фото: Архив музея истории ВСЖД

Gudok.ru.  Газета Восточно-Сибирский путь Выпуск № 054 04.04.2017

7 полоса

Следует воздать должное строителю станции Тайшет, а старейшей библиотеке – вернуть первородное имя

До недавнего времени об инженере путей сообщения Василии Манучарове было известно только то, что он считается создателем впоследствии названной его именем библиотеки в Тайшете. Но сегодня пришла пора сказать обо всём, что должно сохраниться в истории об этом замечательном человекеи об этой замечательной фамилии.

Как писала газета «Восточная заря» за 18 января 1910 года, «основу библиотечного фонда составило личное собрание начальника 11-го участка (при строительстве первой колеи) Василия Львовича Манучарова в количестве 700 экземпляров книг, подаренное им библиотеке».

А в одном из номеров «Восточного обозрения» за 1904 год читаем: «Отрадное впечатление выносит случайный посетитель железнодорожной библиотеки станции Тайшет имени Василия Львовича Манучарова. Эта опрятненькая, в несколько шкафов, библиотечка с небольшим подбором произведений русской и иностранной литературы и несколькими журналами является единственной духовной пищей для интеллигента, заброшенного судьбой в это захолустье».

Рецепт этой духовной пищи

После строительства железной дороги оставалось несколько десятков рублей, и на них-то Манучаров предложил тайшетской интеллигенции основать библиотеку.

Инженер путей сообщения, строивший станцию Тайшет, требовал от подрядчиков высокого качества работ. Манучаров лично и со всей тщательностью проверял каждый объект. Это была станция третьего класса, расположенная посередине вверенного ему участка, и он искренне верил в прекрасное будущее небольшого посёлка, рождённого железной дорогой.

И – не ошибся. Тайшет стал городом с населением в 34 тыс. жителей и важнейшим транспортным узлом четырёх направлений. Через него проходит и автомобильная дорога федерального значения, отсюда берёт начало нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан».

Кто такой Василий Львович (Асланович) Манучаров? Вероисповедание армяно-грегорианское. Родился в 1858 году Тифлисе. Отец его, Манучарьянц Аслан (в переводе на русский – Лев) – обер-офицер, принадлежал к старинному роду дворян, заслуживших причисление к высшему сословию империи успехами на военной и государственной службе.

После окончания Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения Императора Александра I в 1883 году Василий Манучаров был удостоен звания гражданского инженера с правом на чин губернского секретаря. Состоял причисленным к Министерству путей сообщения штатным инженером VIII класса и прикомандированным к Управлению по сооружению железных дорог.

Выпускников ИИПС 1883 года отбирали на строительство возводившейся за казённый счёт Брест-Холмской железной дороги длиной в 106 вёрст (113 км). Её введение в строй датировано июнем 1887 года.

С 1 января 1889-го Василий Манучаров – на Закавказской железной дороге, исполняет обязанности производителя работ II разряда по постройке обходной линии Квирилы – Михайлово и тоннеля чрез Сурамский перевал. Этот подземный коридор протяжённостью в 4 км, открытый в 1890 году, стал первым железнодорожным тоннелем в России и долгое время был самым длинным в стране.

С 26 августа 1890-го инженер Василий Манучаров в должности производителя работ 1-го разряда направлен в экспедицию по изысканию железнодорожной линии через главный Кавказский хребет. 31 октября того же года награждён Орденом Станислава III степени.

Дворянская сибириада

С 1 мая 1895 года он на прокладке Сибирской железной дороги. Направлен в Томск производителем работ по постройке мостов. В 1896 году назначен начальником 11-го строительного участка пути.

По списку чинов ведомства путей сообщения на 1896 год значится: «Манучаров Василий Асланович. Состоит по министерству штатным инженером VIII класса. Женат (на православной), 1 сын и 4 дочери. Место жительства: с. Бирюса… Содержание – 5000 руб. в год».

