1895 г. продолжалось его строительство.
Сама же станция Тайшет была официально открыта, принята Министерством путей сообщения к эксплуатации, в 1899 г.
Какое событие стало основанием утверждать, что Тайшет возник именно в 1897 году? В книге есть объяснение: «Как сообщает первый «Сибирский путеводитель», в начале мая 1897 года под громкоголосое ура», пыхтя и кряхтя, медленно прикатил строительный поезд, укладывающий путевую решетку». Таким образом, в основе датировки возникновения Тайшета авторы положили важное событие — прибытия строительного поезда. Иначе говоря – укладка главного железнодорожного пути произведена на станции «Тайшет».
Прежде всего, разберемся с историческим источником, на основании которого сделано такое утверждение авторами книги. Он назван неверно – «Сибирский путеводитель». Путеводителя с таким названием не существовало. Вероятно, имелся в виду «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге». Авторы рассматриваемой книги не указали, какой именно путеводитель они цитируют – 1900 года издания или 1901-1902 года. Это во-первых. Во- вторых, в обоих путеводителях вовсе нет никакого указания на событие — прибытие первого поезда на станцию Тайшет. В третьих, есть сомнения в том, что прибытие поезда, обычного строительного, вызвало бурю восторга самих же строителей. О том, что был проведен какой-то митинг, как например, в Канске, Иркутске, нет никаких упоминаний ни в каких краеведческих публикациях, газетах.
Утверждение, что первый поезд прибыл «в начале мая 1897 г.» тоже не совсем верное. Поясним. На 1897 год строителями дороги планировалось что «приступая в мае 1897 года …одновременно начать укладку пути с 369 версты (это р.Бирюса) в обе стороны и в первых числах июня 1897 г. вручную работая 2-мя партиями и укладывая по 2.5 версты в день к 2 июля примкнуть, с одной стороны, укладку к уложенным путям на 307 в., и, с другой стороны к путям уложенным на 431 версте…От Бирюсы до ст.Тайшет 11-12 верст, при средней скорости укладки главного пути 2.5 версты в день путь на указанном участке должен был уложен за неделю. Если рабочий сезон был начат действительно в мае 1897 г., если позволила погода и иные обстоятельства, главный путь мог быть уложен на станции Тайшет в мае 1897 г. Утверждение, что это произошло «в начале мая…» не подтверждено документально.
Авторы книги утверждают, что главный железнодорожный путь укладывался решетками машинным способом. Это тоже не соответствует действительности. В вышеприведенной цитате из отчета по постройке 2-го участка Средне-Сибирской железной дороги (Красноярск-Иркутск) ясно написано, что укладка велась вручную.
Продолжим далее источниковедческий анализ книги «Тайшет – город стальных магистралей». На странице 9 написано: «В начале 1893 года в Канском уезде Иркутской губернии на берегу горной речки Тайшетки…поселился прибывший для строительства пути инженер Манучаров с несколькими сотрудниками». Сразу отметим, что «горная речка Тайшетка» протекала не в Канском уезде Иркутской губернии, а в Нижнеудинском уезде названной губернии. Дата «в начале 1893 года» не верна. В этом году никаких строительных работ на участке от Красноярска до Иркутска не производилось. Да и сам «Отчет по постройке железной дороги от Красноярска до Иркутска. 1894-1898 г.» в своем названии точно указывает начало и конец строительных работ».
Следующий момент. В приведенном отрывке из анализируемого источника названа фамилия инженера Манучарова как руководителя строительных работ, но не уточняется каких именно. Если авторы книги «Тайшет – город стальных магистралей» считают его руководителем работ на 11-ом строительном участке (336-435 верста) дороги от Красноярска до Иркутска, то они в очередной раз ошибаются. Дело в том, что первоначально руководителем этого участка был другой инженер – Придонов Михаил Фомич. В ноябре 1895 г. его сменил на этом посту Манучаров Василий Львович. Поэтому он не мог быть руководителем работ на 11-ом участке в 1893 г.
В книге «Тайшет – город, рождённый Транссибом» утверждается, что «первым жителем Тайшета стал батрак из села Бирюса Василий Конюхов, который положил начало заселению первой улицы – Юго-вокзальной». Отметим одну неточность как техническую опечатку – фамилию первого жителя надо писать КонюКов, а не КонюХов. Кстати сказать, нет достоверных подтверждений, что именно он был первым жителем.
В каком году В.Конюков поселился на южной стороне железной дороги, авторы не указывают. Датировка этого события есть в статье «Когда и как возник населенный пункт Тайшет» — якобы в 1895 г.
