Бабушкины страшилки. Попытка объяснения существования ненаучных представлений о мире».

Начну с вопроса к тому, кто читает сейчас мою работу. Стучите ли вы по дереву, когда боитесь кого-то или что-то сглазить, замедляете ли невольно шаг, увидев черную кошку, перебежавшую дорогу, рассказывали вам истории о непонятных явлениях? Думаю, что на этот вопрос , хотя бы один раз , вы ответите: « Да».

История моей работы такова.

Бережнова Мария ,являюсь членом детского историко- просветительского общества « Бирюса», которое работает в средней школе № 2 города Тайшета Иркутской области. Мы изучаем исторические источники из городского архива , встречаемся с местными жителями, ведем переписку с краеведами из других городов. Наша задача – воссоздать историю города в разные периоды с момента освоения сибирских земель, строительства Транссиба, времен массовых репрессий, освоение Сибири в Советское время, изучаем историю гражданской войны, историю молодежных строек. Итогом работы стали четыре брошюры по истории нашего города. Ребята выбирают самые разные темы исследований, особенно нас интересует история наших семей, традиций сибиряков, особенности взаимоотношений представителей разных наций в нашем крае и многое другое. Эти исследования мы используем на уроках истории, географии, обществознания, на занятиях факультативного курса « История Тайшетского района с древнейших времен и до 60-х гг. ХХ в.». Для урока по обществознанию « Связь поколений» мне было дано задание : Какие знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, а какие отвергаются? Я должна была привести примеры из обыденной жизни, подтверждающие этот вопрос. Начала с расспросов бабушек о их молодости, какие события , впечатления они сохранили для своих внуков. Оказалось, что наиболее сильные эмоции, переживания в их детстве, молодости вызывало не чувство голода, не тяжелая работа, а ощущение оптимизма, радостного восприятия мира, не смотря ни на что. Они называли свою молодость и горькой, и радостной. Беседа с представительницами старшего поколения удивила тем, что на вопрос: Какие истории часто рассказывали они в детстве друг другу?- ответили: « Страшилки»,- то есть рассказы о колдунах, оборотнях, полуденницах и других « чудесах». Мы решили провести опрос старшеклассников нашей школы, какие страшные истории рассказывали им бабушки или родители? Оказалось, что в ХХ веке наряду с освоением космоса, компьютерами, геноинженерией и клонированием существует вера в сверхъестественные силы, вера в « сглаз», « порчу», магию. Эта вера существует не одно тысячелетие и передается с завидным постоянством каждому последующему поколению.

В теме конкурса « Человек в истории. Россия в ХХ веке» я выделила слово « человек ». История нашей страны в ХХ веке полна грандиозных событий, одно из них – воспитание человека будущего, свободного от веры в бога, суеверий , свободного от традиций и обычаев своего народа. Первую часть этой задачи решила партия успешно, большинство населения страны- атеисты. Со второй частью не справились, не смотря на запреты, сатирические продергивания в газетах, не смотря на активную пропагандистскую работу.

Моя работа относится к культурологии, чуть-чуть к психологии и истории.

Объектом исследования в моей работе являются « кощуны, страшилки» наших бабушек, сохранившиеся в наше время байки и сказания о непонятных явлениях.

Предмет исследования – причины живучести суеверий и рассказов о колдунах, сочетание этих представлений с обыденной и трудовой жизнью советского человека, вступали ли в противоречие в сознании человека научное и ненаучное познание мира.

Способ исследования – устный опрос представителей старшего поколения, анкетный опрос учащихся 9 и 11 классов, обобщение результатов, изучение научной литературы по данной теме.

Гипотеза исследования.

В ХХ веке советским идеологам удалось воспитать поколение атеистов, но наполовину, так как настоящим атеистом является человек свободный как от веры, так и от суеверий. Следовать вере в бога достаточно трудно, нужно знать молитвы, обряды, совершать в определенное время моления, соблюдать посты. Предаваться суевериям легче, не нужно совершать усилий. Народные сказания в виде бабушкиных страшилок являются одним из способов познания мира, ненаучных способов.. Они вызывают самую сильную отрицательную эмоцию в ситуации воображаемой опасности – страх. Объяснить с помощью науки непонятные явления не всегда удается, в силу этого, а также огромного эмоционального воздействия страшилки столь живучи. Верования наших бабушек – важный раздел культуры, без которого трудно понять народную культуру. Нереальные события переплетаются с реальными историческими фактами из биографии рассказчика, что придает нереальным событиям реальность. Внутренний мир каждого человека богат и разнообразен. В нем рядом сосуществует здравый смысл и вера в существование потустороннего мира. Никакие идеологические формы работы, высмеивания и преследования не смогли создать человека нового поколения, свободного от предрассудков. Необходимо разработать способы, изучающие особенности ненаучного познания мира.

