22 апреля 1961 года во дворе школы — интерната №2 , ныне лицей № 12 РЖД, на дорожке к крыльцу школыпрямёхенько напротив парадного входа в здание школы установили на высоком пьедестале бюст вечно живому Владимиру Ильичу Ленину-Ульянову. В 91 годовщину со дня его рождения (1870 — 1924 гг.). Как положено на таких мероприятиях прозвучал гимн СССР, выступили с речами партийные, советские, комсомольские, пионерские активисты, передовики производства: инструктор городского комитета КПСС Куколин, депутат городского совета депутатов трудящихся Федосеев, руководитель бригады коммунистического труда вагонного депо Рикутина, председатель Совета пионерской организации школы-интерната Полтуховская. Секретарь горкома ВЛКСМ Патрин вручил комсомольские билеты новым членам коммунистического союза молодежи — ученикам Гордееву Вячеславу, Губанову Сергею, Попову Василию, Синякову Валерию, Чекалину Геннадию и другим мальчишкам и девчонкам. Не обделили внимание младших школьников — третьеклашек приняли в пионеры.
В завершение политического обряда все дружно спели «Интернационал», международный пролетарский гимн, до 1944 г. он был и гимном СССР:
Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь Мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.
Весь Мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый Мир построим:
Кто был ничем, тот станет всем….
Митинг завершился, затем его участники с удовольствием посмотрели концерт художественной самодеятельности школьников. ( репортаж Иволгина В., фото Уникаускаса А., Заря коммунизма , 1961 г.).
Когда демонтировали этот памятник мы не знаем. Скажем только что в школе интернате еще демонтировали и музей Ленина, довольно большой по площади. Исчезли бюсты Ленина и из помещений практически всех предприятий и учреждений Тайшетского района. Ветра политических перемен всегда безжалостны…
Трудно сказать ценность и значимость памятников Ленина. Ныне их просто не замечают. Если только выполнены они в какой-то чрезвычайно интересной форме или необычного материала.
Говорят, что «в рамках концепции экономического развития муниципальных территорий культурно — историческое наследие стоит рассматривать как экономический, социальный, культурный потенциал, воплощенный в культурных материальных объектах и нематериальных ценностях». Не поспоришь с этим. Однако важно знать какие объекты наследия усиливают потенциал, а какие есть лишние, малозначимые, или вовсе никчемные. Как говорил Ницше, собранное огромное количество антиквариата может в какой-то момент просто завалить нас, и мы под ними погибнем.
Само по себе эти объекты не играют никакой роли. Важно умело их сохранять и использовать. Такая работа в нашем муниципалитете ведется, но как-то кособоко, сикось-накось.