Селезнев Е.С. Постижение педагогической инноватики

Селезнёв Евгений Сергеевич,зам.директора МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» по НМР, г.Тайшет

Постижение педагогической инноватики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга» живет в атмосфере постоянных обновленческих действий по самым разным направлениям своей деятельности. Новшества и нововведения, то есть инновационный процесс – ответ на веления внутренних и внешних обстоятельств, политики местных органов власти в сфере образования и, самое важное, желаний и устремлений педагогического коллектива жить по-новому. Все это вынуждает нас быть не только практиками думающими лишь о результате, но и немного теоретиками, стремящимися постичь систему знаний, методов познания и толкований того что и как достигаем.

К настоящему времени осуществлены мероприятия по изменению организационно-правового статуса «Радуги» (учреждение стало бюджетной организаций). В её структуру переданы все городские учреждения дополнительного образования детей (станции юных натуралистов, юных техников). Это потребовало внести во все сферы работу Центра (управление, обучение, подготовка кадров) множество изменений. Иначе говоря, осуществляются инновации организационные, экономические, юридические, административные.

Особое внимание руководство учреждения уделяет инновациям в сфере управления образовательным процессом, в его содержании и методическом обеспечении. Любое новшество в этих сферах, будь то идея или метод, технология или средство, независимо от авторства (руководитель, методист, педагог, специалист) и происхождения, не остается не замеченным администраций, методическим советом.

Имея достаточную материально-техническую базу, высокий профессиональный уровень коллектива, руководство Центра инициировало создание областной педагогической площадки «Развитие инновационного потенциала учреждений дополнительного образования» на базе «Радуги». Идею сетевого взаимодействия УДОД поддержал Центр инновационного образования при кафедре управления инновационными процессами и педагогическими технологиями ИПКРО. Первая сессия педагогической площадки, из четырех уже проведенных, состоялась 29 марта 2012 г. В работе всех сессий в общей сложности приняло участие 285 педагогов, методистов, руководителей УДОД, учителя школ, в том числе 72 педагога из городов и рабочих поселков Братск, Лесогорск, Чуна, Тайшет, Алзамай, Нижнеудинск, Тулун, Зима, Шелехово, Бирюсинск. Площадку по праву можно назвать если не областной, то, по крайней мере, межрайонной с полным на то основанием.

Объединенные единой целью поиска и реализации инновационного потенциала учреждений дополнительного образования, каждая сессия педагогической площадки посвящалась конкретным вопросам и проблемам, рассмотренным в самых разных аспектах и в разной форме. На первой сессии основное внимание было уделено практическим вопросам: организационно-методические основы мастер-классов в рамках образовательных программ декоративно-прикладного профиля. Педагоги «Радуги» провели семь мастер-классов для участников сессии.

Все остальные творческие встречи педагогов были посвящены самым разным аспектам работы с одаренными детьми, педагогического сопровождения талантливых детей. На секциях по обмену опытом 32 педагога представили результаты своих изысканий в следующих областях исследований:

— инновационные формы работы с одаренными детьми

— новое в области теории и практики экологического воспитания

— исследовательская деятельность детей

— образовательные стандарты и дополнительное образование

— психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

— методика исследования развития детских способностей

— детские мастер-классы как средство развития одаренности

— потенциал УДОД по развитию одаренности детей.

Совокупный опыт всех педагогов это достаточно большой объем ценных практических знаний, востребованных участниками пед.площадки. Особый интерес и оживленное обсуждение вызывали презентации практического опыта работы с одаренными детьми по индивидуальным образовательным маршрутам, поиск не реализованных возможностей учреждений, вопросы развития детской одаренности средствами разных искусств, проблемы выявления одаренности. Межрайонная педагогическая площадка УДОД стала настоящей лабораторий по обсуждению, генерации, трансляции в педагогическое пространство разнообразного опыта работы с одаренными детьми.

Демонстрация результатов педагогической практики стала естественным и необходимым дополнением к лекциям Верхозиной О.А., заведующей лабораторией Центра инновационного образования при кафедре управления инновационными процессами и педагогическими технологиями ИПКРО: «Современные подходы к работе с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования», «Психолого-педагогическая готовность педагога к работе с одаренными детьми. Проблемы и аспекты», «Педагогические технологии в работе с одаренными детьми». Еще одна сторона представленного нововведения: работа на сессиях пед.площадки приравнена к учебе на курсах повышения квалификации.

