О Ристоланине Александре Петровиче на сайте «Тайшетская история» уже публиковались материала:»Слово о своем роде» (14.06.2019 г.); «Замечательное явление тайшетского краеведения» (19.08.2022 г.); «Маленькая иллюстрация Ристоланина А.П. о сибирском ссыльном тракте» (26.09.2022 г.). Лично я очень рад своему знакомству с ним, замечательным человеком и увлеченным исследователем. И всегда спешу делиться с читателями сайта с новыми результатами его генеалогического исследования. Александр Петрович вносит яркими в своей подлинности и натуральности красками фрагменты пока еще ненаписанной полностью картины прошлого земли тайшетской. Спасибо за это. Предлагаем его оценку новых результатах поисковой работы, и разделим радость по сему поводу. Пройдем вместе с ним вглубь сибирских веков:
«Четырнадцатое родословного древо рода Ознобихиных.
В 2022 году я закончил поиск родословных корней нашего рода Ознобихиных, берущих начало от служилых казаков Ознобихиных: Дмитрия, Тихона и Ивана,которые служили в Братском остроге в XVII–XVIII веках.
По итогам шестилетних поисков в архивах городов: Москвы (РГАДА), Иркутска (ГАИО), Братска, Тайшета, Улан-Удэ и от встреч с ныне живущими родственниками в этих городах и в селе Бирюса, удалось составить и написать родословную монографию- книгу «Родословное древо Ознобихиных. 1650-2022».
Книга 584 цветные страницы. Издательство «Перо». Москва. 2022.
А также составить родословную схему на 250 родственников.
От предка Дмитрия Кирилова сына Ознобихина (1650 г.р.) это составило тринадцать родословных колен нашего рода. Дальнейший поиск был прекращен ввиду того, что в архиве РГАДА архивные документы от 1650 годов и ниже в читальный не выдаются с оговоркой: «рукописи ветхие, выдачи на руки в читальный зал не подлежат».
Часть архивных документов архив переснял на фотопленку и ими можно пользоваться для просмотра в зале фильмокопий.
В августе 2024 года мне прислали информацию с сайта «Иркутская генеалогия», где в «Окладной книге на получение енисейскими казаками денежного жалованья, хлебного и соляного оклада…» за 1682 год в списке первой сотни пеших казаков обнаружены сведения следующего содержания:
- РГАДА. Фонд 214, оп.1-3, ед. хран. 738, стр.74 обор. «Митка Кирилов Ознобихин»
В том же списке обнаружена другая запись:
- РГАДА. Фонд 214, оп.1-3,ед.хран. 738, стр.78. «Кирюшка Иванов Озноби Брюхо – стар и увечен и службу служить не может в 190 (1682) году в евоКирюшкиноместо и оклад поверстан сын евоТихонко Кирилов».
Ранее, в архиве РГАДА была найдена запись о братьях казаках Ознобихиных.
- РГАДА. Фонд 214, оп.1, ед.хран. 815, стр. 141. «Ознобихин Тихон Кирилов-енисейский казак. 1684 г.». И там же имеется другая запись.
- РГАДА. Фонд 214, оп.1, ед.хран. 815, стр. 142 обор. «Ознобихин Дмитрий Кирилов- енисейский казачий десятник.1684 г.».
На основании вышеприведенных записей Кирюшка Иванов Озноби Брюхо является отцом своих сыновей Митки (Дмитрия) и Тихонко (Тихона). В последующем прозвище перешло к сыновьям уже как «сын Кирилов Ознобихин».
Прозвище отца «Озноби Брюхо» возможно было дано, указывая на нездоровье уже немолодого казака, с проблемой пищеварения и полученной травмой, как «стар и увечен».
В результате осмотра Окладных книг за ранние 1669, 1675 годы, удалось найти Кирилку Иванова Устюжанина, пешего казака енисейского отряда, что служит «в Брацких и Ыркуцких острогах и на Байкале озере без переменно».
Путем сопоставления и анализа сведений состава первого отряда за разные годы пришел к выводу, что Кирилка Иванов Устюжанин – тот самый Кирюшка Иванов Озноби Брюхо. В те времена сложные составные именования служилых были не редкостью, полнота сведений нужна была для учета в Окладных книгах для выдачи казакам государева жалованья. Со временем прозвище «Устюжанин» отпало.
Прозвище «Устюжанин» было даноему по прибытию в Сибирь из центральных районов России. Это прозвище указывает, что он прибыл из населенного пункта Устюг, что находится в нынешней Вологодской области, это город Великий Устюг.
- РГАДА. Фонд 214, оп.1-2, ед. хран.527, стр.319 обор. 1669 г.
Найдена дополнительная информация о братьях Тихоне и Иване Ознобихиных:
«Тишка Кирилов сын Ознобихин в прошлом 206 (1697) годуон Тишка в Брацкомостроге умре. И в нынешнем 1700 году октября 13 дня по Указу Великого Государя по выписке за пометою с приписью Алексея Пустобородова поверстан по Енисейску в пешую казачью службу на ево Тишкино место и в ево оклад енисейский казачий сын брацкий житель брат его Тишкин – Ивашко Кирилов сын Ознобихин и велено ему быть жить вечно в Брацком государеву пешую казачью службу служить с его братьями енисейскими казаками — брацкими жителями по очереди в равенстве».
В дальнейших поисках удалось найти откуда родом наш Кирилко Иванов, до переезда в районы Сибири. Согласно переписи Великоустюгского уезда за 1626 год находим запись: « Устюжского уезда в разных станех и волостях села и деревни и починки и пустоши Архангельского монастыря, что на Устюге на посаде, в них половники. Сухонский Черный стан (***).
(158) Стан Сухонской Черной, а в нем государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси деревни черные.Деревня Псарево, а Кошелево тож на речке ВайкалицеПрокофьевского попа Семена, что на Устюге на посаде. Сын его Миронко да половники его Сенка да Ивашко Дементьевы. Кирилко Иванов».
- РГАДА, Фонд 1209, оп.1, ед. хран.506.
Теперь понятно из каких мест родом наш Кирилко Иванов, который в дальнейшем при переселении в Сибирь получал новые прозвища: Кирилко -Иванов – Устюжанин- Озноби-Брюхо. В конечном итоге оставил своим сыновьям Дмитрию, Тихону и Ивану фамилию Ознобихины!
Вывод: на основании вышеизложенных архивных записей, удалось найти отца «Кирюшку-Иванов-Устюжанин-Озноби-Брюхо» для братьев Ознобихиных, что добавило еще одно – четырнадцатое родословное колено нашего рода.
- РГАДА. Фонд 214, оп.1-4, ед. хран.1259. Стр. 444. 1699 г.
А.П.Ристоланин. Краевед. Москва. 2024 г.»
С разрешения Александра Петровича — приложения (биографическая справка; архивные документы, родословное древо)