Удержать в памяти все изменения этого периода сложно. Казалось бы  что такое пятнадцать лет для истории, миг короткий в истории… Тем не менее требуется  концентрированное выражение событий этого пятнадцатилетия. Таким концентратом будет книга “Тайшет – город стальных магистралей. 70 лет”, сборник иллюстрированных очерков 2008 года издания.   Это книга есть первая попытка создания летописи города несколькими очерками разных авторов и многочисленными фотодокументами.  

     Перечитаем, рассмотрим их, переосмыслим текст,  стараясь почувствовать, зафиксировать изменения без их оценки, хорошо или нет для тайшетцев.

      Названная книга  была первой  попыткой  администрации города  осмыслить  прошлое и настоящее  Тайшета. Но  получился  всего лишь простой, далеко не всех цветов,  калейдоскоп событий и лиц, объединенных   лишь ограниченными   полем деятельности,  отведенным временем, историческим контекстом, что в совокупности не позволило наполнить ее лучшим содержанием .

        Не будем  подвергать полной  критике текст всех очерков с точки зрения полноты, логики  исторического повествования и допущенных ошибок. Перелистывая станицы обратим внимание на  состоявшиеся изменения  за прошедшие  15 лет. Выявим изменения во всех областях жизни Тайшета, и, особенно интересно , в наших знаниях прошлого. Стали ли они более полными чем в 2008 году?

– Тайшет остается городом стальных магистралей, как и записано на обложке книги,  несмотря на сегодняшние  утверждения о его металлургическом настоящем.

– Из четырех видных, значимых персон (губернатор Есиповский, мэр района Зелезинский А.А., пред.городской Думы Шимко Д.), поздравлявших жителей Тайшета с  70-летием на первых страницах книги, в живых  лишь один – Заика Александр Михайлович, но уже совсем не у дел.

– последние краеведческие открытия не позволяют согласиться с датой основания Тайшета, с приведенной этимологией этого слова, с презентацией фотографии ж.д. депо как тайшетского. (стр.8).

– как ныне известно, в 1893 г.  первым руководителем строительства тайшетского участка Средне-Сибирской ж.д. был не Манучаров В.Л.; среди коренных жителей будущей тайшетской земли наряду с кетоязычными аборигенами были и тунгусы. (стр.9)

– водоналивная башня на привокзальной площади (вторая по счету) была сооружена не итальянскими рабочими; фотография эпизода строительства ж.д. сооружений не относится к тайшетскому участку;  “Сибирский путеводитель” (правильно название иное) какого года не указано и описание встречи первого поезда в Тайшете есть фейк; Василий Лаврович Жернаков  не был лавочником , а промышленным предпринимателем, торговцем из Тюмени (в Омске он имел лесопильный завод, ныне мы знаем его биографию, семью , фотопортрет и др.);  два здания паровозных депо были построены в разные годы и фотография на стр.12 это не первое , а второе депо . Зданий паровозных депо, памятники архитектуры, ныне не существуют, в прошедшее пятнадцатилетие снесены. (стр.9-10)

– священник Василий Шаравин не занимался “учетом населения административного Тайшетского поселения” (не допустимое определение) по простой причине – он был священником тайшетской церкви очень короткое время, так что записями в церковно-приходских книгах вели иные священнослужители и церковнослужители; возраст выходящих замуж или женившихся не соответствует указанному, они были старше, такой же как и сейчас; список учебных заведений Тайшета и списки учащих (так называли учителей в те годы) не правильные, не указано наличие с 1900 г. двухклассного училища Томской ж.д. помимо училища Министерства народного просвещения; переустройство отдельных участков Сибирской железной дороги и укладка вторых путей  происходило в 1906-1912 годы. Что и как переустраивалось ныне известно из     »”Пояснительная записка . Техническое описание работ по переустройству горных участков и устройству второго пути от Ачинска до Иннокентьевской Сибирской железной дороги 1906-1912 гг.».        Сведения эти опубликованы на сайте “Тайшетская история” – С высоты  птичьего полета и прожитых лет – 5″.  (стр. 12-13)

– Жернаков В.Л. не проживал в Тайшете, как и Манучаров В.Л.; производством кирпича занимались  не только Ульянов С., Поляков;  говорить о Тайшете как о городе на период его застройки неправильно, правильнее говорить о поселке-селе- поселке 1935 г. слово город применим к 1938 г.; к настоящему времени ни одного из деревянных зданий, памятников архитектуры, не существуют (кроме жилого дома по ул.Транспортной указанного как дом Манучарова (он с семьей  жил в с.Бирюса); в настоящее время имеются подробные сведения о переустройстве ж.д., схемы станции на 1903 и 1906 годы, биографии Жернакова, Манучарова и др. ; неправильно датировано открытие школ Тайшета (стр 157)(стр 16-18)

