Поговорим  о наглядной агитации и, насколько это возможно, о том,  что с ней связано было в 60-70 годы  существования Тайшета . И немного об истории тайшетской рекламы. Точнее о рекламных дизайнерах советской эпохи.

Наглядная агитация – это «зрительно-воспринимаемые  формы  и объекты, которые заключают в себе законченную, активную, агитационную и пропагандистскую мысль, выраженную логически и эмоционально с помощью методов и средств изобразительно-оформительского искусства и художественно публицистического слова». Она и сейчас есть на улицах города, никуда не делась несмотря на широкое внедрение интернета в нашу провинциальную жизнь.

   Для создание «зрительно-воспринимаемые формы и объекты» в штат предприятий и учреждений вводили художников – оформителей, задачей которых было    создавать плакаты политико-идеологического характера, оформлять интерьеры помещений и т.д. Был большой спрос на их возможности. В тайшетских кинотеатрах и клубах они писали киноафиши, например, репертуарные планы, плакаты к праздникам. Вот пример этому — фасад здания управления ЗРДСМ , 1967 год. (из альбома переданного работниками завода  в музей).

  Или вот детский кинотеатр «Дзержинец» с улицы и зрительный зал (1963 г.), здание школы №2 в дни выборов, плакат на территории бывшей колонии по ул. им.Пушкина (1986 г.)  как образцы наглядной агитации и пропаганды (не самые яркие, надо сказать).  Фотографий наличия разных агитационных плакатов и образцов использования труда тайшетских художников-оформителей без труда  найти в интернете. Только вот незаслуженно позабылись их имена, украшавших как могли унылый вид города Тайшета, тайшетских сел.  Плакаты советской эпохи считаются социальной рекламой, направленной на изменение сознания людей, общества. Так что, тайшетских художников можно считать первыми  дизайнерами рекламы. Были и баннеры, называвшие просто — стенды, стендовая Рекламировали они по заказу рекламодателей лучший мир — социализм, коммунизм, советский человек… Маркетинговая реклама была на стенах кинотеатров, на последних  страницах  газет. 

    Теперь их заменили иные, не обладающие дипломами художников-оформителей. И подспорье им компьютеры и прочие чудеса техники, и продукция их не имеет шершавого языка, а мягко манящего «Купи ! Попробуй! Тебе это надо!».

   Гершман Морис,   заключенный  Владимирской тюрьмы, Озерлага, занимался художественным оформлением лагерных строений, делал копии картин известных художников. Освободившись проживал в Тайшете (М.Гершман. Приключения американца в России (1931 — 1990) — Нью — Йорк, 1995 г.).  И работал художником — оформителем: «…Когда завершился ремонт школы (начальная школа неподалёку от управления «Озерлага», деревянное здание школы №4 по ул. им.Пушкина — Е.С.) …меня послали в парткабинет управления Озерного лагеря в качестве художника клуба им.Дзержинского, где я познакомился с прекрасным художником, но в то же время отчаянным забулдыгой, Владимиром Ильичом Зайцевым…Впоследствии, после моего освобождения, мы с ним очень много поработали , выполняли многочисленные заказы леспромхозов на портреты Ленина и целую серию картин о Ленине:» Ленин и Крупская», «Ленин с детьми», «Ленин в Горках», Ленин, Ленин, Ленин…, как ранее было со Сталиным. Причём зарабатывали довольно приличные суммы…» ( стр.264-265). (Книгу М.Гершмана хранится в городской библиотеке,  в числе редких книг).

   Оформительские работы,  плакаты с призывами и лозунгами,  за не имением профессиональных художников,  выполняли все кому не лень и умеющие хоть маленько держать кисть. Это делали не только из большой любви к живописи, а по совести коммуниста или по приказу командиров в армии. Автору статьи с друзьями — дембелями пришлось обновлять плакаты и стенды военного городка (дембельский аккорд) с большой радостью  – никто не командовал!

   Призывы к знаменательным датам публиковало ЦК ВКПб — КПСС во всех газетах, включая тайшетские. Для росписи кумача использовали зубной порошок , разбавляя его водой с добавлением канцелярского клея — чтобы не расплывалось и не обветривалось.

   Художники были в штатах крупных предприятий и учреждений культуры, например, дирекции Тайшетского парка культуры и отдыха во все годы его существования как культпросвет учреждения, а не зеленой зоны отдыха.