Подвергнем критике все эти утверждения. В фондах Российского государственного исторического архива удалось обнаружить схему расположения путей и зданий ст.Тайшет на 1903 г. Схема отражает первозданный вид населенного пункта Тайшет. На схеме южной стороны станционных путей не отмечены частные дома. Значит, их не было. Здесь располагались бараки №№ 26,27,31,32,33,34,39,40,42,41, переселенческий пункт со своим бараком, кухней и другими хозяйственными постройками. Эти строения в 1903 г. еще не образовывали улицу, они были хаотично разбросаны. Это в последствии, уже после того как возникла первая улица поселка при станции, в сочетании с иными уже зданиями образуется ул.Юговокзальная. Здания на северной стороне станции возводились изначально как улица, то есть в два ряда зданий и пространство между ними для передвижения. В 1911 году она называлась Вокзальной. Одной стороной этой улицы были вокзал, привокзальные строения, железнодорожные пути.
Таким образом, не подтверждаются несколько утверждений, что: первым жителем Тайшета был Конюков, что он поселился на южной стороне дороги в 1895 году, что первой улицей была Юго-вокзальная.
В доказательство того, что на южной стороне станции Тайшет даже в 1900 году, не то что в 1895 г., не было никаких улиц, поселений обратимся к первому «Путеводителю по Великой Сибирской железной дороги». На странице 321 написано, что ст.Тайшет 3 класса, 1431 верста от Челябинска, имеет буфет, врачебно-питательный пункт, в 10 верстах от станции с.Бирюса…Нет ни слова о существования населенного пункта Тайшет, только станция. В «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге» 1901-1902 гг. издания записано уже так: «Ст.Тайшет…В полосе отчуждения при станции образовался поселок разночинцев…Вблизи станции торговое селение Тайшет (142 души обоего пола…». Таким образом, в 1895 г. не было никакого поселения на южной стороне дороги. Образовалось оно в период 1900-1902 гг. Сначала возникает выселок, которое разрастается до размеров поселения в 142 души. Есть документальное подтверждение этому: в метрической книге Бирюсинской церкви за 1902 г. есть упоминание о выселке Тайшет: 29 октября 1902 г. родился мальчик Михаил, восприемником которого стал урядник выселка Тайшет Савельев. Слово «селение» не следует понимать как «село», так как село в России 19 в. это достаточно крупный населенный пункт с церковью, часто административный центр волости. Церковь же в Тайшет была построена в 1906 году, Тайшетская волость образована в 1910 г.
На странице 11, в продолжение описания строительства тайшетского участка Средне-Сибирской железной дороги, авторы юбилейного издания пишут: «К весне 1897 года завершилось строительство плотины на Тайшетке…». Здесь тоже допущена неточность инженерного смысла: строилась не плотина, а сооружена высокая насыпь, в основании которой имелось две каменных водоотводных трубы.
Глава 2. Ошибки Шишкова и Дерина
Историю датировки основания населенного пункта Тайшет можно проследить и по неопубликованным, архивным материалам. Обратимся к первому из них. Существует документ, в котором датировка основания Тайшета совершенно иная, не 1893 г., 1895 г. и не 1897 г. Это официальный ответ председателя Тайшетского Горисполкома Н.Шишкова от ноября 1961 г. на просьбу государственного издательства «Политическая литература» сообщить точную дату основания города Тайшет. В ответном письме главы города буквально сказано, что «…населенный пункт возник в 1890 году с присвоением названия Тайшет, городом утверждён в марте 1938 г.». При этом он вовсе не упомянул об источниках своей информации. На чём основывался глава города, указывая на 1890 год, не ясно. Попытаемся опровергнуть историческую достоверность этого утверждения.
Управление строительства 2-го участка Средне-Сибирской дороги в 1896 г. составило перечень населенных пунктов Нижнеудинского уезда, расположенных в полосе будущей дороги. В перечне названы деревни и села современного Тайшетского района, находившихся на расстоянии от 1 до 10 верст от будущей дороги: д.Ключинская, д.Черемшанка, с.Полу-черемхово, д.Еловая, д.Енисейка, с.Конторка, с.Бирюса, д.Окульшет, с.Байроновка, д.Разгон, д.Никольская. Населенный пункт Тайшет не назван. Значит, его не существовало в 1896, а следовательно, и в 1890 г. Вряд ли составители перечня населенных пунктов пропустили, не заметили существования Тайшета. Таким образом, датировка основания Тайшета 1890 годом не верна.
