Этот обзор очень обширный: о дате основания районной газеты; фотография первой школы Тайшета; о книге М.А.Кравкова «Зашифрованный план» и презентация об авторе; об ошибках в материале https://www.t24.su о церкви св.Николая;  что считать началом тайшетской истории; о формировании части нашего культурно – исторического наследия (искусственные мемориальные сооружения). К каждой статье имеются дополнительные материалы. Поэтому предлагаем читателям сайта ознакомиться   отдельно с каждым материалом, собранными для удобства в один файл.

1.К вопросу о дате основания районной газеты.

В 2020 г. мы дважды публиковали свои исследования по этому вопросу и предупреждали об ошибочности утверждения — газета основана в 15 мая 1932 г (обзор краеведческих публикаций — 14 от  13.07.2020 г.;  Еще к вопросу о дате создания Тайшетской районной газеты, 26.08.2020 г.) .

    Поделимся новыми наблюдениями по этому вопросу, так как в последней статье мы говорили — окончательная, реальная дата не установлена. Просматривая номера районной газеты за 1969, 1970 гг по новой теме исследования, обратили внимание заголовочную часть номеров газеты и увидели надпись «Год издания 39-й».  Далее простая арифметика и ответ — газета основана в 1930 году. Если конечно все указано правильно, ведь редакция газеты меняла даты. В 1970 г., естественно, 40 год издания. Все это даем к размышлению — правильно ли?. Ничего нельзя утверждать твердо —  вопрос  о дате основания газеты остается открытым.

2. Новые старые  краеведческие находки  

В   интернета обнаружена фотография здания одноклассного училища Министерства народного просвещения с надписью на паспарту — училище открыто 8 мая 1899 г .  

  На сайте http://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%88%D0%B5%D1%82&imageExists=null  большая коллекция из фондов районного краеведческого музея, там и размещена была эта фотография.

   Раннее мы писали о дате открытия железнодорожной школы ст.Тайшет, считая ее старейшим образовательным учреждением , открыта 25 марта 1900 г.  Оказывается нет, не она была первой в Тайшете. Обратим внимание на дату открытия школы — в 1899 г. железнодорожная станция Тайшет была принята МПС к эксплуатации.  О существовании этой фотографии напомнил нам Дроздов В.

               3. Максимилиан Кравков и его книги

На нашем сайте «Тайшетской истории» мы неоднократно писали о нем в 2019 г., потому кратко напомним только о причастности Максимилиана Алексеевича к истории Тайшета:  в 1909 г. Московский военно-окружной суд признал М. А. Кравкова «виновным в хранении взрывчатых веществ и разрывных снарядов»[2] и осудил на пять лет одиночного тюремного заключения, два из которых он провёл в кандалах в Московской губернской уголовной (Таганской) тюрьме. В 1913 году М. А. Кравков был выслан на поселение в село Тайшет Канского округа Красноярского уезда Енисейской губернии.  

    

В Тайшете М. А. Кравков проживал вплоть до Февральской  революции 1917 года. После амнистии, состоявшейся в марте 1917 года, М. А. Кравков вступил в Союз социалистов-революционеров-максималистов, был избран членом  Тайшетского  исполкома и делегирован на уездный съезд в Нижнеудинск.

    Там состоялось его избрание представителем от  Нижнеудинского уезда в губернский исполком в Иркутске, где он стал членом комиссии по земским делам. После Октябрьской революции 1917 года деятельность земств была прекращена, и М. А. Кравков возвратился в Тайшет, где вернулся к научной работе.

    В 1918—1919 годах М. А. Кравков был гласным Нижнеудинского уездного земства, членом губернской комиссии по земским делам, управляющим Нижнеудинским уездом Иркутской губернии.  

   Доступна в интернете еще одна его книга из коллекции «Военные приключения». Было бы хорошо библиотекам Тайшетского района иметь в своих фондах книги Кравкова М.А., оставившего заметный след в тайшетской истории и культуры.

    С  сайта —    https://infourok.ru/prezentaciya-k-proektu-sibirskiy-dzhek-london-2397289.html , мы скачали презентацию подробно знакомящая нас текстом и фотографиями с биографией и творчеством Кравкова М.А.  Благодарим автора презентации. Надо сказать, что на слайде 25 фотография не с.Тайшет, не было у нас каменной церкви, и село не относилось к Красноярскому уезду. Презентация прилагается.

