Никто уже не помнит, когда этот мальчик появился в моём провинциально маленьком, грязном городке. Городком его объявили как раз накануне появления мальчика. Каким он был, сейчас помнят немногие, да и то в общих чертах. И как его звали конкретно, тоже забыли. Да и вообще, было ли у него какое-то конкретное имя… Все его называли «пионер», как многих на него похожих своими красными галстуками. Нет, «пионер» не потому что он был первым в каком то деле, например, а потому что он был одним из миллионов советских школьников членов организации, которая называлась очень серьезно, как то не по детски: всесоюзная пионерская организация имени Владимира Ильича Ленина. Организация была создана в Союзе Советских Социалистических Республик, для простоты называемом «СССР», давным-давно, в 1922 году. В каждом городе, в каждом селе, деревне, школе были детские пионерские организации – дружины, состоящие из отрядов. Когда такие дружины впервые появились в нашем городе, иначе говоря, когда этот мальчик и его друзья по организации пришли в наш город, тоже никто не помнит. Рассказывают, что каждая дружина старалась получить право носить имя какого-нибудь героя или руководителя страны. Руководители страны, естественно, тоже герои. Например, пионерская дружина школы №2 старалась получить имя молодогвардейца Олега Кошевого. Был такой герой Великой Отечественной войны, член подпольной организации «Молодая гвардия» в городе Краснодоне во времена оккупации города немецко-фашистскими войсками. Пионерская дружина школы № 85 — боролась за право носить имя Героя Советского союза летчика-бомбардировщика Николая Дмитриевича Пахотищева, выпускника школы. Был еще один выпускник этой же школы, получивший звание Герой Советского союза – Брюханов Степан Степанович, но за право носить его имя почему-то никто не боролся. Наверное, узнали о нем поздно, все отряды уже получили имена. Правда, в этой школе уже давно-давно пионерской организации нет. Её ликвидировали после того, как в нашей стране началась перестройка, начали менять советские социалистические порядки жизни на капиталистические. Вот так взрослые играли в недетские игры с детьми — то завлекут чем-то в неё, то вдруг игру прекратят по своему желанию, не объясняя ничего. Не до вас, мол, дети. Как всегда. И в школах тоже пионерские организации ликвидировали, и уже никто не помнит о них.

Хотя нет, недавно совсем руководители нашего государства вспомнили о пионерии. Только непонятно, с сожалением о ликвидации прежней организации или еще по каким-то другим соображением. Ну, например, осознание не очень-то хорошего состояния детской любви к Родине, то есть патриотизма, и необходимости его укрепить силами вновь создаваемой организации. Тем не менее, решили создать новую пионерию, или что-то похожее на неё. Ведь прежнюю то, или такую что бы в точь-в-точь, ну никак не создашь. Такова жизнь, всему свое время.

А пока только пожилые люди могут рассказать о том, что пионеры собирали металлолом, макулатуру, проводили какие-то сборы, на которых маршировали строем и пели песни, например, «Взвейтесь кострами синие ночи. Мы пионеры дети рабочих. Близиться эра светлых годов, клич пионера- всегда будь готов !». Сейчас даже старшеклассники не имеют понятия об этой организации и совсем не поют такие странные песни. И какие-то очень не конкретные воспоминания взрослых о пионерах не помогают понять, что такое пионерия. Понятно, что это организация, но чем она жила …Мои мама и папа тоже были пионерами. Из этого пионерского прошлого помнят только, как их принимали в пионеры, как им повязывали галстук и наказывали его беречь, так как галстук был красного цвета «…с красным знаменем цвета одного…». А красное знамя было символом борьбы за светлое будущее – коммунизм. За этот коммунизм люди проливали кровь. И кровь эта была святой. Мальчик тоже строил этот коммунизм. Ну, конечно, по своему, по детски. Собирал, я уже говорил, металлолом, макулатуру для пользы государства, участвовал в озеленении города, помогал, говорят, старым людям – дрова поколют, воду принесут…Летом гипсовый мальчик ездил на отдых в пионерские лагеря. Таких лагерей в Тайшете было два: имени первой женщины- космонавта СССР Валентины Терешковой и «Бирюсинка», по названию реки Бирюса, на берегу которой и находился лагерь. Сейчас уже в Тайшете нет таких лагерей летнего отдыха детей — их в годы перестройки разобрали-разворовали-ликвидировали, как пионерскую организацию. На фиг, мол, она нужна теперь в капитализме?! А про скаутов тогда еще мало кто знал, а то бы быстро создали, новую детскую капиталистическую забаву на русский манер.

как и всем пионерам, за какие-то нехорошие дела, за плохую учебу, за плохое участие в общих делах, потерю пионерского галстука грозило исключение из пионерской организации. Исключение, впрочем как и прием, происходило публично- вся дружина выходила под бой барабанов и звуки горна на линейку. Горн и барабан, как и красный галстук, были святыми вещами для пионеров. Быть горнистом и барабанщиком было честью для пионеров. Так вот, провинившегося ставили перед всем строем и , сказав за что его исключают, снимали прилюдно галстук. Наверное, исключаемому было очень страшно и грустно расстаться с галстуком, с отрядом. Но, говорят, пионеры некоторые после уроков, выходя из школы, снимали и прятали свои галстуки в карман. Видимо для того , чтобы взрослые за какие-то шалости не могли отчитать-попрекнуть их словами: «…А еще пионером называешься!».

