Эта загадка от Диденко Александра Васильевича, жителя Тайшета, ныне покойного. Работал он в последние годы жизни в управлении Тайшетского отделения ВСЖД. В нашем городе он оказался не по своей воле, был репрессирован и отбывал заключение в Озерлаге. Александра Васильевича бесспорно можно отнести к числу тайшетских краеведов, писавших о развитии железнодорожно-строительного комплекса Тайшета и несколько по истории памятников, связанных с этим строительством. В районной газете за 80-90-е годы было опубликовано 10 статей, возможно, мы учли не все. Тем не менее, это был интересный по содержанию вклад в освещении прошлого Тайшета, пусть даже несколько узком его сегменте. И еще, в рассказах Диденко А.В. обязательно встретим имена людей, а не просто описание тех или иных событий.

    Вот и в этой короткой газетной заметке речь идет об  Черчегляне, чье имя совершенно незнакомо было тайшетцам до этого. Диденко А.В. представил его ни больше ни меньше  первым жителем Тайшета! И это не вписывалось в устоявшее мнение о легендарном Конюкове первым построившим свой дом на станции Тайшет, что и давало право считать его первым жителем. Читайте о нем статью на сайте «Легендарный дедушка Конюков и его рассказ, 24 января 2023 г.). С подави Криволуцкого П.Д. именно Василий Трофимович Конюков стал считаться первым жителем Тайшета.

    Диденко  предположил, что таковым является Черчеглян, но при этом нисколько не оспаривает Криволуцкого и статус Конюкова. Отметим, что судьбы этих двух претендентов на звание «первый житель» похожи — оба ссыльные, волей судьбы ставшие строителями тайшетского участка Средне-Сибирской ж.д.  Однако, источник информации о Конюкове его собственные воспоминания, а о Черчегляне вовсе не упоминается происхождение легенды. Именно так следует  считать рассказ о нем, да и о Конюкове тоже, легенды и точка. И загадки без  разгадок, украшающие нарратив на избранную тему  о нашем прошлом.

Некоторые статьи Диденко А.В.

1. Диденко А. Пример патриотизме (стр. Абакан — Тайшет) 1989 г

2.Диденко А. Памятники Тайшета//Заря Коммунизма, 7 июня 1988г.;

3. Диденко Прораб Ефимова 1970 г

4.Диденко А.В. Ветеран БАМа, Заря коммунизма, 21 мая 1986 г.

5. Диденко А.В. Завоёвано жизнью. Заря коммунизма, 14 октября 1988 г.

6. От стройучастка до БАМа. Заря коммунизма,  11 марта 1986 г.;

7. Грани юбилея. Заря коммунизма, 26 марта 1988 г.;

8. А.В.Диденко «Открылся мемориал в Тайшете» (Бирюсинская новь, 9.08.1995 г.)

9.  В другой статье Диденко А.В. (Бирюсинская новь, 31.07.1998 г.) уже уточнил – паровоз это символ полноценной профессиональной жизни железнодорожников послевоенного периода. И совсем не говорит о связи паровоза Л-3449 с войной.  Л-3449 работал на трассе Тайшет-Братск , машинистом его был Анатолий Иванович Сорокин, помощники машиниста Владимир Матвеевич Миластивый и Семен Тимофеевич Пятников, кочегаром Владимир Иванович Щёкин.

Loading