11-й участок относился к горной местности, к тому же пересечённой многочисленными реками и ручьями. Манучарову пришлось строить множество мостов и водопропускных труб. На одном из отрезков в 67 вёрст их было 70.

Во время строительства дороги между Красноярском и Иркутском находилось всего два небольших городка – Канск (9 тыс. жителей) и Нижнеудинск (6 тыс.). А на участке В.Л. Манучарова вообще встречались лишь редкие поселения в несколько десятков дворов у почтового тракта. Сложно было найти подрядчиков и поставщиков материалов, рабочую силу приходилось «выписывать» из европейской части России.

Правда, не было проблем со строительными материалами: лес брали с земель, принадлежавших министерству государственных имуществ, а камень − с карьеров, устроенных недалеко от будущей линии. К тому же начальникам участков были предоставлены большие полномочия. Манучаров сам определял, какой именно вид хозяйственного способа применить в том или ином случае, чтобы наверняка справиться в назначенные сроки.

Под руководством Манучарова путь на вверенном ему участке в 106 вёрст был уложен в срок. Построены станции и разъезды Ключи, Юрты, Тайшет, Байроновка и Разгон.

Путь к станции Тайшет был уложен к середине лета 1897-го. С этого момента строительство зданий и сооружений, а также домов для служащих пошло быстрее за счёт доставки материалов рабочими поездами. Временное движение коммерческих перевозок грузов и пассажиров на участке Ключи – Тулун (308 вёрст) и Тулун – Иркутск (363 верст) было открыто с 16 августа 1898 года.

Что известно о семье? Жена Манучарова Евдокия Александровна, сын Арсен, дочери Евгения и Мария, о двух других дочерях данных нет.

Ещё Евдокия Александровна упоминается в метрической книге церкви св. Николая села Тайшет за 1911 год. Получается, что тогда они побывали здесь вторично в то время, когда шло переустройство горных участков Сибирской железной дороги и прокладка вторых путей. Василию Львовичу было 53 года. 

В 1913-м, судя по данным столичного адресного справочника, Манучаровы Арсен Васильевич (сын) и Евдокия Александровна проживали в Санкт-Петербурге по адресу: Дегтярный пер., 1. Манучаров Василий Львович там не упоминается. Отсутствует его имя и в более поздних изданиях. По воспоминаниям родных, «у всех Манучаровых были плохие сосуды, мало кому из близких родственников удалось преодолеть рубеж шестидесяти лет…». Можно предположить, что закончил свой жизненный путь Василий Манучаров в 1912 году.

Братья-просветители 

Известно, что у него было два младших брата.

Иван Львович (Ованес Асланович) родился в 1863 году в Тифлисе. Народоволец, журналист. После окончания Кутаисской гимназии поступил на математический факультет Петербургского университета, но так его и не закончил – исключён за участие в студенческих беспорядках в 1882-м. Примкнул к харьковской группе партии «Народная воля», сидел в Шлиссельбургской крепости, осуждён на десять лет, отбывал ссылку на Сахалине (1896–1902), откуда посылал корреспонденции в газету «Амурский край». В 1902-м поселился в Благовещенске. Служил корректором, секретарём редакции.

Умер в возрасте 46 лет, 29 мая 1909 года, похоронен на Воскресенском кладбище в Благовещенске.

Давид Львович Манучаров родился 1867 году, умер в 1942-м. Техник, железнодорожный служащий. «Брат народовольца И.Л. Манучарова» − так сообщают буквально все справочные источники. Есть в его биографии один примечательный факт. Беспокоясь о сосланном на Сахалин брате, он в 1896 году обратился с письмом к А.П. Чехову, который во время своего пребывания на Сахалине в 1890 году изучал быт сахалинских каторжников и был хорошо знаком с местными реалиями. В ответных письмах от 5 и 21 марта Антон Павлович подробно ответил на все вопросы Давида Манучарова о жизни политических ссыльных и обещал похлопотать за брата.