нашем городском Центре творческого развития и гуманитарного образования детей «Радуга» можно посмотреть сохранившиеся альбомы-отчеты пионерских организаций разных школ города за прошлые годы — 1965,1970 год. этих отчетах много всякого странного для нас. Ну, например, свои хорошие дела пионеры посвящали какому-то важному в стране событию, например, очередному съезду КПСС, очередной годовщине со дня рождения .И.Ленина. И еще при этом клялись быть верными делу Коммунистической партии Советского союза, брать примеры с героев-пионеров, изучать биографию Ленина и то , что он сказал на каком-то третьем съезде комсомола . Комсомол – это организация юношей и девушек, достигших 14 лет, сокращенно РКСМ ( Российский коммунистический союз молодежи) – затем ЛКСМ ( Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи). А Ленин сказал очень мудрые слова – надо учиться, чтобы построить коммунизм. Коммунизм – это новый общественный строй, где все будут жить счастливо и богато. Как «новые русские» сегодня. Только «новые русские» никому и ничем не клянутся. Даже Ленину.

В 50-60-е годы, в которые жил в Тайшете мальчик, были очень интересными – происходили важные для города события, всякие изменения. И все эти изменения и были, оказывается, строительством социализма, коммунизма. Представляете? Только вот сегодня почему то опять строим капитализм…Странно как-то.

хотели стать многие. С годами их численность выросла, и для пионеров в 1954 году построили Дом пионеров и школьников. Такой Дом им был нужен: старый был никуда не годным. В Доме пионеров следовало проводить всякие сборы пионерских отрядов, заседания разных советов и комиссий, отчитываться о выполненных делах, принимать в пионеры мальчишек и девчонок, заниматься в кружках по изучению вышивки, вязания, фотодела, зверушек в живом уголке… Первый Дом пионеров был открыт очень давно, в 1954 году по улице им.Кирова С.М. А потом, точно не известно, примерно, в 1957-1958 г.г., был построено новое здание настоящего Дома пионеров и школьников. Здание было по тем временам очень хорошее для детей: большое – 959,6 кв.метров, высокие потолки – 3 метра 45 сантиметров, имелся зрительный зал на 300 мест, 11 кабинетов и классов, просторная библиотека, пионерская комната, большой коридор, приусадебный участок 8.176,6 кв.метров и возвели его в парке имени Героя Советского союза А.Матросова. А эта улица в Тайшете была в те годы одной из центральных. Настолько был хорош Дом, что «56 девочек сразу , как только побывали в Доме пионеров, изъявили желание заниматься кройкой и шитьем».[1] Директором Дома пионеров был Кочеров Константин Васильевич. Вот в этом-то Доме и прошла большая часть пионерского детства моего «гипсового» мальчика. В прямом и переносном смысле: как человека и как гипсового скульптурного украшения сада Дома пионеров и школьников. Правды ради надо сказать, что «украшением» тайшетской действительности это гипсовое изваяние можно назвать с великой натяжкой. Таких гипсовых скульптур в саду Дома пионер было несколько, но сохранились фотографии только двух-трех.

