Факт существования в Тайшете в 1937 г. аэродрома подтверждается докладной запиской исполкома городского Совета депутатов трудящихся по вопросу о переводе поселка Тайшет в город. В самой записке сказано, что в Тайшете существовала «посадочная площадка для самолетов Гражданвоздухофлота».  По сведениям Я.Мустафина, уроженца Тайшета, писателя,  аэродром находился где-то в районе современной улицы им. Горького, ближе к зданию сегодняшнего военкомата и ДК железнодорожников. Более точное местонахождение этой посадочной площадки, иначе говоря, аэродрома, указывается в   решении Тайшетского горисполкома: «Разрешить Ангарстрою МПС строительство в 1954 году больничного городка, школы на 440 мест и интерната на площади 25 га бывшего аэродрома»  Речь идет о строительстве железнодорожного больничного городка, школы-интернат № 24 РЖД и ГПТУ 21.   Фотография 1935 года запечатлела в Тайшете   самолет марки У-2, что дает представление об эксплуатируемых самолетах того времени и представление об аэропорте. Сведений о назначении и функционировании первого тайшетского аэропорта за довоенный   период его существования не имеется.  В 50-е гг. малая авиация использовалась для подкормки растений в период всходов и вегетации, для борьбы с вредителями полей и лесов, аэросева семян лесов, таксации лесов, борьбы с лесными пожарами. Прополка зерновых культур с применением авиации была дешевле по стоимости, чем ручная. В 1956 г. сельскохозяйственная авиация Нижнеудинского аэропорта оказала большую помощь колхозам и совхозам Нижнеудинского, Тулунского, Куйтунского, Тайшетского районов в подкормке растений, в борьбе с сорняками и т.д. Хорошие отзывы о работе самолетов получены из колхоза «Перелом» (д. Половино-Черемхово) Тайшетского района…».    

Не ясно, где совершали посадку-взлет  эти самолеты сельхозназначения в Тайшете.  О строительстве нового аэродрома впервые был поставлен вопрос в марте 1959 г. Решением Тайшетского исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся № 34 от 20 марта 1959 г. выделен земельный участок (15 га) на юго-восточной окраине города, в конце улицы им.Пушкина, по правую сторону от Серафимовского тракта между его 4 и 5 км. Выделение земли под аэродром было сделано по просьбе Нижнеудинского отдельного авиационного отряда Восточно-Сибирского транспортного управления Гражданского воздушного флота. Решение об отводе уже 65 га земли под аэродром было заново утверждено 15 апреля 1965 г. В октябре было принято еще одно решение – увеличить площадь под аэропорт до 252 га.   В ноябре 1965 г. в Тайшете был открыт новый маршрут городского автобусного транспорта – «Автотранспортное предприятие – Аэропорт», что свидетельствует наличии действующего аэропорта. Действительно, в феврале 1965 года самолеты Тайшетского аэропорта летали по районным авиалиниям, о чем свидетельствует опубликованное в местной газете расписание полетов.  

   

О развитии пассажирского авиатранспорта в 50-е годы тайшетцы только мечтали. Планировалось в июне-июле 1959 г. открыть  авиалинии Тайшет – Иркутск, Тайшет – Октябрьский, Тайшет – Братск, Тайшет – Канск, Тайшет – Красноярск. Перевозки пассажиров будут осуществлять самолеты АН-2.

   

Самолет Ан-2 был основной самолет тайшетских авиалиний. Правда, в расписании полетов на 1965 г. назван еще самолет Як-12.   Но АН-2, как его называли «кукурузник», «Аннушка», а американцы почему-то называли «жеребёнком»,  был основной воздушной «рабочей лошадкой».       Активная роль авиатранспорта в хозяйстве Тайшетского района начинается в 60-х годах ХХ века. Был построен Тайшетский аэропорт, тот который в настоящее время находится на южной окраине города.  В  1965 году в Тайшетском районе действовали несколько авиалиний

1. Тайшет – Полинчет (через Шиткино – Шелаево)

2. Тайшет – Шелаево (через Шиткино)

3.Тайшет – Братск (через Октябрьский)

4.Тайшет – Нижнеудинск ) через Алзамай – Костино)

5. Иркутск – Красноярск ( через Зима – Тулун – Нижнеудинск – Канск).

     Воздушное сообщение было и с пос. Соляная. Авторам исследования не удалось пока установить, почему в расписании полетов в феврале 1965 г. в Соляную совершалось два рейса в день, а в осеннее – зимнее время рейсов в расписании не было.  