–  “Начало новой жизни” Тайшет стал рабочим поселком 1 ноября 1935 г., а не “в первые годы советской власти”; в анализируемой книге нет сведений о событиях жизни села Тайшет речь идет сразу же о революционных событиях октября 1917 г. и гражданской войне; в настоящее время имеется социально -экономическая характеристика села Тайшет и одноименной волости на 1914 год; в Тайшете проживало в общей сложности 400 поднадзорных лиц, в т.ч. 30 политссыльных; события революции февраля – октября 1917 г. написаны лишь по воспоминаниям без архивного документального подтверждения; нет сведений о волостной земской управе; рабочие станции Тайшет, крестьяне д. Шиткино не участвовали в “восстании” (в первом боестолкновении с белогвардейцами) дата которого указана неправильно; не написано о мирной передачи власти Советов земству;  неправильно описаны события и роль отдельных людей в организации партизанского движения (Бич И.А. не руководил военно-рев.комитетом,  даты событий указаны спорные (бой в Шиткино), история шиткинского партизанского фронта изложена неправильно; никаких сражений по освобождению Тайшета в январе 1920 года не было; 1919 г., как знаем теперь, вовсе не был временем “острой вооруженной борьбы” партизан с белогвардейцами, белочехами (термин вызывает сомнение), так как шиткинский фронт распался к лету этого года и с этого момента боестолкновения имели весьма незначительный характер;  отсутствуют сведения о об избрании первоначально военно-революционного комитета (чрезвычайный орган власти), затем в марте Совета рабочих (окончательно в июле 1921 г. после упразднения ВРК), крестьянских и солдатских депутатов во главе с Шинкаренко, затем Тимошечкиным; нет сведений о первых преобразованиях Советской власти в период- январь 1920 г. – 1937 года. Сегодня сайт Тайшетская история опубликовал эти сведения; (стр 18-23).

– “Как Тайшет стал городом” – не указана дата присвоения селу Тайшет статуса рабочий поселок, ныне этот недостаток исторического повествования 15-летней давности устранен нами (1.11.1935 г.);  нет объяснения ускоренного присвоения Тайшету статуса город районного подчинения, т.е. спустя всего два года и четыре месяца без всяких качественных изменений для статуса город, только рост числа жителей;  сегодня это преобразование объясняем политико-экономическими необходимостями в связи с началом строительства западного участка БАМа; неясно о каком “втором рождении” идет речь на стр.25; в настоящее время роль исправительно -трудовых лагерей, особого лагеря “Озерный” достаточно подробно рассмотрена в монографии “Лагеря НКВД-МВД СССР на западном участке БАМа (Тайшет – Братск – Усть-Кут)”, составлен список репрессированных тайшетцев, шиткинцев и заключенных тайшетских лагерей ГУЛАГа и областного Управления НКВД-МВД (1400 человек); есть относительно подробная информация о депортированных народах, раскулаченных.

-” Тайшет в годы войны” – не указана модель паровоза на фотографии на стр 39, между тем  этот паровоз  среди других 714 – ти был построен в 1954 г. , конструктор Лебедянский, и к войне не имел никакого отношения; в настоящее время есть иная цифра тайшетцев призванных на фронт и погибших, установлены факты призыва не только на фронт, но и в ВОХР, для в/частей Сибири и ДВ; получены новые сведения о награждении тайшетцев и шиткинцев; нет полного понимания о трудовом вкладе тайшетцев в Победу “Все для фронта, все для победы”, о производстве военной продукции; нет сведений о демографических процессах ; о роли заключенных и их вкладе в Победу; о начальной истории будущего РМЗ . Очень неполная история представлена в книге.  Ныне значительным образом пополнена информация о военном прошлом Тайшета и Тайшетского района (например, брошюра “Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой Отечественной войны”, множество статей на сайте Тайшетская история, в т.ч. “Героическое небо тайшетцев”, о тайшетцах на маршрутах АЛСИБа и др.  (стр. 39-54);

