Смело мы в бой пойдем, за власть Советов

    (В качестве иллюстрации взят слайд из презентации «Шиткинский партизанский фронт гражданской войны в Среднем Приангарье (февраль 1919 г. — январь 1920 г)» к  методической  разработке урока по истории гражданской войны в Сибири. Опубликована на сайте «Тайшетская история» [1])

   В этом 31-ом обзоре  о   краеведческом  сборнике    «Шиткино, легендарная сторона» уже четыре статьи, сведения которых существенно пополняют историческое повествования шиткинский библиотекарей, расставляют   акценты и представляют новые взгляды , обозначают нерешенные историко – краеведческие вопросы.  

    Предлагаем читателям теперь критически осмыслить главу сборника  «Шиткинцы в борьбе за власть Советов» , и , как  договорились, пополнить ее недостающей и новой информацией,  новым восприятием нашего общего прошлого.  В указанной главе слабо представлена история поселка межреволюционного периода, авторы — составители сборника высказались лишь в общем и по старинке.  Между тем,  это время не менее легендарное,  чем повествование об основании Шиткино. Удивительно, но  материалы книги   «Шиткинский партизанский фронт, март 1919 г. — январь 1929 г. Воспоминания очевидцев. Архив Черневского А.Ю. » совершенно не использованы в    краеведческом сборнике шиткинцев. Сделаем это за них.

    Итак,   февраль 1917 года    

  Заметно , что многое в истории Шиткино не было никем в свое время записано, не зафиксировано , так уж вышло в  прошлом. Оттого сейчас речь всегда ведётся как о  легендарном (это что-то между мифом и историческим фактом) и много раз описанном. Но беда не в этом, а в том,  что оно, легендарное,   критически не  переосмысливается, и новое для этого  не привлекается.  Одним словом имеет дело с тем, что Ф.Ницше относил к мемориальной истории, которое, по мнению приверженцев такого отношения к прошлому,  не должно меняться, что и тормозит развитие исторической мысли.

   Цитируем сборник:

1. Стр. 16:  «Развернулась ожесточённая борьба между Шиткинскими политссыльными  за овладение крестьянскими массами» .

     Скажем сразу,  борьбу , тем более ожесточённую,    за массы в д.Шиткино вести было некому по двум причинам: не было активных политссыльных, кроме Свенского,  и шиткинцы не проявляли   революционный дух.     

  2. «В конце февраля 1919 года в деревне Шиткино … сконцентрировалось несколько боевых групп подпольщиков, организованных в качестве ударной силы подготовленного подпольной большевистской организацией восстания против колчаковского режима».          Накануне восстания ничего этого в деревне Шиткино не было: ни нескольких боевых групп, ни  организации большевиков, ни подготовленного восстания.   Такое утверждение  клише с советских публикаций, ни больше не меньше.  

    О тех событиях пратизанского прошлого документов нет, есть лишь воспоминания, которые  субъективны, но ничего не поделаешь. Плохо, если при записи их еще и редактировали.

      По воспоминаниям Кепула А.К., центр подготовки восстания   находился в д.Зареченской   вблизи от д. Шиткинской, где   скрывались Тийс и Кепул, бывшие руководители Тайшетской советской волости.  Свенский С.А.   не был большевиком, однако именно он по всем краеведческим публикациям был непосредственным инициатором подготовки восстания. Когда вошли в подпольную группу большевики Богданович и Швайдецкий?  Уже после восстания. А почему их называют как членов подпольной группы? Что бы подтвердить миф о большевистском руководстве восстанием и партизанским движением.   

    Относительно боевых групп, якобы сконцентрированных в д.Шиткино.

