Многие тайшетцы старшего поколения знают , что в Тайшете во времена строительства участка Красноярск — Иркутск Сибирской железной дороги был построен лесозавод; что завод этот принадлежал некоему Жернакову, а управляющим был тайшетец Терсинский; в Суетихе (ныне Бирюсинск) был еще один лесозавод Жоголева.

Советские  краеведы характеризовали этих людей с классовых позиций, мол,  эксплуататоры, кровопийцы. Краевед Волкова В.А. писала: «Здесь  орудовали крупные предприниматели: томский лесозаводчик и лесопромышленник Жернаков, построивший в Тайшете лесопилку и содержавший лесные промыслы.  Сам он постоянно проживал в Томске, бывая в Тайшете лишь наездом, а заводом и лесопромыслами управлял Павел Степанович Терсинский…Легко представить , как жилось рабочим, крестьянской бедноте и мелким служащим при таком засилье барышников, эксплуататоров и угнетателей народа».

  Трудно представить не это, а что мы с вами долго-долго не удосужились узнать подробности жизни Жернакова , основателя одного из первых крупных промышленных предприятий Тайшета.

Сейчас другое дело. Интернет и увлеченность прошлым своей малой родины  многим помогают познавать историю, разгадывать загадки старого Тайшета. Одна из них, очередная  –  биография Жернакова.

Приведем сведения о нем, его семье из легко доступных статей в интернете. Кстати сказать, задаюсь вопросом почему не сделал это раньше и удивляюсь сам себе.

  » Жернаков Василий Лаврович (1861 — 1936 гг)  родился в селе Паздеры Вятской губернии Сарапульского уезда в большой крестьянской семье. Фамильная легенда гласит, что молодой Василий Лаврович  Жернаков впервые пришел в Тюмень к брату Алексею… пешком. Шел с родины, с купеческим караваном, в качестве «мальчика» – в шароварах, сделанных из материнской юбки. Было это в 1881 году. Будучи грамотным молодым человеком, Жернаков быстро устроился на службу к местным купцам. В это время немало поколесил по Сибири. В начале 1890-х годов прошел военную службу.

      В 1892 году женится на Евдокии Прокопьевне, дочери одного из купцов, у которого ранее был в услужении. После свадьбы Василий с головой уходит в ведение дел и начинает стремительно богатеть, год от года в разы увеличивая личный капитал. Одни только годовые обороты хлебной торговли у него доходят до 3 миллионов рублей. Не удивительно, ведь паровые мельницы Жернакова работали не только в Тюмени, но и в Омске, а торговля шла почти во всех городах и больших селах Сибири.

Василий Лаврович с женой Евдокией Прокопьевной

    Солидную прибыль принес купленный в середине 1910-х годов в Омске крупный лесопильный завод. 

    И хотя Жернаков поддерживал деловые связи со многими сибирскими городами, а в некоторых даже имел собственную и арендную недвижимость, наиболее заметные следы он оставил после себя именно в Тюмени. Здесь Василий Лаврович к 1909 году одновременно строит два весьма значительных для городской среды объекта, которые впоследствии становятся одними из главных тюменских памятников истории и архитектуры. Это его собственная усадьба с двухэтажным каменно-деревянным особняком на улице Томской (в настоящее время ул. Осипенко), где он также размещает контору своего пароходства. Вторая постройка – полностью каменное двухэтажное здание на улице Спасской (ныне ул. Ленина), в котором предприимчивый тюменец открывает свой самый большой хлебный магазин с широчайшим в городе выбором бакалейной продукции.

Дом Жернаковых в Тюмени

     К 1917 году у Василия Жернаков не только успешный предприниматель, но и отец довольно большого даже по тому времени семейства с одиннадцатью детьми.

      Василий Лаврович стал купцом I гильдии, потомственным почетным гражданином, соучредителем чугунолитейного завода, владельцем пароходства, крупным хлеботорговцем, общественным деятелем. Избирался гласным городской думы Тюмени, управляющим и членом-распорядителем (совместно с купцом В. П. Бурковым) «Товарищества тюменских электростанций», состоял членом учетного комитета при Тюменском общественном банке, членом Совета Старейшин Клуба приказчиков, попечительского совета Тюменской женской гимназии и Владимирского сиропитательно-ремесленного заведения, директором комитета попечительства о тюрьмах. За заслуги перед городом получил серебряную медаль «За усердие» на Станиславской ленте.