4. О Тайшетской церкви Святителя Николая Чудотворца.

  

На Тайшет 24 4  апреля был опубликован материал «Фотофакт. Тайшетская церковь в 1919 г.» и фотография храма.  Комментарий Дроздова В. указал имя автора. И мы прокомментируем , укажем на ошибки в тексте:

1. в 1919 г. Тайшет был уже селом, а не маленьким железнодорожным поселком,  и церковь находилась   в центре села — площадь Базарная, а не Старобазарная, как было первоначально написано на Т24 . Эту ошибку    быстро  исправили, и это хорошо.  

2. Далее, «нашу землю» топтали не «чешские войска» , а чехословацкие (республики Чехословакии),   с февраля 1919 г. — это Чехословацкая армия, в составе которой    чехи, словаки. И еще  румыны из Румынского легиона, приданные Чехословацкому корпусу.

худ. П.Пясецкий , Транссиб, по дороге к Тайшету, строительный разъезд

5. Что считать началом тайшетской истории?  

     Город Тайшет – типичный провинциальный сибирский городок, когда-то имевший областное значение и финансово-правовую самостоятельность. Ныне является городским поселением в составе Тайшетского района.

     Тайшет имеет свою историю, которая похожа на историю многих населенных пунктов, основанных при строительстве Великой Сибирской железной дороги. Её сейчас называют Трассибом. Восточно-Сибирская железная дорога является частью этой магистрали.

     История основания Тайшета всегда интересовала местных краеведов. В широко растиражированных материалах на эту тему есть неточности. Они кочуют из статьи в статью, проникли в интернет. И на уроках истории Тайшетского района ученики усваивают события в неправильных трактовках.

     Такое положение дел нужно исправить. Прежде всего, нужно разобраться с датой основания Тайшета. Отсутствие точной информации на этот счёт привело к тому, что в Тайшете празднуется ежегодно очередную годовщину присвоения населённому пункту статуса «город» (1938 год). Праздновать уместно годовщину основания населенного пункта, его День рождения. Так делают во всех городах, селах, деревнях, жители которых с уважением относятся ко всей своей истории. Не только к отдельным, приятным кому-то периодам, событиям.

    В историко-краеведческих статьях можно насчитать несколько (!) вариантов хронологической  датировки основания Тайшета. И до сих пор никто не разобрался в их достоверности.

     Как известно, историография «в узком смысле слова — это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе… Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы…». Предметом источниковедения (вспомогательной исторической дисциплины) является исторический источник и методы его поиска и изучения. Исторический источник — это материальный объект являющийся носителем исторической информации.

    Таким образом, эта работа есть описание результатов исследования исторических источников методами источниковедческого анализа.

     Задачи исследования: поиск и систематизация опубликованных и архивных материалов, выяснение полноты и точности датировки основания Тайшета, разработка своей точки зрения о недостоверности существующих вариантов дат основания Тайшета, предложение своей датировки.

     Авторский вариант датировки основания Тайшета создан на основе документов, полученных в Российском государственном историческом архиве научным руководителем этого исследования, Е.С.Селезнёвым. Наше исследование — это результат реализации социального проекта «Первый колышек». Средства на проект получены по итогам городского конкурса проектов и потрачены на поездку в Санкт-Петербург для работы в РГИА. Автор исследования был в составе группы учащихся – краеведов, разработавших и выполнивших проект «Первый колышек». В РГИА велся поиск материалов о постройке тайшетского участка Сибирской железной дороги.

     Как известно, внутренняя критика источника – это определение достоверности содержащейся в историческом источнике информации. Проверим достоверность исторической информации изложенной в одном юбилейном издании. В 2008 году, к 70-летию присвоения Тайшету статуса города, была издана книга «Тайшет — город стальных магистралей». В главе «У истоков. Рождённый Транссибом» повторяется устоявшееся мнение: «Тайшет возник в 1897 году как железнодорожная станция на Транссибирской магистрали». Правильнее было бы написать «Сибирской железной дороги». Так именно называлась строящаяся железная дорога во всех документах и публикациях.

      Что интересного в процитированном отрывке с точки зрения внутренней критики источника? Во-первых, утверждается, что Тайшет возник «как железнодорожная станция». Во-вторых, авторы считают, что дата основания Тайшета — это дата «возникновения» одноименной станции. В третьих, дата основания — 1897 год. Авторы неправильно написали предложение «Тайшет возник как ж/д станция». Правильнее было бы написать «Тайшет возник в 1897 год как поселок при станции» или «Станция Тайшет возникла в 1897 году». Населенный пункт не может возникнуть как железнодорожное предприятие – станция. Авторов текста подвела логика рассуждения.