1960 году наш город стал центром объединенного района – Шиткинский район был ликвидирован путем слияния его с Тайшетским районам. Тайшете в конце 50-х годов, включая п.Суетиха ( ныне г.Бирюсинск) и п Юрты проживало около 50 000 человек, непосредственно в Тайшете – в 1968 году было 31600 жителей. ( для сравнения : 1937 год-14200 человек , 27 улиц , переулков (31.2 км., ) 1363 усадеб ( 69948 кв.м.) строился стадион, имелся сквер и 2 сада, пригородная роща пригодная для гуляния ( видимо будущий Парк культуры и отдыха), 11,85 кв.м. зеленых насаждений[2]. Территория города увеличивалась и она медленно-медленно приближалась к современным размерам. 1949 году протяженность всех улиц Тайшета около 60 километров, но уже в то время город начал помаленьку отстраиваться – например, за период 1947-1949 г.г. было построено 398 индивидуальных домов, на благоустройство города было выделено 660. 000 рублей. [3] Оказывается, город наш был вовсе не таким как сейчас. о-первых, он был меньше по масштабам, многих улиц и районов еще не было и по ним никак не мог бегать мой «гипсовый» мальчик. Как я это выясняла? Очень просто: в городской газете «Сталинский путь» за 1955 год я нашла списки избирательных участков – весь горд был поделен на такие участки с указанием улиц и номеров домов, жители которых должны были голосовать на том или ином избирательном участке. Это и сейчас так делается. Я выбрала название улиц и установила, сколько домов было на каждой из них. Затем нанесла все это на карту-схему современного Тайшета. Оказалось, многих улиц , или части каких-то улицы, в те времена просто не было. Не было микрорайона имени Пахотищева, Мясникова, не было многих зданий и учреждений. Да сами улицы назывались иначе. Например, улица имени .Терешковой носила совсем некрасивое название – Шлакоблочная… Это потому что здесь находился небольшой заводик по производству шлакоблоков. Был такой дешевый строительный материал, очень нужный городу. А построили этот заводик заключенные тайшетских исправительно-трудовых лагерей. При жизни «гипсового» мальчика активно застраивалась улица им.Пушкина от путепровода в сторону будущего аэропорта на южной стороне города. Почему именно эта улица? Дело в том, что с 1949 года в Тайшет было размещен особый исправительно-трудовой лагерь №7 «Озерлаг» для содержания в заключении людей осужденных по статье 58 уголовного кодекса СССР , то есть за измену Родине. Лагерные отделения и пункты Озерлага разместились в зонах, которые ранее принадлежали другим Тайшетским ИТЛ : Заплаг, Южлаг, Тайшетлаг. Эти зоны ( лагпункты) растянулись по всей строящейся в те годы ( с 1938 года) железной дороги Тайшет – Братск и далее на осток, то на есть Западном участке Байкало-Амурской магистрали. А строительство его началось еще до Великой Отечественной войны , с 1937-38 гг. Так вот, управление Озерлага разместилось на будущей улице Пушкина. И благодаря труду заключенных она и была построена. Что такое «зона» я узнала, представила себе, только по рисункам японских военнопленных. Здесь довольно странная вещь: я не видела подобных рисунков лагерной жизни нарисованных нашими, русскими заключенными. Почему это делали японские военнопленные? Я так и не знаю. Как говорится , восток дело тонкое… Эти военнопленные были доставлены в Тайшет в октябре-декабре 1945 года. После того , как они были возвращены на родину в 1949 году, то некоторые из них на память написали свои воспоминания, нарисовали картины, эскизы о своем страшном сибирском плене. Репродукции таких картин я и видела в архиве организации «Бирюса-мемориал». На картинах запечатлены разные сцены жизни японских военнопленных : бараки, работа в лесу на лесоповале, на полях во время уборки урожая, под конвоем идущих пленных на работу… Сцены разные, а смысл их один: страшная жизнь в плену. Получается, что эти японские военнопленные , работая не по своей воле, помогали нашей стране , сами того не желая, строить коммунизм. Оказывается «светлое будущее социализм и коммунизм» можно строить, применяя насилие. Интересно, а мальчик-пионер знал об этом или нет? И знал ли вообще что-нибудь о японских военнопленных? Наверное, знал. едь у него были друзья –сверстники, родители которых охраняли этих военнопленных, да и всех заключенных Тайшетских исправительно-трудовых лагерей. И друзья мальчика могли рассказать ему , то что слышали от своих родителях , сотрудников лагерей. А что могли рассказать? Только то , что это военнопленные и «враги народа», и их держат в зоне за преступления, которые мешают строить советскому народу светлое будущее. Да, об этом говорили и в школе, когда предупреждали, что общаться с заключенными, военнопленными нельзя, а то будет плохо. се эти рассказы о «врагах народа» прочно засело в голове мальчика-пионера и переубедить его было невозможно. Да и мало кто старался переубедить. от так и «гипсовали» его сознание. Мальчик знал о заключенных, но кто они такие и за что находятся в лагерях он стал понимать лишь потом, десятилетия спустя. И ,вспоминая о заключенных , он , уже в наши годы, будучи уже мудрым человеком, писал: «… рабочем клубе тоже демонстрировались фильмы, но чаще устраивались танцы под баян. Оркестранты почти все были призваны в армию. Баянист был колченогий, обаятельный человек, высочайший мастер своего дела. Он был из заключенных. По большим праздникам здесь проходили концерты. Их давали «зэковцы» из клуба заключенных. Эти неизвестные нам , тайшетцам, принесли с собой большую музыкальную культуру. Теперь то я знаю, что они были профессионалами высшей пробы: певцы, драматические актеры, танцоры, артисты их академических театров страны. Первым номером они всегда пели любимую песню вождя «Сулико», веселили нас, а в это время за кулисами с винтовками сидели охранники да еще покрикивали, если случалась заминка. Не знаю, кто как, но впервые услышал оперные арии от этих «врагов народа», впервые понял, какую огромную духовную силу таит искусство. Может быть по этому их изолировали от народа?