Мой наставник в этой работе -Селезнева Т.А. ,помогла мне определить цель и методы исследования, а так же помогла найти в библиотеке необходимую литературу, выделила главы для прочтения. Все обобщение я сделала сама.

В ходе работы над темой была разработана анкета для учащихся, в которой они должны были указать фамилию, имя, отчество рассказчика, его возраст, место рождения, образование, социальное положение, описать условия, в которых происходил рассказ, какое эмоциональное воздействие он оказал на слушателей, в каких исторических событиях автор принимал участие. Всего было изучено 50 мини-сочинений школьников на тему « Бабушкины страшилки».Учащиеся записывали рассказы, стараясь сохранить особенности речи рассказчика.

Основными рассказчиками оказались женщины, всего 2 мужчин откликнулись на эту просьбу.

Основной возраст- от 60 до 65 лет – 40 человек, 10 человек – 40-50 лет.

47 из них родились в сельской местности, в Тайшетском районе родились 39 человек, остальные в разных областях страны.

Образование имеют- неполное среднее – 28, начальное – 8, среднее специальное – 10, высшее – 4.

Социальное положение – служащие –18, рабочие – 12, колхозницы – 20.

Можно сделать вывод, что суевериям в основном подвержены женщины, родившиеся или живущие в сельской местности, имеющие неполное среднее , начальное или средне специальное образование.

Опрос учащихся школы показал, что они также рассказывают друг другу страшные истории, связанные с суевериями. Подобные истории очень популярны и в искусстве, можно назвать массу книг, фильмов, посвященных историям о колдунах, привидениях, нечистой силе. Это касается не только отечественного искусства, но и мирового. Живучесть предрассудков объясняется многими причинами: это стремление разнообразить повседневную жизнь, испытать чувство воображаемой опасности, получит образец поведения при встрече с непонятным явлением.

Рассказы наших бабушек я условно разделила по группам:

1.Рассказы о колдунах и результатах общения с ними.

2.Рассказы о низших духах- домовых, кикиморах и др.

3.Рассказы о действиях потусторонних сил.

4.Страшные житейские истории.

5.Кладбищенские истории.

6.Детские страшилки.

Интересно, что все рассказчики претендуют на полную достоверность описываемых событий. Они утверждают, что эти истории происходили либо с ними, либо со знакомыми. Описывают при этом бытовые детали, виды сельхоз работ, называют имена, время события. Все это придает рассказам особую жутковатость, правдоподобность.

Наибольшее количество рассказов посвящено колдунам. Интересно, что они очень похожи на рассказы и байки, приведенные в книге М. Забылина « Русский народ», а также в монографии Б.А. Рыбакова « Язычество Древней Руси». Память народа вызывает удивление, ведь эти рассказы даже в деталях совпадают с легендами дохристианской Руси. Приведу некоторые из них.

Эту историю рассказала своей внучке Казанина Мария Даниловна. Мария Даниловна родилась в деревне Кашковка Орловской области в семье крестьянина, который попал под раскулачивание. Вся семья была сослана в поселок Хапчеранга Читинской области. Рассказчица много внимания уделила тому, как дружно жили сельчане, помогали друг другу во всем, хотя были они из разных мест.

« Года через два после переселения случилось у нас в поселке страшное несчастье. Волки зарезали несколько коров. А потеря кормилицы была равносильна смерти. Жила у нас одна знахарка-колдунья. Вот к ней и потянулись люди.( Прабабушка была среди тех людей.) Колдунья заговорила нашу корову Буренку. Однажды корова не вернулась домой. Семья икала ее всю ночь. Тольку к утру нашли ее целую и невредимую. Она спокойно лежала и жевала жвачку, а кругом было полно волчьих следов,они кружили вокруг всю ночь, но подойти не смогли».Другой рассказ Марии Даниловны. « Однажды я вернулась домой с работы на руднике. Лишь открыла ворота, под ноги мне бросилась чужая свинья. Она тут же сбежала со двора, после этого наша корова стала доиться кровью. Пришлось вновь обратиться за помощью к доброй колдунье. Она научила, как поступить. Велела подоить корову и вылить кровавое молоко возле косяка стайки. Известно, что там сосредоточена вся нечисть. Через несколько дней корова излечилась.»

