Здание одноклассного училища Министерства
народного просвещения ст Тайшет

Разговор на эту тему возник в связи с подготовкой торжества по случаю 85-летия первого выпуска десятиклассников школы № 85 (1936 г.) , продолжательницей истории Тайшетской железнодорожной школы. Проще говоря, школа получила статус средней школы, а была начальной. Важная дата, но всего лишь проходная. Нужна отправная дата истории – открытие школы.

На эту тему на сайте «Тайшетская история» было несколько публикаций. Например, 21 марта 2021 г. была статья «День отсчета истории школы № 85». В ней говорилось о верификации сведений одного документа, содержащего дату открытия ж.д. школы,: «…Получено подтверждение наличия в научно-справочной библиотеке Государственного архива Иркутской области этого документа за инвентарным номером 9207 — «Отчет о деятельности образовательных учреждений Сибирской железной дороги за 1909 г.». Это окончательно убеждает в достоверности даты открытия железнодорожной школы в поселке Тайшет — 25 марта 1900 г.

Здание жд школы ст.Тайшет

Тему продолжили в публикации » Обзор краеведческих публикаций– 24. Навстречу 121 — ой годовщины школы №85″.

Затем еще раз писали об этом в «Обзоре краеведческих публикаций и событий — 26» от 12.07.2021 г., сообщив об открытии в Тайшете еще одного образовательного учреждения, выставили его фотографию: здание одноклассного училища Министерства народного просвещения с надписью на паспарту – училище открыто 8 мая 1899 г . (источник: http://goskatalog.ru/portal/#/collections

? большая коллекция из фондов районного краеведческого музея ).

Выходит, говоря об открытии железнодорожной школы ст.Тайшет , мы ошиблись, считая ее старейшим образовательным учреждением .

Попутно обратим внимание на следующие моменты:

1. дата открытия одноклассного училища 1899 г. – это год принятия железнодорожной станции «Тайшет» (первое тайшетское транспортное предприятие) МПС в эксплуатацию;

2. в Тайшете за два года, в короткий срок, было открыто два образовательных учреждения на средства двух министерств – народного просвещения и МПС ( в частности Управления Томской железной дороги).

Действительна ли дата открытия на ст.Тайшет железнодорожной школы – 25 марта 1900 г?

Было принято решение еще раз это проверить – запросили Госархив Томской области, где есть фонды документов Управления Томской железной дороги ( собственника школы на станции Тайшет) о наличии документов с датой открытия этой школы.

И вот получили из архива копии статистических сведений по школам за 1913 г. из фонда № 126 Управление Западно-Сибирского учебного округа. Как видим, это не приказ или распоряжение какого-то важного учреждения, например, Управления Томской железной дороги, об открытии школы, а лишь статистический документ. Хотелось бы, конечно, получить копию документа с указанием года открытия школы. Что есть в статистическом документе по интересующему нас вопросу?

Сотрудники ГАТО прокомментировали присланные копии документа так: «…Мы предоставили Вам … ксерокопии отдельных документов из дела Ф.126. Оп.2. Д.2333 «Об открытии железнодорожных училищ и других образовательных учреждений на линии Сибирской железной дороги. По разным вопросам, касающимся этих училищ и учреждений» (1908 г.), а именно фрагменты типографского отчета о деятельности образовательных учреждений Сибирской железной дороги за 1912 год..»

На листе 33 Дела 2333 Оп.1. Ф.126 таблица , где в графе 9 «Время открытия» запись – «въ 1900 г.» «Канский уезд, Енисейская губерния, Управление учебными заведениями Восточной Сибири».

Это уже третье документальное подтверждение даты открытия железнодорожной школы в Тайшете.

Посмотрим данные из типографского отчета о деятельности школы за 1912 г.: имелось пять классных комнат для 167 учеников (99 мальчиков и 68 девочек) большей частью возраста от 9 до 13 лет (старший возраст 14-16 лет — всего 17 учеников); имелся рекреационный зал 14 кв.м., все площадь школьного здания 117.3 кв. м. , среднее, надо сказать, здание среди жд школ. В Тулуне, например, школа в 280 кв. м. Имелась учительская маленькая , холодные сени, учительская квартира при школе, а помещения для библиотеки не было. Учились в школе дети мещан — 12 , крестьян — 151 учеников, доход их родителей составлял в среднем от 300 — 600 рублей, а 600 и выше — таких было единицы. 111 учеников проживавшие на ст.Тайшет.

В школе работало «учащих» , т.е. учителей, 5 человек (1 муж., холостяк, 4 жен. , одна из них девица ). Для сравнения: в Иланской школе работало 10 учителей, Нижнеудинске — 7, в Зиме — 5. Учитель тайшетской школы закончил учительскую семинарию, а учительницы — две с гимназическим образованием, одна после епархиального училища, и еще одна после учительской школы . Четверо из пяти учителей имели оклады 540-600 рублей, один из них получал еще вознаграждение в 150 рублей за заведывание школой. К сожалению имя заведующего (щей)школой, в статистическом отчете не названо.

Зато есть список восьми учащих (учителей) , озаглавленный непонятным для нас образом: «Опись документов учащих бывших (отпуск) железнодорожных школ Иркутской губернии, станция Тайшет: Нутрихина Клавдия Савельевна, Молокова Екатерина, Вербицкая Татьяна Антоновна, Моисеев Павел Иванович, Вихрова Татьяна Васильевна, Сотникова Мария Никандровна, Липский Иван Корнеевич, Сквирский Леонид Николаевич».

Возможно, этот список как -то поможет в дальнейших попытках написать начальную историю первой железнодорожной школы станции Тайшет. Вот она на фотографии. В 50-60-е годы в этом здании разместили клуб Железнодорожник» (ул.Транспортная) На этом месте сейчас офис Тайшетского районного управления ВСЖД. Вторая фотография — школа министерства народного просвещения на южной стороне Тайшета , основана в 1899 г.

Loading