Людей (профессионалов, любителей) , чья деятельность связана с познанием прошлого. Думаю, это День не только ученых, но всех посвятивших себя познанию прошлого, его толкованию .Краеведов, например. По большому счету все летописцы были краеведами, благодаря им родилась наука История.  

    Некоторые считают: День историка является также возможностью для профессиональных и любительских историков объединиться и обменяться опытом и знаниями. Этот праздник способствует развитию исторической науки в России и поощряет людей заниматься изучением истории.
Кроме того, День историка помогает привлечь внимание к проблемам, связанным с сохранением исторических памятников и достижений, а также к важности поддержки исторических исследований. День историка – это важный праздник, который отмечает важность изучения истории для общества. Он призван подчеркнуть важность сохранения культурного наследия, помочь в развитии исторической науки и поддержать профессиональных и любительских историков. Значит , это День учителей , преподавателей истории в школах, вузах.

       Аргументировав это публикуем материал об одном из внеурочных просветительских мероприятий школы № 85. Оно было посвящено 40-летию начала завершающего периода строительства БАМа. Организатором игры-реконструкции была учитель истории Селезнева Татьяна Александровна. Активное участие приняли в игре ученики ее 6а класса , уже давно закончившие школы.

   Сценарий веселой и романтичной игры:

«БАМ  начинается в Тайшете».

Социально значимый, развлекательно—познавательный проект игра– реконструкция «Встреча строителей БАМа  в Тайшете в 1974 г»

Цель проекта: через воссоздание обстановки  прошлого воспитывать уважение учащихся к историческим фактам (начало строительства последней грандиозной стройки социализма).   Задачи проекта:

-развитие творческих компетенций  обучающихся;

-развитие навыком самостоятельной организации  школьного мероприятия;

-развитие эффективного взаимодействия и сотрудничества;

-развивать способности и умения  работать в  творческой группе для достижения социально значимой цели;

-развивать умение контролировать свою деятельность;

-развивать способности уважать друг друга и принимать на себя ответственность.

    Участники проекта:  учащиеся 9-10 классов,   непосредственные и опосредованные строители БАМа, выпускники школы 1974-1976 гг,  команда «Птенцы» ?,  родители обучающихся, учителя школы, классные руководители, творческая группа 6а класса. Место проведения- спортивный зал школы.

Время проведения-  24 апреля 2014 г.

  Оформление- флажки, плакат «БАМ начинается в Тайшете», шары, музыкальный центр, проектор, столы для жюри, видеофильмы,  музыка 70-х гг. ХХ века.,  стилизованная одежда  70-х гг. ХХ века. Дипломы для награждения. Ответственные за проведение проекта- учащиеся 10а, 10б, 10 в класса- творческая группа.

Ответственный за сценарий- Селезнева Т.А.

Ответственный за дежурство-10 А класс  Камышенко О.И.

Ответственный за оформление- 10 в класс Москаленко С.В.

Ответственный за музыкальное сопровождение-  – 9 а класс

Ответственный за уборку зала- 10 б класс Краско Т.М

Сценарий ( фонограмма — стук колес поезда)

Ведущие.       Добрый вечер! Здравствуйте! Приветствуем присутствующих на игре – реконструкции прошлого  «БАМ начинается в Тайшете»

Словно набат, прозвенело

Слово короткое БАМ.

Там, где тайга за рекою шумела,

Завтра стоять городам

 В апреле  1974 г.  первый  комсомольский стройотряд прямо с XVII съезда ВЛКСМ прибыл в Тайшет, чтобы начать строительство  БАМа. Его встречали  жители города- пионеры, комсомольцы, старшее поколение.  Звучали приветственные речи, играла музыка, плескались  красные знамена. Это событие произошло ровно 40 лет назад.  Сегодня  попытаемся   реконструировать  его.Идея строительства Бйкало – Амурской магистрали возникла еще в XIX  веке. Приглашаем  кандидата исторических наук Евгения Сергеевича Селезнева к микрофону  для исторической справки

Слайд- фильм.

    Масштабное строительство было возобновлено только в начале 70-х годов. Были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) – Комсомольск-на-Амуре протяженностью 3145 км, второго пути Тайшет – Усть-Кут (Лена) – 680 км, линий БАМ – Тында и Тында – Беркакит – 397 км.

