Освоение русскими людьми канско-чунско-шиткинско-тайшетских земель Восточной Сибири.
Процесс формирования объекта исследования – административно-территориальная единица с топонимом тайшетская (ий) в названии, это часть длительного пути превращения земель сибирских народов Приенисейского, Приангарского регионов в административно-территориальные единицы России XVII в. События этого процесса есть составная часть общей истории колонизации Сибири, её присоединения к Русскому государству и последующего хозяйственного её освоения. В разные времена оценка характера этого процесса менялась – называли это завоеванием, то покорением, то присоединением.[1]
Во второй половине ХVI в. русские промышленные люди из Поморья начали проникать в Обскую губу, затем морем в устье реки Таз , вверх по ней на волок к р.Турухан, оттуда далее на восток и вверх по Енисею.[2] В 1601 г. в устье р.Таз был основан город Мангазея, который стал административным и хозяйственным центром огромного края, прилегающего к Енисею в нижнем его течении. Город этот играл роль перевалочного пункта на пути продвижения русских вглубь Восточной Сибири. Эту функцию Мангазея выполняла долгое время, но постепенно утратила свое значение и вскоре оказалась заброшенной. Осталась только легенда о ней как о «златокипящем» городе.
Продвижение русских людей в Сибирь активизировалось с ростом европейского спроса на пушнину. Пушнина не была единственной и главной причиной движения русских людей в Сибирь. Крепостной строй России утвердился, эксплуатация низших слоев российского общества усиливалась. Люди искали спасение от нее на окраинах России, в Сибири. Людей манили сюда сказания о сибирских богатствах. За этим призрачным по легкости изобилием вслед беглым крепостным крестьянами шли разного рода лихие люди, искатели приключений. Народная и правительственная колонизация смешались, первенство в деле освоения Сибири постепенно и бесповоротно переходило к государству.
Стремление людей в Сибирь побуждало их к поиску новых, легких путей туда, но для этого должны были сложиться определенные условия. Одно из них – рост числа желающих перебраться в Сибирь по самым разным причинам и житейским обстоятельствам. Усилиями вольных покорителей Сибири, охотников за пушниной (промышленные люди), благодаря накопленным ими знаниям о крае, был открыт более южный путь от Оби на Средний Енисей, чем по рекам Таз, Турухан. Это был путь по р.Кеть на Маковский волок и далее на р.Кемь, впадающую в Енисей немного ниже устья р.Ангары. До прихода служилых государевых людей и воевод в Енисейском крае промышленными людьми основывались «городки», велась добыча пушнины и меновая торговля, а то и объясачивание местных жителей. Во всех этих делах русские не всегда были справедливы к сибирским аборигенам, что вело к конфликтам, часто вооруженным.
Тобольскими служилыми людьми во главе с Максимом Трубчаниновым и Максимом Рукиным в 1619 г. был основан Енисейский острог. Вокруг него шла концентрация русского населения Восточной Сибири, он стал административным центром объясачивания коренных народов Сибири и привода их в русское подданство. В эти годы началось объединение вольной и правительственной колонизации Приенисейского, Приангарского регионов, и на то были определенные причины. Государство постепенно брало в свои руки освоение несметных богатств Сибири, заканчивалась сибирская вольница.
Из Енисейска проистекала инициатива дальнейшего продвижения в Сибирь. Благодаря жителям этого острога и городка при нём образовывались новые земледельческие районы, с постоянным русским населением – между Енисейском и устьем Ангары, в районе нижнего течения Ангары и ее притоков, в лесостепях среднего течения р.Кан . На востоке же от неё начиналась тёмно-светлохвойная тайга, полоса диких, труднодоступных хвойных лесов умеренного пояса Евразии.
Продвижению русских служилых людей в Присаянье мешало враждебно настроенные енисейские киргизы четырёх княжеств – Тубинского, Езерского, Алтырского, Алтысарского, подвластных военно-кочевому союзу северных монголов и ойратов-калмыков, Джунгарии. Енисейские киргизы в свою очередь втягивали в борьбу с русскими людьми своих кыштымов (данников) – самодийско-кетские народы бассейна среднего течения Енисея.