Оценивая результаты пед.площадки, как инновации в области сетевого взаимодействия УДОД, нельзя не сказать и о, казалось бы, прозаической, но важной стороне дела. Знакомство с материально-технической и информационно-методической базой, опытом управления и решения вопросов мотивации и стимулирования труда, оформлением интерьера и другими сторонами жизни «Радуги» дало участникам сессий много практически полезного. Взаимодействие получило дальнейшее весьма полезное свое развитие – творческие контакты УДОД вне рамках пед.площадки. Например, полезными для педагогов «Радуги» стали ознакомительные поездки к своим коллегам г.Черемхово, поселка Чунский. Кстати сказать, идея сетевого взаимодействия с другими УДОД родилась из понимания педагогами нашего учреждения узости существовавшего районного педагогического пространства. В этом смысле инновация «межрайонная педагогическая площадка» полностью отвечает принципу педагогической инноватики: повышение роли субъекта в проектировании своего образования, в данном случае профессионального.

Педагогическая площадка для «Радуги» — это радикальная, прошедшая апробацию, инновация в области подготовки педагогических кадров, создания сетевого взаимодействия с точки зрения глубины, масштаба проведенного преобразования.

Названная площадка задумывалась как творческая арена не только для педагогов иногородних УДОД, но и для их воспитанников. Детские массовые мероприятия, инициатором которых является ЦТР и ГО «Радуга», то же стали межрайонными. В прошедшем фестивале-конкурсе детского самодеятельного художественного творчества «Звездный дождь» приняло участие 465 детей, из них 150 детей учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых учреждений г.г. Братска, Тулун, р.п. Чунский. «Звездный дождь» стал стартовой площадкой для многих одаренных детей — победители конкурса, по решению профессионального жюри, получили путевки на всероссийские конкурсы художественного творчества, сертификаты на поступление в Иркутский педагогический колледж без сдачи творческого экзамена. Лауреаты и победители «Звездного дождя», воспитанники «Радуги» с высоким результатом участвовали в фестивалях городах Москва («Колыбель России»), Санкт-Петербург («Таланты без границ»), Суздаль («Золотое кольцо»).

Придание фестивалю «Звездный дождь» статуса областного, межрайонного мероприятия художественного творчества детей инициатива явно выраженной направленности – совершенствование системы работы с одаренными детьми.

межрайонных педагогических встреч приняли предложение «Радуги» создать и другую площадку для детей, увлеченных декоративно-прикладным творчеством, конкурс «Рукотворное чудо». На заключительном этапе конкурса 14 апреля 2013 г. 20 талантливых детей защищали свои творческие проекты, среди них и воспитанники УДОД Нижнеудинска, Чуны, Алзамая. ЦТР и ГО «Радуга» предстоит заслужить статус межрайонных для следующих своих мероприятий: краеведческая научно-практическая конференция «Край тайги, легенд и песен» им. К.Д.Янковского, фестиваль-конкурс «Театральная радуга», интеллектуальные игры в клубе «Что? Где? Когда?».

Инновационные проекты «Радуги», интеграционного характера, реализуются и сфере общего среднего образования.

«Единое историко-краеведческое информационно-методическое пространство ОУ Тайшетского района» способствует методическому становлению и ученическому признанию нового, по сути и по содержанию, учебного предмета «История Тайшетского района». В распоряжение учителей более 30 школ, в которых реализуется региональный и муниципальный компоненты исторического образования тайшетских школьников, передан учебно-методический комплект «История Тайшетского района», созданный специалистами «Радуги» в соавторстве с учителями истории. УМК – это 5 модулей, 11 разделов, 7 подразделов, 919 статей и конспектов, 33 презентаций, фотоколлекция (более 700 фотографий). Теория преподавания и практика проведения уроков по истории родного края изучались на четырёх семинарах, проведенных ЦТР и ГО «Радуга». Инновационной формой передачи историко-краеведческого информационно-методического материала являются электронные сборники. Они содержат новые найденные, открытые, созданные материалы, не вошедшие в УМК. Готовится очередной сборник, второй по счету, детских исследовательских работ и материалов Российского государственного исторического архива по истории строительства тайшетского участка Сибирской железной дороги. Близится к завершению и седьмая брошюра серии «Тайшет — город, рожденный Транссибом» — Тайшетский район в годы Великой Отечественной войны. Часть 2. В годы войны». Все брошюры – это единственное учебное пособие по истории родного края для школьников, хотя и не совсем отвечающие требованиям к такому виду учебной литературы. Специалистами «Радуги» созданы методические разработки уроков по истории родного края на основе интеграции двух областей знаний – методы научного познания и история Тайшетского района. Таким образом, создание УМК «История Тайшетского района» и всего, что с ним связано, есть инновация, модифицирующая образовательный процесс.