« Был в поселке такой случай. Шел по улице мальчик лет шести. Вдруг закружил вихрь, подхватил его панамочку и унес неизвестно куда. С этого момента ребенок ослеп. Пошла его мама с горем и отчаянием к этой же женщине, та пояснила, что это работа злой колдуньи. Нужно обязательно найти панамочку и принести ее. Всем поселком искали эту шапочку, наконец нашли. Принесли к доброй женщине, она сняла порчу и ребенок вновь прозрел.» Совсем по-другому обернулась история с другой шапочкой. « нашла девочка шапочку на улице и надела на себя. С той поры родители не знали покоя. Их дочь стала воровать даже все самое ненужное, убегала из дома, всюду прятала украденные вещи. Врачи признали ее душевнобольной. А была ей всего семь лет. Мать девочки обратилась к знахарке, та сняла порчу и ребенок через несколько дней выздоровел».

эти рассказы проникнуты глубоким уважением к женщине, которая помогает людям. Видно, что сельчане подразделяли колдунов на добрых и злых. Причины чудесного спасения и детей и коров можно достаточно легко объяснить. Корова могла ночью сама отбиться от волков, волки могли быть сытыми. Во втором рассказе корова излечилась самостоятельно. Мальчику глаза запорошило пылью, затем глазные боли прошли и он прозрел. Девочка страдала клептоманией, возможно, был применен гипноз для ее исцеления. Таких историй достаточно много было рассказано, все они посвящены еще не полностью изученным возможностям одного человека исцелять других. Истории о сглазе и порче очень живучи, существует множество рецептов, помогающих уберечь дорогого человека от сглаза. Учительница нашей школы рассказала, что ее сын часто заболевал внезапно, держалась высокая температура, ребенок не спал, таблетки, и микстуры не помогали. гда помогало одно средство- борьба со сглазом. Она брала любую свою вещь, мочила ее прохладной водой, продевала сквозь ручку двери и обтирала ребенка. Так она делала трижды. Ребенок сразу засыпал и на следующий день выздоравливал. Данный случай достаточно трудно объяснить, ведь не всегда только обтирание помогает в случае с элементарной простудой.

Я думаю, что наука со временем разберется основательно и объяснит эти явления.

рассказанная Карповой Тамарой Яковлевной 1941 года рождения пришла к нам из глубины веков, можно прочесть пересказы этой истории у Пушкина и Жуковского. Тамара Яковлевна родилась в деревне Туманшет Тайшетского района. С 14 лет она начала работать, возила фляги с молоком на маслозавод в деревню Шелехово за несколько километров, сама управлялась с лошадью. Эту историю она услышала в пересказе. « В одном из домов деревни жили мужик да баба, жили с ними два сына оба женатые. Вскоре сыновей забрали на германскую войну( Первая мировая война), а невестки остались с родителями. Однажды ночью проезжали мимо двое на конях, попросились ночевать, хозяева пригласили гостей отужинать вместе. Внучек нечаянно уронил ложку под стол, невестка полезла доставать и увидела, что ноги у гостей коровьи. Не посмела никому сказать про это, взяла дите и в потихоньку в амбар убежала. Заперлась, дрожит вся. А в избе шум да крик начался. После давай в амбар ломиться. А она молитвы читает, какие знала. Утром побежала в избу, а там все мертвые.»

Бабушка Ольги Морозовой Худякова Пелагея Прокофьевна родилась в Пензенской области Мокшанского района в деревне Долгоруково в 1933 году. Рассказаны ее истории с чувством юмора, который прослеживается и через обороты речи и через интонацию автора.

« У нашего соседа был отец колдун. Об этом многие знали, привыкли к нему и совсем не боялись. Он часто перекатывался через ножи, которые прятал за образа. Перекатывался и превращался то в коня, то в быка. Как-то его сын с женой пошли в баню, а отец тем временем перекатился в коня. Стал вокруг бани бегать и ржать. Невестка увидела, взяла ковш вара, да плеснула ему, тот побег оттуда да как заорет. С бани пришли, видят, дед на печи лежит и охает, даже чай пить не стал. В другой раз перекатился старик в быка, стал на всю деревню реветь. Людям спать не дает, они сыну пенять, чтобы отца утихомирил, мол, надоел уже, делай с ним, что хочешь. Ну, а ему-то самоему стыдно. Сын давно уже смекал, куда отец ножи прячет, перепрятал их в другое место. А отец все быком бегает, ножей-то нет. Приходит он к сыну и человеческим голосом молит ножи отдать, обещает, что прекратит безобразить. Отдал сын ножи, с тех пор отец больше не куролесил.».