Важную военно-административную роль в отношениях с ними, часто носивших военный характер, стал играть Красноярский острог. Он был основан в 1628 г. воеводой князем Андреем Дубенским, посланным для этого енисейским воеводой Яковом Игнатьевичем Хрипуновым. Этот острог должен был прикрывать Енисейск от набегов киргизов с юга, служить базой для продвижения русских в верховья Енисея и на восток, на земли по рекам Кан, Бирюса (Она), Уда (Чуна). Отряды енисейских киргизов часто совершали набеги на окрестности Красноярска, осаждали сам острог, истребляли и угоняли в плен ясачных и русских людей, захватывали скот, уничтожали посевы.
Из Красноярского острога отряды русских служилых людей проникали на территорию канско-чунско-онские земли, составляли первые ясачные списки, собирали сведения о жителях этих землях. Их объясачивание считалось принятием в русского подданства. В этом деле красноярцы вскоре стали соперничать с енисейскими служилыми людьми.
За построением Красноярска последовало основание небольшого зимовья, затем острога на р.Кан для покорения живших на этой реке коттов. Это важное дело – основание острога на Кане, было поручено атаману Ермолаю Остафьеву, который 28 августа 1628 г. с пятьюдесятью служилыми людьми отправился на двух дощаниках из Красноярска по рекам Енисей, Ангара, Тасеева на Кан. Казаки провели в пути три недели, преодолели семь порогов и прибыли к тому месту, где и было поставлено зимовье, как указывают летописи. Первоначально было построено всего лишь две избы обнесенные частоколом, в которых ясачники могли бы прожить относительно безопасно зиму. Это место находилось вблизи самого большого порога – Араксеева, что в 150 верстах от впадения реки Кан в Енисей. Основной задачей Ермолая Остафьева и его товарищей было объясачивание канских людей, то есть коттов.
Г.Миллер так описывает эти события:
«…в руки русских попали два канских «мужика», от которых были получены сведения о том, где именно кочует их народ. Одного из них звали Пыркеем, другого — Печенеком. Они сказали, что их князцы находятся в двух или трех днях пути вверх по реке Кану, около большого озера, т. е., вероятно, там или несколько дальше того места, где впоследствии был построен на реке Кане большой острог, известный и теперь под именем Канского. Остафьев отпустил одного из этих людей с двумя служилыми людьми и с переводчиком-аринцем к упомянутому большому озеру для уведомления князцов, что ему поручено привести их под государеву высокую руку. Он предлагал им без всякой боязни какой-либо обиды приехать к нему в зимовье, признать над собою русскую власть и уплатой ясака заслужить себе государево жалованье. 5 октября служилые люди возвратились и сказали, что они были у большого озера и нашли там князца Тесеника (в некоторых документах он называется также Темсенеком), который ясака не заплатил, отговорившись отсутствием у него теперь соболей, и обещал в будущем прийти в зимовье и принести ясак. 22 ноября Тесеник в самом деле пришел в зимовье вместе с другим князцом, Тымаком, и принес 54 соболя ясаку. Тымака отпустили опять обратно с условием переписать всех своих людей и уплатить с каждого из них ясак. Для этого с ним поехали несколько служилых людей, среди них подьячий и толмач, Тесеник же принужден был до их возвращения остаться в зимовье. По мнению служилых людей, такая предосторожность должна была побудить канских людей быстрее выполнить предъявленные к ним требования. Однако получилось как раз обратное: никто не хотел называть свое имя, а Тымак отказался продолжать сбор ясака до тех пор, пока не будет освобожден князец Тесеник. Таким образом, служилые люди возвратились в зимовье, не выполнив данного им поручения. Атаман послал тогда с тем же делом к канским князцам других служилых людей, но они привезли с собою только десять соболей, и никто из князцов не захотел прийти в зимовье. Третья посылка, состоявшая из семи служилых людей и одного толмача, имела еще меньше успеха, так как канские люди продолжали настаивать на освобождении князца Тесеника и не хотели слышать о каких-нибудь других предложениях. Они даже задержали у себя четырех русских до тех пор, пока их требование не будет удовлетворено. После этого атаман послал к ним еще одного служилого человека с толмачом, чтобы объяснить им неправильность их поступков, но они задержали у себя этого служилого человека, отпустив, однако, обратно одного из предыдущих, говоря, что как только Тесеник будет отпущен на свободу, они тотчас же соберут ясак, по соболю с человека, и доставят его в зимовье. При таких условиях Остафьев был вынужден согласиться на требования канских людей. Когда Тесеник вместе с служилым, отпущенным с ним Остафьевым, прибыл к своим, то канские люди на радостях тотчас же собрали 34 соболя и отдали их служилым людям с заверениями в неизменной верности и готовности платить ежегодно без недобору ясак, которым их обложат».[3]
Это лишь один эпизод приведения в российское подданство канских «людишек» и присоединения населяемых ими земель к России. С этих событий началось формирование будущих административно-территориального единиц на географически близких к нам территориях Сибири.