    

Художник Жамов В.Н. времен работы в худ.мастерской

 Известный тайшетский художник Жамов В.Н. вспоминал : «…поступил в Иркутское училище искусств на художественное отделение. Четыре года в альма-матер просто промелькнули. Настала пора получать обязательное в те далёкие годы направление для работы по полученной за счет дорогого государства специальности. Выбрал край СССР — Магадан.  …На горизонте замаячил Тайшет.  …Первым местом работы в этом городе сталахудожественная мастерская при отделе культуры. И пошло, и поехало! Где только не работал за годы, прожитые в Тайшете! И в художественной мастерской, и детской художественной школе, на предприятиях железной дороги и даже проводником вагона в тяжелые 90-ые.» (Жамов В. Мое детдомовское детство, сайт Т24, Литература) .

   О существовании художественной мастерской в Тайшете было известно , наверное , многим людям старшего поколения.  И вряд ли кто из них уделял этому большое внимание. Спросите кого — нибудь – где находилась эта мастерская? назовите имена профессиональных художников, работавших в ней?  Не укажут и не назовут. Поищем ответы сами. 

     Художественная мастерская была открыта в 1969 г.

    В 1971 г. зав.мастерской был Цедрик В, доход мастерской 30 000 руб. месячные оклады художников 175 руб, плюс 35 руб. коэффициент 25%, столяр 125 + 25 руб; расходы на мастерскую в 1972 г. 23.1 тыс. руб. в год. В 1972 г. штат мастерской — зав. мастерской, художники 6, столяр-краснодеревщик 1, завхоз один. фонд з/п 18.6 тыс.руб.

     В 1973 г штат мастерской = 10 художников, столяр-рабочий, завхоз, техничка,  рабочий, всего  14 человек с бюджетом 33 336 руб на год. Фонд зарплаты 6936 руб. Зав.мастерской Цедрик В.  На этот год планировали выполнение экспозиционных плакатов, чеканку по металлу, резьбу по дереву, мозаику, роспись,  написание шрифтовых плакатов, написание вывесок и реклам на сумму 36.4 тыс. руб. Художник-оформитель был и в штате ГДК с зарплатой 123 руб в месяц.

   В штате Прокопчук Иван Васильевич (1943 г.р.) заведующий( после Цедрика В. (высшее обр) ушедшего в др. орг-цию, Торочков Владимир Аркадьевич  выехал на учебу), Прокопчук Анна Маркеловна 1949 г.р.),  Волокитин Филипп Андреевич (1923 г.р.), Волчкевич Борис Николаевич (1942 г.р.)  Зайцев Владимир Иванович (1925 гр) , Щеглов Николай Михайлович (, Зуев Вячеслав Михайлович (1941 г.р.) Михайленко Александр Моисеевич 1915 г.р.), все со среднее специальное образованием, кроме Щеглова (среднее)

   Из отчета о работе мастерской: «На 1975 г. план мастерской 41 тыс. руб. , в штате 10 художников и один столяр. В связи с тем, что за данный период работала только семь художников, то план выполнить было невозможно…Много заказов перенесено на 1976 год., коллектив пополнился двумя молодыми специалистами Жамовым В.Н. и Дмитришиной Г.С., ..на пенсию ушел художник Михайленко А.И., в декретный отпуск Прокопчук А.М…, За 2 — 3 года коллектив вырос в вопросах эстетики, оформления интерьера, экстерьера города, в творчестве;  В этом году четвертый раз в истории города открыта выставка  работ художников мастерской, работы пользуются успехом.  12 произведений с 3-й выставки в 1975 г. экспонировались в Иркутске, Ангарске. Своими работами коллектив участвует в  пропаганде решений 24 съезда партии и очередного съезда, строительства БАМа, 30-летия Победы. За прошедший период очень больших работ не выполняли. Преимущественно наглядная агитация, немного художественное. В среднем каждый заказ составлял 400 руб., за год обслужено 88 предприятий на сумму 3400 руб. Из этих работ 24 предприятия заказали работы к дню Победы. К лучшим работам относятся те что сделали для Дистанции погрузочно-разгрузочных работ по 30-летию Победы, оформление госбанка, пионерского лагеря им. Терешковой — Николаевой В.Н., эскизное проектирование оформления ДК железнодорожников и вагонного депо…Большое значение имело издание «Временное положение о художественно -оформительской мастерской» в 1976 г. , исчезли многие неясности…Открытие салона переносится …, нет еще достаточно прочной базы для него, надо наладить производство керамических изделий, приобрести печатный графический станок. Со стороны заказчиков не было замечаний, недовольств не было».