…..[4] Управление Озерлага ( почтовый ящик 410), силами заключенных, активно начало строить помещения для своих отделов, производственные помещения, объекты соцкультбыта, жилые дома. Сборные жилые 4-х кв.дома, а их изготавливали заключенные на Чунском ( поселок Чуна , центр соседнего с Тайшетским района) деревообрабатывающем комбинате, появились на нечетной стороне улицы Лазо,( названия улиц было дано в 1952 году), им.Фрунзе, им.Молотова ( ныне Кооперативная). Другие жилые дома сотрудников Озерлага возводились на улицах им.Кирова ( сразу же за зданием автошколы «Сокол», ныне этих домов уже нет), им.Пушкина начиная от перекрестка с улицей им. оинов-Интернационалистов по левой стороне ( ранее улица им.Жданова) и до самой Центральной районной больницы. Здесь же , на улице им.Пушкина, в 1951 г. Озерлаг построил два двухэтажных деревянных здания на перекрестке ул.Пушкина и Кирова ( район остановки «Райисполком» ( сейчас в них размещается автоучебное учреждение «Сокол» , а в другом различные отделы администрации Тайшетского района). Рядом с одним из этих зданий находится помещение парикмахерской , построенное еще в 1952 году. Заключенные Озерлага построили на ул.Пушкина стадион «Динамо» ( ныне «Локомотив») ; а на месте современного здания школы №2 в 1952 году была построена школа №4,а напротив нее , в небольшом сквере – служебное помещение Озерлага ( в последствии гостиница, в настоящее время магазин, зал компьютерных игр). Там где сейчас магазин «Ивушка» и мастерская по ремонту холодильников, магазин автозапчастей было помещение для архива , секретной части Озерлага. Рядом с ним было деревянное одноэтажное здание, принадлежавшее тоже Озерлагу ( позднее в 70-х годах там размещалась районная прокуратура) , ныне этого здания нет. Западнее его здесь же заключенные Озерлага построили баню в1951 г., для солдат охраны заключенных. Сама же воинская часть ( 18 полк конвойных войск ) расположилась в здании по улице им.Кирова в сторону Байроновки ( ныне здесь помещение предприятия коммунального хозяйства ), штаб воинской части , солдаты которой конвоировали заключенных, находился в здании , где сейчас автоучебное предприятие «Сокол». Южнее современных корпусов Центральной Районной Больницы Озерлагу в 1951 было выделен участок земли 7.396 кв.м. под строительство автогаражей ( автобаза). Они и сейчас сохранились. На противоположной стороне , немного в сторону школы №2, находилась конебаза Озерлага. Таким образом , район пересечения улиц Кирова и Пушкина стал административно-производственным центром особого исправительно-трудового лагеря «Озерный» ( п/я 410, код ЖШ-410). Так сказать , столица Озерлага. До его организации ( 1949г) Тайшет уже был городком, где с конца 30х годов размещались Управления и колонны Заплага, Южлага, Тайшетлага. Например, здание Управления Южлага ( Южный ИТЛ) находилось в двухэтажном здании расположенном на улице Пушкина, в небольшом сквере напротив мастерской по ремонту холодильников. Еще сохранились тополя , которые образуют небольшую аллею, когда-то ведущая к крыльцу этого Управления. Позднее в этом здание находился исполнительный комитет Тайшетского городского Совета депутатов трудящихся и городской ЗАГС. Самого же здания уже нет. Невдалеке от него, ближе к перекрестку , заключенные Озерлага построили кинотеатр «Дзержинец». настоящее время здания это не существует. Южнее здания Исполкома заключенные построили столовую, а еще чуть южнее, детский сад. Этих зданий тоже нет. На месте стадиона школы №2 находился двухквартирный дом, тоже принадлежавший сотрудникам Озерлага. На месте магазина «Шкип» по улице Пушкина находились помещения Озерлаговской больницы, в частности роддом. Северная часть ул.им.Пушкина , а она заканчивается путепроводом, застраивалась тоже в 50 -х годах. Если встать у путепровода лицом по направлению на юг, то есть в сторону «Райсполкома» , то слева возвышается трех этажное каменное здание, здесь сейчас размещается едомственная охрана, а ранее –в 1963 году, это здание было построено для ЭЦ ( электрический центр управления движениями поездов) . Здесь надо сказать , что в конце 50-х начале 60-х годов началась электрофикация железных дорог ( в Тайшет первый электровоз пришел в 1961 году, была электрофицирована ж/д от Тайшета до Иланской, а по ж\д Тайшет-Лена первый электровоз пошел 3 декабря 1964 года.), сёл района. Была построена межколхозная ЛЭП-35 от Шиткино до Суетихи. Это привело к ненадобности строительство Туманшетской ГЭС , а планировали ее сдать в эксплуатацию в 1958 году. Три турбины должны были давать 1575 квт. электроэнергии. На строительстве в 1957 году работало 65 человек.[5]Для меня эта информация показалась какой-то фантастикой – ГЭС у нас в районе?! Кстати, также удивленно реагируют на эту информацию все, кому я об этом рассказываю. Наверное, и для моего «гипсового» мальчика строительство ГЭС было что-то вроде чуда какого-то. ообще-то, 50-е годы действительно были какими-то чудесными, как мне кажется. Было столько построено в Тайшете! Да и сами люди ,кажется , были совсем иными, чем сейчас. Говорят, они были более открытыми и коллективными. И проще. Проще во всем, даже в мечтах и повседневной жизни.