     Само слово «возник» здесь не подходящее. Оно уместно при описании какого-то неожиданного, скоротечного явления. Строительство станции Тайшет не являлось таковым, она строилась планово, а не вдруг. Поэтому лучше употреблять слова «основана», «открыта», «построена», «началось строительство» и т.д.

      Архивные материалы позволяют утверждать, что одновременно со строительством производственных зданий, путей станции, шло сооружение жилых помещений для строителей и железнодорожных рабочих, служащих будущей станции «Тайшет». Эти жилые здания образовали населенный пункт – поселок Тайшет при одноименной станции.

Когда началось строительство поселка? Вероятно, с началом строительства 2-го участка Средне-Сибирской железной дороги (Красноярск-Иркутск), то есть в 1894 году. Это косвенно подтверждается архивными документами, научными работами.

     Например, в книге «Железнодорожный транспорт Восточной Сибири. Из 19 в 20 век. 1837-1941» описан следующий эпизод строительства дороги: в 1895 г. архитектор Лебедев Д., преподаватель Института путей сообщения, предлагал обратить внимание на необходимость планов застройки и развития населенных пунктов при станциях. Записку разослали губернаторам, те исправникам, Думам — просили составить планы развития пристанционных поселков.

     В период октябрь 1895 – февраль 1896 г. были получены прогнозы с мест. Удачнее всех спрогнозировал развитие Нижнеудинский окружной исправник. Он писал, что будет успешное развитие поселков при станциях Бирюса, Тайшет, Камышет, Нижнеудинск и Тулун. Выходит, что поселок при станции Тайшет основан в 1894 г. и в 1895 г. продолжалось его строительство.

     Сама же станция Тайшет была официально открыта и принята Министерством путей сообщения к эксплуатации, в 1899 г.

     Какое событие дало основания утверждать, что Тайшет возник именно в 1897 году? В книге есть объяснение: «Как сообщает первый «Сибирский путеводитель», в начале мая 1897 года под громкоголосое ура», пыхтя и кряхтя, медленно прикатил строительный поезд, укладывающий путевую решетку». Таким образом, в основе датировки возникновения Тайшета авторы положили важное событие — прибытия строительного поезда. Иначе говоря – укладка главного железнодорожного пути произведена на станции «Тайшет».

      Прежде всего, разберемся с историческим источником, на основании которого сделано такое утверждение авторами книги. Он назван неверно – «Сибирский путеводитель». Путеводителя с таким названием не существовало. Вероятно, имелся в виду «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге». Авторы рассматриваемой книги не указали, какой именно путеводитель они цитируют – 1900 года издания или 1901-1902 года. Это во-первых.

     Во-вторых, в обоих путеводителях вовсе нет никакого указания на событие — прибытие первого поезда на станцию Тайшет. В третьих, есть сомнения в том, что прибытие поезда, обычного строительного, вызвало бурю восторга самих же строителей. О том, что был проведен какой-то митинг, как например, в Канске, Иркутске, нет никаких упоминаний в краеведческих публикациях или газетах.

     Утверждение, что первый поезд прибыл «в начале мая 1897 года», тоже не совсем верное. Поясним. На 1897 год строителями дороги планировалось, что «приступая в мае 1897 года …одновременно начать укладку пути с 369 версты (это р.Бирюса) в обе стороны и в первых числах июня 1897 г. вручную работая 2-мя партиями и укладывая по 2.5 версты в день к 2 июля примкнуть, с одной стороны, укладку к уложенным путям на 307 в., и, с другой стороны к путям уложенным на 431 версте…»

     От Бирюсы до ст.Тайшет 11-12 верст, при средней скорости укладки главного пути 2.5 версты в день путь на указанном участке должен был уложен за неделю. Если рабочий сезон был начат действительно в мае 1897 г., если позволила погода и иные обстоятельства, главный путь мог быть уложен на станции Тайшет в мае 1897 года. Утверждение о том, что это произошло «в начале мая…», не подтверждено документально.