Вторая история. « Тогда уже и спиртзаводы были и мельницы. Люди даже по ночам работали. Одни со дня шли домой , а другие, наоборот, на работу. Вот идут однажды мужики со смены, а поздно уже и темно, и вот все время за ними колесо катится, прям под ноги. Они его отбросят, а оно опять катится. Один мужик взял веревку и просунул ее через втулку колеса, потом к дереву привязал. Пришли домой, спать легли. Утром идут на работу, подходют к дереву, а там сидит бабка и веревка через нее просунута. Она, бедная, взмолилась, мол, отвяжите , люди добрые, а я там , может , домой как-нибудь дойду. Но с этой веревкой не дошла, померла, ея потом возля леса мертвую нашли».

Третья история. « Ездил мой дед с мужиками за сеном ( мы тогда еще молодые были). Ездили они через мост, который всегда то стонал, то кричал, то скрипел странно. Вобщем, странные звуки оттуда издавались. Я им всегда говорила, чтобы потуда не ездили. А они отвечали, что потуда дорога короче. Вот мой дед за сеном поехал, а когда назад возвращался, возля моста остановился. Интересно ему было, что да как. И он, значит, взял каку-то палку. и под мостом этой палкой подковырнул. Оттуда как вылетит что-то на веретен похожее, как начало по всему полю носиться. Как вихрь какой-то. Взяло это чудо-юдо телегу с сеном перевернуло. Дед сложил сено в телегу, а оно опять опрокидывает. Мучался, мучался, а потом жутко ему стало, отцепил коня, сел верхом и до дому. Позвал мужиков, собрали они вместях сено и больше потуда не ездили.» Ясно ощущается, что рассказчица сама не совсем верит в эти истории, рассказывает их с небольшой иронией, по-доброму. Но в то же время колдуна называет соседом, третья история произошла с мужем и никакого объяснения она не приводит. Факты достоверные и все тут. Объясняют все бесовством нечистой силы.

Воробьева Мария Афанасьевна своей внучке Оле Толкачевой рассказала историю о черной женщине. « Однажды несколько женщин собирали ягоды в лесу. В самый полдень расположились они около болота, вблизи которого протекал ручеек. Тут одна из них увидела как по самому краю болота идет женщина в черной одежде, низко накрывшись черным платком. Испугалась она и показала своим товаркам. Все они отлично видели, как незнакомка прошла через болото, ничуть не утопая. Женщины порешили, что это прошла лесовиха и поспешили покинуть болото.» Много рассказов поведала Мария Афанасьевна своей внучке, а Оля поделилась своими размышлениями « Осталось такое ощущение, что вместе с героями этих рассказов я испытала их чувства, побывала в их мире. Сомневаюсь, что все они правдивы, но осталось ощущение что они действительно происходили. Бабушка верит всей душой, что рассказы правдивы и отказать ей в этой вере я не могу».

непонятном явлении рассказала Волохова Валентина Павловна 1935 года рождения, образование среднее специальное. « Было это в деревне Серафимовка Тайшетского района. Тогда мне было 11 лет. Играли мы с ребятами в прятки. Я водила. Стоял жаркий день, воздух дрожал. Стала считать. Когда обернулась, чтобы искать, увидела, что в канаве кто-то сидит стала подкрадываться. Вдруг из канавы девчонка выскочила, руки раскинула и ко мне навстречу бежит, аж пятками по заднице колотит. Пригляделась – а это я бегу сама себе навстречу. Подбежала она ко мне и пропала, а мне плохо стало, даже затошнило от страха. А еще полуденницу я видела. Мой младший братик Коля в поле убежал, а я его искать пошла. Вижу стоит он у околыша, а рядом с ним на корточках сидит женщина в длинной белой рубахе, гладит его и оба смеются. Подошла ближе, а никого и нет, только Колька стоит чуть живой. бъяснить эти истории ничем не могу». А вот Волохова Христина Павловна 1913 года рождения( Ей 90 лет) ответила, что никаких чудес с ней не происходило, про леших и колдунов ей рассказывали ее мама и бабушка, но она в них не верит, а самое страшное, что она испытала в жизни, это потерю части стада коров. Было это в 1935 году, ее только приняли в колхоз, раньше она работала бесплатно. И поручили пасти коров. Пасли низом, то есть бегали за коровами пешком. День стоял ненастный. Коровы разбежались кто куда. на искала их всю ночь. Утром пешком прибежала в другую деревню, а там коров заперли в коровнике за потраву полей другого колхоза. Долго умоляла Христина председателя отпустить коров и дать подоить их, иначе молоко перегорит. Тот не соглашался, пока кто-то из его родственников не сжалился над девушкой. «Вот это был страх, так страх, не дай, бог, никому испытать! Шла я в свою деревню назад с коровами, то завою, то засмеюсь. Вот лихо!»- говорит бабушка Христина.