строительства ЭЦ в 50-е годы , на месте современного помещения частной автомойки , был построен магазин, который среди тайшетцев старшего поколения известно под названием «Рабочий». Рядом с магазином началось строительство целого жилого района – двухэтажные деревянные дома железнодорожников. Этот жилой район насчитывает 14 домов, расположенных вдоль ул.Пушкина с восточной стороны вплоть до ул.им.Лазо. Надо отметить , что по воспоминаниям тайшетцев этот жилой район был , как говорится, престижным, жить в этих домах мечтали многие тайшетцы. Может быть , в одном из этих домов жил и герой моего рассказа. А если действительно он там жил, то не мог не видеть, что напротив окон его дома в 1953 году заключенные «Озерлага» строили склады и другие помещения Универсальной торговой базы. Теперь она вся оккупирована частными оптовыми базами. Строительная активность Озерлага была связана с его основной задачей – поставка рабочей силы заключенных Ангарскому исправительно-трудовому лагерю, которому было поручено строительство Западного участка БАМа, а затем и Братской ГЭС. Из недр этих двух лагерей и возникло мощное и прославленное строительная организация АНГАРСТРОЙ, в которой работало много тайшетцев. А создано оно было 21 сентября 1946 года на базе Ангарского исправительно-трудового лагеря. А до этого в Тайшете возникла другая организация, известная тайшетцам старшего поколения под названием «Тайшетстрой». Некоторое время руководил этим управлением известный в стране строитель генерал Ф.А.Гвоздевский. Известен он , например, тем, что руководил строительством одного из участков Волжской рокадной дороги, которая помогла советским войскам одержать победу над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом. Еще он строил известную железную дорогу Наушки-Улан-Батор. Именно Тайшетстрой, созданный в 1945 году , и начальник его производственного отдела Леонид Александрович Ясинский, , начал крупные строительные работы в Тайшете, а затем Тайшетстрой был объединен с Ангарлагом в единую организацию – Западное строительство и ИТЛ БАМ. Основную рабочую силу Тайшетстроя составляли заключенные Тайшетского ИТЛ Главного Управления строительства железных дорог МВД СССР. Говоря о вкладе заключенных в строительство города и железной дороги надо отметить их численность : в существующем с 1949 года Озерлаге в 50 годы наивысшая численность заключенных была – в 1952-53 годах 37093 и 36152 человек, Ангарский ИТЛ – в 1951г-41626, 1952г.-26858,, а на 1960 год – 9927 заключенных. Численность заключенных в двух этих лагерях превышала вдвое-втрое работающее население Тайшетского, Шиткинского районов и города Тайшета вместе взятых. Иначе говоря, это была огромная по численности армия подневольных рабочих. Но еще с 1945 года в Тайшет и на строящуюся ж/д трассу прибыло около 70 000 японских военнопленных. Силами заключенных строилась и северо — восточная часть города – от Стройучастка до пятого километра дороги Тайшет-Братск включая ЗРДСМ ( в 50-е годы назывался ЦАРМЗ – Центральный авторемонтный завод по ремонту строительной техники для Ангарстроя). Само слово «Стройучасток» возникло именно в начале 50-х годов – на его территории шли активные строительные работы – ж/д больничный городок, школа-интернат, жилой городок, вокзал ( начало строительства – 1957 г.), амбулатория, 66-квартирный дом, шла реконструкция Тайшетского железнодорожного узла. Строительные работы вело Строительное Управление – 21 ( СУ-21) , это будущий Строительно-монтажный поезд СМП-586. Управления Тайшетстроя, Ангарстроя создавали учебные комбинаты, в которых многие тайшетцы могли получить рабочие профессии – бухгалтер, шофер, строитель и другие. Помещение одного учебного комбината находилось на месте жилого дома и магазина «Дары природы» по улице Транспортной. Надо сказать, что районы города, известные под названием, «Стройучасток» , «Госбанк», РМЗ до конца 50-х годов вовсе не существовали. Здесь были поля, лес, картофельные огороды жителей города. Мой «гипсовый» мальчик , как и все тайшетцы, жили в радостном ожидании еще одного чуда- металлургического комбината. В 1959 году начались изыскания площадки для строительства металлургического комбината – работала экспедиция «Фундаментпроект» контора экспедиции находилась в Ст.Акульшете. Велась работа по поиску воды (скважина) институтом «Водоканалпроект». В Тайшете была построена трансформаторная подстанция — намечался ее пуск в 1 кв.1960 года, закольцевать линию Камала (Позоровская ГРЭС) Тайшет-Братск. 29 августа 1962 года поставлена была первая опора, воспетой в песне композитора Александры Пахмутовой, ЛЭП-500 – «…ЛЭП-500 не простая линия, и ведем мы её с друзьями по таёжным дебрям глухим…».