В историю Сахалинской общественной библиотеки Иван Львович Манучаров (Ованес Арспаньян Манучарьянц) вошёл как «один из ярких представителей библиотечных работников»: «Дворянин по происхождению, Манучаров в студенческие годы сердцем принял идеи революционного народничества и включился в борьбу с царизмом. За устройство подпольных типографий и оказание вооруженного сопротивления при аресте в 1885 г. Иван Львович лишается всех прав состояния и приговаривается к смертной казни, заменённой впоследствии десятью годами каторги. После десяти лет пребывания в страшной Шлиссельбургской крепости Манучаров в 1896 г. оказывается в ссылке на Сахалине, где провёл 6 лет своей жизни».

Далее отмечается, что именно в период работы И.Л. Манучарова в должности заведующего Сахалинская общественная библиотека становится центром культурной жизни поста Александровского. Сам же Манучаров с единомышленниками участвовал в организации мероприятий первой Всероссийской переписи населения. Он добился от властей разрешения на то, чтобы библиотекой могли пользоваться простое население и ссыльнопоселенцы.

Это значит, во-первых, что А.П. Чехов исполнил своё обещание: Иван Манучаров был устроен на работу заведующим (!) библиотекой. Он участвовал в мероприятиях по переписи населения – как и сам Чехов во время своего пребывания на Сахалине. Во-вторых, волей судьбы и стечением обстоятельств в то же самое время старший брат Василий Манучаров в Сибири, выполняя нелёгкую задачу по осуществлению самого грандиозного государственного проекта Александра III – строительства Великого Сибирского пути – также не забывал о просветительной деятельности, создавал на Транссибе условия для полнокровной жизни, и доказательство тому – первая общественная библиотека в Тайшете.

Это удивительное духовное единение братьев произошло благодаря их прекрасному воспитанию в лучших традициях российского дворянства, которое они получили в семье. Книги и любовь к чтению помогали им в трудных жизненных ситуациях. Только из-за существенных расхождений в политических воззрениях их пути к благородной цели оказались разными. 

В свете событий 1917 года память сохранилась лишь о среднем брате – народовольце И.Л. Манучарове. И только по крупицам, из всевозможных источников пришлось собрать представленный здесь материал о «царских путейцах» – Василии и Давиде Манучаровых.

Воздадим ли должное?

Зато обрели известность в России потомки Василия Львовича. Его сын Арсен (1885–1944) строил железные дороги, самый мощный в стране Новокраматорский завод тяжёлого машиностроения, руководил строительством оборонительных рубежей в окрестностях столицы. 

Внук Андрей Арсенович Манучаров (1917–2001) − заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации, участник Великой Отечественной войны. Всего освоил 106 типов самолётов. Внёс большой вклад в испытания многоразовой космической системы «Энергия-Буран».

Внучка Мария Арсеновна Манучарова (1922–1986), как и её брат, с детства увлеклась авиацией. С началом Великой Отечественной окончила курсы медсестёр и добровольцем ушла на фронт. Уже после войны защитила дипломный проект в МАИ и получила диплом инженера по новейшей в то время специальности – «воздушные реактивные двигатели». Её сразу же приняли в конструкторское бюро, где она доросла до должности главного расчётчика перспективного отдела.

Вторая внучка Василия Львовича, пожелавшая сохранить фамилию матери и деда, Евгения Манучарова, была известной журналисткой, научным обозревателем, редактором отдела науки газеты «Известия» и еженедельника «Неделя». Для её аттестации достаточно вспомнить серию выступлений «Известий» и «Недели» против грандиозного проекта поворота сибирских рек, с чем боролся и наш великий писатель Валентин  Григорьевич Распутин.

Следовало бы вернуть имя Василия Манучарова главной библиотеке города или назвать его именем улицу, а может быть, установить бюст или памятник. Решать это, конечно, администрации, но думается, что найдётся среди благодарных тайшетцев немало людей, способных сделать посильный благотворительный взнос на памятник зачинателю и строителю самой известной сегодня на Транссибе станции четырёх направлений.

Автор: Татьяна Гордиенко, инженер путей сообщения, кандидат исторических наук

Loading