     Авторы книги настаивают на том, что главный железнодорожный путь укладывался решетками машинным способом. Это тоже не соответствует действительности. В вышеприведенной цитате из отчета по постройке 2-го участка Средне-Сибирской железной дороги (Красноярск-Иркутск) ясно написано, что укладка велась вручную.

     Продолжим далее источниковедческий анализ книги «Тайшет – город стальных магистралей». На странице 9 написано: «В начале 1893 года в Канском уезде Иркутской губернии на берегу горной речки Тайшетки…поселился прибывший для строительства пути инженер Манучаров с несколькими сотрудниками».

     Сразу отметим, что «горная речка Тайшетка» протекала не в Канском уезде Иркутской губернии, а в Нижнеудинском уезде названной губернии. Дата «в начале 1893 года» не верна. В этом году никаких строительных работ на участке от Красноярска до Иркутска не производилось. Да и сам «Отчет по постройке железной дороги от Красноярска до Иркутска. 1894-1898 г.» в своем названии точно указывает начало и конец строительных работ».

     Следующий момент. В приведенном отрывке из анализируемого источника названа фамилия инженера Манучарова как руководителя строительных работ, но не уточняется каких именно. Если авторы книги «Тайшет – город стальных магистралей» считают его руководителем работ на 11-ом строительном участке (336-435 верста) дороги от Красноярска до Иркутска, то они в очередной раз ошибаются. Дело в том, что первоначально руководителем этого участка был другой инженер – Придонов Михаил Фомич. В ноябре 1895 года его сменил на этом посту Манучаров Василий Львович. Поэтому он не мог быть руководителем работ на 11-ом участке в 1893 году.

      В книге «Тайшет – город, рождённый Транссибом» утверждается, что «первым жителем Тайшета стал батрак из села Бирюса Василий Конюхов, который положил начало заселению первой улицы – Юго-вокзальной». Отметим одну неточность как техническую опечатку – фамилию первого жителя надо писать КонюКов, а не КонюХов. Кстати сказать, нет достоверных подтверждений, что именно он был первым жителем.

      В каком году В.Конюков поселился на южной стороне железной дороги, авторы не указывают. Датировка этого события есть в статье «Когда и как возник населенный пункт Тайшет» — якобы в 1895.

      Подвергнем критике все эти утверждения. В фондах Российского государственного исторического архива удалось обнаружить схему расположения путей и зданий ст.Тайшет в 1903 году. Схема отражает первозданный вид населенного пункта Тайшет. На схеме южной стороны станционных путей не отмечены частные дома. Значит, их не было. Здесь располагались бараки №№ 26, 27, 31, 32, 33, 34, 39, 40, 41, 42, переселенческий пункт со своим бараком, кухней и другими хозяйственными постройками. Эти строения в 1903 году еще не образовывали улицу, они были хаотично разбросаны. Впоследствии, уже после того, как возникла первая улица поселка при станции, в сочетании с иными уже зданиями образуется ул.Юговокзальная. Здания на северной стороне станции возводились изначально как улица, то есть в два ряда зданий и пространство между ними для передвижения. В 1911 году она называлась Вокзальной. Одной стороной этой улицы были вокзал, привокзальные строения, железнодорожные пути.

      Таким образом, не подтверждаются несколько утверждений. В частности, о том, что первым жителем Тайшета был Конюков, что он поселился на южной стороне дороги в 1895 году, что первой улицей была Юго-вокзальная.

     В доказательство того, что на южной стороне станции Тайшет даже в 1900 году, не то что в 1895 г., не было никаких улиц, поселений обратимся к первому «Путеводителю по Великой Сибирской железной дороги». На странице 321 написано, что ст.Тайшет 3 класса, 1431 верста от Челябинска, имеет буфет, врачебно-питательный пункт, в 10 верстах от станции с.Бирюса…

     Нет ни слова о существовании населенного пункта Тайшет, только станция. В «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге» 1901-1902 гг. издания записано уже так: «Ст.Тайшет… В полосе отчуждения при станции образовался поселок разночинцев… Вблизи станции торговое селение Тайшет (142 души обоего пола…)».

     Таким образом, в 1895 году не было никакого поселения на южной стороне дороги. Образовалось оно в период 1900-1902 гг. Сначала возникает выселок, которое разрастается до размеров поселения в 142 души. Есть документальное подтверждение этому: в метрической книге Бирюсинской церкви за 1902 год есть упоминание о выселке Тайшет: 29 октября 1902 года родился мальчик Михаил, восприемником которого стал урядник выселка Тайшет Савельев. Слово «селение» не следует понимать как «село», так как село в России 19 века это достаточно крупный населенный пункт с церковью, часто административный центр волости. Церковь же в Тайшет была построена в 1906 году, Тайшетская волость образована в 1910 году.