     Кепул А.К. , находившийся  д.Заречнской,  вспоминал так:  

» …  пришли (в Шиткино — Е.С.) утром в количестве 13 человек (я, Тийс, Степанченко и 10 вышеуказанных крестьян-фронтовиков)…. Из Шегашета прибыл отряд крестьян в количестве 18 человек под коман­дованием Трифона Яковлевича Силина…Из шиткинских партизан с оружием прибежали только трое: Гурьян Мутовин, Егор Страдонов, третьего не помню (добавлено: «Евдоким Смолин». — Е. С.)….Таким образом, я могу с достоверностью заявить, что в первом шиткинском бою непосредственное участие приняли 18 человек: я, Тийс, Свенский, Си­лин, Мутовин, Страдонов, третий шиткинский Степанченко и те десять заречинских, которых я уже перечислил.  «

    Выходит, накануне первого боестолкновения на Барабе  было три группы желающих воевать — зареченские, шегашетские и четверо    шиткинцев, всего 35 человек, но шегашетские , кроме Силина,  в боестолкновении не участвовали (оказались вне боя в силу плану восставших), воевало 12-13  человек.  

     Число участников первого боя  в разных статьях указывается разно: Черневский А.Ю. «Восстание» (янв.1967 г.) — не более десятка вступило в бой; в статье «Март 1919 г.» (1979 г.) он уже писал так: в бою участвовало 7 человек; по др. документу 11 чел., по воспоминаниям 17 человек.

  Низкая начальная  активность шиткинцев  отмечалось в воспоминаниях многих.  Шиткинский политтсыльный Норенков вовсе отговаривал  от вооруженного выступления.

  3.      Зададимся вопросами: действительно ли местом восстания была выбрана     д. Шиткина?  действительно ли назначалось именно на 2 марта?  По воспоминаниям того же  Кепула А.К. восстание планировали в д.Шиткина,  но  на 2 марта оно не назначалось, и  боестолкновение   произошло в контексте действий белогвардейцев, а не по плану подпольщиков. Это во — первых.

     Во вторых. Какие же действия белогвардейцев предопределили начало восстания именно 2 марта? Действительно ли 2 марта все произошло? В сборнике документов о партизанской войне [2] в Сибири есть документ гласивший: «Ночью 29  (?) февраля отряд п/поручика Чередина 8 рота 11 Сибирского полка — 50 солдат и 4 офицеров,  и начальник милиции  Халоши (Галошин)  с 18 милиционерами , прибыли в Тайшет. Оставив  20 солдат в Тайшете,  тут же двинулись в  … Шиткино».  Утром были в Шиткино и состоялся бой с партизанами. Есть поправка — 1919 г. был не високосным, значит в феврале было 28 дней, а не 29. Следовательно отряд Чередина прибыл в Тайшет 1 марта. С этим согласен Криволуцкий П.Д. в своей книжке «Шиткинские партизаны».

    Но можно допустить , что Чередин с отрядом прибыл в Тайшет 28 февраля (почему нет?!, допускается же поправка на день вперед,  в сторону нового месяца, марта), в  таком случае бой в д.Шиткина произошел 1 марта, а не 2 марта, как установилось в краеведческой, научной литературе.

*   *  *

    Сделаем отступление. Никогда в статьях о Шиткинском партизанском движении не цитировалась статья «Село Шиткино В.С.Края»    1934 года  бывших партизан Силина, Половинкина, Ковалева, о которой мы уже упоминали. Отметим здесь вот что –   никто из шиткинцев никогда не писал воспоминаний или исследование о Шиткинском партизанском фронте, движении, борьбе! Нижнезаимцы писали,  Криволуцкий П.Д., Лифантьев А.Н., а шиткинцы нет. Почему бы? Трое названных авторов не в счет, их статья никогда не публиковалась. Еще бы, в ней были высказывания, очерняющие руководящую роль большевиков, Бича И.А. Его бывшие партизаны назвали эсером. За такое могли наказать.

     Статья их   хранилась в документах Шиткинской партизанской комиссии в Иркутском  областном  архиве,  это малоизвестный, может и вовсе не известный историкам партизанской войны в В.Сибири. По многим вопросам авторы статьи информируют иначе, чем Криволуцкий П.Д.  и более поздние исследования Черневского А.Ю., Лифантьева Н.А. и др. Например, они утверждали , что Бич И.А. был эсером.

