Посвящаем этому празднику исследовательскую работу школьников : Кино как оружие против врага Кинорепертуар Тайшета в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Кино как оружие против врага Кинорепертуар Тайшета в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

 17.04.2020Наши публикации

Князева А. (10 кл. СОШ 85),

Селезнева Т.А., Селезнев Е.С.

Глава 1 Из истории кинофикации Тайшета

В 2017 — 2018 гг. ученик школы №85 Рубцов Павел  написал исследовательскую работу «История кинофикации Тайшетского района». [1] В работе приведены сведения о развитии культурно-просветительских учреждений, в которых демонстрировались кинофильмы.  Первое такое учреждение в  Тайшете появилось  в конце 19 или в начале 20 века.   Есть не уточненные сведения  о существовании кинематографа в Тайшете в 1925 г.     Точно известно что в 1936 г. в Тайшете был кинотеатр «Комсомолец» и ДК «Колосс». 

      По данным Рубцова П. число киноустановок в Тайшетском, Шиткинском районах на 1940 г. составляло:


[1] Рубцов П. Из истории кинофикации Тайшетского района. Интернет ресурс. http://taishetrn.ru/  12.03.2020 г.

       Население двух районов на 1940 год составляло 70 тыс.человек, проживавших в 195 населенных пунктах,  включая районные центры Тайшет и Шиткино.   Стационарные киноустановоки были только в Тайшете, Суетихе, Шиткино, Квиток, Юрты.   Существовали еще передвижные киноустановки, перевозимые чаще на гужевом транспорте, чтобы кино было в каждой деревне.   Киноустановку перевозили   обычно гужевым транспортом – в санях, телегах, так как автомашин было мало. 

    В довоенное время еще существовало немое кино, то есть без звука. Как видно из данных о киносети, в Тайшетском районе было всего 7 звуковых кинопередвижек из 15.

   Демонстрация кинофильмов осуществлялось в Домах культуры, клубах, красных уголках, избах-читальнях, библиотеках, в производственных помещениях, в приспособленных помещениях, даже на улице. Кинотеатров еще не было. 

     Приведем данные о числе учреждений клубного типа:

       Число культурно-просветительских учреждений клубного типа:

Это количество зрительских мест было недостаточно.

     Список и местонахождения клубных учреждений Тайшетского района

на 1.10.1940 г.

№№ пп; Населенный пункт; Кол-во клубных работников; Наличие зрительных залов и кол-во; мест

1. ДК «Колосс» г.Тайшет — 14 работников, 264 мест,

2.Ж\д клуб им.Ленина, г.Тайшет- 5,200

3 Клуб строителей, г.Тайшет ,2, 150

4 Клуб пионерский, г.Тайшет- 1,200

5 Пос.Квиток, клуб Тайшетского лесокомбината -1, 300

6 Клуб Байроновского свиносовхоза, д.Березовка-1, 200

7 с.Конторка- 1, нет

8 с.Короленко- 1, нет

9 с.Получеремхово- 1, 150

10 с.Ново-Шелехово-1,75

11 с.Николаевка- 1,нет

12 д.Троицк-1,нет

13 д.Туманшет-1,175

14 д.Колтоши,1,нет

15 д.Покровка-1,100

16 д.Рождественка-1,нет

17 д.Енисейка,1,нет

18с.Старый Акульшет-1,100

19 с.Шелехово,1,200,

20 д.Новая Гоголевка -1,нет

21 д.Авдюшино-1,нет

22 д.Черемшанка- 1,75

23 д.Борисово-1,75

24 д.Ингаш- 1,100

25 п.Суетиха-1, 250

итого: 44, 17 залов, 1564 мест

   Как видим  в 9 клубах не было зрительных залов. Вероятно, кинофильмы показывали в общем помещении клуба с использованием кинопередвижки. 

   Такая киноклубная сеть не могла обеспечить все население районов регулярным показом кинофильмов, мало было звукового кино. Это значит что культурная жизнь в сельской местности в довоенное время на протяжении многих лет была очень бедной. Приезд кинопередвижки в деревню   было огромным культурным событием, а население проживало большой частью в деревнях.