     На странице 11, в продолжение описания строительства тайшетского участка Средне-Сибирской железной дороги, авторы юбилейного издания пишут: «К весне 1897 года завершилось строительство плотины на Тайшетке…». Здесь тоже допущена неточность инженерного смысла: строилась не плотина, а сооружена высокая насыпь, в основании которой имелось две каменных водоотводных трубы.

     Историю датировки основания населенного пункта Тайшет можно проследить и по неопубликованным, архивным материалам. Обратимся к первому из них. Существует документ, в котором датировка основания Тайшета совершенно иная, не 1893 году, 1895 и не 1897. Это официальный ответ председателя Тайшетского Горисполкома Н.Шишкова от ноября 1961 года на просьбу государственного издательства «Политическая литература» сообщить точную дату основания города Тайшет.

       В ответном письме главы города буквально сказано, что «…населенный пункт возник в 1890 году с присвоением названия Тайшет, городом утверждён в марте 1938 года». При этом он вовсе не упомянул об источниках своей информации. На чём основывался глава города, указывая на 1890 год, неясно. Попытаемся опровергнуть историческую достоверность этого утверждения.

     Управление строительства 2-го участка Средне-Сибирской дороги в 1896 году составило перечень населенных пунктов Нижнеудинского уезда, расположенных в полосе будущей дороги. В перечне названы деревни и села современного Тайшетского района, находившихся на расстоянии от 1 до 10 верст от будущей дороги: д.Ключинская, д.Черемшанка, с.Полу-черемхово, д.Еловая, д.Енисейка, с.Конторка, с.Бирюса, д.Окульшет, с.Байроновка, д.Разгон, д.Никольская. Населенный пункт Тайшет не назван. Значит, его не существовало в 1896, а следовательно, и в 1890 году. Вряд ли составители перечня населенных пунктов пропустили, не заметили существования Тайшета. Таким образом, датировка основания Тайшета 1890 годом неверна.

      В другом архивном документе – «Характеристика г.Тайшета на 1 января 1954 года», подписанным председателем Исполнительного комитета Тайшетского городского Совета депутатов трудящихся Дериным, сказано: «Город Тайшет возник в момент строительства железнодорожной линии в 1893 году маленьким селением.». Но Дерин, опровергая Шишкова, сам дает исторически не верную датировку основания Тайшета. Как уже говорилось, в 1893 году никаких строительных работ на 2-ом участке, в том числе и на тайшетском, Средне-Сибирской железной дороги не велось. Удивительно: такие ошибки допускают не краеведы-любители, а руководители города Тайшета. Впрочим, ничего удивительного нет, такие неточности в определении времени основания населенных пунктов, района до сих пор имеют место быть в официальных документах .

      Таким образом, названные архивные документы нельзя принимать как достоверные источники, так как они противоречат друг другу, опровергаются иными архивными документами. Кроме этого, в рассмотренных документах нет ссылок на первоисточники.

В 1993 году сотрудники лаборатории архитектурного наследия при архитектурном факультете Иркутского государственного политехнического института по заказу Иркутского Центра сохранения историко-культурного наследия провели исследование. Целью было дать научное описание развития населенного пункта Тайшет, составить список городских объектов, представляющих историко-архитектурную ценность, и провести инвентаризацию памятников истории и культуры.

     В отчете по итогам проведенной работы сказано буквально следующее: «История Тайшета писалась с «чистого» листа» начиная с 1890 года». К названной исследовательской работе приложен список объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В список попало 59 объектов, из них 15 (это 25.4 %) якобы построены в период 1890-1895 гг. (девять жилых домов, здания двух контор, здания двух жилых казарм, одно здание школы, одно здание склада).

На пятой странице отчета написано: «Условно можно разделить архитектурную историю Тайшета на несколько этапов: 1. Этап первоначального строительства 1890 — 1897 гг.».

     На шестой странице изображена «Схема первоначальной планировки /реконструкция на 1895 г./» с надписью «Точка архивной фотосъёмки приблизительно 1893 г.».