В другом архивном документе – «Характеристика г.Тайшета на 1 января 1954 г.», подписанным председателем Исполнительного комитета Тайшетского городского Совета депутатов трудящихся Дериным, сказано: «Город Тайшет возник в момент строительства железнодорожной линии в 1893 году маленьким селением.». Но Дерин, опровергая Шишкова, сам дает исторически не верную датировку основания Тайшета. Как уже говорилось, в 1893 г. никаких строительных работ на 2-ом участке, в том числе и на тайшетском, Средне-Сибирской железной дороги не велось. Удивительно, такие ошибки допускают не краеведы-любители, а руководители города Тайшет.
Таким образом, названные архивные документы нельзя принимать, как достоверные источники, так как они противоречат друг другу, опровергаются иными архивными документами. Кроме этого, в рассмотренных документах нет ссылок на первоисточники.
Глава 3. Ученые тоже ошибаются
В 1993 году сотрудники лаборатории архитектурного наследия при архитектурном факультете Иркутского государственного политехнического института по заказу Иркутского Центра сохранения историко-культурного наследия провели исследование. Целью было дать научное описание развития населенного пункта Тайшет, составить список городских объектов, представляющих историко-архитектурную ценность, и провести инвентаризацию памятников истории и культуры. В отчете по итогам проведенной работы сказано буквально следующее: «История Тайшета писалась с «чистого» листа» начиная с 1890 года.». К названной исследовательской работе приложен список объектов представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В список попало 59 объектов, из них 15 (это 25.4 %) якобы построены в период 1890-1895 гг. (девять жилых домов, здания двух контор, здания двух жилых казарм, одно здание школы, одно здание склада).
На пятой странице отчета написано: «Условно можно разделить архитектурную историю Тайшета на несколько этапов: 1. Этап первоначального строительства 1890 — 1897 гг.». На шестой странице изображена «Схема первоначальной планировки /реконструкция на 1895 г./» с надписью «Точка архивной фотосъёмки приблизительно 1893 г.».
Таким образом, ученые-архитекторы утверждают, что населенный пункт Тайшет основан в 1890 г., и к 1895 году здесь имелось не менее 15-ти зданий различного назначения. Сразу же отметим, такого достаточно большого населенного пункта, составители списка населенных пунктов в полосе строящейся железной дороги в 1896 году не могли не заметить! Почему же они его «не заметили»?
В отчете сотрудников ИрГПИ ни одно их утверждение не подтверждено документально, не пояснены некоторые ссылки на какие-то архивы. Например, что это за «архивная фотосъемка приблизительно 1893 года»?
Обратимся еще к одной научной статье. В Интернете на сайте «Иркипедия. Все о Приангарье» в разделе «Города Иркутской области» в статье Винокурова М.А. и Суходолова А.П. о Тайшете написано: «Своим появлением Тайшет обязан Транссибирской магистрали. При ее строительстве весной 1897 г. было основано небольшое поселение, где осенью того же года, с началом железнодорожного движения, открыли станцию…». В статье дан перечень основных событий Тайшет, среди которых события указывающие на дату основания: «Весна 1897 г. В период прокладки Транссиба вблизи реки Тайшетки основано поселение; осень 1897 г. — прибытие первого поезда и открытие железнодорожной станции Тайшет…». Во-первых, не указано что это за поселение. На самом деле это был поселок строителей и железнодорожников при станции Тайшет. Авторы статьи не сделали такого уточнения, а ограничились общим понятием «поселение». Что считать под словом «основано» поселение» ? Авторы рассматриваемой статьи не объясняют это. Основано – началось строительство поселка? Если так, то это произошло не в 1897 году, а гораздо раньше, в 1894 г.
Далее. Указана дата прибытия первого поезда – осень 1897 г. Здесь вовсе непонятно. О каком поезде идет речь? О поезде, сформированном специально для торжественной встречи, как это было в Иркутске? Такой торжественной встречи в Тайшете не было. Нет никаких упоминаний в литературе о строительстве Сибирской железной дороги о такой встрече. Или строительный поезд? Если строительный поезд, то он прибыл на ст.Тайшет вместе с укладкой главного пути – в мае-июне 1897 г., а не осенью.
Возможно, речь идет о пассажирских или товарных поездах, а не рабочих строительных? Тогда обратимся еще к одной научной книге – «Железнодорожный транспорт Восточной Сибири. Из 19 в 20 век.1837-1941 г.». Так вот, по сведениям из этой книги « пассажирское движение между станциями Ключинская — Иркутск открылось 1 сентября 1898 г. Тогда же началось товарное движение.».