Басистов Алексей рассказал о непонятном явлении произошедшим с его бабушкой. «Когда у бабушки умер сын ( а было ему всего пять лет), по обычаю положили его на ночь на лед. Бабушка легла рядом с гробом. Ночью она хотела встать, подложить льда, только подняла голову, как увидела, что чья-то рука, появившаяся ниоткуда приблизилась к ней и стала гладить по голове. Бабушка только повернется, рука исчезнет, отвернется, рука снова начинает гладить по голове. Не знаю, правда или нет, но я верю своей бабушке». Истории про руку рассказали три рассказчика, причем одна из них молодая женщина с высшим образованием. Рука появлялась у нее дома, когда она оставалась одна, рука белая с рыжими волосками. Как только она хочет встать с кровати, рука ее удерживала. Учительница утверждала, что это было не во сне, а в состоянии между сном и бодрствованием. Но руку она видела очень четко. В таком жутком состоянии она была дважды за свою жизнь.

Часть историй была посвящена различным второстепенным духам. Рассказ Карповой Т.Я.

« Считается, что кикиморами становятся проклятые дети, умершие в раннем возрасте. Кикимора может показаться людям в образе человека или кошки, или свиньи. А получилось вот что. В одном доме чушка стала сильно бегать, прямо житья нет. А до этого у них горе было. Хозяйка ушла во двор управляться, а в доме печь топилась. Около печки дочка со щепочками играла, девочка видать угольки выгребла, все на ней загорелось. И она, и кухня, все сгорело. Мать прибежала, двери открыла-ее огнем. Мать девочку заругала, а той уже нет. И после этого стала у них чушка бегать. Потом одну женщину позвали, та пришла, поискала и ерничку нашла, как куколка замотана. Ерничку выбросили и все прошло».

А эти истории Ереминой Ирине рассказали жители села Холмушино Черемховского района. « Живет на полях полудница. Она небольшого роста, не больше метра, у нее большие черные глаза, нос пятачком и большой рот с клычками. Руки очень длинные, она уносит детей, заигравшихся в поле или в картофельном огороде. Взрослых не трогает, боится.».

« А еще в избах, где нет икон живет Аучух. Это очень маленькое существо. Если оно поселится в доме, все встает с ног на голову. Отсыпается он утром на незастеленных постелях, а кто потом на этой кровати ночью спит, тому одни кошмары снятся. Ночью Аучух устраивает переполох, по полу катается, трещит в стенах, озорует с посудой. А выгнать его из дому очень трудно».

Излюбленной темой для бабушкиных рассказов были кладбищенские истории, кстати , именно про них рассказали и двое дедушек. То на кладбище люди пропадают, то видения различные появляются и просят что-либо. Тимин Тимофей пересказал типичную историю, произошедшую в деревне его бабушки Старый Акульшет. « Было это в 60-м году. Работали мы тогда в колхозе, а вечером ходили в клуб. Там пели частушки, танцевали польку, краковяк, вальс. После танцев гуляли по деревне, жгли костер на реке. Домой возвращались ближе к рассвету, часа через два вставали на работу. Усталости не ощущали. Деревня жила спокойно, размеренно. Осенью устраивали свадтбы, это было для деревни большим событием. Раз в месяц редколлегия выпускала газеты, в которой просмеивали нерадивых работников. Попасть в газету было страшным позором. Самыми уважаемыми были те, кто хорошо зарабатывал, высшей наградой считали, когда фотографию человека помещали на Доску Почета. Тихо жила деревня, но однажды произошел страшный случай. Как всегда молодежь собралась у костра на берегу реки. Был тихий августовский вечер, падали звездочки, молодежь загадывала желания. Вдруг со стороны кладбища раздался страшный звук, похожий на детский плач. Самая бойкая из девчонок, которую звали Вера, решила пойти посмотреть, что происходит на кладбище. Но даже самые смелые парни ее не поддержали, а начали смеяться над ней. Тогда Вера встала и ушла, ребята подумали, что домой. На берегу горел костер, ребята сидели вокруг. Через некоторое время с кладбища вновь послышался странный звук, а еще через полчаса перед ребятами встала страшная картина. Со стороны кладбища шла Вера, ее черные волосы рассыпались по плечам, глаза горели в темноте. На плечах она несла крест, подойдя к костру, Вера ни слова не говоря. Бросила крест в костер и убежала. От креста костер ярко вспыхнул, и тут в третий раз со стороны кладбища раздался звук плача. Ребята быстро разошлись по домам. На следующий день Вера не вышла на работу, ее парализовала, а через 40 дней она умерла.»