     Война   привела к ухудшению состояния культурно-просветительских учреждений. Уже в 1941 году Шиткинским Райисполкомом отмечалось, что в деревнях Верхний Ужет, Пойма, Шелаево, Черчет, Бузыканово финансирование клубов и изб-читален плохое, зарплата «избачам» (заведующим изб-читален) задерживается, в клубах хранят зерно, нет культинвентаря.

   В Тайшете состояние клубов тоже было неудовлетворительное. Например, в 1942 г. ДК «Колосс» плохо отапливался (нет дров), печи были неисправны, помещения не побелены, отсутствовала наглядная агитация, то есть плакаты и лозунги. В годы войны «культурно-просветительские учреждения Тайшетского района работали «неудовлетворительно,…плохо было с книгами, плакатами, газетами, избы-читальни закрывали и под склады, дров не хватало, выделяемые им средства не использовались. Всем учреждениям в 1942 г. было выделено 58.4 тыс.руб, а израсходовали их всего на 19.3 %. Например, Авдюшинскому сельсовету выделено было 2800 руб., израсходовали лишь 420 руб.»    Вероятно, в магазинах не было тех товаров, которые нужны культурно-просветительским учреждениям. В клубах тех лет, даже во время киносеансов мужчины курили, и это разрешалось делать, в кинозалах стоял табачный дым.

    Местные органы власти старались улучшить обслуживание тайшетцев кинотеатрами. В 1941 г. требовалось  обеспечить полное выполнение плана по кинотеатру  «Колосс» , для этого использовались не только возможности кино.  Торговой базе  Иркоблторга  было указано  открыть ларек  в кинотеатре 20 октября  1941  г. Директором  кинотеатра   » Колосс»  назначен был Сучков Г.Г.

     Имелись недостатки и в показе кино: «…в с.Шиткино кинопленку с фильмом «Танкисты» (1939 г.)  во время показов изорвали, было 10 частей – стало 23 части! Кинофильмы «Учитель» (1939 г.) , «Ленин в 1918 году», «Боевой сборник №3» киномеханик показывал левой стороной. Из-за плохой работы киномеханика кинофильмы демонстрировались долго: вместо 2 часов по 3-4 часа, даже пропускались некоторые части кинофильмов. В кинозалах была грязь, беспорядок.» — отмечала районная газета «Большевистский путь» в 1942 году.   

   В 1943 г в первом  квартале был простой кинотеатра «Колос» (почему-то в тексте документа так написано, надо писать «Колосс»).   Генишниер , директор  кинотеатра, объяснял это    отсутствием кинокартин.  Во втором квартале работа улучшилась,  но нет приличной киноаппаратуры. Хотели взять в Шелеховской школе , но зав РОНО Маслова Е.И. не разрешила.   Ремонт кинотеатра произвести не могли —  нет кирпича, извести, песка , лесоматериалов от Горкомхоза. Летний сад открыть не могли,  нет помощи от Горкомхоза.

     Таким образом, за годы войны киносеть как Тайшетского так и Шиткинского районов ухудшилась: помещения клубов и изб-читален не отапливались, деньги на развитие их не осваивались (нечего было купить для нужд культурно-просветительских учреждений), количество киносеансов сократилось, качество показа кино ухудшилось, помещения клубов использовалось в хозяйственных целях.

    Но даже редкое по сеансам кино играло большую роль в досуге, в информировании тайшетцев и шиткинцев, в воспитании патриотизма.


[1] Селезнев Е.С., Селезнева Т.А. Тайшетский и Шиткинский районы в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Часть 1. Накануне войны. – Тайшет, 2010. С.132.

Глава 2. Кинофильмы военных  лет на тайшетских экранах.

2.1. Советский кинематограф военных лет.

   Исследователи советского кинематографа [1] времен войны пишут, что в годы войны были достигнуты выдающиеся кинофильмы, признанные всем миром как шедевры. За четыре года появились сотни игровых и документальных картин, короткометражек и, конечно, уникальная хроника военных лет. Кинохроника сохранила для нас сведения для понимания истории войны, героизма людей в борьбе с фашистской Германией. В годы войны появились не только великие фильмы, но и выдающиеся режиссеры, артисты, киномузыканты.

    Сила кино прекрасно осознавалась   советской властью, руковдством страны.  Все понимали, что народ необходимо не только информировать о том, что происходит на фронте, но и вдохновлять на победу.  Проблемы военных картин существенно изменилась по сравнению с мирным временем.