В ясачных книгах Красноярского уезда сохранились первые упоминания, сведения об Аринской, Качинской, Яринской (Буклинской), Камасинской, Канской (она же Котовская), Братской под Удинским острогом, Саянской, Клисотской и других землицах.
Канская Котовская землица, известная так же русским как «Кутанская землица князца Аракуши», названа была и в ясачных книгах Енисейского острога в 1622 г., но активное освоение ее началось лишь после основания Красноярского острога. В 1622 г. котты заплатили в этот острог ясак в количестве 94 соболей, в 1632-1633 г. с этих земель было взято уже 640 соболей. В Енисейских ясачных книгах упоминается и Бирюская землица князца Тупорака: с населения этой землицы было взято 92 соболя, а с «Огульской землицы» князца Ачеека – 60 соболей. В первой половине XVII в. ясачных коттов насчитывалось около 350 человек. В работах известного сибиреведа Долгих Б.О. имеется повествование о том, что две последними названные землицы представляли территорию восточных коттов с р.Бирюсы (Она) и, вероятно, с р.Тагул. Имя князца Тупорака, есть предположение, сохранилось в названии р.Топорок, притока р.Бирюсы.
По сведениям Г.Миллера название «ассаны» употреблялось только в отношение коттов, живших в верховьях р.Усолки, по соседству с коттами с реки Кан. Ученый-лингвист Кастреном причислял коттов и ассанов к кетоязычным народам. Коттские аймаки (улусы, русские назвали их волости) располагались по рекам Кан, Усолка, Пойма, Бирюса. Таганаков и Именеков аймаки находились на р.Пойма и ее притоке Тибичет (Тибишет). Пеленгутская волость коттов располагалась на р.Туманшет, Агашская и Инголотская волости на р.Бирюсе и ее притоке р.Тагул, очевидно, в устье последней. Почанский улус, находился, видимо, на р.Почет, левом притоке р.Бирюсы. Для определения расположения улусов и волостей коттов использовалась топонимика. Речки с названиями, оканчивающимися на «чет» или «шет», относятся к коттовской территории. Южная граница расселения коттов по Тагулу и Бирюсе определены по речкам с коттскими названиями – Ишет и Кременшет.[4]
Название народа – кеты, происходит от самоназвания «кет», то есть «человек», «мужчина» (множ. – денг – «люди», «народ»). Русские землепроходцы называли кетов, обитавших на р.Елогуй, инбаками, другие группы – остяками. Их именовали также тымдыгетами (по-кетски – человек с реки Кеть), енисейцами, булашами и др., но в XIX в. всех кетов стали называть остяки, в научной литературе вплоть до XX в. их продолжали именовать енисейскими остяками. В советское время этноним «кеты» («кето») стало официальным названием народа – 1019 человек по переписи населения 1989 г. Этнографы и лингвисты выделяют несколько субэтнических групп северных кетов, проживающих в нижнем течении Енисея от устья Ангары, и южную группу (арины, котты, асаны, буклинцы, к последним относились яринцы и байкатинцы). Топонимы позволяют проследить места проживания и передвижения всех групп кетоязычных народов: котты проживали в среднем течение Кана, Бирюсы, Уды: арины – от р.Тобол к востоку до р.Чулым, р.Каче; и т.д. Для тайшетской земли характерно множество топонимов с окончанием чет и шет, что значило на языке коттов река, вода.