История Фатовой Любовь Васильевны( ей 44 года), как и предыдущая очень нравоучительна. Нам предками завещано, что нельзя беспокоить умерших, а тем более строить что-либо там, где находятся могилы.

В 1979 году Любовь Васильевну, в то время студентку торгово-кулинарного училища, отправили вместе с другими ребятами в поселок Первомайский копать картошку. Ребят определили жить в школьном спортзале. Один студент после нескольких ночей стал жаловаться, что каждую ночь ему сниться мужчина, который требует, чтобы он спал в другом месте, девчонки посмеялись, решили, что парень хочет спать с ними рядом, но разрешили перенести матрац поближе. После следующей ночи уже несколько девушек стали жаловаться на плохой сон и удушье. Ребята пожаловались преподавателям, которые жили на квартирах сельчан. Те не поверили, пришли ночевать к студентам, теперь кошмары и им стали сниться. Ребята пошли в сельсовет, там их стали позорить, что комсомольцы, а в такую ерунду верите. Не разрешили им селиться на квартиры, тогда ребята просто сбежали с картошки. Потом узнали, что спортзал был построен на месте старого кладбища. Ребят отругали в училище на комсомольском собрании, но исключать из комсомола не стали.

Рассказывали наши бабушки и простые житейские истории, которые они называли очень страшными. Казанина М.Д. рассказала, что в наиболее голодные годы приходилось искать разные пути, чтобы выжить. В свободное от работы время тишком ( так как это было запрещено) изготавливали валенки-самокатки, чтобы продать потом в городе. Если бы они попались на продаже, то за нелегальную работу их могли бы посадить. Однажды она поехала в город и всю дорогу молилась, чтобы ее не арестовали, что в случае удачи, она пойдет в церковь и поставит богу свечку. Все прошло благополучно, вернулась домой, а про обещание забыла. Через некоторое время к ним зашла соседка ( нелегальную работу и от соседей скрывали) и сказала, что ей приснился сон, в котором какой-то человек просил зайти к соседям и напомнить про обещание, а про какое не сказал. Мария Даниловна пошла в церковь и поставила свечку.

Страшные житейские истории посвящены наиболее голодным годам войны, коллективизации. В них часто рассказывается о чудесном спасении, как блудили в лесу, а потом находили дорогу домой. Как от отчаяния, не имея возможности накормить пятерых детей одна из бабушек завалила двери в бане льном и пыталась сжечь себя, как ее соседи спасли, выходили всем миром, а потом всем же миром отругали и осудили. Бабушка Жени Фролова рассказала о тяжелых годах гражданской войны, когда люди даже из домов боялись выходить, чтобы не быть расстрелянными, тогда приходилось есть траву, прогорклую пшеницу. Как 12-летним детям самим приходилось раскорчевывать участки земли, строить времянки. О том, как страшно было ходить на колхозное поле воровать колоски, как однажды по ребятам открыли стрельбу. О том, как в годы войны ходили на мельницу воровать, ничего не нашли и чуть не попались. Всегда были полуголодными, до сих пор снится это время.

Интересно, что даже по этим рассказам наших бабушек можно проследить историю семьи. В своем повествовании женщины упоминают время выселения, голодные годы войн. Попутно они рассказывают о жизни в колхозе, о том, что многие из них были вынуждены начать свою трудовую биографию с 12-14 лет. Рассказывая невероятные истории, они опираются на конкретные исторические события, на особенные факты из своей биографии. Запоминаются не только сами рассказы, но и эпизоды из частной жизни, они придают им реальность и правдоподобность. Многие истории, не смотря на печальный исход оптимистичны, не оставляют ощущение беспомощности перед непонятным явлением. Ребята записывали истории, не исправляя речевых ошибок. Видна живая народная речь.

Современные детские « страшилки», как правило основываются на элементе неожиданности, вызывают скорее смех, чем чувство страха. Это рассказы про синий ноготок, черную руку, про черную-черную комнату, про незадачливого фотографа, про сиреневый ковер. Приведу две из них.

« Жили- были две сестры Алена и Маша. Алена заболела и умерла, в день похорон ей на пальцы надели красивые кольца. Маша позавидовала и решила украсть эти кольца. Она пришла на кладбище , раскопала могилу , но снять эти колечки не смогла. Тогда она отрезала пальчики и принесла их домой. Дома растопила печь, налила в кастрюльку воды и опустила туда пальцы сестры. Вдруг она услышала голос. Голос сестры становился все ближе и ближе. Наконец дверь скрипнула и послышалось « Кипят, кипят мои пальчики» А потом Алена как закричит : « Отдай мои кольца».