 Байкало-Амурская магистраль проходит по территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, соединяя Новокузнецк с Тихим океаном. Она пересекает Иркутскую и Амурскую области, Бурятию, Республику Саха (Якутия), Забайкальский край и Хабаровский край. БАМ – последняя из «великих строек социализма».  Железная дорога протяженностью около 4500 км была проложена в одном из самых трудных для строительства – в геологическом и климатическом отношениях – регионов мира. Трасса пересекает одиннадцать полноводных рек и семь горных хребтов. Более 1000 км пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. На протяжении трассы пробито десять тоннелей, в том числе Северомуйский тоннель, построено 2230 мостов, более 200 железнодорожных станций и разъездов .  Знаковым событием в ходе строительства стала «золотая» стыковка на разъезде Балбухта в Каларском районе Читинской области , которая состоялась 29 сентября 1984 года в 10:05 по московскому времени. «Золотая» стыковка ознаменовала собой встречу восточного и западного сегментов магистрали, встречу двух групп строителей, двигавшихся навстречу друг другу в течение 10 лет. В строительстве дороги  приняли участие сотни тысяч строителей из СССР и других стран социалистического лагеря (Польши, Болгарии, ГДР). Процесс строительства получил впоследствии столь же неоднозначные оценки, как и его замысел.

     Неоценимый вклад в развитие Тайшета внесло строительство новой дороги. Появился поселок строителей, вырос Тайшетский  комбинат строительных изделий, улучшилось снабжение продуктами и промышленными товарами .

слайд- фильм

Итак, в апреле 1974 г. Тайшет встречает первый комсомольский ударный отряд строителей БАМа.

                                    (входят ученики- «стройотрядовцы», звучат стихи)

 Там, где таежные кедры

 В синее небо глядят,

 Встретишь везде, на любом километре

 Наших рабочих ребят.

 Знаем, что трудностей много

 Но мы с пути не свернем.

 Здесь вырастает не только дорога,

 Здесь мы и сами растем!

 Здесь трудовыми делами

 Каждый экзамен сдает —

 Кто-то свой главный рабочий экзамен,

 Кто-то свой первый зачет!

Мы  пришли … и Остаются с нами

 (Ты за это память не вини!)

 Первые палатки на Янкане,

 Ларбинские первые огни.

   Пролетят поезда, как ракеты,

 И их примут к своим берегам

 Города — молодые планеты

Из земного созвездия — БАМ.

 Мы полегче судьбы не искали

Шли упрямо, пролив сто потов,

 К Комсомольску — отцовской славе –

 Юность восьмидесятых годов.

 Когда моя последняя заря

 Взойдет над тенью смертного порога,

 Я буду знать, что за чертой итога

 Осталась жизнь, не прожитая зря.

 Все было в ней: и горькая печаль,

 Восторг любви и упоенье страсти,

 И детских рук немыслимое счастье,

И новых мест заманчивая даль,

 И будней бесконечная гряда,

 И трудных дел свинцовая усталость,

 И повседневной жизни суета,

 И праздников традиционных радость…

 Ничем не примечательная жизнь,

 И, право, нечем было бы гордиться,

 Когда б в нее, как вихрь, не ворвались,

 Великой стройки яркие страницы

Туманом лжи, апатии и лени,

 Родился БАМ, как мощная волна

Проснувшихся надежд и устремлений.

 Стране, погрязшей в омуте невзгод,

 Разнузданной коррупции и хмеля,

 БАМ стал необходим, как кислород,

 Высокой правдой замыслов и целей.

 Он нес с собой дыханье прошлых лет,

 Романтику борьбы и жажду славы,

 И радость неизведанных побед,

 И подвиги во благо всей державы.

 Когда Арала чистая вода

 Стонала от разгула вандализма

 В глухой тайге БАМ строил города

 Для будущей и настоящей жизни.

 Когда страну потряс вулкан страстей,

Национальных распрей, бед и чванства,

 БАМ стал примером истинного братства

 Одной судьбой сроднившихся людей.

Когда страну измучила беда

 Параличом шахтерской забастовки,

 БАМ, в дальний путь ,готовя поезда,

 Работал день и ночь без остановки.

Где тот, кто БАМ «дорогой в никуда»

Назвал в угоду модной коньюктуре?

 Вы слышите, как мчатся поезда

От  нашего Тайшета  до Амура?

 Спешат составы с лесом и углем

 По возведенной нами магистрали,

 Мы столько лет об этом дне мечтали,

 И этим днем гордимся и живем.

Живи и здравствуй вечно, магистраль!

Живи и здравствуй, бамовцев плеяда!

 И сохрани в душе своей печаль

О тех, кто не дожил до этой даты,

 Кого лишила радости судьба

 Пройти весь путь сквозь лихорадку буден,

 Пускай им «вечным памятником» будет

 Живущий и работающий БАМ.

