Факт существования в Тайшете в 1937 г. аэродрома подтверждается докладной запиской исполкома городского Совета депутатов трудящихся по вопросу о переводе поселка Тайшет в город. В самой записке сказано, что в Тайшете существовала «посадочная площадка для самолетов Гражданвоздухофлота». По сведениям Я.Мустафина, уроженца Тайшета, писателя, аэродром находился где-то в районе современной улицы им. Горького, ближе к зданию сегодняшнего военкомата и ДК железнодорожников. Более точное местонахождение этой посадочной площадки, иначе говоря, аэродрома, указывается в решении Тайшетского горисполкома: «Разрешить Ангарстрою МПС строительство в 1954 году больничного городка, школы на 440 мест и интерната на площади 25 га бывшего аэродрома» Речь идет о строительстве железнодорожного больничного городка, школы-интернат № 24 РЖД и ГПТУ 21. Фотография 1935 года запечатлела в Тайшете самолет марки У-2, что дает представление об эксплуатируемых самолетах того времени и представление об аэропорте. Сведений о назначении и функционировании первого тайшетского аэропорта за довоенный период его существования не имеется. В 50-е гг. малая авиация использовалась для подкормки растений в период всходов и вегетации, для борьбы с вредителями полей и лесов, аэросева семян лесов, таксации лесов, борьбы с лесными пожарами. Прополка зерновых культур с применением авиации была дешевле по стоимости, чем ручная. В 1956 г. сельскохозяйственная авиация Нижнеудинского аэропорта оказала большую помощь колхозам и совхозам Нижнеудинского, Тулунского, Куйтунского, Тайшетского районов в подкормке растений, в борьбе с сорняками и т.д. Хорошие отзывы о работе самолетов получены из колхоза «Перелом» (д. Половино-Черемхово) Тайшетского района…».
Не ясно, где совершали посадку-взлет эти самолеты сельхозназначения в Тайшете. О строительстве нового аэродрома впервые был поставлен вопрос в марте 1959 г. Решением Тайшетского исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся № 34 от 20 марта 1959 г. выделен земельный участок (15 га) на юго-восточной окраине города, в конце улицы им.Пушкина, по правую сторону от Серафимовского тракта между его 4 и 5 км. Выделение земли под аэродром было сделано по просьбе Нижнеудинского отдельного авиационного отряда Восточно-Сибирского транспортного управления Гражданского воздушного флота. Решение об отводе уже 65 га земли под аэродром было заново утверждено 15 апреля 1965 г. В октябре было принято еще одно решение – увеличить площадь под аэропорт до 252 га. В ноябре 1965 г. в Тайшете был открыт новый маршрут городского автобусного транспорта – «Автотранспортное предприятие – Аэропорт», что свидетельствует наличии действующего аэропорта. Действительно, в феврале 1965 года самолеты Тайшетского аэропорта летали по районным авиалиниям, о чем свидетельствует опубликованное в местной газете расписание полетов.
О развитии пассажирского авиатранспорта в 50-е годы тайшетцы только мечтали. Планировалось в июне-июле 1959 г. открыть авиалинии Тайшет – Иркутск, Тайшет – Октябрьский, Тайшет – Братск, Тайшет – Канск, Тайшет – Красноярск. Перевозки пассажиров будут осуществлять самолеты АН-2.
Самолет Ан-2 был основной самолет тайшетских авиалиний. Правда, в расписании полетов на 1965 г. назван еще самолет Як-12. Но АН-2, как его называли «кукурузник», «Аннушка», а американцы почему-то называли «жеребёнком», был основной воздушной «рабочей лошадкой». Активная роль авиатранспорта в хозяйстве Тайшетского района начинается в 60-х годах ХХ века. Был построен Тайшетский аэропорт, тот который в настоящее время находится на южной окраине города. В 1965 году в Тайшетском районе действовали несколько авиалиний
1. Тайшет – Полинчет (через Шиткино – Шелаево)
2. Тайшет – Шелаево (через Шиткино)
3.Тайшет – Братск (через Октябрьский)
4.Тайшет – Нижнеудинск ) через Алзамай – Костино)
5. Иркутск – Красноярск ( через Зима – Тулун – Нижнеудинск – Канск).
Воздушное сообщение было и с пос. Соляная. Авторам исследования не удалось пока установить, почему в расписании полетов в феврале 1965 г. в Соляную совершалось два рейса в день, а в осеннее – зимнее время рейсов в расписании не было.
