Хороший съемочный рекламный видео ролик. Разделяю радужные надежды на будущее Тайшета, благодарен Дерипаске Олегу Владимировичу, всем кто вдохнул новое в тайшетскую жизнь. 

   Смотрел видеоролик и размышлял о следующем.

   Говоря о развитии алюминиевой промышленности в видео почему   идет речь  о БАМе? Пересматриваю видео, вижу ответ на свой вопрос –  мол, он  даст выход на динамичный азиатский рынок. Транссиб уже  не устраивал?  Вообще-то , БАМ строили в целях освоения природных богатств севера, кардинального решения проблемы северного завоза народнохозяйственных грузов и  строительство   железной дороги до Якутска , укрепление стратегической безопасности страны.  

     Западный участок БАМа , это еще и возможность строить Братск и Братский алюминиевый завод, а затем к сегодняшнему дню осмысление его работы  для разработки своей, российской технологии производства алюминия.

     В 30-е годы о  значении постройки западного участка  БАМа писали много. Колосовский Н.Н. считал , что  Ленская магистраль  позволит освоить лесные , рудные богатства Севера, гидроресурсы Приангарья , помимо транзита грузов на Восток.  Речь шла о создании гидроэлектро – индустриальных баз Сибири.  Он писал: «Перспективы развита хозяйства районов  будущей Ленской железной дороги и  базе лесов, железных руд, энергии  р. Ангары, тунгусских и черемховских  углей, поварен­ной соли и, быть может, медных руд — огромны. Это не подлежит сомнению». Как видим, Колосовский не предполагал развитие алюминиевой промышленности.  (Тайшетская история. 22 июля 2019 г. Колосовский Н.Н. Ленская магистраль («Гудок» 23 июня 1937 г.). А железная руда Коршуновского месторождения должна была поставляться по Южсибу (ж.д. Абакан — Тайшет и далее) в Кузбасс, на углях которого развивалась бы черная металлургия. Жизнь во многом изменила эти планы. Строительство же  БАМа и металлургического комбината в Тайшете были  отложены   из-за первоочередности сооружения   каскада гидроэлектростанций на Ангаре. Без него было бы невозможно  создание Братско – Усть — Илимского территориально-производственного комплекса северо-запада Приангарья, и производство  алюминия в частности. 

   Бамовские перспективы рождались на основе Транссиба, как и магистрали Абакан — Тайшет. Именно эти дороги воплотили в жизнь уникальность расположения Тайшета, третьеклассной транссибовской  ж.д. станции. 

    Тайшетско-чунские земли были окраиной Енисейской и Иркутской губерний, Красноярского края и Иркутской области.  С созданием территориально — производственного комплекса Тайшет перестал быть окраиной , а теперь и подавно –  он  в центре сибирской алюминиевой промышленности, нефтепроводов, железных дорог. И если это так , то стоит реализовать в жизнь  советские проекты 50-60 годов  авиационных сообщений, но на более современном , естественно, уровне. Напомним, что Тайшетский аэропорт строился в 1959 г. и расширялся в 1965 г.

    Тайшет – хороший, маленький, зеленый город, ставший родным многим-многим людям. Наверное , город никогда не слышал столько  лестных слов разом в одном видео. Чаще говорили о недостатках городского ландшафта и уровня благоустроенности, отсутствие центра города и т.д. Сегодня — только хорошее, как никак большое событие и многое делается, что трудно отрицать при всех минусах городского быта. И он будет хорошеть и далее  стараниями всех людей, связавших свою судьбу с Тайшетом. Пока в видео лучше и больше сказано хорошего об алюминиевом заводе, а не о нашем городе.

  Не понятна мысль автора сценария , скрытая в этом отрывке текста: » в 70 е годы начался новый этап в строительстве БАМа и в Тайшете создается инфраструктура с перспективой на сталелитейный завод».  