 

Жернаковы в Харбине

     Первые тюменские чекисты трудились в роскошном особняке по ул. Ишимской (ныне ул. Ордожникидзе, 1), конфискованном у купца Жернакова. Этот коммерсант после революции благоразумно покинул страну и окончил свои дни двадцать лет спустя в китайском Харбине.

     В годы гражданской войны Жернакову пришлось побывать в плену у комиссара Запкуса, который требовал немалые деньги за освобождение пленных. Простые люди помогли семье Жернаковых сбежать на Восток. Василий Лаврович основался в Харбине, ставшем тогда столицей русской эмиграции. Там он продолжал коммерческие дела, войдя в историческую летопись и этого города.

      В 1936 году Василий Лаврович Жернаков скончался от тяжелой болезни, до последнего находясь в сознании. Печальному событию было уделено много внимания в местной прессе». (Источник : Город Тюмень.  https://gorod-t.info/people/obshchestvo-upravlenie/zhernakov-vasiliy-lavrovich/)

*   *   *

Ольга Борисовна Йокояма – внучка купца Василия Жернакова

Ольга Борисовна Цунеко-Йокояма – полный профессор Гарвардского университета с 1987 года,  полный профессор Калифорнийского университета с 1995 года,   заслуженный профессор департамента прикладной лингвистики Калифорнийского университета, является всемирно известным специалистом в области славистики и функциональной грамматики, грамматики дискурса и… внучка тюменского купца 1 гильдии Василия Лавровича Жернакова.

    «В гражданскую войну военные действия на подступах к Тюмени сразу же приобрели ожесточенный характер. В ответ на задержание в Тобольске белогвардейцами членов семей большевиков в Тюмени были арестованы 50 богатых горожан и в числе их Жернаков. Заложничество стало одним из самых отвратительных явлений Гражданской войны. Лишь после телеграфного сообщения коменданта Тобольска штабс-капитана Киселева, произведенного в полковники, об освобождении семей большевиков, так же разрешилась участь тюменских заложников. Правда, не всех». В 1918 году (по другим источникам в 1919 г.)  после освобождения Василий Лаврович с семьей бежал от революции сначала в Омск, а год спустя дальше на Восток. Одна из его дочерей, Вера вышла замуж за японского адвоката Тамидзи Ягамучи, и внучка Василия Лавровича Ольга является на половину японкой. Он ушел из жизни 4 февраля 1936 года в Харбине, где он был видным представителем русской эмиграции. Когда он умер, его отпевали три епископа, а это выражение необычного уважения со стороны духовенства.

Будучи славистом, Ольга Борисовна часто бывала в России.

В 2002 году впервые посетила Тюмень – родину своей матери. С этого момента началось ее сотрудничество с Тюменским государственным университетом. Ею были переданы в дар Тюменскому архиву письма крестьян и мещан 1881 – 1896 годов, адресованные ее деду, жившему в Тюмени, а так же – музею  семейная реликвия – сундук с вещами ее бабушки, оставившей Родину много лет назад.

      На встрече в Литературно-краеведческом центре с членами клуба «Тюменская старина» и журналистами в июне 2013 года Ольга Борисовна рассказала о своей работе по восстановлению истории семьи: «… тюменском архиве было только начало, здесь хранятся письма за 16 лет конца XIX века, которые приходили Василию Лавровичу Жернакову от его родных из Вятской губернии. Поэтому поработав здесь, я отправилась в архивы Ижевска, Сарапула, Кирова, Перми. Я узнала о родителях Василия Лавровича, его братьях и сестре. Оказалось, родители переехали в Тюмень и оба умерли тут в 1911 году. Три месяца назад я почти случайно нашла потомков Татьяны Лавровны, сестры моего деда. Ветви их семьи живут в Пермской области и даже на Украине, а одна веточка оказалась в Тюмени. Они переехали сюда 5 лет назад и даже не подозревали, что их предки похоронены здесь». [4]

      О судьбе сестры своего деда Татьяны Лавровны Ольга Борисовна узнала в 2013 году. Любопытно, что я в своих поисках повторила ее путь, общим источником стал, в частности, сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета.

В 2014 году в издательстве «Языки славянских культур» вышла в свет книга Ольги Йокояма: Письма русских крестьян. Тексты и контексты. В 2-х томах.