Песня «Дым костра создает уют» исполняют юноши 10 а класса.

       Бамовский Комсомольский строительный  отряд  на вокзале ст. Тайшет  приветствовали пионеры!

Кто шагает дружно в ряд?

 1. Наш отряд, отряд орлят!

Как орлята здесь живут?

2. Дружно очень любят труд!

А девиз орлят каков?

3. Больше дела, меньше слов!

Слушай голос барабана

4. Тверже ногу, шире шаг!

Гордо реет стяг багряный

5. Озаренный солнцем флаг!

Даль весенняя лучится

6. Мы идем за рядом ряд!

И взлетает словно птица

7. Песня маленьких орлят!

13Рубят просеки они –

Валят лес, корчуют пни, —

Разбирают скалы.

Перемалывают грязь,

Через пади тянут связь,

Через перевалы.

Там, где камешки на дно,

Булькая, уходят,

Насыпают полотно

 И мосты возводят.

А потом на полотно

 За звеном кладут звено,

Крепко их сшивая.

Шпал и рельсов в них – не счесть.

Вот они-то БАМ и есть –

Магистраль стальная.

Очень нужен БАМ Сибири,

Очень нужен БАМ стране!

Нет таких сокровищ в мире,

Как в сибирской стороне.

БАМ торопится, спешит,

Ладно скроен, крепко сшит,

И хребты связав, и реки

 Прочной лентой полотна.

БАМ не просто стройка века,

А вторая целина.

 Пусть горны пионерские поют,

Пусть барабаны радостно гремят,

Всем тем, кто  БАМ построил
Звенит Пусть там и тут

Наш пионерский САЛЮТ.  

1 вед.: Всем! Всем! Всем!

2 вед.: Всем, кто любит жизнь!

1 вед.: Всем, кому противна скука!

1 вед.: Всем  , кто молод в душе!

Ведущий.: Всем гостям нашей встречи- строителям БАМа  и помощникам строителей! Пионерские бьют барабаны,

 Горны звонкие песни поют.

 Тем, кто дорогу  построил,

Наш пионерский —

 САЛЮТ!

   Ведущий: В строительстве БАМа  принимали участие  стройотряды разной направленности. Многие наши педагоги  работали в стройотрядах проводниками, тайшетцы  строили  здания и станции на железной дороге, снабжали население продовольствием, восстанавливали связь. Сегодня в  зале находятся  стройотрядовцы, работавшие на БАМе. Это Понкратьев Виктор, Ребрик  Александр, Бакулина Зоя, Сафонова Валентина,  Селезнев Евгений, Селезнева Татьяна, Спирина Наталья,  Никитюк Любовь,Канзена Елена, Михайлова Светлана, …..

Слайд-фильм о стройотрядовцах.

                                                    Песня

Две сессии сдано, забыто все давно

И чем теперь заняться -вот задача

Непросто угадать, как лето скоротать

Прибалтика , Кавказ иль просто дача,

Кружиться голова, в душе звучат слова, чему себя отдать в период летний,

А люди говорят, попробуй в стройотряд, каким он будет наш семестр третий

  Куда бы нас  ни бросила судьба,

 На стройки — по путёвкам комсомола,

 Вы приезжайте хоть на час сюда,

 На  БАМ, где проходила наша школа.

  Расскажем мы своим ученикам,

  О том, чем в жизни вы всегда гордились,

  Как строили  дорогу нашу БАМ

Чему на этой стройке научились.

О том, как дружно жил ваш стройотряд,

О том, как вы любили и мечтали,

Что поезда стрелой за рядом ряд,

Помчатся по таежной магистрали.

Я была проводником,

Этот труд так всем знаком,

Пассажиров разместить,

Вкусным чаем напоить,

Начисто вагон  отмыть,

И дровишек нарубить,

 Чисто тамбур подмести-

Всем счастливого пути.

Наш ударный стройотряд

Школой был для всех ребят,

Пусть не все носили шпалы,

Но тоже сделали немало.

Песня.

Рельсы упрямо режут тайгу,

дерзко и прямо в зной и пургу,

Веселей, ребята, выпало нам

строить путь железный, а короче — БАМ.

Скалы и чащи — всё он пройдёт,

наш работящий, смелый народ,

Веселей, ребята, выпало нам с

троить путь железный, а короче — БАМ.

Над Звёздным кружит наш вертолёт,

а мы утюжим топи болот,

Веселей, ребята, выпало нам

строить путь железный, а короче — БАМ.