Уточним сведения о начале разного движения разных поездов из другого источника. «Средне-Сибирская железная дорога открывалась для временного движения поездов участками: участок Канск – Ключи (Ключинская) — 1 января 1898 годы; Ключи — Тулун — 15 февраля 1898 года. Правильное же движение поездов на всем протяжении дороги от Красноярска до Иркутска началось 1 января 1899 года.
Заключение
В исследовании проанализировано 3 опубликованных источника, 1 справочник, 8 архивных материалов, 2 материала периодической печати, 5 материалов в Интернете. В результате работы установлено, что на сегодняшний день множество мнений по дате основания населенного пункта Тайшет, о событии как отправной точкой истории Тайшета, о времени укладки главного пути Сибирской ж/д на ст.Тайшет, по дате прибытия первого поезда на ст.Тайшет, о первой форме поселения под названием Тайшет, о его первой улице и первом жителе. Все это позволяет сказать, что по прошествию почти 120 лет со времени начала строительства Сибирской железной дороги и станции Тайшет нет подлинной начальной истории этой крупной ныне станции ВСЖД. Для выяснения этой истории впервые в тайшетском краеведении привлечены материалы РГИА. Основываясь на них, автор исследования считает:
— за отправную точку истории Тайшета, как станции и как поселка при ней, следует взять 1894 год. Именно в этом году начались строительные работы на 11-он участке строительства ж/д от Красноярска до Иркутска;
— история города Тайшета началась с поселка при станции и его первой улицы Вокзальной (ныне Северовокзальная);
— южная сторона города началась с выселка в период 1900-1902 гг. Выселок (выселки), в России сельские поселения, все жители которого переселились из другого населенного пункта. Обычно сохранялось название прежнего поселения с добавлением слова «Выселок».
— первым жителем Тайшета нельзя считать человека, поселившегося на южной стороне города, так как она возникла позже, чем северная, то есть поселок при станции;
— вести отчет юбилейных годовщин от времени получения Тайшетом статуса «город» (1938 г.) не правильно, так как это перечеркивает всю его начальную историю продолжительностью 44 года. Это почти половина всей истории Тайшета, если вести отчет с 1894 г.
— начальным событием истории Тайшета надо взять не укладка главного пути на станции Тайшет, не прибытия первого поезда, а первый колышек забитый строителями на тайшетском участке Сибирской железной дороги.
Источники и литература
Опубликованные материалы:
1.Тайшет-город стальных магистралей. Коллектив авторов. –Красноярск: Сибирские промыслы, 2008.
2. Ж\д транспорт вост. Сибири . Из 19 в 20 век. 1837-1941 г. Под общ. ред Третьякова ВГ.- И.: Облмашинформ МПС, ВСЖД, ИИИЖТ, 2001 г.
Справочная литература:
1.Архангельский А.С., Архангельский В.А. Железнодорожные станции СССР. Справочник в 2-х книгах.-М.:Транспорт, 1981.
Материалы переодической печати:
1. Черневский А. Когда и как возник населенный пункт Тайшет // Путь к коммунизма, 1963 г.
2. Иркутские губернские ведомости, 1911 г….
Архивные материалы:
1.Отчет по постройке железной дороги от Красноярска до Иркутска. 1894-1898 г. С.28.
2.РГИА. Ф.350. Ф.364.
3.Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. Под ред. А.Н.Дмитриева-Мамонтова и инженера А.Ф.Здзярского.-СПб.: Товарищество художественной печати, 1900 г.С.321.
4.Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. -М.: Товарищество печатного дела и торговли И.Н.Кушнерев и Ко., 1901-1902 гг. С. 203.
5. Метрическая книга церкви с.Бирюсинского за 1902 г.
6.Фотоархив музея Красноярской железной дороги. Эпизоды реконструкции горных участков Средне-Сибирской железной дороги.
7. Архивный отдел администрации Тайшетского района. Ф.1.,77.
8. Отчёт о научно-исследовательской работе. Обследование объектов, представляющих историко-архитектурную ценность, и инвентаризация памятников истории и культуры г.Тайшета, 1993 г.
Интернет –ресурсы:
1.Википедия;
2.Иркипедия. Все о Приангарье. Географический указатель. Города Иркутской области;
3.http://zdr-gazeta.ru/index.php?newsid. Портал региональных корпоративных газет. Тамилова Т. От Красноярска до Иркутска.
4. http://www.1520mm.ru/history/sibirRail2.phtml. Как строили Сибирскую дорогу.
5. slovopedia.com