Русские служилые люди получали сведения и о других народах Приенисейского края и Прибайкалья. От канских коттских людей им стало известно о Братской землице:
«Когда князцы Тымак и Тесеник были в зимовье у Остафьева, они рассказали следующее о Братской земле и о пути, ведущем туда: от зимовья до «Братского перевозу» на реке Кане вверх по реке большими судами ходу пять дней, оттуда полтора дня конного ходу до Бирь-реки (ныне — Бирюса), а от нее еще полтора дня до реки Уды. На ней живут бурятские первые кыштымы, или подданные. До собственных же бурятских жилищ от зимовья конного ходу шесть дней. Далее они говорили, что их люди враждебно относятся к бурятам, так как последние неоднократно чинили им большие насилия, и что канские люди охотно помогут русским, если те захотят наказать и покорить себе общего врага. Однако для Красноярска было еще слишком рано распространяться так далеко, потому что было достаточно хлопот с народами, жившими поблизости.».[5]
В Енисейских ясачных книгах за 1629-1630 г.г. имеются сведения о том, что с тунгусов и братских /бурят/ людей князца Кохана и Кадыма с Тасеевой и Чуны рек взято было 50 соболей и две выдры.[6] Отряды Василия Тюменца, Михаила Перфильева, Петра Бекетова вели борьбу с тунгускими князцами Тасеем, а затем его братьями Иркенеем и Лукашкой, принуждая их принять русское подданство. В ходе этой борьбы были построены Илимский (1630г.), Братский (1631г.) остроги, составлялись первые карты Ангары и ее притоков, собирались сведения о землях и народах Приангарья.
Некоторые ранние повествования о чунской земле относятся, по мнению краеведов, к 1624 г.: «На р.Чуне есть порог Тюменец. Свое название, по преданию, он получил в память о казачьем атамане Василии Тюменце, который проплывал по нашей реке в 1625 г. с отрядом 25 человек… Еще в 1619 г. были отправлены из Енисейского острога казаки на Ангару и притоки, чтобы требовать ясак пушниной с живущих там эвенков /тунгусов/. Некоторые эвенкийские князья быстро согласились платить ясак, другие оказывали сопротивление. Так, в 1624 г. случилось «малое смятение». На посланного из Енисейска на Ангару и ее притоки… стрелецкого пятидесятника Савина напали тунгусы и убили несколько человек из его отряда. Пришлось Савину отступить к Енисейску. Для смирения тунгусов и прибыл В.Тюменец. «Малое смятение» было подавлено…».[7]
Часть северо-восточных земель, которые в XIX – XX вв. войдут в состав Шелаевского отдельного сельского общества, затем Шиткинского района, в XVII в. назывались «Братской Удинской землицей». В Красноярском уезде в XVII в. так назывался конгломерат улусов и волостей, ясак с которых собирался в Удинский острог (г.Нижнеудинск). В 1628 г. в районе расположения г.Нижнеудинска на Братской землице служилые люди из Енисейского острога под водительством стрелецкого пятидесятника Василия Череминова начали объясачивать бурят ашехабатских князцов Кохани и Кадыма. [8] В эти же времена в Братской землице действовал отряд из 20 служилых людей во главе с Терехом Савиным. Через три года реками Тасеева, Чуна (Уда) пришёл сюда отряд Михаила Шорина, но был подвергнут нападению ашехабатского князца Кориндея, ранее давший шерть, то есть присягнул на верность московскому царю. В 1633 г. в Братскую землю «ходил» красноярский атаман Дементий Злобин, установивший местонахождение на р.Бирюсе стойбища из девяти юрт «брацкого» князца Учека, и привел его род в Канск. Это было прологом активных военных действий.
В июне 1645 г. в Братскую землицу был отправлен отряд из 330 красноярских служилых людей во главе с Милославом Кольцовым и Елиеем Тюменцевым. В этой экспедиции принимали участие Севостьян Самсонов и конный казак Михаил Ульянов, чьи имена останутся в истории освоения русскими канско-чунско-шиткинско-тайшетских земель. Красноярским служилым людям удалось одержать победу, взять в плен 86 человек братских людей князца Оилона, его жену, сына. В 1647 г. Севостьян Самсонов с отрядом казаков пленил братского князца Иланку и склонил его дать шерть (присягу) на верность русскому царю. «14 октября 1648 под руководством атамана Алексея Тюменцева по просьбе князца удинских бурят Ойланко (Иланко) красноярскими казаками было заложено зимовье «Покровский городок» на правом берегу реки Уда. В следующем году покровский городок был переименован в Удинский острожек, в 1664 получил статус острога».[9] Существует информация иного содержания: в 1649 г. казак Михайлов начал строить Удинский острог, ставший опорным пунктом русских людей в Братско-Удинской землице. Путь к острогу пролегал по рекам через чунскую землю, где русскими велась активная борьба с чунскими тунгусами. В 1653 – 1654 гг. служилыми людьми, при участии канских, коттовских, тубинских людей под руководством Кирилла Бунакова, Севостьяна Самсонова, пятидесятника М.Ярлыкова вели объясачивания братских людей. В процессе этих действий служилые люди Удинского острога вторглись в ясачные земли Енисейского уезда, чем и вызвали протест, и даже боевые действия, со стороны енисейского сына боярского Дмитрия Фирсова, основателя Балаганского острога. Такое вооруженное соперничество енисейцев и красноярцев вызывало волнения среди братских людей, ашехабатов и икинатов, отказ от уплаты ясака, частые переходы под власть разных острогов.