Коллектив СМП-288 и мотопоезда №265 ( бригады М.И.Овчинникова и П Боброва на ст.Бирюса начали строительство ж\д Тайшет-Абакан ( первый поезд из Абакана привел в Тайшет машинист Ярослав Юренко), сдана ж/д Тайшет-Лена, в 1962 году строился нефтепровод Туймаза ( Башкирия) – Ангарск строительным управлением №8….Таким образом, 50-е -60 годы – это время больших строек и город Тайшет , к счастью, не оказался в стороне от них , накануне своего 25-летнего юбилея ( 23 марта 1963 год).. Но вернемся к истории ул. имени Пушкина А.С. Потому что на этой улице жил мальчик, о котором я рассказываю. Путепровод, который среди тайшетцев называется «тоннель», начал строиться в 1964 году.. Впервые вопрос о его строительстве обсуждался в 1959 году. Его строительство было очень важным делом для тайшетцев- расширяющееся полотно железнодорожной станции мешало нормальному сообщению между южной и северной частями города. В 1967 году путепровод был сдан в эксплуатацию.[6] Самое непосредственное участие в его проектировании и строительстве приняла Заслуженный строитель Софья Васильевна Ефимова. Она руководила специальным путейским участком на реконструкции ж/д узла в Тайшете в начале 50-х годов. А реконструкция велась теми же заключенными.. . На южной оконечности ул.Пушкина в 50-х годах было построен Тайшетский аэропорт – самолеты летали не только на местных линиях ( Тайшет-Шиткино, Шелаево, Квиток, пос.Октябрьский, Братск ( 1959г.),но и в Иркутск, Канск. Даже планировалось пустить линию до Красноярска !). Говорят, что в конце 30-х годов был аэродром в северной части Тайшета, где-то в районе современного м/р-на Новый, но документальных подтверждений этому не найдено пока. Этот аэродром был небольшим и на нем совершали посадку маленькие фанерные самолетики , посмотреть на которые и бегал мальчик со своими друзьями. Об этом аэродроме есть упоминания в записанных воспоминаниях тайшетцев: «…Мы не замечали, что обшарпанный железнодорожный вокзал ни чем не отличался от бараков, которые шпалерами выстроились возле восточного переезда, где теперь пролегла улица Горького. Там же был аэродром. Двукрылые фанерные самолетики раза два в году приземлялись там, чем и вносили в размеренную, спокойную жизнь тайшетцев великое смятение и радость. Глазеть на чудо ХХ века сбегались и стар и млад».[7] Вообще-то, с самолетами в жизни тайшетцев связано много интересных фактов прошлого. Некоторые из тайшетцев, если напомнить, то могут кое-что припомнить и подтвердить газетными материалами: в 1935 году, например, как после радиобеседы секретаря РК ВКПб ( то есть районного комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков) с учителями , последние тут же произвели подписку на постройку новых самолетов , собрав 76 рублей. Более того, Союз Рабпроса ( это так называлась профсоюзная организация работников просвещения, то есть учителей) призвал всех педагогов отчислить на это благое дело – постройку самолетов- перечислить однодневный свой заработок». Такое ощущение, что тайшетцы прямо-таки испытывали огромный душевный порыв к самолетостроению: «Мы, бывшие красные партизаны…вносим на постройку трех самолетов-гигантов 85 рублей . Михаил Жичкин – 15 рублей, Юшков – 30, Иванов-10, Корчагин-20, Бекарев-10….», а коллектив Тайшетской Машино-тракторной станции внес на постройку самолетов однодневный заработок. И вообще, обнаружилось, что друг моего героя, Колька Репин оказался родственником знаменитого Водопьянова! Из-за чего произошла такая самолетостроительная активность тайшетцев? А дело вот в чем оказалось : «18 марта в г.Москве произошла катастрофа самолета «Максим Горький». Самолетом управлял летчик Михеев, на борту самолета было 36 человек ударников ЦАГИ. Сопровождавший тренировочный самолет – летчик Благин, при выходе из мертвой петли, ударил крыло самолета «Максим Горький». Вследствие полученных повреждений от удара, самолет стал разваливаться в воздухе, перешел в крен и отдельными частями упал на землю. При катастрофе погибло 11 человек экипажа и 36 пассажиров-ударников ЦАГИ. ВостСибТАСС СНК ( Совет Народных комиссаров- то есть правительство СССР) и ЦК ВКПб ( Центральный комитет Всесоюзной Коммунистической партии большевиков) постановил : взамен погибшего самолета «Максим Горький» построить 3 больших самолета того же типа: один – «ВИЛ» ( Владимир Ильич Ленин) , второй – «Иосиф Сталин» и три – «Максим Горький»».[8] Вот такие события стали возбудителем самолетосторительной активности тайшетцев. Позднее, в годы войны , произошло еще одно событие : военный самолет совершил вынужденную посадку на лед реки Бирюса вблизи деревни Джогино. Это почти в 80-ти километрах на север от Тайшета. Самолет через некоторое время отремонтировали специалисты из Иркутска. Колхозники расчистили на льду взлетную полосу и самолет улетел. Были еще случаи , когда в Тайшетском районе потерпели катастрофу два самолета , полученных СССР по ленд-лизу из США и перегоняемые по воздуху с дальнего востока на фронт. Мальчик, о котором я пишу, был свидетелем многих важных событий. Например, как благоустраивался наш город. Городской Исполком уделял много внимания благоустройству нашего города. Этот вопрос очень часто рассматривали на заседаниях Исполкома, на сессиях городского Совета депутатов трудящихся, высшего органа власти в Тайшете. Проводились субботники. Так ,например, на субботнике в 1950 году было вывезено на улицы 1797 куб/м гравия, шлака., углубили и очистили 4.500 метров кюветов, положили 110 метров тротуаров, посадили 2.465 саженцев. Согласно планов благоустройства в 1953 году были отсыпаны гравием улицы Октябрьская, Пушкина, Кирова , на что ушло 4.500 куб. гравия. Асфальтное покрытие улиц начнется гораздо позже , в середине 60-х годов ( 1965г). В 1960 году на этих улицах появились первые 5 такси «Волга», а еще в 1955 г. в районе стали курсировать грузовые таксомоторы. В 1959 году построена была дорога от Московского тракта до Суетихи и открылось автобусное сообщение Тайшет-Суетиха, Шелехово, Шиткино, а годом раньше Тайшет-Квиток через Старый Акульшет[9]. Вообще-то, факт, что автобусы ходили в Квиток через Старый Акульшет , вызывает большое удивление у тех, кому я об этом рассказывала. Просто по этому маршруту такая местность сложная, что представить там автобусы ни у кого не хватает фантазии. В 1958г. в Тайшете было 5 автобусов ПАЗ-651, а к 1961 г. их уже стало 39. Но многие улицы города еще , мягко говоря, оставляли желать лучшего: грязь непролазная по ул.Ленина, Комсомольская, А.Матросова, уложенные деревянные тротуары по ул.им.19 партсъезда пришли в негодность, разбита дорога по улице им.Пушкина. А местные шоферы лихачи! Один такой лихач весной 1954 года на машине ИД 59-20 обрызгал женщину с ребенком, о чем с большим возмущением писала районная газета. В 1953 году было посажено в городе 3000 саженцев, построено 1300 метров деревянных тротуаров, а в 1957 году – деревянные тротуары появились на улицах Ленина, Чапаева, Молотова.. На все это в 1953 году было потрачено 500.000 рублей. В 1957 году было построено 5.000 кв.метров жилья, 150 семей тайшетцев въехали в свои дома. Затем п по городу было посажено еще 2.500 саженцев, в том числе у к/т «Победа» 400.[10] В таком важном деле не мог не принять участие мальчик со своими друзьями пионерами. Ведь надо же было как то участвовать в строительстве коммунизма. Иначе, какой же ты пионер! Но несмотря на все их старания, внешний вид города оставлял желать лучшего. Газета «Сталинский путь писала в 1957 году о санитарном состоянии и внешнем виде города : «…На дорогах по улицам города валяются трупы задавленных автомашинами кур, гусей, кошек , собак. Они разлагаются, их облепливают рои мух, этих разносчиков заразы….