*   *   *

      Николай Лаврович Жернаков 13.05.1984 г.р. из Китая выехал в Австралию, в Мельбурн. Так указано в его выездной визе в 1962 году, они отправились туда с сыном Владимиром и женой Марией Дмитриевной 19.08.1888 г.р. Где именно он умер не знаю, возможно в Австралии. А сын его потом перебрался в Калифорнию и похоронен там в 1977 году. Сведения с сайта Аролзен-архива и сайта сербского кладбища в Сан-Франциско. И там, и там много о Жернаковых, есть фотографии.

 (Источник: , 28.07.2015 в 20:50. Рубрика: Вятская епархияГолоса из прошлого Метки: ГенеалогияСтарые открыткиТатьяна Лавровна Жернакова

*   *   *

1937 г.

О бывшем лесозаводе Жернакова В.Л. мы писали на сайте Тайшетская история: «Тайшетский лесозавод сохранен» 1.01.2021 г.; Новые сведения о Тайшетском лесозаводе треста Енисейсклес, 14.01.2020 г.; Тайшетский лесозавод, 5.08.2019 г.

Место расположения лесозавода на схеме 1937 г. и современная карта Тайшета. Переулок Заводской ныне ул.им 50летия ВЛКСМ. На месте лесозавода в квартеле ои ул.им.Кирова на юге до ул. им.Матросова на юге, от ул.им Пушкина до ул. им.50 летия ВЛКСМ , и на месте первого тайшетского кладбища в настоящее время располагается парк.

       Есть сведения о лесозаводе и в брошюре № 7 серии «Тайшет — город, рожденный Транссибом» — «Тайшетский и Шиткинский районы в годы Велико Отечественной войне. Ч.1. Накануне войны» , стр.52.

   Есть отдельные сведения о лесозаводе в годы революционных событий 1917 г.:

 Газета «Единение», например, писала в октябре 1917 г., что в губернский комиссариат труда поступила телеграмма от Терсинского, управляющего Тайшетского лесопильного завода Жернакова. Он сообщил о якобы умышленном поджоге завода, в результате «мельница и завод полностью сгорели». Возможно, завод был сожжен для подъема массовых протестных выступлений тайшетцев.

    В первый год Советской власти Тайшетскому волостному исполнительному комитету и Тайшетскому Сельскому Совету пришлось принимать срочные меры по налаживанию работы завода. . Лесозавод  начал работать с 15 марта 1921 г.,  но 15 июля остановлен — нет ресурсов, требовалось получить машины для завода , сырья осталось на месяц, ощущался недостаток воды   для паровых котлов  и машин.  Коллектив:  по договору 60 человек работает, лесосырье пойдет по ж.д. от губернского Лесмтреста. Тем не менее лесопредприятия  Тайшета вели работу производству шпал — план 1000 шт и дров 3500 куб к 1 июня, на 1 апреля было выполнено 50%. Участвовал коллектив завода и в восстановлении ж.д. моста на р.Бирюсе, взорванный в январе 1920 г. отступающими белогвардейцами и белочехами.

    В довоенный период лесозавод относился  к числу крупная , т.е. цензовой (от слвоа ценз — условие допускающее что-то или кого-то  к определенной группе чего-либо или кого-либо; например, пром.предприятия с числом рабочих более 16 человек и наличии механического двигателя, или 30 рабочих, но без мех.двигателя) промышленность с.Тайшета — это лесозавод, рабочих в 1929 г. 250-260 человек, вал.продукция 806 тыс.руб.

1932 г лесозавод краевого подчинения — 250 человек персонала;