    Рейсы совершались самолетами Ан-2, Як-12  Самый длинным маршрутом над территорией Тайшетского района был маршрут Тайшет – Полинчет (с.Кондратьево). Самолет Ан-2 преодолевал этот маршрут с посадками в Шиткино и Шелаево, остановкой в Кондратьево за 2 часа, а чистое время полета 1 час.15 мин. Сегодня с п.Полинчет, с. Кондратьево нет ни железнодорожного, ни автобусного сообщений. Самолеты были единственным транспортом для жителей этих населенных пунктов. Рейсы на Красноярск и Иркутск совершались нижнеудинскими летчиками, а не тайшетскими. Коллектив Тайшетского аэропорта 1965 г.:

  1. Пилот, командир экипажа – Валерий Налётов
  2. второй пилот Анатолий Губанов
  3. пилот Николай Распутин
  4. пилот  Алексей Шевцов
  5. техник Константин Иванович Чернышов
  6. радиооператор Александра Васильевна Юшманова
  7. начальник отдела перевозок, кассир Алла Фаткулина.  

Самолеты Тайшетского аэропорта совместно с Тайшетским комитетом ДОСААФ в 1965 г. организовали курсы парашютистов для будущих солдат Советской армии.    Например, школьный товарищ Селезнева Е.С., Дротенок Иван в 1970 г. обучался от ДОСААФ парашютным прыжкам, а затем служил в воздушно-десантных войсках в г.Чирчик Узбекской республики СССР.

     В 70-е годы некоторые аэропорты района были закрыты, а в некоторых населенных пунктах открыты. Например, аэропорт п.Квиток закрыли, а в с. Черчет открыли. Начальником этого Черчетского аэропорта был Готовко Михаил Иванович.

   

«Полеты по местным авиалиниям таких самолетов как Ан-2 сильно зависели от погодных условий – сильный ветер, плохая видимость, дожди или снег мешали полетам. Авиапассажиры всегда были заложниками погоды. Иногда они целыми днями сидели в аэропорту в ожидании погоды, а ее могло и не быть, полеты отменялись. Пассажиры вынуждены были искать иные способы добраться до места назначения. Не все самолеты были оснащены мягкими сидениями. Часто салон самолета имел жесткие боковые сидения. В салоне постоянно стоял громкий рев мотора. В зимнее время в салоне было холодно. Но пассажиры терпели эти неудобства  только из-за экономии времени. Например, в с. Черчет не было автобусного, железнодорожного сообщения. Черчетцам приходилось ехать автобусом до с. Тремино, а далее как придется, даже пешком 18 км. На весь этот путь уходил весь день. А самолетом можно было долететь за 30 минут, а с посадкой в Шиткино, Тремино около часа. В таком же положении были жители пос. Полинчет, Кондратьево. Для них самолет был единственным видом транспорта.»

     

В 70-е годы ХХ века в Тайшетском аэропорту работали:

– начальник аэропорта Романов Виктор Павлович

– пилоты Кобяков Станислав Иванович, Сунсин Алексей Данилович, Кириндюлин Валерий Павлович, Семенов Виктор Максимович, Слободян Виктор Владимирович, Белобородов Николай Петрович, Ершов Владимир Ильич, Григорьев Олег (?). (фото 12 ).

 

– авиадиспетчеры Гайнетдинова Холеся Юсуповна,  Белкин Анатолий Михайлович

– радиооператор Мантузова Нина Егоровна

– инженер узла связи Янченко Сергей Иванович

– авиатехники Соловьев Анатолий Ефимович, Головчук Виктор Павлович, Шпаков Валерий Афанасьевич, Савкович Владимир Евгеньевич

– шофер Поливанов Владимир Иванович

– диспетчер Марач Сергей

– кассиры Бондаренкова Любовь Ивановна,  Кулакова Людмила Прокопьевна

     Начальниками сельских аэропортов Тайшетского района в 70-е годы были:

– п.Шиткино Резванов Александр

– п. Ново-Тремино – Ушаков Владимир

– с. Шелаево Кириллов Николай Павлович

– с. Кондарьево Гальянов Анатолий Иванович

– с. Черчет Готовко Михаил Иванович

– п. Соляная Щекачева Валентина Георгиевна.