    Таким образом, ученые-архитекторы утверждают, что населенный пункт Тайшет основан в 1890 г., и к 1895 году здесь имелось не менее 15-ти зданий различного назначения. Сразу же отметим, такого достаточно большого населенного пункта, составители списка населенных пунктов в полосе строящейся железной дороги в 1896 году не могли не заметить! Почему же они его «не заметили»?

    В отчете сотрудников ИрГПИ ни одно их утверждение не подтверждено документально, не пояснены некоторые ссылки на какие-то архивы. Например, что это за «архивная фотосъемка приблизительно 1893 года»?

     Обратимся еще к одной научной статье. В Интернете на сайте «Иркипедия. Всё о Приангарье» в разделе «Города Иркутской области» в статье Винокурова М.А. и Суходолова А.П. о Тайшете написано: «Своим появлением Тайшет обязан Транссибирской магистрали. При ее строительстве весной 1897 года было основано небольшое поселение, где осенью того же года, с началом железнодорожного движения, открыли станцию…».

     В статье дан перечень основных событий, среди которых события, указывающие на дату основания: «Весна 1897 года. В период прокладки Транссиба вблизи реки Тайшетки основано поселение; осень 1897 года — прибытие первого поезда и открытие железнодорожной станции Тайшет…».

      Во-первых, не указано что это за поселение. На самом деле это был поселок строителей и железнодорожников при станции Тайшет. Авторы статьи не сделали такого уточнения, а ограничились общим понятием «поселение». Что считать под словом «основано» поселение»? Авторы рассматриваемой статьи не объясняют это. Основано – началось строительство поселка? Если так, то это произошло не в 1897 году, а гораздо раньше, в 1894.

    Далее. Указана дата прибытия первого поезда – осень 1897 года. Здесь вовсе непонятно. О каком поезде идет речь? О поезде, сформированном специально для торжественной встречи, как это было в Иркутске? Такой торжественной встречи в Тайшете не было. Нет никаких упоминаний в литературе о строительстве Сибирской железной дороги о такой встрече. Или строительный поезд? Если строительный поезд, то он прибыл на ст.Тайшет вместе с укладкой главного пути – в мае-июне 1897 года, а не осенью.

      Возможно, речь идет о пассажирских или товарных поездах, а не рабочих строительных? Тогда обратимся еще к одной научной книге – «Железнодорожный транспорт Восточной Сибири. Из 19 в 20 век. 1837-1941 гг.». Так вот, по сведениям из этого издания, «пассажирское движение между станциями Ключинская — Иркутск открылось 1 сентября 1898 года. Тогда же началось товарное движение».

     Уточним сведения о начале движения разных поездов из другого источника. «Средне-Сибирская железная дорога открывалась для временного движения поездов участками: участок Канск – Ключи (Ключинская) — 1 января 1898 года; Ключи — Тулун — 15 февраля 1898 года. Правильное же движение поездов на всем протяжении дороги от Красноярска до Иркутска началось 1 января 1899 года.

      В исследовании проанализировано 3 опубликованных источника, 1 справочник, 8 архивных материалов, 2 материала периодической печати, 5 материалов в Интернете. В результате работы установлено, что на сегодняшний день множество мнений по дате основания населенного пункта Тайшет, о событии как отправной точкой истории Тайшета, о времени укладки главного пути Сибирской ж/д на ст.Тайшет, по дате прибытия первого поезда на ст.Тайшет, о первой форме поселения под названием Тайшет, о его первой улице и первом жителе. Все это позволяет сказать, что по прошествии почти 120 лет со времени начала строительства Сибирской железной дороги и станции Тайшет нет подлинной начальной истории этой крупной ныне станции ВСЖД. Для выяснения этой истории впервые в тайшетском краеведении привлечены материалы РГИА.

     Основываясь на них, автор исследования считает: — за отправную точку истории Тайшета, как станции и как поселка при ней, следует взять 1894 год. Именно в этом году начались строительные работы на 11-он участке строительства ж/д от Красноярска до Иркутска;

— история города Тайшета началась с поселка при станции и его первой улицы Вокзальной (ныне Северовокзальная);
— южная сторона города началась с выселка в период 1900-1902 гг. Выселок (выселки), в России сельские поселения, все жители которого переселились из другого населенного пункта. Обычно сохранялось название прежнего поселения с добавлением слова «Выселок».