    По другим данным   в 1921 г. коллектив  Тайшетского лесозавода был малочисленным – 8 служащих и 14 рабочих по Справочной книге Енисейского ГСНХ (стр 204) и его  основной капитал составлял 67469.75 коп.,  оборотный 39044.28 коп. Завод находился в  одной версте  от железнодорожной станции и в   15 верстах от сплавной р.Бирюсы, дающей в навигацию до 50 тыс. пиловочных бревен. Завод помещался в деревянной одноэтажном корпусе, здесь же мельница. Имелось 3 жилых дома на 70 человек и 4 барака на 61 чел. Здание было сильно повреждено пожаром в 1917 г. при протестных выступлениях рабочих. На заводе имелся рабочий паровой котёл «Шухова» с повышением нагрева 583 кв.ф. и еще один на 360 кв.ф. нерабочий. Еще имелись паровой котёл завода » Добров и Набгольц» — 969 кв.ф, требующий капитального ремонта. Были паровые машины в 300 л.с.  и на 7 л.с. требующие ремонта; динамо-машина 3.5 квт; лесопильная рама «Stella» , пропускающая 60 бревен в смену; еще одна рама «Кирхнер» — 50 бремен, рама «Пирвиц» повреждена пожаром. Имелся обрезной станок, поврежденный пожаром; обрезной станок пропускающий за смену 250 куб.ф. в смену. Лесосырье завод получал гужом из Тайшетского лесничества , мо можно было и сплавом по Бирюсе. Завод обслуживал ж.д. линию. Максимальная производительность — 750 тыс. кб.ф. Завод был пущен в ход лишь 15 марта 1923 г. Требовалось 88 рабочих. Завод находился на хозрасчете и входил в трест Лестрест Енисейской губернии.

     После национализации лесозавод испытывал трудности. в 1924 г. была закончена распиловка имеющегося сырья, требовалось проведение большого ремонта, приобретение оборудования, Лесотрест разъяснений не давал. Уплата жалования рабочим затягивалось, в страхкассу не платили вовсе, и задолженность по ней достигла 4 тыс. руб. Только благодаря энергии заведующего заводом товарища Маклянова завод не развалился вовсе. На свой страх и риск он сдал работу по рытью второго колодца, чтобы обеспечить паровой котел, сделал пристройку к лесопильному сараю, чем был устранен нестерпимый сквозняк , выкупил машинные части из Красноярского литейного завода. Добился уплаты задолженности страхкассы и выдачи части зарплаты рабочим.

В 1920 году для развития лесозаготовок, лесопиления и транспорта Енисейской губернии было организовано управление «Енлес» (Енисейсклес).   В 1925 году на базе этого управления  был организован трест «Сиблестрест». В 1929 году за Полярным кругом, в 800 км выше устья Енисея началось строительство Игарского лесопильного комбината и в тогда же еще строящийся комбинат отгрузил на экспорт первые 1,5 тыс. куб. м пиломатериалов. Лес на экспорт транспортировали Северным морским путем. В 1925 г. Тайшетский лесозавод был передан с состав «Енлеса». В 1937 г. он числился как завод Восточно-Сибирской железной дороги, образованной в марте 1934 г. На заводе секретарем партийной организации  ВКПб был Многогрешных Максим Иванович. На фотографии группы рабочих от стоит первым слева , в кепке и высоких сапогах. Погиб на фронте Великой Отечественной войны.

    К концу 20-х годов в Тайшете одна из трех пожарных команд была на  лесозаводе, который действует с 1929 г.; основное имущество  с учетом износа 5365 р.; кап.вложений в развитие пожарной команды не было; оборудование — конные ходы 4, трубо-бочечные ходы — 1, бочечные ходы 3. лошади 4. ручные насосы 2.пожарные рукава выкидные 22400. всасывающие 12. Расходы на содержание 2926 руб, средне списочный персонал 46 чел., служащие — 1 чел., сумма зарплаты на месяц 360 руб.

   Коллектив лесозавода , как достойные представители пром.пролетариата, были в авангарде общественно — политической жизни Тайшета. Здесь была первая комсомольская ячейка  — Многогрешных, Данилов, Гудзенко, Василий Соболев, и организация РКПб.

   В 1935 г. при лесозаводе был клуб и в нем трудилось  2 работника,  в т.ч. один  библиотекарь, управлявшийся с фондом в  517 книг , кино не демонстрировалось, имелось лишь радио.

    Более подробно о лесозаводе будет рассказано в очередной части очерка о Тайшете.

  О Жернакове В.Л. можно прочитать интересный материал на сайте Тюменской централизованной библиотечной системы:  Тычковка, Сараи, Потаскуй… Из истории тюменских окраин XIX – начала XX вв.
С. Н. Кубочкин КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН ВАСИЛИЙ ЖЕРНАКОВ:  «Харбинская газета «Заря» 7 февраля 1936 года вышла с некрологом: «В Дайрене 4 февраля скончался Василий Лаврович Жернаков, известный в Харбине домовладелец и общественный деятель, а в прошлом – одна из крупнейших фигур торгово-промышленного и общественного мира Западной Сибири».

Loading