Рейсы совершались самолетами Ан-2, Як-12 Самый длинным маршрутом над территорией Тайшетского района был маршрут Тайшет – Полинчет (с.Кондратьево). Самолет Ан-2 преодолевал этот маршрут с посадками в Шиткино и Шелаево, остановкой в Кондратьево за 2 часа, а чистое время полета 1 час.15 мин. Сегодня с п.Полинчет, с. Кондратьево нет ни железнодорожного, ни автобусного сообщений. Самолеты были единственным транспортом для жителей этих населенных пунктов. Рейсы на Красноярск и Иркутск совершались нижнеудинскими летчиками, а не тайшетскими. Коллектив Тайшетского аэропорта 1965 г.:
- Пилот, командир экипажа – Валерий Налётов
- второй пилот Анатолий Губанов
- пилот Николай Распутин
- пилот Алексей Шевцов
- техник Константин Иванович Чернышов
- радиооператор Александра Васильевна Юшманова
- начальник отдела перевозок, кассир Алла Фаткулина.
Самолеты Тайшетского аэропорта совместно с Тайшетским комитетом ДОСААФ в 1965 г. организовали курсы парашютистов для будущих солдат Советской армии. Например, школьный товарищ Селезнева Е.С., Дротенок Иван в 1970 г. обучался от ДОСААФ парашютным прыжкам, а затем служил в воздушно-десантных войсках в г.Чирчик Узбекской республики СССР.
В 70-е годы некоторые аэропорты района были закрыты, а в некоторых населенных пунктах открыты. Например, аэропорт п.Квиток закрыли, а в с. Черчет открыли. Начальником этого Черчетского аэропорта был Готовко Михаил Иванович.
«Полеты по местным авиалиниям таких самолетов как Ан-2 сильно зависели от погодных условий – сильный ветер, плохая видимость, дожди или снег мешали полетам. Авиапассажиры всегда были заложниками погоды. Иногда они целыми днями сидели в аэропорту в ожидании погоды, а ее могло и не быть, полеты отменялись. Пассажиры вынуждены были искать иные способы добраться до места назначения. Не все самолеты были оснащены мягкими сидениями. Часто салон самолета имел жесткие боковые сидения. В салоне постоянно стоял громкий рев мотора. В зимнее время в салоне было холодно. Но пассажиры терпели эти неудобства только из-за экономии времени. Например, в с. Черчет не было автобусного, железнодорожного сообщения. Черчетцам приходилось ехать автобусом до с. Тремино, а далее как придется, даже пешком 18 км. На весь этот путь уходил весь день. А самолетом можно было долететь за 30 минут, а с посадкой в Шиткино, Тремино около часа. В таком же положении были жители пос. Полинчет, Кондратьево. Для них самолет был единственным видом транспорта.»
В 70-е годы ХХ века в Тайшетском аэропорту работали:
– начальник аэропорта Романов Виктор Павлович
– пилоты Кобяков Станислав Иванович, Сунсин Алексей Данилович, Кириндюлин Валерий Павлович, Семенов Виктор Максимович, Слободян Виктор Владимирович, Белобородов Николай Петрович, Ершов Владимир Ильич, Григорьев Олег (?). (фото 12 ).
– авиадиспетчеры Гайнетдинова Холеся Юсуповна, Белкин Анатолий Михайлович
– радиооператор Мантузова Нина Егоровна
– инженер узла связи Янченко Сергей Иванович
– авиатехники Соловьев Анатолий Ефимович, Головчук Виктор Павлович, Шпаков Валерий Афанасьевич, Савкович Владимир Евгеньевич
– шофер Поливанов Владимир Иванович
– диспетчер Марач Сергей
– кассиры Бондаренкова Любовь Ивановна, Кулакова Людмила Прокопьевна
Начальниками сельских аэропортов Тайшетского района в 70-е годы были:
– п.Шиткино Резванов Александр
– п. Ново-Тремино – Ушаков Владимир
– с. Шелаево Кириллов Николай Павлович
– с. Кондарьево Гальянов Анатолий Иванович
– с. Черчет Готовко Михаил Иванович
– п. Соляная Щекачева Валентина Георгиевна.