— первым жителем Тайшета нельзя считать человека, поселившегося на южной стороне города, так как она возникла позже, чем северная, то есть поселок при станции;
— вести отчет юбилейных годовщин от времени получения Тайшетом статуса «город» (1938 г.) не правильно, так как это перечеркивает всю его начальную историю продолжительностью 44 года. Это почти половина всей истории Тайшета, если вести отчет с 1894 г.

— начальным событием истории Тайшета надо взять не укладка главного пути на станции Тайшет, не прибытия первого поезда, а первый колышек забитый строителями на тайшетском участке Сибирской железной дороги.

                    6. О формировании нашего культурно-исторического наследия

Список памятников прилагается

   

г.Бирюсинск , кладбище

Исследовательская работа Шагавалеевой А. (СОШ №85), Селезнев Е.С. «Специальные мемориальные сооружения и знаки в Тайшетском районе устанавливались на протяжении многих лет – с 1894 года, то есть с начала строительства Тайшета. Со временем некоторые строения Тайшета получили статус памятника. Всего существует 78 мемориальных сооружений, но и это не полный список, многие памятники еще не выявлены.

     Наиболее многочисленны памятники посвященные событиям и участникам русско-японской войны 1905 г. – 1, революций — 2, гражданской войны (1918-1920 гг.) – 12 (15.3%) и Великой Отечественной войны (1941 г.-1945 г.) – 39 (50 %), всех военных конфликтов ХХ века -2, всего 56 сооружений, это 72 %.

     Из них 25 сооружения (это 44.6 % от числа 56 всех сооружений памятников), установленных в память о событиях и людях времен революций, гражданской и Великой Отечественной войны было установлено в 1967 г., 1985 г., 1988 г., 1995 г., 2004 г., то есть за пять лет. Это больше чем во все остальные годы вместе взятые (приложение 2).

Чем это объясняется? Чем эти годы были знаменательны? Какие памятники в эти годы установлены?

   1967 г. — это год 50-летия Великой октябрьской социалистической революции, к власти пришли большевики-коммунисты, год когда в СССР стали праздновать День Победы и устанавливать памятники.

    1967 г. В этот год были установлены: братская могила ?????; памятник-обелиск воинам-землякам; памятник выпускникам и учителям школы №85, отдавшим жизнь в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны; памятник-обелиск воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны; мемориальная доска на доме, где в 1919 г. заседал штаб Шиткинского партизанского фронта «В этом доме в 1919 году находился штаб Шиткинского фронта» (п.Шиткино); обелиск на братской могиле партизанам Шиткинского фронта «Партизанам Шиткинского фронта Белкину П.Ф., Крячику М.С., Шилову, павшим в боях за власть Советов»; стелы воинам-землякам в п. Квиток, в сёлах Короленко, Шевченко, Неожиданное, ст. Невельская, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

    Следующий год массового установления памятников 1985 г. — это год 40-летия Победы в Великой Отечественной войне, тайшетцы стремились достойно отметить этот юбилей Победы, потому много было поставлено памятников:

— мемориальная доска, где с 1919 по 1936 годы жил Герой Советского Союза Н. Д. Пахотищев; мемориальная доска в память о выпускнике школы №85, о Герое Советского Союза Н.Д. Пахотищеве на здании школы №85; мемориальная доска учителям и ученикам ж.д. школы №85 (1), погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945; памятник воинам-землякам сёлах Шелехово, Ингаш, Сергино, погибшим в годы Великой Отечественной войны; памятник воинам-землякам села Берёзовка и деревни Серафимовка, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, установлен в селе Берёзовка, в парке рядом со школой и административным зданием ОАО «Байроновское»; стела воинам-землякам сёл Половино-Черемхово, Еловка, Новониколаевка, Михайлово-Шахово, Широкий Лог, Пишет, Корневище, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

    В 1988 г. памятники ставили тайшетцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и Гражданской войны (1918 -1919 гг.) – 4 памятника: мемориальная доска И.А. Теодоровича; мемориальная доска первому Волостному совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; стела воинам-землякам села Старый Акульшет, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны; стела воинам-землякам села Николаевка и деревни Новошелехово, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

    2004 год – это год кануна 60-летия Победы, потому и ставили много памятников в честь предстоящего юбилея Победы- 4 памятника:

— стела воинам-землякам сёл Рождестевенка, Еланка, Покровка, Камышлеевка, Приображенка, Туманшет, Перевоз, Цыганки, Светлая, погибшим в годы Великой Отечественной войны; мемориальная доска в память о Герое Советского Союза Кублицком Алексее Александровиче; мемориальная доска в память о Герое Советского Союза Гореликове Иване Павловиче; мемориальная доска в память о Герое Советского Союза Капустине Михаиле Денисовиче.