      Многие историки признают, что кинематограф военных лет был одним из самых свободных, смелых  за всю историю советского кино. Он подарил стране и миру такие шедевры, как «Радуга» Марка Донского, «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина, «В 6 часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Жди меня» Александра Столпера, «Два бойца» Леонида Лукова, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и множество других фильмов, вошедших в историю отечественного и зарубежного кинематографа. Работа над всеми этими картинами велась в тяжелейших условиях.

   Многие кинорежиссеры поехали на фронт , чтобы создать  кинохоронику войны.

    «В игровом кино первыми свидетельствами военного времени стали боевые киносборники – так называемые БКС. Сборники выходили   под девизом «Враг будет разбит, победа будет за нами!» и состояли из нескольких частей.   [2]

   Большое значение имели исторические кинофильмы, рассказывающие о подвигах русских людей в прошлом, о великих русских полководцах. Такими фильмом  был  «Иван Грозный» режиссера Эйзенштейна.

                       2.2. Кинорепертуар Тайшета

    Какие кинофильмы смотрели тайшетцы и шиткинцы в годы войны автор исследования определял  по киноафишам в номерах  газеты «Сталинский путь» Тайшетского района.    В газете «Большевистский путь» киноафиши не публиковали, потому что стационарное кино можно было смотреть только в клубе села Шиткино. В деревнях кино показывали только кинопередвижки из Шиткино, и необходимости в киноафишах не было.

   В газете «Сталинский путь» в 1941 г.  кинорекламы посвящались только новым , премьерным кинофильмам:

25 июня 1941 — Колосс — «Фронтовые подруги»  о событиях Советско-финской войны 1939 г.      

4-6 августа «Сорочинская ярмарка» , цветной музыкальный кинофильм;

7 августа — «Кино-концерт»  звуковой музыкально -художественный  фильм; (приложение 2)

11-14 августа «Сокровища Ценского ущелья» — звуковой художественный, как сейчас говорят, остросюжетный фильм;   

     Газета опубликовала два объявления о   кинофильме  «Суворов» , который показали 15 августа 1941 г. ,  это исторический звуковой художественный фильм  

    Дважды было объявление о кино на 23-24 августа «Бой в горах»,  звуковой художественный фильм; 

  В октябре в кинотеатре «Колосс» демонстрировали кинофильмы «Мои университеты», «Победа за нами!» (киносборник №2).  

       В 1942 году газета перестала публиковать кинообъявления. Только сообщила о том, что  4-5 июля будет концерт певицы Веры Духовной  в городском саду , что  заявки  на коллективный просмотр принимают  в железнодорожном  клубе. 

      В последующие годы войны газета уже не печатала объявления о предстоящих кинофильмах. Трудно объяснить почему.

     В газете «Большевистский путь» Шиткинского района объявления о предстоящих кинофильмах вообще  не публиковались.  Из газетных статей установлено, что показывали такие кинофильмы как «Танкисты» (1939 г.), что  во время показов так изорвали киноленту, что из 10 частей   стало 23 части. Настолько кинолента была изношена частыми показами. Других кинолент видимо не было и люди смотрели часто одни и те же кинофильмы.     Демонстрировались кинофильмы «Учитель» (1939 г.) , «Ленин в 1918 году», «Боевой сборник №3″.  

    Установить название других кинофильмов не удалось, как и количество показов. Требуются архивные документы. Вывод: в кинотеатрах и клубах Тайшета показывали своевременно новинки кинематографа. Чего не сказать о деревенских клубах, туда кино привозили редко.

Глава 3. Кинофильмы звали к победе над фашистской Германией

     Прежде всего надо рассказать о новом для тех лет  явлении в советском кинематографе как боевые киносборники.  «В игровом кино первыми свидетельствами военного времени стали боевые киносборники – так называемые БКС. Выходили они под девизом «Враг будет разбит, победа будет за нами!» и состояли из нескольких частей. В выпуск входили новости с фронта, очерки, сатирические короткометражки и музыкальные номера. Первый киносборник вышел практически через месяц после начала войны – 2 августа 1941 года.  Всего их было снято 15 киносборников, на экраны кинотеатров и клубов вышло всего 12.»[3] 

   «Киносборник №3» киностудии Мосфильм   демонстрировали в Шиткинском ДК в 1942 г.   В киносборнике были показаны «Фашистские самолеты над Лондоном» как английские зенитчики защищают свою столицу. Англия была союзником СССР в войне против фашистской Германии. Киноролик учил опыту англичан. (25 минут.) 