Слободян Виктор Владимирович в 1970 г. после окончания школы № 85, поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации и закончил его в 1972 г. , получив профессию пилота гражданской авиации. Был направлен в Нижнеудинский авиаотряд на должность 2-го пилота самолета Ан-2. С декабря 1972 г. работал в Тайшетском аэропорту вторым пилотом, в 1976 г. назначен командиром самолета АН-2. В 1981 г. Виктор Владимирович уже командир звена самолетов Ан-2. В 1988 г. экипаж его самолета занял 2 место по итогам авиационно-химических работ по СССР и был награжден серебряной медалью Выставки Достижений Народного Хозяйства СССР (ВДНХ СССР г. Москва). За время работы Виктора Владимировича в Тайшетском аэропорту произошло два авиапроисшествия: отказ двигателей двух самолетов в районе сёл Черчет и Кондратьево. Благодаря грамотным действиям пилотов происшествия не привели к тяжелым последствиям, пассажиры и пилоты, самолеты не пострадали.
Самолеты Тайшетского аэропорта производили разные авиаработы: перевозка пассажиров и грузов, почты, совершали санитарные вылеты к больным и пострадавшим, вели охрану лесов от пожаров и работы по их тушению, химическую обработку полей и лесов. Для детей в каникулярное время производились экскурсионные полеты в окрестностях Тайшета.
Слободян В.А. считает, что все эти работы Тайшетского аэропорта были нужны людям, хозяйству района и города.
Выяснить экономические показатели работы Тайшетского аэропорта не удалось из-за отсутствия доступных источников.
В 1985 г. самолеты летали по линиям до Кондратьево, Шелаево, Черчет, Ново-Тремино, Соляная. Намечено было реконструировать аэропорт, планировались авиалинии Тайшет – Иркутск, Братск, Красноярск на новых самолетах Л-410.
В конце 80-х годов количество полетов самолетов Тайшетского аэропорта сокращается по причине увеличения их себестоимости. В 1987 г. были закрыты авиамаршруты до Шиткино, Квиток, Черчет, Трёмино, Братск. Авиация продолжала еще вносить миниральные удобрения, вела обработку леса, перевозила грузы. В начале 90-х годов пассажирские полеты были вовсе прекращены. Самолеты совершали только полеты, связанные с охраной лесов и тушением пожаров.
Тайшетский аэропорт в 2007 г. был окончательно, официально превращен в аэродром Иркутской базы авиационной охраны лесов Агентства лесного хозяйства области. В БТИ хранится приказ о превращении Тайшетского аэропорта в базу авиационной охраны лесов. Документы Бюро технической инвентаризации Тайшетского района дают представление о том, как был устроен аэропорт Тайшета. Территория аэропорта – около 250 га . Длина взлетного полосы по данным авторов исследования составляло около 500 метров. Кроме самой взлетно-посадочной полосы на территории аэропорта размещались следующие помещения:
– административное здание, пилотское помещение, гостиница,техническое и производственное здания, три деревянных склада для хранения материально-технических ценностей, склад ГСМ. Общая площадь всех помещений составляла 388.7 кв. м. Часть зданий сохранились до сегодняшнего дня.
Автор: Рубцова П., Селезнёв Е.С. Источники: исследовательская работа «История авиационного транспорта Тайшетского района.»// Сборник исследовательских работ старшеклассников № 2, 2014 г. Селезнёв Е.С.; Селезнева Т.А, Селезнев Е.С. Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой Отечественной войны. Часть 1. Накануне войны» – Тайшет, 2010 г. Стр. 95.; Архивный отдел администрации Тайшетского района Ф.77. ех.15. Л.127.; Архив Селезнева Е.С.; Больше применять авиацию в сельском хозяйстве // Сталинский путь», 7 марта 1957 г.;Архивный отдел адм. Тайшетского района. Ф.77, оп.1. Ех. 32. Л.31., Ех.95, 98. ЛЛ. 164, 119. , Ф77. Оп.1. Ех.98. Л.119; Заря коммунизма, 16 февр. 1965.; Д.Григорьев. Новые воздушные линии // Сталинский путь за 14 июня 1959 г.; Расписание движения самолетов с 15 ноября – 15 мая // Заветы Ильича, ноябрь 1965 г. [1] Г.Володин. Разрешите взлёт! // Заря коммунизма. 1965 г.; Г.Володин // Заря коммунизма, 22 августа 1965 г.; Воспоминания Селезнева Е.С. Записано в январе 2012 г. ; Воспоминания Слободян В.В. Письмо Слободян В.В. от 24.01.2012 г. Архив Бюро технической инвентаризации