    Таким образом, в Тайшете и Тайшетском районе массово увековечивалась память о военных событиях (революция, гражданская война, Великая Отечественная война) и о людях, погибших в эти годы. Тем самым подчеркивалась значимость этих событий для тайшетцев. Но памятники ставили накануне празднования разных событий гражданской войны, и Дня Победы, то есть накануне событий. Это приобретало характер кампаний, часто по указке или побуждению вышестоящих органов или местной власти. Кампанейщина – это отсутствие планомерности, систематичности в работе.[11] Реже памятники устанавливались в обычные годы и по собственной инициативе тайшетцев.

     Специальные мемориальные сооружения и знаки, не увековечивающие события войн и революций сооружений в память о событиях не связанных с войнами и революциями в Тайшетском районе не устанавливали до сегодняшнего времени, то есть до 21 века. Такие события были в прошлом, но они еще не оценены обществом окончательно, их значимости не столь однозначны для многих тайшетцев. Например, жертвы политических репрессий в СССР в годы сталинизма. Только в последние годы часть тайшетцев начала увековечивания памяти о таких событиях и людях, с ними связанных. Вот так однобоко воспринимали тайшетцы свою историю. Появились сооружения в память о строительстве БАМа, и еще памятники жертвам политических репрессий и ГУЛАГа, японским военнопленным, умершим в лагерях на тайшетской земле. Работа по выявлению таких памятников продолжается, идет не только установление специальных мемориальных сооружений. Они до сих пор не включены в списки объектов историко-культурного наследия, органами муниципальной власти не охраняются. Нет и районного общества охраны памятников истории и культуры. Такая первая особенность установления разных памятников. Автором исследования составлен список объектов историко — культурного наследия, хранящие память о жертвах политических репрессий, депортации, лагерях ГУЛАГа.  ), назвав их памятниками лагерного прошлого Тайшетского района.

Классификация объектов культурного наследия и обобщение полученных сведений дало ещё такие результаты. За 116 лет (1903 – 2016 гг.) было выявлено и установлено 78 объектов историко-культурного наследия, из них к 20 веку относится 54 объекта (в том числе два промышленных здания), а за 16 лет 21 века уже выявлено и установлено 20 объектов. Это значит, что работа по увековечиванию памяти и по выявлению памятников активизировалась.  

     В Тайшетском районе не ставили памятники людям за трудовой, общественный вклад в развитие экономики, культуры и других сфер жизни Тайшета, Тайшетского района. Таких специальных сооружений – мемориальных досок, всего 4: в память и в признание заслуг охотоведа, писателя Янковского К.Д.(п.Шиткино, 2003 г.) и Владимирову В.И. (г.Бирюсинск, 2014 г.). Есть еще два памятника – стелы, в память о погибших тайшетцах от рук классовых врагов в первые годы Советского государства: комсомолец Столяров (п.Тремино, 1968 г.), Цветков, селькор Цветков (с.Шелехово, 1990 г.). Так что за мирный труд поощрены всего двое.

    Мало в Тайшетском районе таких объектов культурного наследия как здания, памятники письменности, памятники живописи, памятники ваяния, резьбы, изделия из золота, серебра, меди и железа. К числу памятников – здания утилитарного назначения — относятся только два здания: бывшее паровозное депо, водонапорная башня, построенные в начале ХХ в. Они ровесники Тайшета. Однако, они не относятся к числу специальных мемориальных сооружений, это памятники архитектуры, так как никаких исторических событий с ними не связаны. Архитектурных памятников в Тайшете насчитывается около 54,[12] но эта цифра уже устарела, так как такие памятники уничтожаются.

Ведется работа по выявлению инженерных сооружений на бывших первых железнодорожных участках Транссиба, построенных в конце 19-начале 20 вв., которые будут относиться ныне к объектам культурного наследия. (приложение 4 ). Обнаружено и занесено на карту шесть объектов, представляющих историко-культурное наследие. [13] Кроме того выявляются памятники природы – пещеры Тайшетского района, но до сих пор еще не сделаны описания названных объектов, не проведена их оценка, не поставлены на учет и охрану.

Loading