    Вторая часть киносборника кинофильм   «Мужество» (25 мин.)  :   группа добровольцев во главе с сержантом Шаровым поручено произвести разведку боем, нужно определить местонахождение вражеского дота. Группа обнаруживает искусно замаскированный дот и забрасывает его ручными гранатами. Тем самым мужественные бойцы навлекают на себя огонь вражеской пехоты, вскоре фашистов поддерживают и танки. Разгорается жаркий бой небольшой группы солдат с превосходящими силами противника и кажется у них нет шансов на выживание… Но вот приходит на помощь советская артиллерия

      Третья часть киносборника   —  «Антоша Рыбкин» (13.10 мин) , художественно-музыкальный фильм.  Сюжет:  многих парней призывают на фронт. Среди них Антоша Рыбкин, колхозный повар. Антоша хочет попасть в разведку, о чём и просит на призывном участке. Военком же решает по-своему, он считает, что поварская специальность парня пригодится и на войне. Так Антоша становится фронтовым поваром, война же берёт своё, и довольно сноровистому парню приходится не только кухарить, но и воевать с нацистскими захватчиками.

   В ролях :  Савин, Елена Ануфриева, Александр Антонов, Алексей Кельберер,  Николай Трофимов, Елизавета Кузюрина, Виктор Степанов, Пётр Соболевский  , среди них Борис Петрович Чирков, заслуженный артист СССР (1935 г.)   [4]

        Для подъема духа советского народа и укрепления веры в Победу способствовали киноконцерты. 7 августа — «Кино-концерт»,   звуковой 49 -ти минутный музыкальный  фильм киностудии Мосфильм, показали в кинотеатре «Колосс» г.Тайшета. (приложение 4.)   Кино — концерт –  значит спектакли  записанные на кинопленку. [5]  Киноконцерт был снят группой режиссеров во главе с Минакером И. , в главных ролях были оперные певцы  Михайлов М.Д., балерина  Галина Уланова, певица Лидия Русланова , певец Сергей Лемешев, это были звезды советской эстрады.

      Кинофильм «Фронтовые подруги» был снят в 1939 г. , в дни советско — финской войны, но он был актуален и в годы Великой Отечественной войны.[6]  В середине июня 1941 года на фильм откликнулся журнал «Работница», корреспондент которого отметила, что создателям «Фронтовых подруг» хватило художественного вкуса, чтобы «избежать как грубого натурализма, так и слащавой сентиментальности». Отдельно была выделена работа Зои Фёдоровой; актриса сумела выстроить рисунок роли «мягко, без нажима», продемонстрировав убедительную игру и лирических сценах, и в боевых эпизодах[1].  Были опубликованы не только фотографии с кадрами из фильма, но и тексты прозвучавших в нём песен с нотами (слова Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской, музыка Виссариона Шебалина) Кино стало популярным в СССР.

  В годы войны демонстрация кинофильмов имело большое значение для тайшетцев. Кино украшало серую, трудовую, бедную жизнь. Кино сборники сообщали новости с фронтов 2 мировой войны, это нужно было делать.  Это   вселяло уверенность в Победе над фашистской Германией. 

    Кино было малодоступно в деревнях Тайшетского и Шиткинского районов, так кинопередвижек было мало, а населенных пунктов много.   О всех кинофильмах, которые смотрели тайшетцы в годы войны, из-за отсутствия исторических  источников. 


[1] Вид изобразительного искусства произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы

[2]   Боевые киносборник . Интернет ресурс  Википедия. 13.03.2010 г.

[3] Боевые киносборник . Интернет ресурс  Википедия. 13.03.2010 г.

[4] Чирков Борис Петрович. Интернет ресурс . Википедия 2 марта 2020 г.

[5]  Значение слова КИНОКОНЦЕРТ.  Интернет ресурс kartaslov.ru  2 марта 2020 г.

[6]  Фронтовые подруги Интернет ресурс Википедия. 2 .03.2010 г.

Loading