И сквозь туманы и сквозь года

до океана помчат поезда,

Веселей, ребята, выпало нам с

троить путь железный, а короче — БАМ.

  Ведущий:   После торжественной встречи первого стройотряда вся молодежь отправилась в  Дом культуры железнодорожников. И праздник продолжился на танцплощадке.

 Начинаем  Вечер отдыха, посвященный строителям БАМа.   Вы услышите музыку 70- 80 — х годов, увидите танцы этого времени. Наши ученики  попытались воспроизвести внешний облик молодежи СССР.

Всю эту работу по подготовке Вечера отдыха предстоит оценить нашему жюри- это

Понкратьев Виктор– почетный строитель БАМа,

Манежнова Виктория — родилась в Магистральном, родители – строители БАМа

Ребрик Александр — обеспечивал надежную связь на   БАМе

Бакулина Зоя- строитель эксплуатационных зданий  на БАМе

Сафонова Валентина- обеспечивала  строителей БАМа необходимыми товарами,

Федорова Татьяна Николаевна – почетный строитель БАМа

Жюри предстоит определить  лучшую танцевальную пару, лучший  костюм в стиле 70-х гг., самый танцующий класс, самый дружный класс, самый веселый класс,  лучший танец в стиле 70-х годов.Работа непростая. Удачи! 

                         Любимой песней той поры была «Червона рута».

                                           Исполняет Догадова Юлия.

Танцы по традиции начинались с вальса.  Самым   популярным   певцом  в 1974 г.  был Валерий Ободзинский и   его песня «Белые крылья» . Итак, вальс.

  В 70-е годы на танцплощадке звучал фокстрот, пришедший к нам из эпохи «стиляг».

                   Смотрим исполнение медленного фокстрота  старшеклассниками из 10 а класса.

Запоминаем движения и повторяем фокстрот все вместе.

Строители БАМа любили танцевать в том числе и Буги- Вуги. 

Танец подготовили ученики 6а класса.

 Массовики – затейники на танцплощадке организовывали игры и развлечения.   Одним из них был  хоровод Дружбы.  (образовываются два кругу, участники движутся спиной друг к  другу, при остановке музыки  танцующие оборачиваются и обнимаются. Затем  хоровод  продолжается).

Продолжаем наш вечер.

Вспоминали  и старый рок – н- рол.  Мы смотрим его в исполнении 10 в класса. Все желающие могут присоединиться.

                                                                  Конкурс «Споемся!»

Во время танцевальной паузы  участники   вечера вспоминали свои любимые песни.  Проводим конкурс между командами КВН учителей «Шкрабы», выпускников школы  «Птенцы» и участников строительства БАМа  «Тонус». Конкурс называется «Споемся!».  Вы слушаете первые такты музыки, угадываете песню и пытаетесь исполнить куплет и припев.

Продолжаем танцевальный марафон.  Любимыми ритмами были – быстрые ритмы Джайва. Приглашаем 10 б класс.

Одним из любимых танцев был танец с хлопушками. Это обыкновенное танго. Но пару можно «разбить»  хлопком в ладоши. Те, кто остались в одиночестве, не уходят, а «разбивают» следующую пару.

С удовольствием танцевали и летку- еньку. Приглашаем старшее поколение в центр зала, покажите класс.  Ученики присоединяются.

Танцевальный марафон продолжается.   Объявляем «белый» танец.  Дамы приглашают кавалеров.(звучит песня  «Там, где  клен шумит».)

А сейчас мы  определим лучшую пару в ритме Джайва. (быстрая музыка 70-х гг «Листья желтые» и «Синий иней»)

                                              И еще раз любимый Валерий Ободзинский. 

Если удавалось принести магнитофон, то  часто звучали мелодии и ритмы зарубежной эстрады. (подборка музыки  70-х гг). И еще раз «Белый танец»

Жюри подводит итоги и объявляет победителей.

          Семенов С.И. (стройотрядовец)-« Строителям БАМа наше троекратное «Ура!»»

Одной из любимых песен  во время строительства была «Главное, ребята, сердцем не стареть!» исполняют все желающие, запевалы — Семенов С.И., Попов А.М. Забиров Е.Р.

Объявление итогов  танцевального конкурса, награждение.

             Исполнение песни Ю. Визбора «Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены» заканчивает вечер»

Будем рады использованию этого материала к предстоящему празднику завершения строительства БАМа, с указанием авторов этого материала.

Приложение 1

Приложение 2

Приложения 3

Приложение 4

Loading