Представляем копии монографий Катионова Олега Николаевича, доктора исторических .наук, профессора из Новосибирска, авторитетнейший сибириевед. В 2004 г. при его активном участии был создан Институт истории, гуманитарного и социального образования НГПУ.  В 1985 году он был назначен заместителем декана исторического факультета НГПИ, а в 1989 г. избран деканом исторического факультета.  При непосредственном участии декана на факультете были открыты специальности по социальной педагогике, культурологи, юриспруденции, музеологии.  Директор ИИГСО НГПУ.  (Википедия).

    Представленные труды Олега Николаевича , они в открытом доступе в Интернете, содержат информацию и о тайшетском участке Сибирского тракта. Рекомендуем читателям сайта внимательно ознакомиться с этими трудами Катионова О.Н.

     Процитируем немного его труд о жителях тракта: «…В 1770 г. на тракте между Томском и Красноярском насчитывалось 22 населенных пункта46 . Г.Ф. Быконя нашел у Г.Ф. Миллера сведения, свидетельствующие о промерах прямого пути и установке верстовых столбов в Красноярском уезде до Томска, Канска и Нижнеудинска местными служилыми казаками еще в 1726 г. 47 На отрезке Красноярск – Иркутск тракт сложился также ко второй половине XVIII в., когда на нем «не ранее 1768 г. были устроены изрядные почтовые станции от Томска по дороге Иркутской» 48 . До середины XVIII в. Красноярско-Иркутский участок Московского тракта имел два направления: северная дорога выводила к Балаганску и достигала Иркутска по правому берегу р. Ангары; южная дорога, считавшаяся летней, стала основной, проходя восточнее Канска значительно южнее, чем старая зимняя (северная) дорога49 . В начале 70-х гг. XVIII в. на Красноярско-Иркутском участке Московского тракта находилось 40 населенных мест … Заселение тракта продолжалось в ХIХ в. В 1827 г. было принято решение об устройстве 22 казенных поселений из ссыльных в Канском, Ачинском и Минусинском округах Енисейской губернии. Раньше всего строительство казенных поселений развернулось в Канском округе в трактовых волостях Иланской и Рыбинской, во вновь создаваемых по главному Московскому тракту между селениями старожилов поселениях: Лавинском (вблизи с.Конторского — Е.С.), Степановском, Бородинском, Елизаветинском и Ловати. К 1829 г. было выстроено 316 домов и размещено 1258 ссыльных. Строительство всех казенных поселений было завершено в 1837 г. Ю.В. Кожухов сделал вывод, что «енисейские поселения второй четверти ХIХ в. по существу ничем не отличались от иркутских, создававшихся в начале столетия» … Труднее шло устройство и заселение тракта в Ирутской губернии, особенно в Нижнеудинском уезде. К 1819 г. в Иркутской губернии было основано 62 казенных селения: в Нерчинском округе – 34, в Верхнеудинском – 7, в Иркутском – 3, в Нижнеудинском – 18 (по тракту от Нижнеудинска до границ Томской губернии) 53 . Не все они размещались на тракте, так как целью их создания было сельскохозяйственное, наряду с транспортным, освоение Сибири…;»

 Думаю, все это побуждает к чтению истории Сибирского тракта, Великой Государевой дороги. С ней связана и наша, тайшетская история, ведь, как сказал Олег Николаевич, локальная история может рассматриваться только в рамках общей державной, мировой даже. Становление и развитие тракта происходило долго. В трудах Катионова О.Н. подробно изложена эта история. Рекомендуем к чтению.

Книга 1

Книга 2

Loading