жители выливают помои на улицы, отведенные выгребные ямы для мусора вовремя не очищаются…».[11] Жуть какая-то! Видимо, автор статьи несколько преувеличил картину, но судя по другим газетным статьям положение с чистотой в городе действительно было плохим. И , наверное, мало отличалось от положения конца 30-х годов: «Проталины, образовавшиеся при таянии снега, еще раз показали, насколько грязны улицы Тайшета. Мусор, навоз, неочищенные канавы, вода, смешанная с грязью, заливает перекрестки главной улицы и размывает еще больше дороги Тайшета. Ночью улицы Тайшета и прогнившие тротуары превращаются в ловушки. Ямы, канавы скрытые корой нерастаявшего льда, заставляют прохожих дико озираться, выбирать место, где поставить ногу и все же, проклиная всех и все, они принимают холодную ванну, провалившись в одну из многочисленных ям и канав…».[12] В 1958 году продолжалась отсыпка гравием улиц Советская, Транспортная, Чапаева, Октябрьская и некоторые другие. Планировалось провести и гудронирование их в 1959 году. В этом же году было уложено более 7 км. деревянных тротуаров.[13] Активно велось индивидуальное строительство жилых домов, появились целые новые улицы – Свердлова, примыкающая к ул.Пушкина с восточной стороны, ул.им.Чкалова, им.Дзержинского ( восточная ее окраина) . В 1949 году было построено 186 индивидуальных домов, а в 1952 год городской Исполком выделил 500 участков под строительство домов, построено 200 домов, 500 семей справило новоселье. В 1957 году было построено 5.000 кв.метров жилья, 150 семей тайшетцев въехали в свои дома. Надо отметить что активное строительство велось не только в Тайшете: строился пос.Соляная, Суетиха ( здесь строительство вело созданное в 1946 г. Бирюсинское СМУ, именно оно вело строительство гидролизного завода, который в 1952 году стал выдавать гидролизный спирт и белковые кормовые дрожжи[14]., Юрты, новые поселки лесозаготовителей. Строительная активность лесозаготовителей было связана с тем, что в 1957 году был организован лесокомбинат «Тайшетлес» — это 11 леспромхозов, 1 ж/д хозяйство, 2 лестрансхоза, машинно-дорожное отделение.[15] В 1956 году был построен в Тайшете лыжный завод, а директором был , смешно сказать, некто Палкин.[16] Социально-экономическое положение Тайшета требовало, вызывало необходимость развития и культуры, образования, здравоохранения. И прежде всего строительство школ, больниц, Домов культуры и других культурно-просветительских учреждений и спортивных сооружений. В Тайшете центрами массовой культурной работы были : построенный в октябре 1950 г., кинотеатр «Победа», городской Дом культуры «Колосс» ( в настоящее время на месте этого ДК находится ЦТРиГО «Радуга»). Дом культуры «Колосс» сгорел 30 октября 1966 года, а коллектив его продолжил работу в помещении Дома пионеров и школьников по ул.им.Александра Матросова[17], Дом культуры железнодорожников им.Ленина ( он находился по ул.Транспортная-20 в районе вокзала, буквально на перекрестке улиц Транспортная и переулка, ведущего к вокзалу, а директором был В.Борковский в 1953г. , затем Брюзгин), к/т «Дзержинец» ( зав. Алексеева Евгения Прохоровна). Кино было самым популярным развлечением . Мальчику кино очень нравилось и он старался с экономить какие-нибудь деньги на билет в кино. Но в кино детей , даже пионеров, не всегда пускали. Городской Исполком принял решение, согласно которому дети могли посещать только дневные сеансы, то есть до 5 часов вечера, а после пяти в кино можно было попасть только с родителями и только в дни каникул. В кино тайшетцы любили ходить. Такое ощущения, что им было все равно , что смотреть – документальные или художественные фильмы. Только за 10 месяцев 1952 года, например, к/т «Победа» показал 726 сеансов , получив доход 915000рублей, сверх плана 10000 рублей. Название фильмов тех лет совершенно незнакомы нам и не вызывают желания посмотреть . Но тайшетцы посещали практически все фильмы . Например , кинофильм «Композитор Глинка» только за три дня посмотрело 3000 тайшетцев!!! Фильмы демонстрировались в 17, 19, 21, 23 часа. В 1951 году ГДК «Колосс» был отремонтирован, пристроено помещение. Открытие отремонтированного здания состоялось 31 декабря 1951 года. А новое здание к\т «Победа» на 350 мест открылось в ноябре 1950 года ( но есть информация , что открытие состоялось 15 октября 1950 года[18]). Открытие было приурочено, как это было в те годы, к очень важной дате — 33 годовщине Великой Октябрьской революции ( но первоначально этот кинотеатр , строящийся методом народной стройки, планировалось открыть к 32 годовщине Октября. Видимо, ход строительства был не таким быстрым, как хотелось тайшетцам, не все предприятия выделяли людей и средства на строительство. Инженером стройки был опять таки Леонид Александрович Ясинский, прораб СУ-21) . Коллектив кинотеатра ( директор М.Грязнова, кассир Рукосуева В. ,контролер Т.Монахова, ст.механик М.Сопелкин). «Открытие нового кинотеатра «Победа» привело к переоборудованию «Колосса» в Дом культуры. Здание было ветхое, неприспособленное для работы кружков. Сделали ремонт, пристрой к зданию. Открытие отремонтированного здания состоялось 31 декабря 1951 года. В 1951 году в ДК работало 40 человек: братья Виктор и Игорь Зыковы- руководители духового оркестра, баянист Валентин Родин вел хоровой кружок, Владимир Чехлов – танцевальный кружок, Александр Косоротов, Александр Петров…»- вспоминал первый директор ДК «Колосс» Г.А.Размахнин.[19] А коллектив кинотеатра «Победа» в 1951 году был награжден Почетной грамотой Министерства кинемотографии. В этом году в к/т было показано 1856 киносеансов и обслужено 265 000 кинозрителей. Первый фильм, который показали в «Победе» после торжественного собрания , — «Великая сила», затем «Клятва». В 1950 году кинопрокат порадовал тайшетцев брендом года – кинофильмом «Кубанские казаки», «Падение Берлина», а 1953г. «Чук и Гек», в июле этого же года тайшетцы увидели кинофильм «Волга-Волга», «Егор Булычев» в августе месяце, а первый широкоформатный фильм тайшетцы увидели именно в к/т «Победа» 15 августа 1950 года – «Песни над Днепром», а ноябре 1955 года – «Солдат Иван Бровкин». Если продолжить рассказ о том какие фильмы смотрели тайшетцы , то надо сказать и о фильме «Сталинградская битва»: его демонстрировали в «Колоссе» 5 дней, 18 киносеансов, свыше 4000 зрителей. В строительстве кинотеатра «Победа» принимали участие и заключенные Озерлага. Территория вокруг к/т «Победа» была центром города, здесь – площадь им.Кирова. Учитывая это городской Исполком в 1954г принял решении о запрещении движения по площади конных повозок, автомашин и тракторов, ездить через кюветы, на велосипедах по тротуарам, производить хлыстовую вывозку леса ( то есть целые стволы деревьев, а не по 6 метров как сейчас это делается) по улицам города, а скорость движения должна быть для всех видов транспорта – 25 км. в час. За нарушение этого распоряжения грозил штраф в 100 руб. или исправительно-трудовые работы до 1 месяца. Вот как ! Особое внимание уделялось развитию библиотечной системы города. 16 августа 1951 г. была открыта городская библиотека , 8000 книг. В 1965 г в Тайшете, Суетихе, Юртах имелось 6 государственных библиотек ( 87.952 книг и 11.906 читателей), 7 профсоюзных ( 81.784 и 5.540) , 13 школьных ( 58.854 и 7.416) .Для сравнения в 1951 г. читателей в городе насчитывалось всего 4000 человек, им было выдано за год 40000 книг. Так что , прогресс на лицо, как говорят. Любопытно знать, что читали тайшетцы. Так например, за четыре месяца 1950 года книжный магазин продал книг на сумму 100 тыс.рублей: «В.И.Ленин», «Воскресенье» , «Отверженные» В.Гюго, «Далеко от Москвы», сочинения В.И.Ленина, биография Сталина, «Даурия» К.Седых[20]. 15 августа