    Однако  вопрос о строительстве в Тайшетском районе  металлургического комбината  отпал уже в конце 50-х годов, частично были проведены лишь исследования наличия водных ресурсов в районе с. Ст.Акульшет. В бамовские времена о черной металлургии уже не говорили. Небольшой ее  вариант — сталелитейных цех  начали сооружать на заводе по ремонту дорожно-строительных машин г.Тайшета (ЗРДСМ), но все закончилось быстро и безрезультатно. Было принято правильное решения — сооружение БАМа прекратить, металлургический комбинат не строить, требуется строительство гидроэлектростанций!

   Не нашлось в видео места и времени для оценки роли Средне — Сибирской железной дороги (II -й участок Транссиба от Новониколаевска  до Иркутска). Сооружение  ж.д.  Красноярск — Иркутск (2-й участок С-С ж.д.)  и станции Тайшет  создало перспективы социально-экономического развития Тайшетского района, стало основой всех будущих проектов. 

     От этих времен   –  началась история   крупного и мелкого частного  промышленного и иного предпринимательства на тайшетской земле. Потенциал этой земли формировался и реализовывался  при государственном участии , разрешении им частного предпринимательства и его поощрении. Стоит вспомнить, что железная дорога на 11—о тайшетском участке сооружалась усилиями частных крупных, мелких подрядчиков и субподрядчиков. Стоит вспомнить   Бонди Артура Леопольдовича, чьё   предприятие в Канске обеспечивало металлоконструкциями строительства крупных мостов , например , через р.Бирюсу .

     На  времена сооружения и начала функционирования Транссиба приходится активная государственная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина. Его стараниями на тайшетскую  землю пришли крестьяне переселенцы и основали 83.5 % населенных пунктов чунско-шиткинско-тайшетских землях. Способствовал масштабному переселению в Сибирь Транссиб, как и всему ее развитию, формированию важных факторов  — рост населения, развитие всех видов транспорта, строительство дорог .

    Формирование тайшетского частного предпринимательства  закончилось с установлением Советской власти. От ныне Тайшетское будущее зависело исключительно от госпроектов и финансов. Спустя много лет переход к рыночной экономике   создал    условия   возрождения предпринимательства в сфере производства, однако оно  не достигло дореволюционного уровня, не сыграло  значимой роли в крупнопромышленном развитии Тайшета и Тайшетского района. И только предприниматель Дерипаска О.В. сломал сложившееся положение – зависимость Тайшета от государственных проектов и слабость местного бизнеса.     Тайшету досталось прекрасное место в Сибири. Но, как видим,  не место красит человека, а человек место.

    В  тексте видео упомянули  о роли исправительно – трудовых  лагерей НКВД — МВД и особого лагеря Озерный , допустив  фактологические  ошибки, не акцентировали внимание зрителей на особенностях лагерного прошлого БАМа, Иркутской области. И особо ошибочно –  не говорить о  роли  вольнонаемных строителей магистрали Тайшет – Усть-Кут в добрежневскую  эпоху , то есть с 1938 — 1951 гг.  Нельзя сводить разговор только о невольных строителях уголовниках  и бытовиках,  «врачах, писателях, артистах…» осужденных по 58 статье УК РСФСР.  Заключенные особого лагеря Озерный вовсе не были важной рабочей силой на ж.д. строительстве и вспомогательных работах. Озерлаг имел титул на строительство БАМа короткое время: создан был в декабре 1948 — январе 1949 г., титул на ведение ж.д. строительных работ получил только в январе 1950 г., а уже в апреле 1951 г. вернул его Ангарлагу.

    Именно решение о строительстве западного участка БАМа в 1938  привело к экспансии ГУЛАГа в Приангарье,    на тайшетско-чунско-братские земли, то есть северо-западную ее часть. Тайшетский район был первым Иркутским территорией где разместились первые  восемь ИТЛ ГУЛАГа и областного НКВД.. В послевоенные годы расширится применение принудительного труда в экономике Приангарья.

Loading