   В 1974 г. мастерская выполнила крупные заказы для «Тайшетлеса», фильмотеки ГОРОНО, мясокомбината, горкомхоза, НПС, Нарсуда.  Это основные работы на выполнение которых потрачено много времени, физических и душевных сил, времени, творчества. Другие заказы были легче, но в них столько же умения подать красиво: уличные или интерьерные доски почета, показателей работы, ветеранов производства…За год было выполнено 50 заказов . Некоторые предприятия, довольные нашей работой, по несколько раз заключали с нами договоры — Тайшетлес четыре раза, горкомхоз три раза,  школа №23  три раза. Коллектив мастерской активно участвовал в пропаганде решений  24 съезда КПСС. Была организована 3-я выставка произведений художников мастерской. В коллективе 8 человек. Впервые за много лет отремонтировали помещение мастерской , теперь здесь тепло и чисто, поставлена радиоточка. Примем участие в открытие художественной школы.  Финплан на 1974 г. 37 тыс. рублей, он выполнен доход более 11 тыс. руб. На 1975 г. план сокращен до 27 тыс. Мастерская находится на хозрасчете, а не базе ГДК. Потому не можем иметь перспектив на будущее, не будет фин.накоплений, зарплата сокращена. Сейчас каждый художник имеет по 3-4 заказа, заказы возросли но у мастерской нет ресурсов все выполнить. На курсы повышения квалификации с пользой съездили Волокитин Ф.А., Волчкевич Б.Н. Некоторые заказы были сделаны поспешно и не очень качественно. Большая зависимость от нехватки и разнообразия материалов, перечислением не все можно купить. Заказчик может обеспечить только минимум материалов. Зав. мастерской Прокопчук И.В.»

   В 1974 г. в год 55-летия Шиткинского фронта художники Зуев В.М. и Щеглов Н.М. изготовили мемориальные доски закрепленные за зданиях вокзалов жд станций Суетиха и Тайшет.

   1975 г.(?)  — штат мастерской 15 чел, 11 художников, сдельная зарплата художников по 210 руб.

 В 1978 году  годовой доход мастерской  был определен в  45 тыс руб., 34 тыс. на зарплату.

  1983 год — штат мастерской 13 человек,  9 художников, столяр, завхоз, техничка , рабочий  и годовой бюджет 37 тыс руб.      В 1986 г. в штате мастерской 6 человек , в т.ч. 5 художников. Как видим, из года в год штат художественно-оформительской мастерской  сокращается.    

    Мастерская располагалась в разных помещениях и зданиях, например, по ул. им.Чапаева где ныне магазин рабочей одежды.  

     Было время и мастерская оказалась в здании ДК «Строитель» (клуб Шпалозавода ?) по ул. им.Бурлова ,  на месте жилого дома именуемом «коленвал».

   В 1988 г. мастерская находилась по ул.им.Ленина-115, то есть в здании ГДК, теперь это ЦДО «Радуга». В штате мастерской было 5 художников со ср-спец.образованием Иркутское училище искусств, один из них   с зарплатой на руки 240 руб, вероятно зав.мастерской. На остальных приходилось в среднем 576 руб в месяц, то есть по 144 руб., и  техничка с зарплатой 54 руб. Общий доход мастерской 15.309 руб, в т.ч на зарплату 9.500 руб., 4.7 тыс. на оборудование.

   В мастерской работали: Копылов Владимир Викторович, Борисова Т.В., Ли Сам Гири (с Сахалина, кореец), Волокитин Филипп Андреевич, Прокопчук Анна Маркеловна, Прокопчук Иван Васильевич — зав.мастерской и Жамов Виктор Николаевич.

   Здесь выполнялись разные виды оформительских работ и разными материалами. Одну из больших работ помню хорошо – оформление задника трибуны на пл.Юбилейной к 50-летию г.Тайшета , 1988 год. Вот эта работа в нашем приложении, на переднем плане председатель Горисполкома Лёвин, на заднем плане ученики школы №85. Автор работы, вероятно,  все художники мастерской.