Почти столетняя война на юге Приенисейского края для России протекала в условиях постоянно меняющихся политической обстановки, соотношений сил, состава врагов, методов ведения борьбы и направлений главных ударов. Совокупность многих условий способствовала успехам России в овладении южной Сибирью, северным Присаяньем. Важнейшим их них было замирение с енисейскими киргизами, после побед русских отрядов во главе с К.Сомсоновым, С.Лавровым в 1701 г. и основания Абаканского острога в 1707 г. В последующее время продолжалось укрепление гарнизонов русских острогов, в 1717 г. был построен Саянский острог. Эти меры позволили подписать в 1727, 1728 гг. Буринский и Кяхтинские договоры с Маньчжурией и установить власть России в Западном и Восточном Саянах.
На юге от Удинского острога, в верховьях рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия и других издревле проживали тофы. Старое название – карагассы, чёрные карагассы (черные гуси или утки), кстати, непринятое самими тофа. Существует утверждение нижнеудинских краеведов, что впервые тофы встретились с русскими после 1648 года, когда был построен Покровский острог на Уде, переименованный позже в Нижнеудинск. Есть архивные данные, что тофы начали платить ясак (дань) царской власти с 1658 г.[10] В 1930-е годы у тофаларов появилось собственное национально-административное образование -Тофаларский национальный район с административно-культурным центром в пос. Алыгджер, сыгравший важную роль в консолидации тофаларского этноса. По итогам районирования в 1926 г. владение Тайшетского района простирались гораздо далее на юг, в северо-западные земли Тофаларского района, созданного лишь в 1938-1939 г. Часть южных территорий Тайшетского районы были переданы этому району. Схематично эти изменения отражены на карте-схеме, включенной в приложения.
Присоединение всех названных территорий Восточной Сибири к России привело к первым актам длительного процесса административно-территориального разделения и устройства. Началось формирование пространства, обозначение места будущих канско-чунско-шиткинско-тайшетских административно-территориальных единиц и их движение к определяемой законами правовой самостоятельности.
[1] Зуев А. От завоевания к вхождению, или как присоединяли Сибирь к России советские историки//Родина, №5, 2000 г.; Селезнёв Е.С., Селезнёва Т.А. Колонизация канско-чунско-тайшетских земель и присоединение их к Русскому государству, брошюра №5 серии «Тайшет-город, рождённый Транссибом» , Тайшет, 2004, с.32;
[2] Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Безруких В.А. Иллюстрированная история Красноярья (ХVI – начало ХХ века) – Красноярск:РАСТР, 2012. С.16.
[3] Миллер Г. История Сибири Т.2. Изд.2, доп. – М.: «Восточная литература» РАН, 2000 г., стр.63-64.
[4] Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. –М: изд.Академии СССР, 1960 г., С.222.
[5] Миллер Г. История Сибири Т.2…
[6] Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в 17 в., – М., 1960 г., стр.225.
[7] Земля чунская. Историко-краеведческий сборник. Издание второе, переработанное, дополненное. С.6., 1999 г.
[8] Ашехабаты и русские. Хронология исторических событий колонизации Удинской землицы в период с 1628 по 1654 гг.//Тракт, 12 апреля 2001 г.
[9] Иркипедия. Нижнеудинск. 23.02.2016 г.
[10] Тофалария. История края. История Советской эпохи…Интернет: tofalaria.ru .