Успешно прошло апробацию еще одна инновация в сфере управления образованием – развитие сетевого взаимодействия со школами в рамках целевой программы «Успех». «Радуга» стала районным координатором международных интеллектуальных конкурсов-игр «Золотое руно», «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «Кенгуру» и др. (всего 8 конкурсов), тестирование знаний учащихся накануне ЕГЭ и ГИА. По итогам 2012 г. в этих играх участвовало более 4.5 тыс. тайшетских школьников. Реализация этой инновации «Радуга» с 2002 г. активно сотрудничает с Новосибирский центр продуктивного обучения, ООО «Школа-плюс» (филиал ИПО РАО), Институтом развития образования Иркутской области. Эта инновация, по функциональным возможностям, создает положительные социокультурные условия развития школьников. По мнению Казариной В.В., с которым нельзя не согласиться, участие детей в интеллектуальных конкурсах различного направления дает возможность выявлять, развивать, способствовать становлению детской социальной компетенции.[1]

Новшеством в работе педагогического коллектива ЦТР и ГО «Радуга» стала активная опытно-экспериментальная работа. Творческой группой педагогов учреждения с 2011 г. ведется эксперимент по программе «Постановка и решение задач развития личностных качеств детей». В настоящее время проходит экспертизу программа еще одного эксперимента, цель которого — разработка системы работы с одаренными детьми. Экспериментальная работа, направленная на выполнения своих задач и целей, способствует развитию профессионализма педагогов, менеджеров УДОД и переходу муниципальной системы дополнительного образования в качественно новое состояние. Результаты экспериментов, надеемся, станут основой для осуществления очередных нововведений в образовательную систему учреждения. Работа педагогов-экспериментаторов — хорошее условие постигнуть учение о том, как создается педагогическое новшество, как представить его коллегам, чтобы применялось и использовалось на практике. Думается, что учение о педагогических экспериментах вполне соответствует учению под названием «педагогическая инноватика», то есть эксперимент вполне укладывается в схему: новшество – нововведение – инновация -инновационная деятельность.

Проведенная классификация нововведений педагогического коллектива МБОУДОД «ЦТР и ГО «Радуга» позволила увидеть многие участки работы, которые требуют инновационного обновления, необходимость предании системности этому процесса, согласованности введения новшеств в разных сферах жизнедеятельности учреждения. За основу классификации была взята систематика педагогических нововведений, предложенная док. пед. наук, академиком Хуторским А.В. При этом учитывалось его мнение, что одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках.[2] Охарактеризуем лишь одну из представленных инноваций – межрайонная педагогическая площадка:

— по отношению к структурным элементам образовательных систем: это нововведение в содержании и воспитании;

— по отношению к личностному становлению субъектов образования: новое в области развития определенных способностей учеников и педагогов;

-по области педагогического применения: нововведение в учебном процессе, в управлении образования, на уровне муниципальной системы образования;

— по типам взаимодействия участников педагогического процесса: коллективное обучение;

— по функциональным возможностям это инновация — обновления образовательной среды, социокультурных условий;

— по способам осуществления – нововведение плановое;

— по масштабам распространения: в деятельности муниципального методического объединения педагогов дополнительного образования, региональное;

— по социально-педагогической значимости: нововведение в образовательных учреждениях определенного типа;

— по объёму новаторских мероприятий: локальное, массовое;

— по степени предполагаемых преобразований: модифицирующие, корректирующее нововведение.

Погружение в педагогическую инноватику потребовало познание и систематики. Проведение характеристики всей совокупности объектов, образующих сферу инновационной реальности ЦТР и ГО «Радуга», без нее невозможно .

Список литературы

1.Казарина В.В. Становление социальной копетентности одарённых детей через участие в интеллектуальных конкурсах // Педагогический имидж, выпуск 4, октябрь-декабрь 2012. С.64-68.

2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика — рычаг образования. Вступительный доклад на VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции «Инновации в образовании». Интернет ресурс: http://www.eidos.ru. Просмотрено 20 апреля 2013 г.

 1,443 всего просмотров,  2 просмотров сегодня

Добавить комментарий