(Ангарлаг, Ангарский ИТЛ, Ангарстрой) был организован  13.01.1947 г. и действовал до 1.01.1960 г. История ИТЛ: Восточный ИТЛ из состава Управления «Строительства-500» на Дальнем Востоке был переброшен в Братск и переименовано в  Управление Ангарского ИТЛ. Вместе с Управлением этим были переброшены к Братску для строительства западного участка БАМ несколько лагерно-производственных подразделений:  два строительных отделения ( 20 колонн), минимальное количество имущества для обустройства колонн, ремонтно – механические мастерские с полным штатом  инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих-заключенных и вольнонаёмных.  Управление этого лагеря находилось в с.Братск, затем в п.Заярск. Кодовое название ВП-120, телеграфный код «Ангара».

     Первоначально Ангарский ИТЛ подчинялся Западному Управлению строительства западного участка БАМ и лагерей; с апреля 1948 г. Управление Ангарского ИТЛ вышло из состава ЗУС и ИТЛ и стало самостоятельной организацией напрямую подчиняющееся Главному управлению лагерей железнодорожного строительства НКВД СССР; затем он подчинялся МЮ СССР; с января 1954 г. подчинялся Главному управлению лагерей  (ГУЛАГ)   МВД  и с 1957 г. Главному управлению исправительно-трудовых колоний (ГУИТК) МВД СССР.

     Производственная занятость Ангарлага: строительство участка Братск-Усть-Кут западного БАМа, достройка участка Тайшет-Братск; перевозка грузов по строящемуся участку западного БАМа; строительство и работа промкомбинатов (напр. Топорковского и др.); лесозаготовки; деревопереработка;  сельхозработы; строительство и обслуживание Тайшетского ЦАРМЗ, Чунского ДОКа, Центрально-ремонтных мастерских в Илиме и других мастерских в Братске, Заярске ; строительство Ангаро-Ленского тракта до Усть-Кута; строительство речного порта в Осетрово и нефтебазы; перевалочной базы Дальстроя, строительство складов взрывчатых веществ и нефтепродуктов в Якуриме; судостроительного завода и поселка при нем в Усть-Куте; проведение погрузочно-разгрузочных работ; строительство жилья и объектов соцкультбыта; производство разнообразных вспомогательных работ и в частности изготовление щебня, извести, гравия, песка, камня и др. строительных материалов; пошив и ремонт одежды и обуви. По производственной необходимости лагерные колонны Ангарлага размещались на территории вдоль железной дороги от Тайшета до Усть-Кута и даже далее. Максимальное количество лагерных колонн (городков, зон рабочих и жилых)- …….на 19…год. В ИТЛ железнодорожного и автодорожного строительства принято лагерные городки и зоны называть колоннами, указывая на их постоянную подвижность, перемещение. Например, автоколонны.

     Численность заключенных: май 1947г. – 6701; декабрь 1947 г. – 15000; январь 1948 – 9646; январь 1949г.-35959; январь 1950 г. -43591; январь 1951г.- 41626; январь 1952 г. – 26852; январь 1953 г. – 21156; июль 1953 г. – 12016; январь 1954г. -20443; январь 1955 г.-14874; январь 1956 г. – 17057; январь 1959 г. – 13361; январь 1960 г. – 9927 человек.

Начальники: п/п  Филимонов М.В.; инженер/полковник  Грабовский Б.П.; п/п Левтеев Г.А.; п/п Малютин  Г.М.;

Селезнёв Е.С. Источники: Система исправительно-трудовых лагерей СССР. Справочник.

Loading