      В этот же год  они выполнили оформление сцены ГДК к юбилею города, аттракционов в парке, интерьера в детской библиотеке (панно «От революции до наших дней»  , по мотивам писателей сказочников)  и множество плакатов наглядной агитации, стендов для предприятий и учреждений города и района к праздникам . 

    В 1989 г. мастерская по прежнему располагалась по адресу Ленина-115. План доходов 13.4 тыс. руб, расходы 3.4 тыс руб. Штат 6 человек — из них 5 художников, 9792 руб фонд зарплаты на год, зав. мастерской получал 250 руб, художники по 144 руб. Художник — оформитель был и городском парке культуры и отдыха в штате из 10 человек.

   Жамов В.Н. был принят в худ.мастерскую в августе  1975 г., уволился в 1983 г  и перешел художником оформителем на предприятие ж.д. , а в 1990 г. недолго работал в кооперативе «Интерьер».

   Именно слом советской системы трудовой занятости в начале 90-х годов косвенно привел к ликвидации Тайшетской художественно-оформительской мастерской Отдела культуры Горисполкома. 

   В 1994 г. в отчетах городского отдела культуры и кино не встречается информации о работе худ.мастерской , вероятно, ее уже не существовало. Были ГДК, Центр.массовая библиотека и три ее филиала в Тайшете, библиотеки в Бирюсинске, Юртах, детская библ. в Тайшете, три кинотеатра — Тайшете (Победа) Бирюсинске (Бирюса) Юртах (Сибирь), две школы искусств в Тайшете,  детская муз. и худ. школы в Бирюсинске, детская муз. и худ.школы в Юртах, автоклуб. (Были еще ведомственные ДК и кинотеатры не относящиеся к Отделу культуры горисполкома, зав.отделом Бежелева Е.)

      Шершавым языком плакатов партийно-советские — хозяйственные руководителя города и района хотели изменить жизнь советских людей, зовя в ряды строителей коммунизма, но они стояли в очередях  за простыми прозаическими , но нужными  вещами.  А своими полотнами живописи и художественными экстерьерами и интерьерами  зданий внести что-то красивое в унылый вид старого Тайшета.

    Посмотрим эти сохранившиеся  в реалии и на фотографиях работы художников мастерской.   

 Селезнев Е.С.

здание управления ЗРДСМ 70-е годы
Кинотеатр «Дзержинец» (клуб Озерлага в прошлом, здание ныне не существует)
Здание школы №2 по ул им. 19 партсъезда в дни выборов , 50-е годы
Зрительный зал клуба «Дзержинец» Оформление сцены 1963 год
Селикатный клей и зубной порошок на политико-идеологической службе партии и правительства СССР
Газета Восточно — Сибирская правда, март 1950 г. Реклама
ул. им.Чапаева, на завалинке художественной мастерской, стоят : …, Копылов В.
На месте здания худ.мастерской сейчас этот магазин
Коллектив худ.мастерской (год ?) : сидят слева направо: …; Копылов Владимир Викторович (1952 г.р., ср.спец, художник), Прокопчук Иван Васильевич (зав мастерской, ср.спец., в штате с 1972 г.), Волокотин Филипп Андреевич, 1923 г.р., среднее) , …. ; второй ряд: Южаков Анатолий (художник, в штате ?) , Ли Сам Гири (1952 г.р., ср.спец., художник), Жамов Виктор Николаевич (1948 г.р., ср.спец, художник)
Стенд (баннер) по ул Пушкина на территории колонии, после 1986 г.
Парк культуры и отдыха 2-пол 50-х годов- 60-е годы
празднование 50-летия г.Тайшета 1988 г.
Председатель Горисполкома Лёвин В.В.
Здание ГДК, 80е годы, последнее место расположения худ.мастерской
1975 год. Прокопчук И.В. , Инфанов С.А., Жамов В.Н.
Открытие мемориальных досок к 55-летию Шиткинского фронта 91974 г.) в Суетихе и Тайшете, художники Зуев В.М. и Щеглов Н.М.
Памятник шиткинским партизанам. Чеканка выполнена художниками Зуевым В.М. и Щегловым Н.М. Открыт 16 октября 1977 г.
Художники Жамов В.Н., Волокитин Ф.А., Прокопчук И.В.

Мозаика в бассейне профилактория «Кедр» Автор Жамов В.Н.

Современные рекламные мастерские

Loading