    

Слободян Виктор Владимирович в 1970 г.   после окончания школы № 85, поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации и закончил его в 1972 г. , получив профессию пилота гражданской авиации. Был направлен в Нижнеудинский авиаотряд на должность 2-го пилота самолета Ан-2. С декабря 1972 г. работал в Тайшетском аэропорту вторым пилотом, в 1976 г. назначен командиром самолета АН-2. В 1981 г. Виктор Владимирович уже командир звена самолетов Ан-2. В 1988 г. экипаж его самолета занял 2 место по итогам авиационно-химических работ по СССР и был награжден серебряной медалью Выставки Достижений Народного Хозяйства СССР (ВДНХ СССР г. Москва). За время работы Виктора Владимировича в Тайшетском аэропорту произошло два авиапроисшествия: отказ двигателей двух самолетов в районе сёл Черчет и Кондратьево. Благодаря грамотным действиям пилотов происшествия не привели к тяжелым последствиям, пассажиры и пилоты, самолеты не пострадали.  

     Самолеты Тайшетского аэропорта производили разные авиаработы: перевозка пассажиров и грузов, почты, совершали санитарные вылеты к больным и пострадавшим, вели охрану лесов от пожаров и работы по их тушению, химическую обработку полей и лесов. Для детей в каникулярное время производились экскурсионные полеты в окрестностях Тайшета.

    Слободян В.А. считает, что все эти работы Тайшетского аэропорта были нужны людям, хозяйству района и города.

     Выяснить экономические показатели работы Тайшетского аэропорта не удалось из-за отсутствия доступных источников.

    В 1985 г. самолеты летали по линиям до Кондратьево, Шелаево, Черчет, Ново-Тремино, Соляная. Намечено было реконструировать аэропорт, планировались авиалинии Тайшет – Иркутск, Братск, Красноярск на новых самолетах Л-410.

    В конце 80-х годов количество полетов самолетов Тайшетского аэропорта сокращается по причине увеличения их себестоимости. В 1987 г. были закрыты авиамаршруты до Шиткино, Квиток, Черчет, Трёмино, Братск. Авиация продолжала еще вносить миниральные удобрения, вела обработку леса, перевозила грузы. В начале 90-х годов пассажирские полеты были вовсе прекращены. Самолеты совершали только полеты, связанные с охраной лесов и тушением пожаров.

    Тайшетский аэропорт  в 2007 г. был окончательно, официально превращен в аэродром Иркутской базы авиационной охраны лесов Агентства лесного хозяйства области. В БТИ хранится приказ о превращении Тайшетского аэропорта в базу авиационной охраны лесов.  Документы Бюро технической инвентаризации Тайшетского района дают представление о том, как был устроен аэропорт Тайшета. Территория аэропорта –  около 250 га . Длина взлетного полосы по данным авторов исследования составляло около 500 метров. Кроме самой взлетно-посадочной полосы на территории аэропорта размещались следующие помещения:

– административное здание, пилотское помещение, гостиница,техническое и производственное здания, три деревянных склада для хранения материально-технических ценностей, склад ГСМ. Общая площадь всех помещений составляла 388.7 кв. м. Часть зданий сохранились до сегодняшнего дня.

Автор:   Рубцова П., Селезнёв Е.С.  Источники: исследовательская работа «История авиационного транспорта Тайшетского района.»// Сборник исследовательских работ старшеклассников № 2, 2014 г.  Селезнёв Е.С.;  Селезнева Т.А, Селезнев Е.С. Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой Отечественной войны. Часть 1. Накануне войны» – Тайшет, 2010 г. Стр. 95.; Архивный отдел администрации Тайшетского района Ф.77. ех.15. Л.127.; Архив Селезнева Е.С.; Больше применять авиацию в сельском хозяйстве // Сталинский путь», 7 марта 1957 г.;Архивный отдел адм. Тайшетского района. Ф.77, оп.1. Ех. 32. Л.31.,  Ех.95, 98. ЛЛ. 164, 119. , Ф77. Оп.1. Ех.98. Л.119;  Заря коммунизма, 16 февр. 1965.; Д.Григорьев. Новые воздушные линии // Сталинский путь за 14 июня 1959 г.; Расписание движения самолетов с 15 ноября – 15 мая // Заветы Ильича, ноябрь 1965 г. [1] Г.Володин. Разрешите взлёт! // Заря коммунизма. 1965 г.; Г.Володин // Заря коммунизма, 22 августа 1965 г.; Воспоминания Селезнева Е.С. Записано в январе 2012 г. ; Воспоминания Слободян В.В. Письмо Слободян В.В. от  24.01.2012 г. Архив Бюро технической инвентаризации

Loading