[1] «Заветы Ленина», 5 декабря 1959 г.

[2] Архивный отдел Тайшета Ф 77, оп.1, ех 1, св.1, стр.43, докладная по поводу перевода рабочего поселка в «город Тайшет»

[3] «Сталинский путь» апр.1949г.

[4] ЯюМустафин «Возвращение памяти» , «Заря коммунизма», 1988 г.

[5] «Сталинский путь» 27 февраля 1957 г.

[6] «Заря коммунизма» за 28 марта 1973г.

[7] Я.Мустафин «Возвращение памяти», «Заря коммунизма», 1988 г.

[8] «Сталинский путь» , №34, 1935г.

[9] «Заветы Ленина» декабрь 1958г.

[10] «Сталинский путь» за

[11] Там же, июль 1957

[12] «Сталинский путь», апрель 1935 г.

[13] «Заветы Ильича» 26 декабря 1958 год

[14] «История индустриального развития Иркутской области 1926-1975»,И.,1983 стр 12-13

[15] «Заветы Ленина» 28 декабря 1958г.

[16] «Сталинский путь» март 1956г.

[17] Архивный отдел адм.Тайшетского района , Ф.51.оп.1,ех 1,св.1, л.11

[18] «Заря коммунизма» 15 окт.1980 год

[19] Там же 17 сент.1977г.

[20] «Сталинский путь» апрель 1950 г.

Loading