« Жила в нашем городе одинокая женщина. Дома у нее было все просто, но очень уютно. Однажды на рынке она увидела красивый сиреневый ковер с черной розой посередине. От розы через весь ковер шли необычные узоры. Она его купила, а дома повесила над кроватью. Перед сном женщина долго любовалась своей покупкой. Ночью она проснулась от шороха, открыла глаза и увидела руку, которая вылезала из розы. Рука все ближе и ближе подбиралась к ее лицу. Женщина закричала. Утром ее нашли мертвой. На стене висел сиреневый ковер безо всяких узоров, а вся женщина была усыпана черными лепестками».

Рассказы оказывают сильное психологическое воздействие как на психику ребенка, так и взрослого. Как правило повествование идет в темное время суток, в тихой обстановке, очень часто у костра. Это вызывает сильные эмоции, поэтому запоминаются сразу и навсегда.

Для повседневной жизни человека характерна особое объяснение непонятного и невозможное в понятное и возможное. Неожиданную необъяснимую болезнь детей, смерть близкого человека легче объяснить происками ведьм и колдунов. Если конкретный человек попадает в подобную ситуацию, у него возникает чувство неуверенности, смущения, внутреннего конфликта. Можно опровергнуть любые рассказы, объяснив, что ведьмы и колдуны необъективны. Но это ничего не значит. Ведь в нашем сознании в одинаковой мере существуют и реальные и нереальные предметы -–стол, Баба Яга, Гарри Потер, домовой, компьютер. Объективные вещи мы изучаем с помощью реального опыта. Например, изучая историческое событие, мы прежде всего опираемся на документы, реальные факты. Но даже их можно преподнести по-разному. У нас нет опыта изучения таких явлений как порча, сглаз, отсутствуют методы ( по крайней мере я с ними незнакома) работы над формированием сознания человека, как уживаются в нем одновременно реальный и нереальный мир. Для того, чтобы признать действующих лиц « страшилок» объективными, нужен опыт телесного и реального переживания этих событий. В жизни наших рассказчиков произошло нечто необъяснимое, и они по-разному пытались объяснить его- галлюцинация, сон, провал в памяти, гипноз, душевная болезнь, злоупотребление спиртным, преступление. Чтобы защитить себя от необъяснимых явлений, люди иногда прибегали к помощи разных государственных организаций: милиция, врачи, психиатр и церковь. Считается, что эти представители лишены эмоций, обладают большими и упорядоченными знаниями.

На начальной стадии существования нашего государства , славяне считали, что мир повседневности также реален, как и мир духов. Древние славяне были убеждены, что есть три реальных мира. ЯВЬ-мир человека, ПРАВЬ- мир богов, НАВЬ- мир духов. Славяне были убеждены, что прошлое как бы имеет будущее. Прошлое возвращается в будущее не потому, что было образцом поведения, а потому что, само изменяясь, влияет на будущее. Это воздействие принимает форму диалога.

Удивительно: наши бабушки жили и живут в реальном мире повседневности; вся жизнь их прошла в работе; они имеют колоссальный опыт практической деятельности, мыслили трезво, расчетливо, пытались выжить в лихое время. И в то же время их память цепко держит в себе самые немыслимые представления о мире духов, о потустороннем мире. Сочетание несочитаемого. Нельзя это объяснить отсутствием образования, наоборот, возьмите произведения Н. Гоголя, М. Булгакова, В. Пелевина, вы увидите как реалистично описаны мир колдунов, нечистой силы, мир, который существует только в нашем сознании.

В повседневной жизни роль бабушкиных рассказов очень значима. Они воспитывают уважение к почившим, предостерегают от необдуманных поступков, от воровства. Они формируют модель поведения в чрезвычайных ситуациях и просто украшают повседневную жизнь, насыщая ее эмоциями.

