102 годовщина гибели Бича И.А. и новая фактическая ошибка

фотография сайта Тайшет 24

Имя Бича Ивана Андреевича известно тайшетцам как организатора и участника Шиткинского партизанского движения. На сайте «Тайшетская история» опубликовано несколько статей о нем: К 100-летию Шиткинского партизанского фронта. Открытие памятника И.А. Бичу 25.01.2019 г. ; Еще раз о памятнике Бичу И.А. 14.04.2019 г.; Первые памятники на тайшетских могилах шиткинских партизан 13.04.2019 г.; Бич-Таежный Иван Андреевич 5.06.2019 г.; Фотоальбом №3 Иван Андреевич Бич: его родные и потомки 28.05.2019 г.; Командиры партизанских отрядов Бурлов Николай Ананьевич, Бич Иван Андреевич 31.05.2020 г.; Отец и сын 27.06.2020 г.; Обзор краеведческих публикаций-16. О многострадальных памятниках участникам Шиткинского партизанского движения 19.10.2020 ; О переселении Бича И.А. в Сибирь 19.12.2020 г.

Братская могила партизан и якобы Бича И.А.

Информация о Биче И.А. содержится и статьях о памятниках шиткинским партизанам в Тайшете и Тайшетском районе. Их легко найти на сайте «Тайшетская история если запросить поиск так — «памятники шиткинским партизанам». Вот например, статья «Первые памятники на тайшетских могилах шиткинских партизан» (13.04.2019 г.). В ней написано, что Бич И.А. был казнен 1 октября 1919 г.

Памятник Бичу И.А.

    В книге воспоминаний очевидцев партизанской борьбы «Шиткинский партизанский фронт февраль 1919 — январь 1920 гг» есть пересказ беседы Черневского А.Ю. с дочерью Бича И.А. Ульяной Ивановной, в ходе которой  выявлена была ошибка в датах рождения и смерти  известного партизана на его могиле в парке:

» Но на могильном памятнике, открытом в 1958 году, дата рождения и дата смерти: 29.V[II.1881 г. — 6.IX. 1919 г. Откуда взялись эти данные? Оче­видно, их дала Елена Андреевна Бич, которая хоронила брата, ухаживала за его могилой. Не знаю, могли перепутать. Вот ведь день смерти неверен».

    Почему вспомнилось все это? Во первых, 102 годовщина гибели Ивана Андреевича. Во вторых, могилы Бича И.А. уже нет, она погребена под грунтом строящегося нового парка по ул.им.Пушкина. Похоронен он был в отдельной могиле, а не в братской могиле 79 партизан погибших в ночь на 8 мая 1919 года. Вот на фотографии памятник на могиле Бича И.А.

   Обо всем этом можно прочесть в статье «Первые памятники на тайшетских могилах шиткинских партизан» (13.04.2019 г. сайт «Тайшетская история»).

В третьих, в чеканном тексте в левой части бетонной плиты фактическая
ошибка двоякого рода:

  1. если была задумка реставрировать памятник , то в прежнем варианте было
    так — 1919 — 1920 гг.
  2. Дата 1920 г. лишняя как в первом варианте так и на этом памятника. Это
    памятник погибшим шиткинским партизанам и казненным белогвардейцами и
    интервентами жителям , а в 1920 г. никто на тайшетской земле из них не погиб .
    Гражданская война, и партизанское движение как его составная часть, в
    январе 1920 г. закончилась. Тайшет был освобожден Красной армией без боя и
    без участия партизан.

 246 всего просмотров,  6 просмотров сегодня

Добавить комментарий