*   *  *

   В статье Силина и его боевых товарищей написано: выступление, то есть восстание, было назначено на 18 марта старого стиля да еще   под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию без цензовиков!» ( от слова  имущественный ценз при выборах). Ни в одной работе по Шиткинскому фронту  нет такой  даты восстания  — на 31 марта по новому календарю. Кстати, отчего Силин в 1934 г. , говоря о событиях 1919 г., пользуется отмененным календарем, а не новым, утвержденном Советским правительством в 1918 г.? Непонятно.

     Далее в цитируемой статье написано , что вынужденное восстание началось 16 февраля  старого стиля , то есть 1 марта 1919 г. , не 2 марта как принято сейчас.

     Надо сказать, что вопрос подготовки и дата восстания, его первые участники в научной, краеведческой, мемуарной литературе запутан. И это мы уже видим, посмотрим другие  материалы,   не документальные, а всего лишь поздние воспоминания,  спустя много лет после события. [3] 

    Кепул А.К. вообще   забыл  дату восстания (!): «… восстание поднимаем в с. Шиткино, находящемуся в центре от Тайшета до Шелаева, и днем восстания отрядов назначили 2 февраля (зачер­кнуто, исправлено на март. — Е. С.).

А. Ю. Черневский: Это было на масленицу?

А. К. Кепул: Нет, я не помню, что бы что-то связывало дату выступления с масленицей, но точно знаю, что днем выступления назначили 2 февраля.

А. Ю. Черневский: Ошибки здесь быть не может, именно 2 февраля? По старому или по новому стилю?

А. К. Кепул: Вот этого я сказать не могу, но это было 2 февраля, а возмож­но, 2 марта. Но то, что это было 2 марта и воскресный день, вернее, 2-е число (февраль или март), это несомненно.

     Вот так доверять воспоминаниям, а ведь на их основе написаны статьи о ШПФ.

4.       »   … Задача Шиткинского фронта, как и других партизанских фронтов в Сибири, заключалась, прежде всего, в том, что он отвлекал крупные силы врага от Восточного фронта и, тем самым, оказывал неоценимую помощь Красной Армии в борьбе с колчаковщиной и интервенцией.  С приходом Красной Армии в конце 1919 года  Шиткинский фронт самораспустился.  «

    В этом отрывке текста сборника допущены неточности и нет, конечно же, новых оценок названных событий. Первое объединение партизанских отрядов – фронт (именно такое понимание слова фронт во всех публикациях, хотя это понятие в словаре военных терминов  имеет еще четыре  определения) просуществовал до конца июня 1919 г. Новое объединение партизан в отряды произойдет уже осенью 1919 г. , и это уже другой фронт , правда, боевых действий он не вел, и по сему называть его фронтом   неправильно. Скорее партизанский район, который подвергался карательным рейдам интервентов.   

 Партизаны не самораспустились, их распустило командование 30-й  Советской дивизии, и это произошло в январе 1920 г., а не в конце 1919 г. как пишет сборник.

    Авторам  текста сборника «Шиткино, легендарная сторона» надо было бы тщательнее подготовиться к написанию главы о гражданской войне в нашем крае, которая приняло форму  партизанского вооруженного  движения против интервенции и белогвардейцев.

 5. По ведомости получения удостоверений партизан и красноармейцев Шиткинской партизанской комиссии из 113 бывших партизан шиткинцев 26 (23 %) , живших в Шиткино на время выдачи удостоверений на 1934 г. Возможно, что некоторые  шиткинцы – партизаны к этому времени уже не проживали в Шиткино и получали удостоверения в других районах.

    В 2020 г.нами впервые   за все предыдущие годы изучения  истории ШПФ были получены списки Тайшетской партизанской комиссии 1934 г.  , всего 721 человек признанные партизанами и получившими удостоверения. Позднее получили списки Шиткинской партизанской комиссии — 113 человек. Таким образом ,  партизан Шиткинского партизанского движения 834 человека.  