Я пыталась найти объяснение сосуществования баек о колдунах в научной литературе, правда, в моем распоряжении ее было немного. Так, в учебном пособии « Человек и общество» под редакцией Л.Н, Боголюбова, А.И. Лазебниковой в п.10 объясняются причины живучести мифов. « Миф- это повествование, причем истинность его не подлежит сомнению, а содержание, так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В мифах, наряду с рассказом, повествованием, важных для людей, утверждалась принятая в данном обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Сами мифы служили особой лабораторией человеческой мысли, в которой были накоплены, систематизированы в определенном порядке образцы поведения на все случаи жизни. Мифы служили способом сохранения жизненного опыта народа».(стр.89-90) Авторы объясняют и особенности здравого смысла народа «…Здравый смысл может быть опутан предубеждениями, заблуждениями, устойчивыми представлениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютно незыблемых истин.( стр.94)» Это понятно, что здравый смысл людей 15 или 18 века был опутан суевериями, но, по- моему, их гораздо больше в наши дни. Может быть, можно это объяснить началом переходного периода в нашей стране. Вернее, в течение ХХ века страна все время находится в переходном периоде.

сборника М. Забылин « Русский народ.» в предисловии дает объяснение, что раскроет причины существования многих поверий и обрядов. Он объясняет, откуда пришли эти поверья и обычаи., какими путями на Русь проникли предрассудки, как они укоренились в сознании, каким образом можно избавиться от суеверий. « Во все времена у всех народов ум человеческий имел стремление ко всему чудесному, таинственному и старался открыть то, что для него было загадочным и необъяснимым. Человек невольно боялся сил природы, а все, что было непонятно относил к тайной высшей силе. Человек верил. Что есть некая сверхъестественная сила, которая управляет всем сущим. У всех народов существовало убеждение, что верховное божество было не одно, но было окружено ему подвластными существами, невидимыми бесплотными духами. Некоторые из духов утратили свою благость, со временем превратились в злых нечистых духов тьмы. Из этого учения о мире духов произошли все суеверия, таинства, чародейства. В представлении людей колдун является посредником между людьми и духами. Он может с ними общаться, чтобы причинить или отвратить зло( стр.54). М. Забылин объясняет появление рассказов о колдунах отголосками языческих времен. Но пишет, что еще можно понять человека, который обладает этими убеждениями, если он вращается в непросвещенной среде, не получил достаточного образования, но среди образованных людей их должны быть единицы. А если такие люди есть среди образованных граждан, значит это плоды неправильного воспитания. Воспитание осуществлялось при помощи страха. М. Забылин считает, что ничему нельзя верить на слово, необходимо все исследовать и добиться истины. Мне трудно с этим не согласиться. Но необходимо уточнить, что изучение особенностей сознания вещь очень трудная. Кроме того, все эти рассказы — часть культуры, отрицать их, иронизировать по их поводу нельзя.

Лосев в своей работе «Диалектика мифа» пишет, что миф – не выдумка, не вымысел, он — реальность, так как сам воздействует на нашу жизнь, изменяя ее. Лосев считает, что миф- это наша жизненная действительность, он является альтернативой научному видению мира. Причем мифологичная действительность сильнее и эмоциональнее чем научная.» Миф- яркая и подлинная действительность, ощущаемая жизненная и телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых теорий мысли и жизни, обладающих своей собственной истинностью и культурой, в то же время содержащая в себе отрешенность от нормального хода событий».( стр.24). Автор книги « Социология культуры: путь в новое тысячелетие» Л. Г. Ионин посвящает главу 3 логике и истории повседневности, а статью 4 символам и мифам. Опираясь на труды различных философов, он пишет, что культура производит идеи, значения и ценности, которые действенны в силу их фактического признания. Она охватывает все верования, представления. Идеи, которые воздействуют на социальное поведение.(стр.29). Культура не может быть ложной – она просто есть.». Чтобы изучать общество, необходимо изучить его культурные продукты. Для изучения культуры можно использовать естественнонаучные методы. Их можно использовать, как при изучении технического устройства, так и при изучении мифа и вымысла. Но не всегда наука имеет возможность проникнуть во внутренний мир человека. Жизненный мир человека только сейчас становится объектом исследования….Стремясь проанализировать нетипичную ситуацию, ученый пытается найти логику, например, изучить психофизические особенности объекта, особенности его воспитания и окружающей среды. Необходимо в повседневной жизни определить источник появления ненормальных, ненаучных ситуаций, определить типы и признаки поведения» (стр. 89)

Считаю, что на этом работа моя над данной темой не заканчивается. Стоило мне обратиться с любым вопросом по данной работе к любому взрослому человеку, как они сразу начинали вспоминать массу историй и событий, которые произошли с ними самими или их знакомыми. Мало кто из них относился критично к этим историям. Некоторые говорили: « Вероятно, бога нет, но что-то все равно существует». Я пришла к выводу, что несмотря на величайшие научные открытия, эта область человеческого сознания и в ХХ и в ХХ! веке осталась без изменения, и нашей науке предстоит серьезная работа по изучению этого феномена.

Loading