– “Годы больших перемен” – нет характеристики социально-экономического развития Тайшета в первые послевоенные годы и в 60 годы по причине не изученности этого периода краеведами; на сегодняшний день этот недостаток частично устранен и устраняется  исследованиями школьников-краеведов (см. сайт Тайшетская история);  нет обобщенных сведений о развитии промышленно-культурного , жилищного строительства города;  не названы имена руководителе   города периода 1920 – 1936 гг (в настоящее время этот недостаток устранен); представлен неполный список всех строек Тайшета за послевоенный период и до 80-х годов; повествование о предприятиях этого периода весьма ограничен и обрывается рассказом о Пищекомбинате, швейной фабрике, как будто бы не было других, например, ТКСИ,  слюдфабрики и т.д.; нет статистики занятости горожан, демография ; получилась  совершенно неполная картина; нет описания административно-территориальных изменений начала 50-х годов; нет рассказа о политической истории города;  (стр 55 – 73)

– “Город, смотрящий в будущее” : названных в этой части книги люди по разным причинам уже нет в жизни города (Заика А.М., Зелезинский А.А., Истомин Г.В., Гаева Н.Ф.,Иванов А.Д.,Харченко Л.В., Пашкова М.В., Шимко Д.В.,Стрелков А.И., Шрайнер Н.Р., Коваленко Е.В., Щелокова В.Ф.,  Лаврова С.В, Алехина М.А., Неживляк Л.А., Васерчук В.И., Милостных И.В., Фадеев Г.М., Карих В.П., Петров П.С., Радионов А.М., Хомусяк И.М., Самоловов А.Н., Черных В.В., Сафарова Л.Л., Оловина Г.А., Конотопцева Т.Е., Егоров Н.А., Сорокин В.В., Юферова О.В., Камишкерцева А., Загидулин Г.Р., Богданов А.,  Иващенко Э.В., Феськова В.П., Саламатова Т.С., Крупский А.Д., Плетнева Е.В., Рубцов А.Ю., Булыгин Г.В., Инжеватова ЗА., Семенюк В.Н., Дранишникова С.Н., Тихонов П.А., Чернов А.Г., Александров И., Романенко В., Бычкова О.В., Гернего Л.Г., Стахеева Л.И., Чеченин В.С., Жамов В.Н., Михайлов Н.М., Рудакова О.Н., Вяткин В.Н., )и многие другие, внесшие вклад в развитие города;

– “Образование” – нет материалов развития образования до передачи этой системы в ведение района в 2004 г. ; неправильно названы даты основания первых школ и отдела образования с.Тайшет; не отражена роль руководителей ГОРОНО. Говоря о развитии системы образования задаем себе вопрос о принципах отбора материала для книги. Почему рассказывается об образовании если эта сфера не входит в полномочия адм.города?  Почему в книге повествуется о революционных событиях, о ходе гражданской войны в форме партизанского движения на территории Тайшетской волости, не ограничиваясь событиями в черте села Тайшет? И почему не рассказывается о сельскохозяйственных предприятиях, на которых трудились жители села – города?

– Нет и многих прежних предприятий: Тайшетское отделение ВСЖД (ныне территориальное управление (Тайшетский регион) ВСЖД); сменило вывеску и структуру локомотивное депо, СМП – 621, многие  прежние предприятия изменили структуру, орг.форму и собственников; нет редакции районной газеты; перестала существовать Универсальная база, Тайшетлес, Нимакс, Тайшетторг, Урман, Дом быта, “Отрада”, городской отдел образования, Городской Дом Культуры, Дом пионеров, Горком ВЛКСМ, Дом технического творчества, Гортоп , Пищекомбинат, Швейная фабрика, слюдфабрика, Автоколона 1503, Сельхозтехника, совхозы Тайшетский и Сибиряк, Райпотребсоюз, колхозный рынок…

– “Общественные организации” – непонятно придерживаясь какого принципа включен в книгу не достаточно конкретизированный рассказ о городской комсомольской организации без имен комсомольских активистов , ограничившись лишь фотографией членов бюро ГК ВЛКСМ ; (стр.200).

– Население Тайшета – в книге нет демографического анализа и прочих характеристик движения населения; есть указание 36880 жителей на 1.01.2008 г. На 1 декабря 2023 численность населения (постоянных жителей) Тайшета составляет 32 671 человек, в том числе детей в возрасте до 6 лет – 3 247 человек, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет – 3 876 человек, молодежи от 18 до 29 лет – 3 900 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет – 14 069 человек, пожилых людей от 60 лет – 7 122 человека, а долгожителей Тайшета старше 80 лет – 457 человек.   Население сократилось за 15 лет на 4209 человек.

– “Тайшет приветствует гостей” – представлены не все памятники , расположенные в черте города, нет памятников архитектуры. Ныне составлен реестр более 70   памятников Тайшетского района и Тайшета без учета архитектурных и археологических, литературных объектов культурно-исторического наследия.

Loading