  Удивительно, но шиткинские краеведы, многое сделавшие для увековечивания памяти своих земляков партизан, ранее не запросили список в Иркутском архиве… Впрочем, как и тайшетские краеведы. Только Черневский А.Ю. кое-что немного  выписал из материалов партизанских комиссий, однако больше пользовался воспоминаниями а не этими документами. .

    Только в 2019 — 2020 годы школьниками — краеведами впервые были проведены исследования всей информации с целью составления полного списка партизан.  Сейчас списки можно смотреть на сайте «Тайшетская история» . [4]  Жаль, что авторы и составители шиткинского краеведческого сборника не воспользовались этими материалами. И их рассказ о ШПФ остался всего лишь легендой. 6.   Нельзя согласиться вот с такой оценкой значения Шиткинского партизанского движения: «Задача Шиткинского фронта, как и других партизанских фронтов в Сибири, заключалась, прежде всего, в том, что он отвлекал крупные силы врага от Восточного фронта и, тем самым, оказывал неоценимую помощь Красной Армии в борьбе с колчаковщиной и интервенцией». Так у партизан была задача , но решили ли они ее? Непонятно по цитируемому абзацу. Во многих краеведческих, научных работах так пишут, но не приводят факты: какая численность белогвардейцев были отвлечены на борьбу с шиткинцами? Интервентов белочехов и румын не берем в расчет , так как они  воевали с шиткинцами уже не как союзники Колчака по Восточному фронту. В период март-май 1919 г. партизаны действительно нанесли урон белогвардейцам своими диверсиями на железной дороге, но сборник об этом не сообщил читателям.  И Красная армия на Восточном фронте вряд ли ощутила такую помощь, тем более , что поломки полотна ж.д. довольно скоро устранялись и движение продолжалось.


[1] Методическая разработка учебного занятия педагогов Селезневых Т.А. и Е.С.: «Шиткинское партизанское движение гражданской войны в Среднем Прианагарье» (февраль 1919 — январь 1920 г.) Проблемные вопросы истории», 8.05.2019 г.

[2] Партизанское движение в Сибири. Т. І. Приенисейский край. Центроархив. — М., Л., : Госиздательство,  1925 г. С. 13.

[3] Шиткинский партизанский фронт, март 1919 г. — январь 1929 г. Воспоминания очевидцев. Архив Черневского А.Ю. — Кр-ск: Сибирский простор, 2019 г., С. 31

[4]  Шагавалеевой Анастасии, Грибовой Дианы «Архивный фонд документов личного происхождения Черневского А.Ю. как исторический источник», 2018-2019 гг.; Гончарова Кристина Установить поименно (Список участников Шиткинского партизанского движения март 1919 г.– январь 1920 г.), апрель 2020 г.;

7. В сборнике рассказ о легендарном Шиткинском фронте  весьма краток за счет чрезвычайного общего содержания.   Посмотрим следующую главу «Шиткино – районный центр»:  В 1925 году организуется Шиткинский административный район, с центром в деревне Шиткино, входящем в Канский уезд Енисейской губернии» . На самом же деле, этот район, как и все районы губернии, был организован в 1924 г. Более подробно об этом в следующей статье. Сейчас же процитируем    Якушонка Ф.Я. «Шиткино, рабочий поселок» (Заря коммунизма, 1968 г.: «В 1923 г. образовался Шиткинский район с центром в деревне Шиткино».   Далее он пишет, что первым  председателем  райисполкома  был Жестиков, помощник его  Криволуцкий П.Д.,  а после 2-го  районного  съезда в октябре 1924 г. Криволуцкий стал председателем  райисполкома.  
    Как видим, Якушонок Ф.Я. считал  датой образования района 1924 г.
 
Продолжение следует
 
 

Loading